"ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ. РД 31.11.21.23-96" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.96 N 44)
Приложение 4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ И НЕОБХОДИМОГО ЧИСЛА НАЙТОВОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КРЕПЛЕНИЯ
Критерий несмещаемости груза (см. приложение 5 РД 31.11.21.16-96):
ТЭТАs - угол динамической устойчивости груза, град, ТЭТАs = f(хи, T, района плавания);
T - период бортовой качки судна с грузом, с;
ТЭТАdin - угол динамического крена при бортовой качке судна без хода лагом к резонансному волнению, град, ТЭТАdin = f(h0, района плавания);
h0 - начальная метацентрическая высота судна с грузом, м.
Если приведенное в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости не удовлетворяет условиям безопасного плавания, то это указывает на необходимость дополнительного крепления, т.е. если критерий несмещаемости:
то необходимо определить меры по дополнительному креплению груза.
Прочность необходимого крепления определяется нагрузкой Q, возникающей от превышения угла динамического крена над углом динамической устойчивости груза, и рассчитывается по формуле:
где, например:
n = 11 - число рулонов в верхнем ярусе каждого ряда, не имеющих опоры на борт;
p = 7,5 т - средняя масса рулона;
ТЭТАdin = 31,3°;
Количество рулонов N, нуждающихся в креплении, определяется безопасной (максимальной) рабочей нагрузкой SWL используемых средств крепления.
В случае выполнения крепления стальной лентой "TITAN" с SWL = 4,7 тс:
т.е. необходимо и достаточно закрепить 4 рулона из 11 (каждый третий) к нижележащим в каждом ряду, не имеющем опоры на борта.
Критерий несмещаемости рулонов, имеющих опору на борта:
т.е. лямбда > 1, следовательно они в креплении не нуждаются.
Приложение 5