"ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПОДВИЖНОЙ ТЕХНИКИ. РД 31.11.21.19-96" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.96 N 44)



5. Размещение и крепление ПТ на судах


5.1. Общие положения

5.1.1. Схемы размещения и крепления ПТ разрабатываются портом совместно с грузовым планом на основе типовых схем, приведенных в настоящих Правилах и в судовом "Наставлении по креплению грузов" и утверждаются администрацией судна.

5.1.2. Схемы размещения и крепления ПТ, приведенные в судовом "Наставлении по креплению грузов" должны включать подробный и четкий план или комплект планов с изображением:

- продольного и поперечного сечения и горизонтальных проекций грузовых палуб судна с размещением на них подвижной техники различного типа;

- возможных вариантов размещения подвижной техники различных размеров и массы;

- символов, регулирующих применение устройств для крепления грузов с учетом местоположения подвижной техники. В данном "Наставлении..." эти символы должны обозначать одно и то же на протяжении всего документа.

5.1.3. Схемы размещения и расчеты крепления ПТ, отличающиеся от типовых схем, выполняются портом или администрацией судна в зависимости от того, кто крепит груз. При этом необходимо пользоваться методикой, приведенной в судовом "Наставлении по креплению грузов" или в приложении 8 к РД 31.11.21.16-96. Допускается применение других методик, одобренных в установленном порядке.

5.1.4. Капитан в каждом рейсе должен принимать решение о необходимом числе найтовов для крепления каждого транспортного средства на основании расчетов, учитывающих характеристики судна с грузом и района плавания в предстоящем рейсе.

5.2. Размещение ПТ на судне

5.2.1. Размещение подвижной техники с топливом в баках на судне должно производиться в соответствии с грузовым планом, согласованным с ВОХР.

5.2.2. Подвижная техника должна размещаться, в основном, в закрытых грузовых помещениях судна. Перевозка техники на открытых палубах возможна только с письменного согласия грузоотправителя, о чем должна быть сделана отметка в поручении.

5.2.3. При разработке схем размещения подвижной техники необходимо учитывать, что:

- подвижная техника должна располагаться преимущественно вдоль судна;

- бортовые автомобили и прицепы допускается размещать в 1 - 2 яруса; во втором ярусе на бортовых автомобилях и прицепах допускается размещать бортовые автомобили, прицепы, легкие тракторы, легковые автомобили и другие виды ПТ, масса которых не превышает грузоподъемности автомобилей первого яруса; в третьем ярусе на бортовых автомобилях и прицепах допускается размещать легковые автомобили или ПТ аналогичных им габаритов и массы; суммарная масса ПТ второго и третьего ярусов не должна превышать грузоподъемности ПТ первого яруса.

5.2.4. Расстояние между отдельными единицами ПТ должно быть не менее: 0,6 м - для автобусов, троллейбусов; 0,1 - 0,3 м - между бортами легковых автомобилей и всех других видов ПТ; 0,1 м - по длине ПТ. Во всех случаях величина зазора должна обеспечивать возможность и удобство крепления ПТ.

5.2.5. При размещении подвижной техники необходимо предусмотреть проходы, в том числе по периметру трюма шириной около 0,6 м и по количеству не менее одного вдоль и одного поперек судна, на универсальных и пассажирских судах (от борта до борта) в каждом отдельном грузовом помещении; на судах типа ро-ро - один вдоль и два прохода поперек от борта до борта.

5.2.6. Должны быть обеспечены проходы в те места и участки на судне, которые возможно понадобится осмотреть или использовать в аварийной ситуации (кормовые и носовые ворота, входные люки, противопожарное оборудование, щит управления клапанами палубных шпигатов, противопожарные заслонки в вентиляционных шахтах и т.д.). Ширина прохода должна быть не менее 0,6 м, а свободная рабочая площадка у механизмов и устройств должна оставляться размерами не менее 1 x 1 м.

5.2.7. Для определения условий совместной перевозки на одном судне СТ с топливом в баках и опасных грузов всех классов следует пользоваться "Таблицей совместимости опасных грузов" Правил МОПОГ с учетом класса опасности топлива в зависимости от температуры его вспышки.

Совместимость СТ с топливом в баках с генеральными грузами, не воспринимающими посторонние запахи, не оговаривается.

5.3. Размещение отдельных видов ПТ

5.3.1. Размещение легковых автомобилей:

5.3.1.1. Легковые автомобили должны устанавливаться с зазором 100 - 300 мм между бортами и 100 мм между бамперами.

5.3.1.2. Легковые автомобили, имеющие обрезиненные вертикальные "клыки" или равновысокие с защитными накладками бамперы допускается устанавливать по длине вплотную друг к другу (бампер к бамперу), закрепляя за 2 точки таким образом, чтобы найтовы прижимали машину к бамперу стоящего впереди автомобиля.

5.3.1.3. Стояночные тормоза легковых автомобилей должны быть задействованы и блокированы.

5.3.2. Подвижную технику с высоко расположенным центром тяжести во избежание опрокидывания предпочтительнее размещать вблизи диаметральной плоскости на палубах, наименее отдаленных от центра тяжести судна.

5.3.3. Допускается размещение тракторов с резиновыми шинами вплотную колесо к колесу при условии исключения их касаний друг друга металлическими частями во время качки и наличия возможности их крепления.

5.3.4. Авторефрижераторы с работающими холодильными установками, имеющими привод от дизеля, должны размещаться на открытых палубах или в закрытых помещениях, оборудованных вентиляцией достаточной производительности (не менее 10 обменов в час).

5.3.5. Размещение ролл - трейлеров и прицепов (полуприцепов):

5.3.5.1. Ролл - трейлеры и прицепы должны перевозиться только на специализированных судах типа ро-ро и/или на автопассажирских паромах.

5.3.5.2. Предпочтение должно отдаваться размещению РТ и ПР вдоль судна.

5.3.5.3. Расстояние между РТ должно оставаться не менее 300 мм в поперечном и не менее 600 мм в продольном направлениях.

5.3.5.4. Под переднюю стойку РТ должна быть установлена антифрикционная прокладка из древесины или другого материала.

5.3.5.5. Колеса РТ должны быть подклинены, чтобы обеспечить дополнительное крепление при неблагоприятных погодных условиях.

5.3.5.6. Не рекомендуется устанавливать РТ, ПТ и ГТ на наклонных пандусах и рампах.

5.3.6. ГТ следует устанавливать с необходимым технологическим зазором по ширине, обеспечивающим удобство крепления, а по длине - с зазором не менее 0,15 м.

5.3.7. ПТ может быть погружена в грузовые помещения судов поверх других грузов, которые допускают без ущерба для своей сохранности удельную нагрузку до 0,5 тс/кв. м. При этом нижний груз должен быть покрыт плотным настилом из досок толщиной 40 - 50 мм.

5.3.8. При размещении техники поверх металлопродукции, включая чугун в чушках, необходимо выполнять нижеследующие требования.

5.3.8.1. Поверхность груза, на которую устанавливается техника, должна быть выровнена, а сам груз - закреплен.

5.3.8.2. Под колеса или гусеницы, в зависимости от рельефа места установки, должны быть установлены плоские деревянные прокладки, обеспечивающие хорошее сцепление с поверхностью груза.

5.3.8.3. Если поверхность груза недостаточно ровная, необходимо покрыть ее деревянным настилом, сбитым из досок толщиной не менее 40 мм.

5.3.9. Погрузка СТ с топливом в баках поверх других генеральных грузов не допускается (за исключением указанных в п. 5.3.8).

5.3.10. При перевозке в одном грузовом помещении подвижной техники, а также таких жидких грузов, как глицерин, масло и др. (в автоцистернах или таре), следует периодически осматривать грузовые места с целью своевременного обнаружения возможного разлива жидкости, так как ее растекание может способствовать смещению подвижной техники. Частота осмотров определяется капитаном судна исходя из условий рейса.

5.4. Размещение ПТ наклонным способом

5.4.1. Грузовые бортовые автомобили наклонным способом должны размещаться в грузовых помещениях, имеющих погрузочную высоту не менее 3,65 м.

5.4.2. Перевозка автомобилей на открытых палубах возможна, если в процессе рейса будет исключено прямое воздействие (удар) волны о груз и/или его обледенение.

5.4.3. При погрузке автомобили одной марки должны устанавливаться передними колесами в кузова автомашин той же марки.

5.4.4. Для наклонной установки автомобилей применяются дюралюминиевые трапы типа ТА-1 и ТА-2. Допускается применение иных трапов, в том числе деревянных, достаточной прочности.

5.4.5. Рекомендуется следующий порядок установки автомобилей наклонным способом.

5.4.5.1. Первый по порядку погрузки в каждом ряду автомобиль устанавливается обычным способом, при этом автомобиль устанавливают на ручной тормоз и закрепляют. Под задние колеса спереди и сзади устанавливают колодки (рис. 5.1) <*>.


<*> Здесь и далее рисунки не приводятся.

5.4.5.2. Задний борт кузова первого автомобиля откидывают и на заднюю кромку кузова устанавливают вплотную к бортам два трапа типа ТА-1 (рис. 5.2), при этом выступы, имеющиеся с нижней стороны трапа, должны входить в пространство между откинутым задним бортом и кромкой кузова.

5.4.5.3. Второй автомобиль на первой передаче въезжает передними колесами по трапам в кузов первого автомобиля и устанавливается на ручной тормоз. Под задние колеса спереди и сзади следует установить колодки, после чего выключить двигатель и установить рычаг переключения передач в положение первой передачи.

5.4.5.4. Задний борт кузова второго автомобиля откидывают и на заднюю кромку кузова устанавливают трапы.

5.4.5.5. Третий по порядку автомобиль на первой передаче въезжает передними колесами в кузов второго автомобиля таким образом, чтобы передние колеса третьего автомобиля располагались примерно над задними колесами второго.

5.4.5.6. Третий автомобиль после въезда в кузов также устанавливают на ручной тормоз, под задние колеса спереди и сзади подкладывают колодки, а трапы извлекают из кузова второго автомобиля.

5.4.5.7. Последующие автомобили устанавливают в той же последовательности, что и третий.

5.4.6. Схема крепления СТ, устанавливаемой в наклонном положении, представлена на рис. 5.1. Каждый наклонно стоящий автомобиль закрепляют двумя колодками под задние колеса и двумя найтовами. Горизонтально стоящие автомобили крепят двумя колодками под задние колеса и четырьмя найтовами. Средства крепления выбирают по Приложению 1 настоящих Правил.

5.4.7. У наклонно стоящего автомобиля найтовы закрепляют одним концом за задний узел крепления рессоры заднего колеса к раме автомобиля, другим концом - за гнезда и рымы, имеющиеся на палубе судна.

5.4.8. Выгрузка автомобилей, установленных в наклонном положении, осуществляется нижеследующим порядком.

5.4.8.1. С последнего в ряду автомобиля снимают найтовы и в кузов нижнего автомобиля устанавливают трапы.

5.4.8.2. Водитель занимает свое место в кабине и запускает двигатель.

5.4.8.3. Из-под задних колес удаляют колодки, водитель освобождает ручной тормоз, после этого по команде сигнальщика автомобиль задним ходом плавно съезжает по трапам из кузова нижнего автомобиля.

5.4.8.4. Последующие автомобили выгружают в таком же порядке, при этом последний стоящий наклонно автомобиль выгружают с использованием трапов типа ТА-2, которые устанавливают в кузов горизонтально стоящего автомобиля.

5.4.9. В случае, если двигатель не запускается, автомобиль может быть перемещен из наклонного положения в горизонтальное нижеследующим порядком.

5.4.9.1. Колодки удаляют из-под задних колес автомобиля и устанавливают сзади на палубе в колее колес, на расстоянии около 7 м.

5.4.9.2. Водитель при выключенном зажигании включает задний ход, отпускает ручной тормоз и по команде сигнальщика, выключая сцепление, скатывает автомобиль в горизонтальное положение.

5.4.10. Последний наклонно стоящий в ряду автомобиль при неработающем двигателе скатывают в горизонтальное положение в нижеследующем порядке.

5.4.10.1. Колодки убирают из-под колес и относят назад на 7 м.

5.4.10.2. Водитель включает задний ход и отпускает ручной тормоз.

5.4.10.3. При включенном сцеплении включает стартер.

5.4.10.4. После того, как передние колеса въедут на трап, по команде сигнальщика выключает стартер и, пользуясь педалью сцепления как тормозом, скатывает автомобиль в горизонтальное положение.

5.4.11. При невозможности воспользоваться стартером последний в ряду автомобиль, стоящий наклонно, скатывают в горизонтальное положение с помощью буксировщика в нижеследующем порядке.

5.4.11.1. Колодки убирают из-под задних колес.

5.4.11.2. Водитель включает заднюю передачу, освобождает ручной тормоз, выключает сцепление.

5.4.11.3. Автомобиль на буксире скатывают в горизонтальное положение, водитель пользуется педалью сцепления как тормозом.

5.4.12. При буксировке автомобилей должен использоваться жесткий буксир длиной не менее 4 м.

5.4.13. При использовании мягкого буксира (длина его должна быть не менее 7 м) буксировщик должен находиться в стороне от линии движения скатываемого автомобиля. В линии движения скатываемого автомобиля в колее колес на расстоянии около 8 м на палубе должны быть установлены колодки.

5.5. Размещение магистральных транспортных средств, прицепов и полуприцепов

5.5.1. Магистральные транспортные средства, прицепы и полуприцепы должны перевозиться на специализированных судах типа ро-ро и/или на автопассажирских паромах.

5.5.2. В зависимости от района плавания, преобладающих погодных условий и характеристик судна магистральные транспортные средства должны устанавливаться так, чтобы шасси оставались как можно устойчивей, не допуская свободных колебаний системы подвески. Это может быть достигнуто:

- путем сжатия пружин, туго закрепляя транспортные средства к палубе;

- поддомкрачиванием шасси;

- снижением давления в системах подвески на сжатом воздухе.

Такие меры должны быть приняты до того, как будут обтянуты найтовы.

5.5.3. Принимая во внимание условия, отмеченные в п. 5.5.2, и тот факт, что системы подвески на сжатом воздухе могут допускать утечку воздуха, при длительности рейса более 24 часов следует снимать давление во всех транспортных средствах, снабженных такой системой подвески. Рекомендуется снимать давление и при рейсах меньшей длительности. Если давление воздуха в системе подвески не снято, транспортные средства должны быть поддомкрачены для предотвращения ослабления найтовов в случае любой утечки воздуха из системы в течение рейса.

5.5.4. На транспортных средствах, допускающих применение домкратов, опорные точки на шасси должны быть усилены и их положение ясно обозначено.

5.5.5. Транспортные средства с дизельным двигателем не должны оставляться с включенной передачей в течение рейса.

5.5.6. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, отрицательно влияющих на их устойчивость, например мясных туш в подвешенном состоянии, должны быть оборудованы устройствами, нейтрализующими действие подвесной системы транспортного средства.

5.5.7. Установка магистральных транспортных средств должна выполняться в нижеследующем порядке.

5.5.7.1. Стояночные тормоза каждого транспортного средства или каждого звена состава транспортных средств должны быть задействованы и блокированы.

5.5.7.2. Полуприцепы по своей конструкции не должны опираться на свои опорные ноги в процессе морской транспортировки, за исключением случаев, когда они специально предназначены для этой цели и соответствующим образом отмаркированы. Полуприцепы должны опираться на специальные домкраты, подставки или аналогичные устройства, размещаемые непосредственно в зоне буксирной плиты, но так, чтобы они не препятствовали его сцеплению с тягачом. Такие места должны быть ясно обозначены (отмаркированы) на транспортных средствах.

5.5.8. На судах типа ро-ро при перевозке подвижной техники с погруженными на нее опасными грузами следует также выполнять требования главы 10 Правил МОПОГ.

5.6. Общие требования по креплению подвижной техники

5.6.1. В качестве средств крепления могут использоваться устройства многооборотные и разового употребления. Многооборотные устройства должны соответствовать требованиям РД 31.21.92-87 "Средства многооборотные для крепления грузов на морских судах. Положение о технической эксплуатации".

5.6.2. Цепные, ленточные и тросовые найтовы, найтовы из синтетических материалов (канаты и ленты) должны иметь маркировку и сертификаты с указанием заводской марки, даты изготовления и безопасной (максимальной) рабочей нагрузки (SWL).

5.6.3. Применяемая для крепления проволока должна быть термически обработана (отожжена) и иметь предел прочности не менее 30 кгс/кв. мм.

5.6.4. В случае применения разовых средств крепления должны быть выполнены нижеследующие требования.

5.6.4.1. Концы стальных канатов, не имеющих огонов, закреплены тремя зажимами, установленными на расстояния 6 - 10 диаметров каната друг от друга.

5.6.4.2. Натяжение проволочных найтовов и закрепление концов осуществляются скруткой.

5.6.4.3. Концы синтетических или растительных канатов соединяют двойным прямым узлом или другим способом, обеспечивающим надежность. Натяжение их осуществляют скруткой рычагом, который должен быть надежно зафиксирован после скрутки (рис. П.3.4 Приложения 3 настоящих Правил).

5.6.5. Найтовы должны быть так спроектированы и установлены, чтобы были обеспечены безопасный доступ к ним и возможность их натяжения при появлении слабины.

5.6.6. Найтовы должны присоединяться к точкам крепления с помощью крюков и других устройств такой конструкции, чтобы они не выпадали из отверстий точек крепления при ослаблении найтовов в течение рейса.

5.6.7. Только один найтов может быть закреплен за одно отверстие точки крепления на транспортном средстве.

5.6.8. Найтовы должны крепиться только к точкам крепления, специально предназначенным для этой цели.

5.6.9. Подвижная техника, не оборудованная точками крепления, специально предназначенными для этой цели, должна преимущественно крепиться за буксирные проушины, а где их нет - за серьги рессор, раму, шасси, технологические отверстия рам и другие детали достаточной прочности, которые не могут быть повреждены найтовами.

5.6.10. Легковые автомобили должны крепиться исключительно за буксирные проушины.

5.6.11. Найтовы на подвижной технике должны быть закреплены таким образом, чтобы угол между найтовом и горизонтальной и вертикальной плоскостью составлял предпочтительно от 30° до 60°.

5.6.12. Найтовы должны быть установлены таким образом, чтобы они не касались различных элементов кузовов автомобилей.

5.6.13. Под передние или задние колеса грузовых автомобилей и любой другой подвижной техники массой свыше 2 т при их размещении поперек судна, у носовых и кормовых ворот, а также ПТ, размещаемой на верхней палубе, следует устанавливать специальные упоры или упорные брусья, скрепляемые между собой досками. Толщина и ширина упоров выбираются в зависимости от диаметра колеса (рис. П.3.3 и таблица в Приложении 3 настоящих Правил). Длина упоров должна быть примерно равна ширине колеса. Каждый упор крепится к доске минимум тремя гвоздями диаметром 5 - 6 мм и длиной, равной суммарной толщине доски и упора минус 20 мм. Доска, к которой крепят упоры, должна иметь толщину 30 - 40 мм. Под легковые автомобили, размещаемые на горизонтальной поверхности, упорные брусья не ставятся.

5.6.14. Стрелы автокранов, экскаваторов должны быть установлены в транспортное положение и закреплены стопорными устройствами, исключающими случайный разворот в продольном и поперечном направлениях. При неисправности или отсутствии стопорных устройств должно быть применено надежное крепление стрел с помощью найтовов.

5.6.15. Древесина, используемая для крепления, должна быть по качеству не ниже второго сорта, сухой с внешних поверхностей.

5.6.16. Колесная техника без шин должна устанавливаться на деревянные прокладки толщиной 20 - 30 мм и дополнительно подкрепляться упорами, размер которых выбирается в зависимости от диаметра колес (см. п. 5.6.13).

5.6.17. Свешивающиеся части ПТ или недостаточно сбалансированное грузовое место массой свыше 2 т в свешивающейся части кузова должны подкрепляться домкратами или подставками.

5.6.18. Подвижная техника на гусеничном ходу должна размещаться на деревянных прокладках из досок толщиной не менее 20 мм таким образом, чтобы траки гусениц не касались металлического настила палубы, а удельная нагрузка на нее не превышала допускаемую (рис. П.3.16 Приложения 3 настоящих Правил).

5.6.19. Под гусеницы спереди и сзади укладывают поперечные упоры длиной не менее ширины гусеницы и сечением 80 x 160 мм для машин массой до 15 т и 100 x 200 мм - свыше 15 т. Каждый упор прибивают к прокладке тремя гвоздями диаметром 5 - 6 мм.

5.6.20. При установке автомобилей в 2 и 3 яруса крепление верхних автомобилей производится с учетом их массы четырьмя найтовами непосредственно за раму шасси нижнего автомобиля или точки крепления на палубе судна. В первом случае крепление нижнего осуществляется с учетом общей массы автомобилей всех ярусов (рис. П.3.6 и П.3.7 Приложения 3 настоящих Правил). Под задние колеса нижнего автомобиля, спереди и сзади, устанавливают упоры. Масса автомобилей верхних ярусов не должна превышать грузоподъемности нижних автомобилей.

5.6.21. При размещении колесной техники на наклонных пандусах и рампах под внешние стороны нижних или внутренние стороны верхних колес следует устанавливать упоры.

5.6.22. Запрещается крепление проволокой легковых автомобилей и ПТ, размещаемой на верхней палубе.

5.7. Виды крепления

5.7.1. Для унификации методов и средств крепления подвижная техника разбита на группы по массе с интервалом в 2 т. Основные характеристики групп приведены в таблице.

ГРУППИРОВКА ПОДВИЖНОЙ ТЕХНИКИ

Номер группы Масса единицы ПТ от и до, т Нагрузка на колесо (максимальная) Рк, кН Давление в шине колеса P0, кПа Пятно контакта (минимальное), см x см Усилие в найтове (максимальное), кН
1 До 2 8,5 250 15 x 22,5 4
2 2 - 4 17 430 23,5 x 17 8
3 4 - 6 21 600 26 x 13,5 10
4 6 - 8 30 600 32 x 15,5 14
5 8 - 10 38 600 32 x 20 18
6 10 - 12 47 600 32 x 25 22
7 12 - 14 55 600 32 x 30 26
8 14 - 16 64 600 40 x 27 30
9 16 - 18 72 600 40 x 30 34
10 18 - 20 78 600 40 x 35 36

5.7.2. Крепление подвижной техники может быть индивидуальным или групповым (см. Приложения 1 - 3 настоящих Правил).

5.7.3. Допускается групповое крепление в грузовых помещениях универсальных судов единиц ПТ с использованием в качестве найтовов проволоки или стальных канатов (рис. П.2.2 Приложения 2 настоящих Правил). В этом случае характеристики найтовов следует выбирать по Приложению 1 настоящих Правил в зависимости от общей массы ПТ, размещенной в одном поперечном ряду.

Пример (по рис. П.2.2 Приложения 2 настоящих Правил).

При групповом креплении в поперечном ряду размещено 9 автомобилей типа "Жигули" общей массой 8,5 т. По Приложению 1 это соответствует 5-й группе по массе. Следовательно, для поперечных найтовов может быть выбрана проволока диаметром в 6 нитей или стальной канат диаметром 11 - 13 мм.

Для продольных найтовов характеристики крепления следует выбирать по группе масс вдвое меньше, т.е. по группе 3.

5.7.4. Выбор найтовов для каждой группы ПТ производится исходя из величины действующего в них усилия, приведенного в таблице, с учетом коэффициента запаса прочности: 3 - для многооборотных средств крепления; 2,5 - для средств крепления однократного пользования (из расчета 2 найтова на каждую сторону единицы ПТ).

Пример. Для 1-й группы ПТ массой до 2 т усилие в найтове составляет 0,4 тс, следовательно, многооборотные найтовы должны иметь разрывное усилие не менее:

0,4 x 3 = 1,2 тс.

5.7.5. При отсутствии средств крепления достаточной прочности допускается установка большего количества найтовов меньшей прочности при условии, что их суммарная прочность будет не меньше требуемой по таблице, а степень натяжения примерно одинаковой.

5.7.6. В случае, если масса единицы превышает 20 т, крепление ее производится в соответствии с Приложением 4 настоящих Правил или по методике, приведенной в приложении 8 РД 31.11.21.16-96.

5.7.7. В Приложении 1 настоящих Правил приведены типовые схемы размещения и крепления ПТ <*> с указанием устройств, материалов и их количества, необходимых для крепления каждой единицы подвижной техники. В судовом "Наставлении по креплению" эти количества должны быть уточнены с учетом характеристик качки судна с грузом.


<*> Расчет схем крепления ПТ, приведенных в Приложениях 1 - 4, выполнен при следующих исходных данных:

расстояние от центра тяжести единицы подвижной техники до центра тяжести судна: по высоте - 6 м, по ширине - 10 м, по длине - 52 м;

параметры качки судна: амплитуда бортовой качки - 40°, период - 12 с, амплитуда килевой качки - 7°, период - 6 с, максимальное ускорение - 0,75g.

5.7.8. Дополнительные материалы, необходимые для группового крепления ПТ, указаны в Приложении 2 настоящих Правил.

5.7.9. Примеры размещения и крепления некоторых видов ПТ приведены в Приложении 3 настоящих Правил.

5.8. Крепление ролл - трейлеров и прицепов (полуприцепов)

5.8.1. Крепление РТ и ПР в случае, если их масса с грузом не превышает верхнего предела 10-й группы (20 т), производится в соответствии с Приложением 1 настоящих Правил. Если масса РТ и ПР превышает 20 т, крепление их производится в соответствии со схемами, приведенными в Приложении 4 настоящих Правил, или в соответствии с приложением 8 РД 31.11.21.16-96.

5.8.2. Крепление РТ осуществляется по двум схемам (Приложение 4 настоящих Правил):

- схема 1 применяется при возвышении центра тяжести РТ над палубой не более 1,5 м;

- схема 2 - при возвышении центра тяжести РТ с грузом от 1,5 до 2,2 м над палубой.

5.8.3. Крепление прицепов осуществляется по схеме 2 крепления РТ.

5.8.4. Крепление РТ и ПР производится с помощью найтовов. Найтовы должны состоять из цепи или любого другого устройства и быть изготовлены из материала, обладающего прочностью и удлинением, как минимум, эквивалентными стальной цепи. Прочность найтовов без остаточных деформаций должна быть не менее 120 кН.

5.8.5. Под переднюю стойку РТ устанавливается подкладка из доски толщиной не менее 25 мм.

5.8.6. Крепление полуприцепов должно осуществляться с помощью найтовов, подставок, домкратов и колодок (подкладок), размещаемых в соответствии со схемой Приложения 4 настоящих Правил.

5.8.7. При невозможности надежного крепления к РТ габаритного груза (например, тяжелой подвижной техники) груз крепят непосредственно к палубе или другим точкам крепления на судне в соответствии с приложением 8 РД 31.11.21.16-96. РТ в данном случае крепят к судну как отдельную единицу подвижной техники со своей массой без груза.

5.8.8. Особое внимание должно быть уделено креплению магистральных транспортных средств, установленных в положении, когда они могут подвергаться действию дополнительных сил. Если транспортные средства установлены в положении поперек судна, особое внимание должно быть уделено силам, возникающим при такой установке, в частности, колеса должны быть подклинены, чтобы обеспечить дополнительное крепление при неблагоприятных погодных условиях.

5.8.9. Во избежание смещения при качке судна груз на ролл - трейлерах и прицепах должен быть размещен и закреплен в соответствии с положениями, приведенными в разделе 3.2 "Технические требования к размещению и креплению грузов в открытых средствах укрупнения (см. РД 31.11.21.18-96) <*>, содержащем в том числе требования к размещению и креплению груза на ролл - трейлерах. Эти же требования должны применяться к размещению и креплению груза на магистральных транспортных средствах.


<*> "Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом", РД 31.11.21.18-96, ЦНИИМФ. 1996 г.

5.8.10. Ответственность за правильное размещение и крепление груза на РТ и ПР несет организация, выполнившая его погрузку, а за размещение и крепление РТ и ПР на судне - судовая администрация. Капитан судна обязан проверить состояние и крепление груза на открытых РТ и ПР, принимаемых к погрузке на судно.

5.8.11. При невозможности осмотреть перед погрузкой на судно состояние и крепление груза в закрытых (опечатанных) транспортных средствах к коносаменту (накладной) на их перевозку должен быть приложен Сертификат (Свидетельство) о соответствии укладки и крепления грузов условиям морской транспортировки.

Такой Сертификат (Свидетельство) должен быть оформлен ответственным лицом, руководившим укладкой и креплением груза, или привлеченной специализированной организацией по поручению грузоотправителя.

5.8.12. По окончании загрузки транспортного средства опасными грузами лицо, ответственное за укладку груза, обязано представить перевозчику Свидетельство о загрузке опасными грузами, требуемое Правилом 5/VII Конвенции СОЛАС-74 и п. 12.3.7 Общего введения МК МПОГ (см. приложение 3.2 РД 31.11.21.18-96).