"ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРАНИТА И МРАМОРА В ПЛИТАХ И ГЛЫБАХ. РД 31.11.21.26-96" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.96 N 44)



4. Условия безопасности морской перевозки


4.1. Размещение груза

4.1.1. При размещении грузовых мест в несколько ярусов общая высота H укладки груза в штабеле не должна превышать определяемой по формуле:

H = мю x q, (4.1)

где q - допускаемая удельная (по массе) нагрузка на перекрытие, т/кв. м.

4.1.2. Для погрузки в твиндеки рекомендуется отбирать грузовые места, высота которых равна или несколько меньше определенной по формуле 4.1. Это позволит производить укладку в 1 ярус и при этом почти полностью использовать несущую способность палубы твиндека, что обеспечит благоприятные характеристики остойчивости судна.

4.2. Требования к укладке и креплению груза

4.2.1. В первую очередь длинной стороной вдоль бортов судна должны устанавливаться высокие грузовые места максимальной массы, допустимой по грузоподъемности применяемых перегрузочных механизмов.

4.2.2. Остальные грузовые места должны устанавливаться длинной стороной преимущественно поперек судна или комбинированно, формируя плотный устойчивый штабель от бортов к ДП и от поперечных переборок к середине отсека с соблюдением высоты, определенной по формуле 4.1. При этом грузовые места, масса которых превышает грузоподъемность механизмов, должны устанавливаться на просвете люка.

4.2.3. Под каждое грузовое место нижнего яруса в плоскости каждого элемента поперечного набора укладывают деревянные прокладки сечением не менее 40 x 100 мм. При необходимости, к этим прокладкам прибивают дополнительные подкладки и клинья, обеспечивающие устойчивое положение блока (глыбы) на качке и включение в работу всех прокладок.

4.2.4. Под каждое грузовое место во втором и последующих ярусах должно быть уложено не менее двух прокладок, размеры и расположение которых должны обеспечить сохранение его устойчивости, прочности и исключить возможность прямого контакта между верхними и нижними блоками.

4.2.5. Во втором и последующих ярусах ближние к бортам блоки должны опираться на высокие кромки блоков нижнего яруса либо на судовой набор, при необходимости, через прочные клетки из бруса сечением не менее 100 x 100 мм. На просвете люка блоки должны укладываться с максимальной плотностью в каждом ярусе, чередуя, при необходимости, поперечное и продольное размещение блоков для формирования от яруса к ярусу устойчивого штабеля.

4.2.6. Если указанное в таблице 3.1 или в представленной грузоотправителем "Информации о грузе" значение угла устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

4.2.7. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то поперечные пустоты между блоками верхнего яруса должны быть заполнены блоками (глыбами) меньшего размера или прочными клетками из бруса сечением не менее 100 x 100 мм. В неполном ярусе вдоль свободной вертикальной поверхности последнего поперечного ряда должны быть заведены от борта до борта 2 найтова разрывной прочностью не менее 98 кН с прокладками из вертикально установленных досок во всех точках контакта с грузовыми местами.

4.2.8. С целью экономии пиломатериалов, стояночного времени и трудозатрат на крепление рекомендуется обертывать деревянные прокладки бризолом, повышающим коэффициент трения между прокладками и грузом с 0,5 до 0,7. Обертывание деревянных прокладок бризолом может производиться как по винтовой линии, так и размещением продольных полос бризола под и над прокладками.

4.2.9. Применение деревянных прокладок, обернутых бризолом, обеспечивает несмещаемость мрамора и гранита во всех эксплуатационных условиях плавания и позволяет отказаться от устройства клеток и распорок как между отдельными грузовыми местами, так и между грузом и корпусом судна.

4.3. Требования к размещению и креплению гранита и мрамора на средствах укрупнения (ролл - трейлерах, открытых контейнерах, контейнерах - платформах)

4.3.1. Размещение грузовых мест на средствах укрупнения следует производить в соответствии со схемами допустимых нагрузок, установленных изготовителем средства укрупнения.

4.3.2. Грузовые места не должны выступать за пределы грузовой площадки средства укрупнения.

4.3.3. Под каждое грузовое место на всех поперечных ребрах жесткости грузовой платформы должны быть уложены деревянные прокладки сечением не менее 40 x 100 мм. При необходимости, к этим прокладкам прибивают дополнительные подкладки и клинья, обеспечивающие устойчивость блока (глыбы) и включение в работу всех прокладок.

4.3.4. Основным средством крепления груза к средству укрупнения являются цепные найтовы, заводимые "в обхват" грузового места так, что средняя часть каждого найтова пропускается под блоком в районе прокладок, а ходовые концы найтова охватывают блок сверху навстречу друг другу, закрепляются с помощью рычагов натяжения за обухи на боковых гранях средства укрупнения и обеспечивают создание предварительной нагрузки величиной, равной SWL найтова.

Обе верхние ветви найтова должны быть после обтягивания зафиксированы относительно друг друга двумя тросовыми зажимами, устанавливаемыми как можно ближе к точкам перегиба найтова на каждой верхней боковой кромке грузового места.

4.3.5. Необходимое количество поперечных найтовов, заводимых "в обхват" каждого грузового места, определяется по формуле:

n =6 x Q , (4.2)
SWL x f

где:

Q - масса груза, т;

SWL - безопасная (максимальная) рабочая нагрузка найтова (по сертификату), кН;

f - коэффициент трения груза по прокладкам или по основанию средства укрупнения (см. п. 3.1).

4.3.6. При креплении особо тяжелых блоков, когда по формуле 4.2 число найтовов n > 2, необходимое число дополнительных найтовов должно быть заведено "в обхват" и закреплено напрямую к палубе судна.

4.3.7. Рекомендуется обертывать деревянные прокладки бризолом, повышающим коэффициент трения с 0,5 до 0,7.

4.3.8. В остальном должны выполняться требования РД 31.11.21.16-96 и РД 31.11.21.19-96.