"МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И РАЗМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ. ПОТ РМ-007-98" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 20.03.98 N 16)



Приложение 10. НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН


1. Браковку канатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проводят в соответствии с настоящим Приложением.

Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 - 3) <*>, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;


<*> Не приводятся.

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) <*> или коррозии (рис. 5) <*> на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.


<*> Не приводятся.

Таблица 1

ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ КАНАТЫ ДВОЙНОЙ СВИВКИ, РАБОТАЮЩИЕ СО СТАЛЬНЫМИ И ЧУГУННЫМИ БЛОКАМИ, БРАКУЮТСЯ

Число несущих проволок в наружных прядях Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам Тип свивки ГОСТ на канат Группа классификации (режима) механизма
М1, М2, М3 и М4 М5, М6, М7 и М8
крестовая свивка односторонняя свивка крестовая свивка односторонняя свивка
на участке длиной
6d 30d 6d 30d 6d 30d 6d 30d
6 x 7 (6/1) 2 4 1 2 4 8 2 4
n <= 50 6 x 7 (1 + 6) + 1 x 7 (1 + 6) ЛК-О 3066-80
6 x 7 (1 + 6) + 1 о.с. ЛК-О 3069-80
8 x 6 (0 + 6) + 9 о.с. ЛК-О 3097-80
51 <= n <= 75 6 x 19 (9/9/1)* 6 x 19 (1 + 9 + 9) + 1 о.с. ЛК-О 3077-80 3 6 2 3 6 12 3 6
6 x 19 (1 + 9 + 9) + 7 x 7 (1 + 6)* ЛК-О 3081-80
76 <= n <= 100 18 x 7 (1 + 6) + 1 о.с. ЛК-О 7681-80 4 8 2 4 8 16 4 8
101 <= n <= 120 8 x 19 (9/9/1)* 6 x 19 (12/6/1) ЛК-О 3066-80 5 10 2 5 10 19 5 10
6 x 19 (12/6 + 6F/1) ЛК-О 3069-80
6 x 25FS (12/12/1)* ЛК-О 3097-80
6 x 19 (1 + 6 + 6/6) + 7 x 7 (1 + 6) ЛК-Р 14954-80
6 x 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. ЛК-Р 2688-80
6 x 25 (1 + 6); 6 + 12) + 1 о.с. ЛК-З 7665-80
6 x 25 (1 + 6); 6 + 12) + 7 x 7 (1 + 6) ЛК-З 7667-80
121 <= n <= 140 8 x 16 (0 + 5 + 11) + 9 о.с. ТК 3097-80 6 11 3 6 11 22 6 11
141 <= n <= 160 8 x 19 (12/6 + 6F/1) 8 x 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. ЛК-Р 7670-80 6 13 3 6 13 26 6 13
161 <= n <= 180 6 x 36 (14/7 + 7/7/1)* 6 x 30 (0 + 15 + 15) + 7 о.с. ЛК-О 3083-80 7 14 4 7 14 29 7 14
6 x 36 (1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 о.с.* ЛК-РО 7668-80
6 x 36 (1 + 7 + 7/7 + 14) + 7 x 7 (1 + 6)* ЛК-РО 7669-80
181 <= n <= 200 6 x 31 (1 + 6 + 6/6 + 12) + 1 о.с. 8 16 4 8 16 32 8 16
6 x 31 (1 + 6 + 6/6 + 7 x 7 (1 + 6)
6 x 37 (1 + 6 + 15 + 15) + 1 о.с. ТЛК-О 3079-80
201 <= n <= 220 6 x 41 (16/8 + 8/8/1)* 9 18 4 9 18 38 9 18
221 <= n <= 240 6 x 37 (18/12/6/1)
18 x 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. ЛК-Р 3088-80
241 <= n <= 260 10 21 5 10 21 42 10 21
261 <= n <= 280 11 22 6 11 22 45 11 22
281 <= n <= 300 12 24 6 12 24 48 12 24
300 <= n 0,04n 0,08n 0,02n 0,04n 0,08n 0,16n 0,04n 0,08n

Примечания. 1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.

2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.

5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6. Незаполненные строки в графе "Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам" означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.

7. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядовитые вещества, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6) <*>.

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 4д) <*> или коррозии (см. рис. 5д) <*> на 40% и более канат бракуется.


<*> Не приводятся.

Таблица 2

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % Число обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1
10 85
15 75
20 70
25 60
30 и более 50

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 7) <*>, канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется.


<*> Не приводится.

5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 8) <*>. При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dв > 1,08 dк, где dв - диаметр спирали волнистости, dк - номинальный диаметр каната.


<*> Не приводится.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв > 4/3 dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dк.

7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 9) <*>; выдавливания сердечника (рис. 10) <*>; выдавливания или расслоения прядей (рис. 11) <*>; местного увеличения диаметра каната (рис. 12) <*>; местного уменьшения диаметра каната (рис. 6) <*>; раздавленных участков (рис. 13) <*>; перекручиваний (рис. 14) <*>; заломов (рис. 15) <*>; перегибов (рис. 16) <*>; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.


<*> Не приводятся.

Приложение 11
Рекомендуемое