ПРИКАЗ РАО "ЕЭС РОССИИ" от 26.09.2005 N 644 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СТАНДАРТА "ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ЛИКВИДАЦИИ НАРУШЕНИЙ НОРМАЛЬНОГО РЕЖИМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЭНЕРГОСИСТЕМ"
6.2.2 Обесточивание сборных шин
Если отключение шин действием защит вызвало нарушение электроснабжения потребителей, обесточивание собственных нужд электростанции (или их части), значительную потерю генерирующей мощности, а работа устройств автоматического повторного включения, автоматического включения резерва неуспешна, необходимо опробовать напряжением обесточенные шины от любой транзитной линии (желательно без отпаечных подстанций), трансформатора (если это допускается заводом изготовителем), трансформатора или генератора энергоблока, работающего в режиме холостого хода.
При обесточивании обеих систем шин необходимо отключить шиносоединительный выключатель и произвести поочередное опробование напряжением каждой системы шин.
Запрещается подача напряжения на отключившиеся шины без выяснения причины отключения, если в распределительном устройстве производятся ремонтные работы или не обеспечена безопасность при операциях с выключателем 6-10 кВ.
В случае успешного опробования шин напряжением необходимо:
- восстановить питание собственных нужд электростанции;
- восстановить электроснабжение потребителей;
- синхронизировать генераторы, отделившиеся с собственными нуждами или находящиеся на холостом ходу;
- включить в сеть генераторы, остановленные вследствие причин, не препятствующих их включению в сеть.
Для ускорения подачи напряжения потребителям, питающимся по тупиковым схемам, в первую очередь необходимо переключить на неповрежденные шины тупиковые линии, подать напряжение потребителям, а затем приступить к переключениям остальных линий и оборудования.
Очередность подачи напряжения потребителям определяется их категориями.
6.2.2.1 Если отключение шин действием защит не вызвало нарушения электроснабжения потребителей, обесточивания собственных нужд электростанции (или их части) и, при неуспешной работе устройств автоматического повторного включения резерва, необходимо:
- принять меры к предотвращению останова отключившихся агрегатов на электростанции и обеспечить их устойчивую работу до синхронизации и подъема нагрузки;
- осмотреть оборудование, входящее в зону действия дифференциальной защиты шин (ДЗШ);
- выявить и вывести поврежденный участок в ремонт;
- подать напряжение на шины от любой транзитной линии (желательно без отпаечных подстанций) или от трансформатора;
- переключить на неповрежденные шины линии и оборудование;
- синхронизировать отключившиеся генераторы и поднять нагрузку.
Для включения в работу линии (оборудования), имеющего повреждение присоединения к шинам, необходимо использовать обходные шины (при их наличии).
6.2.2.2 В случае отключения шин действием дифференциальной защиты (ДЗШ) или устройства резервирования отказа выключателя (УРОВ) на которые включены также и резервные трансформаторы собственных нужд электростанции необходимо:
- подать напряжение (через резервные шины 0,4 кВ) на шины щитов управления машинного зала и котельной каждого отключившегося энергоблока от резервных трансформаторов 6/0,4 кВ энергоблоков, не затронутых аварией, если это напряжение не было подано автоматически устройством АВР шин 0,4 кВ;
- проконтролировать наличие напряжения на шинах 0,4 кВ;
- проконтролировать перевод питания масляных насосов газомасляной системы турбин с аварийных на рабочие (для предупреждения разряда аккумуляторных батарей);
- включить в работу со стороны 0,4 кВ электродвигатели подзарядных агрегатов или другие устройства заряда аккумуляторных батарей, если они отключились защитой;
- после подачи напряжения на шины необходимо произвести синхронизацию генераторов и поднять нагрузку.
6.2.2.3 При обесточивании шин в результате действия устройства резервирования отказа выключателя (УРОВ) при отказе в отключении выключателя одного из присоединений необходимо сделать попытку отключить отказавший выключатель.
Если невозможно отключить отказавший выключатель необходимо:
- отключить его разъединители (с нарушением блокировки);
- подать напряжение на шины;
- подать напряжение на собственные нужды электростанции;
- подать напряжение потребителям, питающимся по тупиковым схемам;
- включить с проверкой синхронизма отключившиеся линии и трансформаторы,
- синхронизировать отключившиеся генераторы, работающие в режиме холостого хода;
- подготовить к пуску или по распоряжению диспетчера приступить к пусковым операциям по включению в сеть энергоблоков, остановленных в результате потери питания собственных нужд.
6.2.2.4 Исчезновение напряжения на шинах при отсутствии или отказе ДЗШ или УРОВ может быть вызвано коротким замыканием, как на самих шинах, так и на одном из присоединений.
Если по анализу работы защит и другим признакам установлено наличие не отключившегося КЗ на одном из присоединений, необходимо отключить выключатель поврежденного присоединения. Если выключатель поврежденного присоединения отключить невозможно, необходимо отключить поврежденный участок со всех сторон. Далее следует:
- отключить разъединители выключателя поврежденного присоединения;
- подать напряжение на шины от транзитной линии или других шин (секции);
- восстановить электроснабжение потребителей;
- подать напряжения на собственные нужды электростанции;
- синхронизировать отключившиеся генераторы.
Если из анализа работы защит неясен характер повреждения, то необходимо произвести:
- осмотр шин;
- разделение шин отключением шиносоединительного выключателя (при необходимости);
- разделение параллельно работающих линий (трансформаторов), включенных на разные шины;
- отключение всех выключателей шин;
- поочередное опробование напряжением каждых шин.
6.2.2.5 При исчезновении напряжения на шинах (при отсутствии повреждений на объекте, отказа ДЗШ и УРОВ) в целях сокращения времени подачи напряжения на шины, не рекомендуется отключать выключатели питающих линий.
6.2.2.6 При обесточивании шин защитой трансформатора от внутренних повреждений (схема с двумя шинами, двумя выключателями на линиях и двумя трансформаторами, каждый из которых включен на соответствующие шины через разъединитель) необходимо:
- отключить разъединитель трансформатора;
- подать напряжение на шины выключателем линии;
- включить остальные выключатели присоединений.
6.2.2.7 При отказе или выводе из работы защиты шин необходимо ввести оперативное ускорение резервных защит автотрансформатора и линий электропередачи, подключенных к данным шинам. (Операции с устройствами РЗА должны быть регламентированы инструкцией).
6.2.2.8 При отключении блока генератор-трансформатор-линия действием ДЗШ со стороны подстанции (выключателя со стороны электростанции нет) с нагрузкой собственных нужд необходимо:
- перевести питание собственных нужд с рабочего на резервный источник питания отключением выключателей рабочих вводов и включением резервных вводов АВР;
- восстановить питание шин и включить блок в сеть.
6.2.2.9 При отключении блока генератор-трансформатор-линия действием ДЗШ со стороны подстанции (при наличии выключателя со стороны генератора) с нагрузкой собственных нужд необходимо:
- перевести питание собственных нужд с рабочего на резервный источник питания отключением выключателей рабочих вводов и включением резервных вводов АВР;
- отключить генератор своим выключателем;
- восстановить питание шин;
- подать напряжение на линию электропередачи и трансформатор для последующего включения генератора.
6.2.2.10 Допускается опробование напряжением обесточенной секции 6-10 кВ от соседней секции без предварительного отключения от обесточенной секции отходящих линий.