ПРИКАЗ ГТК РФ от 22.10.2001 N 1005 (ред. от 12.05.2003) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ (РЕКОНСТРУКЦИИ), ОБУСТРОЙСТВУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ, МОРСКИХ (РЕЧНЫХ) И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



II. Архитектурно-планировочная часть


7. Проектирование служебных и специальных помещений в ВПП производится в соответствии со СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания", 2.11.01-85 "Складские здания", 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения". При этом должно быть предусмотрено наличие (приложение 1):

: В связи с утратой силы СНиП 2.08.02-89, следует руководствоваться принятым взамен СНиП 31-06-2009

- служебных помещений (комнат, кабинетов для размещения сотрудников подразделения таможенного органа);

- помещений, для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления физических лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации;

- помещений и площадок для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (стоянки воздушных судов, досмотровые площадки в местах хранения товаров);

- складских помещений и площадок;

- специальных помещений.

8. Все помещения для размещения сотрудников таможенного органа в ВПП должны быть выделены в единый блок с отдельным входом для сотрудников и посетителей и запасным выходом. Для исключения несанкционированного доступа в служебную зону и поддержания пропускного режима отдельный вход в нее должен быть оборудован местом пропуска сотрудников и посетителей.

9. Залы таможенного контроля должны быть предусмотрены в международном секторе аэропорта на прилете, вылете и транзите товаров физических лиц, пересекающих границу, в этом же секторе должен быть предусмотрен зал официальных лиц и делегаций.

10. Залы таможенного контроля должны исключать возможность контакта между физическими лицами, следующими в различных направлениях, проходящими контроль и встречающими (провожающими). Залы могут быть разделены перегородками или находиться в несмежных помещениях.

11. Зал таможенного контроля на прилет должен включать последовательно по направлению движения пассажиров:

- сектор накопления пассажиров;

- сектор обработки и получения багажа пассажиров;

- сектор ожидания, заполнения и оформления документов;

- сектор таможенного контроля.

12. В секторе таможенного контроля должны быть предусмотрены:

- рабочие места сотрудников таможенных органов (стол для досмотра товаров физических лиц, стойка для работы с таможенными документами);

- места опроса физических лиц;

- комнаты личного досмотра физических лиц, оборудованные в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

- комнаты старшего группы оформления;

- комнаты дежурной смены;

- технические средства таможенного контроля;

- технические средства радиационного контроля;

- средства связи.

13. В секторе ожидания, заполнения и оформления документов для оформления физическими лицами таможенных деклараций и иных документов должно быть предусмотрено наличие столов и стоек.

14. Зал таможенного контроля на вылет должен включать последовательно по направлению движения пассажиров:

- сектор ожидания и заполнения документов;

- сектор таможенного контроля;

- сектор регистрации и обработки багажа пассажиров;

- сектор накопления пассажиров.

Зал таможенного контроля должен исключать возможность контакта физических лиц, проходящих контроль, с посторонними лицами и доступа последних в него.

Обустройство сектора таможенного контроля, то же, что в секторе таможенного контроля на прилет.

15. В зале официальных лиц и делегаций должны быть помещения, средства контроля и связи, необходимые для проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров официальных лиц.

16. В транзитном зале предусматривают наличие служебных помещений для оперативной работы сотрудников таможенного органа.

17. Площадки для таможенного контроля и таможенного оформления транспортных средств должны соответствовать условиям для создания полноценного таможенного контроля и таможенного оформления воздушных судов, выполняющих международные рейсы. Площадки включают в себя стоянки пассажирских и грузовых воздушных судов.

При наличии в ВПП участка переработки грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в его пределах должны иметься площадки (стоянки) для:

- накопления партий товаров, таможенного оформления и таможенного контроля грузового автотранспорта при его убытии за границу;

- таможенного оформления и таможенного контроля грузового автотранспорта при его прибытии из-за границы;

- накопления партий товаров, таможенного оформления и таможенного контроля легкового автотранспорта при его убытии за границу;

- таможенного оформления и таможенного контроля легкового автотранспорта при его прибытии из-за границы;

- хранения изъятых товаров и транспортных средств.

Площадки при необходимости оборудуются боксами контроля - углубленного досмотра автотранспортных средств, а для контроля грузового автотранспорта - средствами малой механизации (число боксов определяется расчетами при проектировании в зависимости от грузопотока).

Зоны таможенного контроля в секторах прилета и вылета создают в соответствии с требованиями приказа ГТК России от 13.07.2000 N 594 "Об утверждении положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля" (зарегистрирован Минюстом России 14.08.2000, peг. N 2354).

Зона таможенного контроля должна быть огорожена непрозрачными перегородками высотой не менее 2 м с расположенными (по ходу движения) дистанционно управляемыми калитками шириной прохода не менее 1,5 м. По возможности ставят перегородки с односторонней прозрачностью со стороны зоны таможенного контроля.

К зоне таможенного контроля товаров физических лиц должны предъявляться следующие требования:

- к площадке должен быть обеспечен подъезд грузового автотранспорта и погрузочной техники с шириной маршрута не менее 2,5 метра, уклоны на маршруте не должны превышать 5%;

- зона таможенного контроля на прилет должна иметь ограждение с проходами для физических лиц на входе в нее и на выходе из нее;

- в нерабочее время зоны таможенного контроля должны закрываться и ставиться под охрану, входные двери в зону должны быть раздвижными либо открывающимися наружу;

- рентгеновские аппараты должны устанавливаться парами так, чтобы операторы располагались лицом друг к другу, а проход для физических лиц находился посредине, его ширина - не менее 1,8 м, ширина прохода для пассажиров у одиночного рентгеновского аппарата - не менее 1,2 м, для производства технического обслуживания и ремонта с боковых сторон рентгеновского аппарата должен быть проход шириной 0,8-1 м;

- расстояние от перегородки со стороны входа до начала транспортера рентгеновского аппарата и от конца досмотрового стола до перегородки со стороны выхода - не менее 2 м, общая длина зоны таможенного оформления и таможенного контроля должна быть не менее 10 м;

- для обслуживания инвалидов необходимо предусмотреть маршруты их движения к месту таможенного контроля и таможенного оформления без лестничных маршей или отдельный вход, оборудованный подъемными приспособлениями;

- на маршруте следования физических лиц из зала таможенного контроля до борта воздушного судна и в обратном направлении должна быть исключена возможность их отклонения от маршрута следования и контакта с лицами, не участвующими в технологической схеме таможенного оформления и таможенного контроля.

18. Складские помещения и площадки в ВПП предназначены для хранения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и находящихся под таможенным контролем в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Складские помещения и площадки могут разделяться на предназначенные для хранения товаров, перемещаемых в процессе грузовых перевозок, и перемещаемых в ручной клади физических лиц.

Складские помещения для хранения отдельно следующего багажа физических лиц и невостребованного багажа должны находиться в международном секторе, в непосредственной близости от залов таможенного контроля. Допускается хранение таких товаров на складе для товаров, перемещаемых грузовыми рейсами, в случае его нахождения в непосредственной близости от залов таможенного контроля.

Во всех складских помещениях должны быть оборудованы рабочие места сотрудников таможенного органа (мебель, оргтехника, средства связи, технические средства таможенного контроля и напольные весы).

На складах временного хранения товаров, перевозимых грузовыми рейсами, должны быть выделены служебные помещения и непосредственно в складских помещениях оборудованы рабочие места для сотрудников таможенного органа.

При проектировании складских помещений необходимо учитывать характер грузов, их вес, количество поступлений в день, время хранения, способ хранения и т.д.

Специальные помещения могут располагаться как в административном блоке подразделения таможенного органа, так и в залах таможенного контроля.

Состав специальных помещений следующий:

- аккумуляторная;

- лаборатория;

- фотолаборатория;

- комната хранения оружия и специальных средств защиты (располагается рядом с комнатой дежурного по подразделению таможенного органа);

- помещение для служебных собак;

- архив;

- комната специальной техники;

- комната хранения, ремонта технических средств контроля, средств связи;

- место для заряжания, разряжания и чистки оружия;

- касса;

- специальное помещение для хранения радиоизотопных приборов и источников ионизирующих излучений площадью не менее 10 м2, располагаться так, чтобы дежурная служба обеспечивала его физическую защиту.

19. Площадь специальных помещений, а также их число и возможность совмещения уточняют на этапе проектирования в зависимости от увеличения пассажиро- и грузопотока на перспективу.

20. В ВПП должны быть предусмотрены специальные площадки для досмотра и хранения делящихся и радиоактивных материалов, расположенные в изолированных местах и удаленных от массового скопления людей.

21. Состав, тип и место установки применяемого оборудования определяют в процессе проектирования конкретного ВПП при разработке архитектурно-планировочного решения. При выборе типа систем (средств) и состава оборудования технических средств учитывают:

- требования, предъявляемые к работе ВПП заказывающим таможенным органом (далее - Заказчик);

- задание на проектирование;

- координаты места установки оборудования;

- объем, площадь и конфигурацию ВПП;

- реальные возможности проведения монтажных работ (обеспеченность специальными машинами и механизмами);

- природно-климатические условия окружающей среды;

- необходимость обеспечения электромагнитной совместимости аппаратных средств, а также обеспечения их защиты от вибрации и механических воздействий;

- необходимость обеспечения экологических эргономических и медико-биологических условий для работы персонала.

В зависимости от назначения и особенностей объекта, а также характеристик контролируемых грузов (товаров) и воздушных судов, требований к таможенному контролю и технологии его проведения состав технических средств таможенного контроля ВПП, определяется нормативными правовыми актами ГТК России и может дополняться новыми видами технических средств таможенного контроля.

Требования к помещениям и температурно-влажностному режиму в них определяются критичными параметрами размещаемых технических средств таможенного контроля и требований санитарных норм и правил в зависимости от оборудования и количества обслуживающего персонала.

22. Для содержания собак необходимы специальные помещения - павильоны, разделенные на кабины, к которым примыкают вольеры (приложение 5).

Помещения для служебных собак должны отвечать зоогигиеническим требованиям, защищать собак от климатических особенностей зимнего и летнего погодных периодов, а также от доступа посторонних лиц и чрезмерного шума.

23. Помещение для собак необходимо строить на возвышенном сухом месте, удаленном от построек.

Территорию для содержания собак огораживают с учетом невозможности их визуального контакта с посторонними лицами.

На территории размещаются помещения кинологической службы:

- комната кинологов;

- кухня;

- кладовая для длительного хранения продуктов;

- комната для хранения инвентаря и спецсредств.

24. При проектировании ВПП наличие и необходимое количество собак определяется характером и объемом планируемого грузового и пассажирского потоков.