"МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА. МДК 2-04.2004" (утв. Госстроем РФ)



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА


Введение

За последние годы в ходе реформирования собственности и реализации программных мер по реформированию жилищной сферы существенным образом изменились организационно-экономические условия содержания и ремонта жилищного фонда всех форм собственности.

Это в свою очередь вызвало необходимость пересмотра основополагающих принципов и определений составляющих комплексного процесса содержания и ремонта жилищного фонда, а также собственно нормативной схемы организации и регламентирования этого процесса. Существенным стимулом такой работы стал выход в 2003 г. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".

В настоящем издании приведены принципиально новые и важные материалы, определяющие новую схему содержания и ремонта жилья, отличную от существовавшей длительный период системы технической эксплуатации; современные и канонические требования к реализации технологических процессов, работ и услуг; механизмы реализации прав потребителей жилищных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей"; перечни обязательных работ, входящих в плату за содержание жилья и в плату за ремонт (текущий ремонт) жилья, а также перечень дополнительных работ, выполняемых по заказам и за счет средств потребителей.

Необходимость выпуска настоящего издания диктуется также отсутствием на местах подобного рода методической литературы.

Авторы заранее благодарят всех приславших свои отзывы и замечания по настоящему Методическому пособию.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Методическое пособие (далее - Пособие) разработано на основе Гражданского кодекса Российской Федерации <1>, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" <2>, Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с учетом основных положений Федерального закона от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".


<1> Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32, ст.3301, от 29 января 1996 г. N 5. ст.410 с изменениями, внесенными федеральными законами от 17 декабря 1999 г. N 213-ФЗ, от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ, от 24 октября 1997 г. N 133-ФЗ, от 12 августа 1996 г. N 111-ФЗ, от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ, от 20 февраля 1996 г. N 18-ФЗ.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст.140 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ

1.2. Методическое пособие разъясняет и конкретизирует структуру, состав работ <3> и услуг, современные нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества жилого дома, технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, текущего ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома в целях:


<3> В структуру работ не включены работы капитального характера, идеология и современная специфика которых изложены в отдельном нормативном акте (выпуск планируется в 2004 г.)

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды;

обеспечения сохранности, повышения уровня обслуживания жилищного фонда всех форм собственности;

неукоснительной реализации единых требований к содержанию и ремонту жилищного фонда;

обеспечения реализации прав потребителей жилищных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

1.3. Пособие может быть использовано органами местного самоуправления, организациями, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд, организациями различных организационно-правовых форм, осуществляющих управление и (или) обслуживание жилищного фонда, а также органами государственного контроля и надзора в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в качестве вспомогательного методического материала по вопросам содержания и ремонта жилищного фонда.

1.4. С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, технических регламентов по содержанию и ремонту жилищного фонда и других нормативных правовых и нормативно-технических актов в настоящее Пособие будут вноситься необходимые изменения и дополнения.

1.5. Права и обязанности нанимателей, собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме в части пользования, содержания и ремонта собственно жилых помещений регламентируются Правилами пользования и содержания жилых помещений, утверждаемыми постановлением Правительства Российской Федерации, и в настоящем Пособии не рассматриваются.

2. Структура и состав работ и услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда

2.1. Содержание жилищного фонда включает в себя комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций жилого дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно или с установленной нормативными документами периодичностью с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния:

а) технический надзор за состоянием общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний;

б) выполнение мероприятий по подготовке к сезонной эксплуатации общего имущества жилого дома (ограждающих конструкций, подъездов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) с учетом требований нормативно-технических документов, замечаний и предложений органов государственной жилищной инспекции, Госэнергонадзора, государственной противопожарной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы;

в) незамедлительное устранение аварий и неисправностей в общем имуществе жилого дома, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей;

г) выполнение работ по санитарной уборке и очистке общего имущества жилого дома (подъездов, чердаков, подвалов) и придомовых территорий, в том числе по уходу за зелеными насаждениями.

Перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание жилья, приведен в приложении 1 к настоящему Пособию.

2.2. Текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), приведен в приложении 2 к настоящему Пособию.

2.3. Структура работ и услуг, взаимосвязь отдельных "блоков" комплексного процесса содержания и ремонта жилищного фонда схематически изображены на рисунке 1.

Содержание и ремонт жилищного фонда
Содержание Ремонт
Содержание общего имущества жилого дома Техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома Текущий ремонт общего имущества жилого дома
Технический надзор Восстановление исправности или работоспособности жилого дома, частичное восстановление его ресурса с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры
Плановые общие и частичные осмотры (обследования) крыш, чердаков, подъездов, подвалов, фасадов и внешнего благоустройства Плановые общие и частичные осмотры (обследования) общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений
Подготовка к сезонной эксплуатации
Поддержание в исправности и работоспособности конструкций, помещений и инженерного оборудования жилых квартир по заказам и за счет средств потребителей <*>
Крыши, чердаки, подъезды, подвалы, фасады и внешнее благоустройство Общие коммуникации, технические устройства и технические помещения
Аварийное обслуживание незамедлительное устранение аварий и неисправностей
Санитарная очистка подъездов, чердаков, подвалов и придомовых территорий


<*> При условии, что собственники, наниматели жилых помещений осуществили замену или модернизацию технических устройств и (или) оборудования в них до истечения срока службы за счет собственных средств

3. Общие требования к организации содержания и ремонта

3.1.1. Требования об информировании потребителей жилищных и коммунальных услуг - нанимателей, собственников жилья в многоквартирных домах (далее - потребители) - базируются на принципах открытости, "прозрачности", полноте и доступности информации.

3.1.2. Собственник государственного, муниципального жилищного фонда, уполномоченное им юридическое лицо (далее - уполномоченный собственника), управляющая организация (компания) обязаны предоставить потребителю следующую информацию:

- перечень исполнителей по отдельным видам услуг - управляющей организации (компании) и организации, обслуживающей данный жилищный фонд; предприятиям водо-, тепло- и энергоснабжения с указанием их адресов и телефонов;

- телефоны и адреса аварийно-ремонтной службы жилищного хозяйства и аварийно-диспетчерских служб коммунальных и специализированных предприятий;

- телефон и адрес территориального органа Государственной жилищной инспекции.

Примечание - Данная информация должна размещаться у входов в жилые дома в месте, удобном для ознакомления потребителями.

3.1.3. Исполнитель (производитель работ) - организация, обслуживающая данный жилищный фонд, подрядная ремонтная организация - обязан предоставить потребителю следующую информацию:

- полное наименование, режим работы всех подразделений, служб и отделов <4>, их адреса и телефоны;


<4> Режим работы исполнителя должен предусматривать возможность обращения потребителей в удобное для них время (в том числе - один из выходных дней)

- перечень обязательных жилищных и коммунальных услуг ЖКУ, предоставляемых исполнителем в счет установленной ежемесячной оплаты ЖКУ;

- порядок и условия выполнения дополнительных работ и услуг по заказам и за счет финансирования потребителями;

- установленные в данном муниципальном образовании стандарты и (или) нормативы предоставления жилищных и коммунальных услуг, имеющие в своем составе предельные сроки устранения аварий и неисправностей, периодичность выполнения различных видов работ и услуг;

- планируемые на календарный год и (или) сезон года объемы работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию данного жилого дома, секции, подъезда (размещается у входа в жилые дома в удобном для ознакомления месте);

- сроки и качественные (характер) изменения условий предоставления отдельных видов жилищных и коммунальных услуг и их продолжительность как в плановом порядке (подготовка жилья к сезонной эксплуатации), так и непредвиденные: отключения систем центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения; отклонения в периодичности уборки и вывоза ТБО (информация размещается у входов в жилые дома и (или) доставляется в абонентские почтовые ящики);

- размеры тарифов, установленных для населения в данном муниципальном образовании по каждому виду жилищных и коммунальных услуг, порядок и форма (образец) оплаты, условия корректировки размера платежей при нарушении исполнителем договорных обязательств или стандартов и (или) нормативов предоставления ЖКУ;

- порядок, условия и форма обжалования нарушения (неисполнения) исполнителем своих обязательств;

- список должностных лиц, имеющих право доступа в жилое помещение потребителя с его разрешения (при документальном подтверждении личности должностного лица) для ликвидации аварий и неисправности, осмотра и технического обслуживания общего имущества (систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) и конструктивных элементов жилого дома.

3.1.4. Контроль полноты и доступности информации, предоставляемой потребителям ЖКУ собственником (уполномоченным собственника), управляющей организацией (компанией) и исполнителем, возлагается на территориальные органы Государственной жилищной инспекции Российской Федерации.

4. Специальные требования

4.1.1. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом "О пожарной безопасности", законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также нормативными документами уполномоченных государственных органов противопожарной службы в целях обеспечения противопожарной безопасности при проведении работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.

4.1.2. Требования пожарной безопасности обязательны для исполнения всеми собственниками жилых домов, организациями, в управлении которых находятся жилые здания, в том числе товариществами собственников жилья, а также управляющими организациями (компаниями), ремонтно-эксплуатационными и специализированными предприятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности, выполняющими работы по содержанию и ремонту жилищного фонда.

4.1.3. Должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, обязаны на основе нормативно-технических (нормативных) и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, разрабатывать (организовывать разработку) инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого вида или для комплекса технологически взаимосвязанных видов работ по содержанию и ремонту жилищного фонда исходя из специфики пожарной опасности зданий, инженерных систем и оборудования, технологических процессов по ремонту и содержанию жилищного фонда.

4.1.4. В инструкции о мерах пожарной безопасности при проведении работ по содержанию и ремонту жилищного фонда должны быть включены: требования пожарной безопасности при проведении работ по содержанию территорий и общего имущества жилых домов; требования пожарной безопасности к содержанию систем отопления и вентиляции; требования пожарной безопасности к содержанию и ремонту электроустановок; требования к содержанию сетей противопожарного водоснабжения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты; порядок действия при пожаре, возникшем в результате неисправностей инженерного оборудования, нарушения правил пожарной безопасности при выполнении работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, в том числе порядок эвакуации проживающих в жилом здании людей.

4.1.5. Руководители организаций, обслуживающих жилищный фонд, обязаны: пройти обучение мерам пожарной безопасности; назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность; организовать обучение ответственных лиц и инженерно-технического персонала в учреждениях, имеющих лицензию на данный вид деятельности; допускать к выполнению работ по содержанию и ремонту жилищного фонда персонал только после прохождения им противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы - организовывать дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров; обеспечить квалифицированную эксплуатацию систем пожарной защиты жилых зданий силами обученных специалистов, а также заключить договора со специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии.

4.1.6. В обязанность организаций, обслуживающих жилищный фонд, входит также выполнение следующих требований:

- обеспечение свободных проходов для передвижения людей на лестницах и противопожарных переходах;

- размещение противопожарного инвентаря и оборудования в местах, предусмотренных пожарной инструкцией;

- обеспечение освещения в любое время суток на лестничных клетках, в чердачных помещениях и технических подпольях, чистоты, а также доступа к сгораемым конструкциям и противопожарному инвентарю;

- обеспечение свободного выхода на крышу: выход должен осуществляться из чердачного помещения или непосредственно с лестничной клетки (в бесчердачных кровлях) в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

- обеспечение беспрепятственного проезда к жилым домам пожарных машин, а также доступа к пожарным водопроводным гидрантам и другим источникам водоснабжения, расположенным на придомовом участке (на фасадах зданий должны быть размещены указатели местонахождения пожарного гидранта и другие пожарные знаки);

- контроль за тем, чтобы слуховые окна были остеклены и закрыты, а двери на чердак заперты на замок (ключи следует хранить у дворника или ответственного лица в квартире, близко расположенной к чердаку);

- разработка и выполнение в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления мероприятий, направленных на уменьшение риска криминальных проявлений и их последствий, способствующих защите проживающих в жилом доме людей и минимизации возможного ущерба при возникновении противоправных действий: применение взрывозащитных конструкций, установок домофонов, кодовых замков, систем охранной сигнализации, защитных конструкций оконных проемов в первых, цокольных и верхних этажах, в приямках подвалов, а также дверей входных, ведущих в подвал, на чердаках (другие помещения), а также другие мероприятия, направленные на уменьшение рисков криминальных проявлений;

- обеспечение необходимых мер безопасности (устройство ограждений и защиту вентиляционных выпусков) на эксплуатируемых кровлях жилых домов (кроме жилых домов с помещениями общественного назначения на верхних этажах), кровлях встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, а также при входной зоне, в летних внеквартирных помещениях, в соединительных элементах между жилыми домами, в том числе открытых нежилых этажах (первом и промежуточных), используемых для устройства спортивных площадок для отдыха взрослых жителей дома, площадок для сушки белья и чистки одежды или солярия.

4.1.7. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут должностные лица и лица, назначенные в установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности собственником жилищного фонда (уполномоченным собственника) и организацией, обслуживающей жилищный фонд при выполнении работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также собственники квартир в многоквартирных жилых домах любой из форм собственности, выполняющие работы по содержанию и ремонту жилых помещений, в том числе по переоборудованию или перепланировке собственными силами или с привлечением подрядных организаций.

4.1.8. Нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) изложенных требований пожарной безопасности должностными лицами, а также гражданами влечет дисциплинарную, административную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль соблюдения требований к содержанию и ремонту жилищного фонда

5.1. Контроль соблюдения требований к содержанию и ремонту жилищного фонда в пределах своей компетенции осуществляется:

- органами местного самоуправления и уполномоченными ими соответствующими структурами - муниципальными (городскими) заказчиками на жилищные и (или) коммунальные услуги;

- Главной государственной жилищной инспекцией Российской Федерации и ее территориальными подразделениями;

- федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальными подразделениями;

- федеральным органом санитарно-эпидемиологического надзора и его территориальными подразделениями:

- федеральным органом противопожарной службы и его территориальными подразделениями;

- общественными объединениями потребителей, домовладельцев и собственников жилья, их союзами и ассоциациями.

5.2. Органы управления жилищным фондом, надзорные органы, организации и объединения, поименованные в п.5.1, вправе осуществлять контроль соблюдения требований к содержанию и ремонту жилищного фонда в следующих формах.

Проведение плановых и внеочередных проверок:

- наличие договоров о предоставлении жилищных и коммунальных услуг со всеми потребителями, соответствие их условий закону, настоящему Пособию и другим нормативно-правовым актам;

- соблюдение исполнителями установленных стандартов и (или) нормативов предоставления жилищных и коммунальных услуг, параметров надежности и критериев качества;

- соответствие фактических объемов и качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг;

- результаты устранения недостатков и упущений, зафиксированные в актах предыдущих проверок, а также результаты реагирования на жалобы и обращения потребителей;

- своевременность (степень оперативности) и качество устранения аварий и неисправностей в системах жизнеобеспечения жилых домов, выявленных потребителями;

- полнота наглядности, доступность и достоверность информации потребителей о порядке и условиях предоставления ЖКУ; удобство для потребителей графиков работы муниципального заказчика, управляющей организации (компании), исполнителя.

Осуществление в необходимых случаях экспертизы качества работ (услуг), тарифов, претензий потребителей и др. с привлечением независимых экспертов.

Осуществление иных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Результаты контроля должны направляться в органы местного самоуправления, управляющие организации (компании), исполнителям работ (услуг).