"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ, ИСПРАВЛЕННАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ)" (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21.06.99 N ВК 477) (Приложение 1, таблицы П1.1-П1.3), приложение 2) (Часть 1)



8. Оценка бюджетной эффективности ИП


8.1. Общие положения

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся*(19):


*(19) Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в связи с конкретными условиями.

- притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;

- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

- платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;

- платежи в погашение налоговых кредитов (при "налоговых каникулах");

- комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);

- дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

- предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;

- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;

- предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);

- бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.

Отдельно рекомендуется учитывать:

- налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки.

- государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев (см.п. 10.6).

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

- прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;

- изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;

- выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

- выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение ВНД и ИД бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов (см. разд. 12.2) при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

8.2. Расчет денежных потоков и определение бюджетной эффективности

Основой для расчета показателей бюджетной эффективности являются суммы налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней, определяемые с использованием табл. П3.11 с добавлением подоходного налога на заработную плату.

Ha основе данных таблицы составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта (табл. П3.14). Для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.

Пример 8.1 Вернемся к примерам 5.1 и 6.1 и определим бюджетную эффективность описанного там ИП (для упрощения - в текущих ценах). Также с целью упрощения проведем расчет только для консолидированного бюджета (без разделения на бюджеты различных уровней) и внебюджетных фондов. Расчет сведем в табл. 8.1, приняв норму дисконта для бюджетной эффективности равной 20%.

Данные из табл. 5.1, 6.1 и 6.2 берутся по абсолютной величине (с положительным знаком), так как они теперь входят в денежные притоки.

НДС на шаге 8 - это НДС за реализованное оборудование (ценой 10 единиц без НДС) и за проводимые ликвидационные работы (ценой 90 единиц с НДС).

Множитель 0,12 в стр. 8 табл. 8.1 учитывает процентную ставку подоходного налога. Он должен зависеть от налогового законодательства и от предусмотренного в проекте уровня зарплаты.

Таблица 8.1.

Номер строки Показатели Номер на шаг расчета (m)
0 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Притоки (стр.2 + стр.9) 0 17,03 40,12 41,84 27,92 71,60 71,41 54,58 20,92
2 Налоговые поступления, всего (сумма строк от 3 до 8) В том числе от налогов: 0 17,27 36,20 38,38 23,91 67,63 67,24 50,41 17,00
3 - НДС (табл. 5.1; стр.3 - стр.8) 0 8,00 17,00 17,00 12,00 26,00 26,00 21,00 17,00
4 - на имущество (табл. 5.1; стр.14) 0 1,85 2,85 2,34 1,83 2,43 1,74 1,05 0
5 - в дорожный фонд, на ЖФ и объекты CKC (табл. 5.1; стр.15) 0 3,00 5,00 5,00 4,00 7,00 7,00 6,00 0
6 - на прибыль (табл. 6.1; стр.13) 0 0,53 9,81 11,90 4,63 24,72 25,12 16,96 0
7 - на дивиденды и распределяемую часть амортизации (табл. 6.2; стр.11) 0 0 0 0,14 0 5,99 6,08 4,11 3,92
8 Подоходный налог с работников (0,12 х табл. 5.1, стр.6) 0 0,87 1,30 1,30 1,30 1,30 1,30 1,30 0
9 Отчисления на социальные нужды (Табл. 5.1, стр.7) 0 2,78 4,17 4,17 4,17 4,17 4,17 4,17 0
10 Денежный поток (стр.1) 0 17,03 40,12 41,84 27,92 71,60 71,41 54,58 20,92
11 Коэффициент дисконтирования 1 0,83 0,69 0,58 0,48 0,40 0,33 0,28 0,23
12 Дисконтированный поток (стр.10 х стр.11) 0 14,19 27,86 24,22 13,47 28,77 23,91 15,23 4,87
13 ЧДД бюджета 152,52

В рассматриваемом примере бюджетные оттоки равны нулю. Если государственные гарантии также отсутствуют, то единственным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета. Если же дополнительно предположить, что в примере 6.1 на 60% заемных средств (т.е. на 40,56 единицы, как вытекает из стр. 21 табл. 6.1.) даются государственные гарантии, то полезно учитывать и показатель

ИДГ=152,52приблизительно=3,76
40,56

Полученные значения показателей бюджетной эффективности предполагают максимально возможную выплату дивидендов и распределение амортизации в конце проекта. Другое крайнее значение бюджетной эффективности получается без учета налога на дивиденды и распределяемую амортизацию (без стр. 7 табл. 8.1). В этом случае ЧДД бюджета = 145,94; ИДГ = 3,60.

Учет инфляции, неопределенности и риска

Этот блок включает два раздела: разд.9 "Учет инфляции при оценке эффективности ИГГ" и разд. 10 "Учет неопределенности и риска при оценке эффективности". В первом из них излагаются вопросы, связанные с методами учета инфляции для проектов, реализуемых с использованием одной или нескольких валют, во втором особое внимание уделено методам учета факторов риска и неопределенности при формировании проекта, оценке его устойчивости и расчете обобщающих показателей эффективности.