"ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.91, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ)



4.1. Общие положения


4.1.1. Работы на болотах следует производить только при наличии технологических карт на данную операцию, в которых устанавливается порядок выполнения операций, приводится потребность в приспособлениях, обеспечивающих безопасность работы, указываются места рабочих и необходимые средства защиты.

Технологическая последовательность операций должна быть такой, чтобы выполненная операция не являлась источникам производственной опасности при выполнении последующих.

4.1.2. Даты начала и конца прохода, проезда и производства строительных работ на болоте и на льду объявляются приказом.

4.1.3. Бесперебойная работа строительного отряда в указанных условиях достигается в том случае, если гарантирована проходимость строительной техники по слабой торфяной почве, исключающая аварийные ситуации для строительной техники и угрозу здоровью и жизни людей.

4.1.4. Для обеспечения гарантированной проходимости строительной техники по слабой торфяной толще по условиям техники безопасности работ до начала их производства необходимо:

определить несущую способность торфяной залежи;

назначить минимальную допустимую толщину промерзшего слоя, обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;

установить продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину;

назначить допустимые удельные давления на грунт гусеничного трактора;

установить допустимое время стоянки землеройной техники на одном месте при отрицательных температурах воздуха в соответствии с величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.

4.1.5. По условиям техники безопасности работа землеройно-транспортной техники допускается на болотистых грунтах с несущей способностью, приведенной в табл. 3.

Таблица 3

Тип болота Общая характеристика грунта Основные внешние признаки Характер деформаций под нагрузкой Влажность, % Коэффициент пористости Степень разложения, % Примерная несущая способность, кгс/ кв. см Осадка при нагрузке 0,5 кгс/кв. см, % первоначальной мощности залежи
I-А Уплотненный торф, обладающий структурной прочностью Осушенный или уплотненный вышележащий минеральный слой Сжатие при незначительном боковом расширении < 600 < 7 < 60 > 0,5 < 30
I-Б Рыхлый торф, обладающий структурной прочностью Влажность близка к максимальной. Короткое время удерживает вертикальные откосы То же 600 - 1500 < 20 < 40 > 0,3 30 - 50
I-В Аморфный грунт (торф) вязкопластичной консистенции Торф высокой степени разложения или сапропель, уплотненные вышележащими слоями Преимущественно выдавливание из контура загружения < 400 < 5 > 60 < 0,3 При отсутствии вышележащих более плотных слоев - до полного выдавливания
II-Б Аморфный грунт (торф) мягкопластичной консистенции Торф высокой степени разложения или сапропель при влажности, близкой к максимальной Выдавливание из контура загружения 400 - 1000 4 - 10 > 40 0 <*> До полного выдавливания
III Аморфный грунт текучей консистенции Жидкие слои сплавинных болот Растекание Не ограничены 0 Под нагрузкой растекается


<*> При отсутствии более прочного покровного слоя.

4.1.6. Нормированная толщина промерзшего слоя торфяной залежи, обеспечивающая проходимость строительной техники в зависимости от ее грузоподъемности, не должна быть меньше значений, приведенных в табл. 4. Данные таблицы следует использовать при разработке мероприятий по регулированию движения и усилению (в случае необходимости) несущей способности торфяной залежи, соответствующей массе тяжелых транспортных средств в процессе производства земляных работ.

Таблица 4

Тип машины Наименьшая толщина промерзшего верхнего слоя болота, см, с растительностью
торфяной моховой
Автомобиль с нагрузкой на ось до 7 тс, гусеничные машины или тракторы массой до 12 т 12 - 15 15 - 20
Автомобиль с нагрузкой на ось до 12 тс, гусеничные тягачи и тракторы массой до 25 т 15 - 20 25 - 30
Автомобиль с нагрузкой на ось свыше 12 тс, груженые автомобили с прицепом 25 - 30 35 - 48

Примечание. Минимальная толщина промерзания для торфяного грунта и тундрового мерзлого грунта, перемешанного с моховыми покрытиями, должна быть на 15 - 20% больше приведенных.

4.1.7. Продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину, время намораживания торфяных слоев и дата окончания работ по устройству промороженного основания могут быть определены расчетом в зависимости от температуры воздуха.

4.1.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда машин следует учитывать допустимые давления для того или иного вида грунта с максимальным их превышением на 25 - 30% (табл. 5).

Таблица 5

Характеристика торфа Влажность по отношению к массе сухого торфа, % Допустимое давление, МПа (кгс/кв. см)
Очень плотный слабоувлажненный 200 - 400 0,060 (0,60)
Плотный среднеувлажненный 400 - 600 0,042 (0,42)
Рыхлый увлажненный 600 - 1000 0,033 (0,33)
Очень рыхлый сильноувлажненный, сапропель 1000 - 1500 0,015 (0,15)
Жидкий, сапропель > 1500 < 0,007 (0,07)

4.1.9. Значения средних давлений для отдельных типов гусеничных машин не должны превышать норм, приведенных в табл. 6.

Таблица 6

Марка машины Масса снаряженной машины, кг Ширина звена гусеницы, мм Опорная длина гусеницы, мм Площадь опирания, кв. см Среднее удельное давление, МПа (кгс/кв. см)
ДТ-54 5400 390 1795 14000 0,039 (0,39)
Т-100 11400 500 2375 23750 0,048 (0,48)
Т-140 15100 700 2570 36000 0,042 (0,42)
ГАЗ-47 3750 + 1000 <*> 390 3630 28314 0,017 (0,17)
АТЛ 6300 + 2000 <*> 314 3058 18910 0,034 - 0,047 (0,34 - 0,47)
ГТТ 8200 + 2000 <*> 540 4047 43686 0,020 - 0,024 (0,20 - 0,24)


<*> Масса машины в снаряженном состоянии + масса груза.

4.1.10. Практически можно считать, что тракторы и экскаваторы болотной модификации с давлением на грунт 0,025 МПа (0,25 кгс/кв. см) могут работать с предусмотренной технологическими параметрами нагрузкой на осушенной болотной залежи; если залежь не осушена, то допустим лишь один проход.

Тракторы и экскаваторы общего назначения, имеющие давление на грунт около 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см), для работы на поверхности слабого грунта непригодны.

4.1.11. Допустимое время стоянки на промороженном грунте не должно превышать значений, приведенных в табл. 7.

Таблица 7

Коэффициент запаса прочности <*> Допустимое время стоянки, ч, при температуре воздуха, °C
-5 и выше от -5 до -10 от -10 до -15 ниже -15
1,1 0,0 0,0 0,0 0,0
1,2 0,0 0,1 0,2 0,5
1,3 0,1 0,5 2,0 4,0
1,4 0,3 2,4 8,0 20,0
1,5 1,0 7,0 24,0 24,0
1,6 2,0 18,0 --
1,7 5,0 24,0 --
2,0 24,0 ---


<*> Отношение расчетной нагрузки на ледяной покров к фактической.

4.1.12. Рекомендуемые конструкции земляного полотна в зависимости от типа болота, категории дороги и глубины залегания торфяной толщи предоставлены в табл. 8.

Таблица 8

Тип болота Глубина болота, м Рекомендуемая конструкция земляного полотна по категории дороги
I II и III IV и V
I-А < 2 2 - 4 Полное выторфовывание То же Полное выторфовывание; торф в нижней части насыпи То же Массивная насыпь, отсыпаемая на поверхность залежи То же
I-Б 3 -"-Полное выторфовывание или дренажные прорези (для плотных торфов); торф в нижней части насыпи -"-
4 Вертикальные дрены -"-
II-А < 2 Полное выторфовывание Полное выторфовывание; торф в нижней части насыпи Облегченная плавающая насыпь
2 - 6 Посадка на минеральное дно болота То же
II-Б < 6 -Вертикальные дрены (для плотных торфов); торф в нижней части насыпи Земляное полотно на промороженном основании
6 Свайная эстакада Вертикальные дрены (для плотных торОблегченная плавающая насыпь
III-А < 6 Посадка насыпи на минеральное дно болота <*> Плавающие жесткие конструкции; усиленные насыпи
III-Б 6 Свайная эстакада Прокладка трассы по болоту экономически нецелесообразна


<*> Для дорог I и III категорий.

4.1.13. Организация и технологические приемы строительства земляного полотна на болотах должны быть приведены в соответствующих технологических картах.