"ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ЛЕСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПОТ РО 00-97" (утв. Госкомлеспромом РФ 06.06.97)



21. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ И СКЛАДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО


21.1. Погрузочно-разгрузочные и складские работы следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002 и ГОСТ 12.3.009.

21.2. При погрузочно-разгрузочных работах должны быть назначены работники, ответственные за безопасную организацию и соблюдение требований безопасности на всех участках производственного процесса.

21.3. Производственное оборудование, применяемое при погрузочно-разгрузочных работах, в процессе приемки, транспортировки и складирования сырья и химикатов, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.022 и правилам Госгортехнадзора.

21.4. При приемке сырья и химикатов необходимо соблюдать условия поставки, обеспечивающие механизированный прием, разгрузку и транспортирование.

21.5. Подъем и перемещение грузов вручную допускается с соблюдением норм, установленных действующим законодательством, и следующих требований: при транспортировании груз, укладываемый на тележку или вагонетку, не должен выступать за габарит их площадок; укладку груза необходимо производить таким образом, чтобы исключить возможность падения его при транспортировании; центр тяжести груза должен проходить между осями колес тележки и вагонетки и между рельсами.

21.6. Вагонетки с опрокидывающимися кузовами должны быть снабжены устройствами, не допускающими самопроизвольного их опрокидывания.

21.7. Перемещение вагонеток и тележек вручную должно производиться толканием от себя. Работники при этом должны находиться только сзади.

21.8. При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования с электроприводом, а также электрооборудования, применяемого при транспортировании, приемке и складировании сырья и химикатов, должны соблюдаться требования "Правил устройства электроустановок", "Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей".

21.9. Приемка сырья и химикатов должна производиться с соблюдением требований безопасности, установленных поставщиками для конкретных грузов, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на поставку каждого вида сырья и химикатов.

21.10. Производственные помещения, территория, площадки производства погрузочно-разгрузочных работ, а также места приемки, транспортирования и складирования сырья и химикатов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004, "Правил пожарной безопасности в лесной промышленности (ППБО 157-90)" и быть оборудованы средствами пожаротушения согласно ГОСТ 12.4.009 и "Перечню зданий и помещений, подлежащих оборудованию автоматическими средствами пожаротушения".

21.11. При складировании жидких химикатов должны соблюдаться требования, установленные "Правилами пожарной безопасности при эксплуатации предприятий химической промышленности".

21.12. Освещенность рабочих мест, предназначенных для операций приемки, транспортирования и складирования различных грузов, должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95.

Процесс производства погрузочно-разгрузочных и складских работ

21.13. Погрузочно-разгрузочные работы и работы по приемке, транспортированию и складированию сырья и химикатов следует выполнять в соответствии с технологическими картами, инструкциями, правилами, содержащими раздел "Требования безопасности", в котором предусмотрены меры безопасности при эксплуатации процессов, оборудования. В разделе должны быть приведены данные, характеризующие взрыво- и пожароопасные и токсикологические свойства обращающихся в процессах веществ. Раздел должен соответствовать ГОСТ 3.1120.

21.14. В технологической карте производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть указаны:

схема складирования с указанием погрузочно-разгрузочных механизмов, подъездных путей для них, размещения стационарного подъемно-транспортного оборудования, а для передвижного подъемно-транспортного оборудования - наиболее рациональные пути передвижения грузов в места установки подъемников;

технические характеристики всех применяемых погрузочно-разгрузочных механизмов;

места установки подъемно-транспортного оборудования под погрузку и выгрузку;

порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ с указаниями рабочих мест стропальщиков;

перечень приспособлений и механизмов для выполнения ручных операций, правила пользования ими;

способы строповки или зацепки грузов и применяемые при этом грузозахватные приспособления;

габариты складирования грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов, проходы, проезды, места установки запрещающих и предупреждающих знаков;

места расположения пожарных кранов, щитов, сигнальных устройств и узлов управления автоматическими средствами пожаротушения.

21.15. При приемке сырья и химикатов, поступающих сухопутными видами транспорта, все грузы должны осматриваться с целью определения: правильности выбора типа складирования и крепления грузов; состояния сыпучих грузов, загруженных навалом, и необходимости применения средств для рыхления и размораживания смерзшегося или слежавшегося груза; средств индивидуальной защиты работников и мер по защите окружающей среды от загрязнения вредными веществами.

21.16. Работа на кранах и строповка грузов должны выполняться в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов". Перед подъемом и перемещением грузов должна быть проверена правильность их строповки.

21.17. Работа грузоподъемными кранами должна производиться по команде сигнальщика, осуществляющего связь с крановщиком по единой системе сигнализации.

21.18. Допускается перегрузка грузов без сигнальщика грузоподъемными кранами с автоматическими грузозахватными приспособлениями при обеспечении видимости крановщиком рабочей зоны с исключением доступа людей в зону перемещения грузов.

21.19. К выгрузке грузов, поступивших железнодорожным транспортом (в полувагонах, вагонах, на платформах), обслуживающие их работники должны приступать после полной остановки состава, отцепления локомотива и закрепления вагонов специальными тормозными башмаками с обеих сторон.

21.20. Для безопасной погрузки-выгрузки грузов из полувагонов и открытых вагонов должны использоваться приспособления по обеспечению безопасного проведения работ - стационарные, передвижные, навесные или переносные эстакады и полуэстакады.

21.21. Двери, люки, запорные устройства, полы и борта железнодорожных подвижных составов, принимаемых под обработку, должны быть исправными.

21.22. Для открывания и закрывания дверей, люков, бортов железнодорожных вагонов следует использовать приспособления и специальные инструменты, обеспечивающие безопасность производства этих операций.

21.23. Погрузка и выгрузка, приемка, транспортирование и складирование лесоматериалов всех видов должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.015 и ГОСТ 12.3.042.

21.24. Формирование штабелей древесного сырья на площадке складирования следует производить по разметке, где должны быть обозначены проходы для осмотра сырья и проезда машин и механизмов. Интервалы между соседними штабелями должны быть не менее 2 м, высота каждого штабеля - до 12 м в зависимости от принятых на складе технологии работ и средств механизации.

21.25. На местах погрузки и выгрузки лесоматериалов должны быть предусмотрены приспособления, исключающие развал лесоматериалов.

21.26. Строповка пачек леса на штабеле должна соответствовать принятой технологии согласно регламенту (картам) с обязательным применением багров, насаженных на прочные рукоятки, длиной не менее ширины пачки плюс 30 - 40 см.

21.27. При выгрузке балансов, упакованных с применением полужестких строп (ПС), захват за стропы возможен только в том случае, если пакет не зацепляется торцами за рядом лежащие штабеля.

21.28. Снятие полужестких стропов (ПС) с пакетов должно производиться на раскатных столах. Не допускается снятие ПС на работающих столах роспуска.

21.29. Грузоподъемные механизмы, применяемые для формирования и разборки штабелей лесоматериалов, должны обеспечивать безопасное ведение работ.

21.30. Формирование и разборка штабелей лесоматериалов кранами должны быть организованы так, чтобы под подвешенным грузом не находились люди.

21.31. Пачко-рядовые штабеля должны формироваться и разбираться только механизированным способом. Каждый последующий ряд должен разбираться только после полной разборки предыдущего верхнего ряда.

21.32. При разборке штабелей в зимнее время места разборки должны быть до начала работы очищены от снега и льда.

21.33. Разборка покосившихся и завалившихся штабелей должна производиться только под руководством должностного лица, ответственного за безопасное проведение работ, в дневное время по предварительно разработанному и утвержденному плану и наряду-допуску.

21.34. Формирование куч лесоматериалов и их разборка должны производиться только механизированным способом.

21.35. При хранении балансов в кучах высота кучи должна быть не более 30 м. Угол естественного откоса кучи к горизонту для окоренного коротья должен составлять 30 - 32°, для неокоренного - 35 - 36°. Форма куч круглая или прямоугольная.

21.36. Объем, габарит и расстояние между кучами балансовой древесины должны соответствовать "Нормам пожарной безопасности зданий и сооружений (НПБ 105-95)".

21.37. Обрушение кучи следует производить с помощью специального снаряда (бабы), приводимого в движение лебедкой. Не допускается нахождение людей в зоне обрушения лесоматериалов при разборке куч. Ручная разборка не допускается (кроме подборки коротья в период завершения разборки куч).

21.38. Разборку куч следует производить равномерно по ее длине, начиная с торца и не углубляясь в кучу в отдельных местах.

21.39. Погрузка и выгрузка технологической щепы должны быть механизированы.

21.40. При самотечной выгрузке щепы из подвижного состава в местах пересыпа щепы из вагона должны быть предусмотрены защитные решетки.

21.41. Погрузка и выгрузка сыпучих грузов должны производиться с применением грузозахватных приспособлений и вагонопогрузочных машин.

21.42. При погрузке груза навалом последний должен располагаться равномерно по всей площадке кузова и не возвышаться над уровнем бортов кузова, в противном случае основные борта кузова должны наращиваться дополнительными бортами соответствующей высоты и прочности в пределах установленных габаритов.

21.43. Сыпучие грузы, перевозимые навалом в крытых вагонах, должны выгружаться механическими и пневматическими машинами и установками.

21.44. Системы пневмотранспорта должны быть снабжены устройствами, исключающими выброс пыли в рабочую зону.

21.45. При выгрузке сыпучих грузов из закрытых вагонов снимать закладной щит должны не менее двух человек.

21.46. Перегружать известковый камень следует при помощи многолопастных грейферов. При перегрузке камня с помощью ковшей последние должны быть оборудованы односторонними самоотцепами или приспособлениями, обеспечивающими полное высыпание груза.

21.47. При перегрузке известкового камня с помощью ковша присутствие людей на штабеле не допускается.

21.48. Выгрузка пылящих грузов (известь, цемент, суперфосфат, флотоколчедан, содопродукты, каолин и др.) должна производиться в крытые помещения и без захода грузчиков внутрь.

21.49. Открывание и закрывание люков полувагонов, рыхление смерзшегося или слежавшегося сыпучего груза, доочистка транспортных средств от остатков груза должны выполняться с помощью механизмов. Люки полувагонов при выгрузке навалочных грузов на эстакадах и путях высотой выше 2,5 м должны открываться со специальных мостиков.

21.50. Для восстановления сыпучести смерзшихся и слежавшихся грузов необходимо использовать механические рыхлители, а также тепловое воздействие.

21.51. Сыпучие грузы (щепа технологическая, уголь, щебень, известковый камень) должны храниться в кучах с крутизной откоса, соответствующей углу естественного откоса для грузов данного вида (для технологической щепы - 40 - 45°). При повышении угла естественного откоса груза кучи должны быть ограждены прочными подпорными стенками. Не допускается выбирать сыпучие грузы из кучи путем подкопа.

21.52. Кучи технологической щепы должны располагаться на площадках с основанием, выполненным из несгораемых материалов и обеспечивающим возможность полной очистки от хранившейся щепы и мелочи. Основания для кучи не должны иметь пустот и пористости во избежание подсоса воздуха под кучи.

21.53. Объем куч щепы не лимитируется. Высота куч щепы не должна быть более 30 м, форма может быть прямоугольной и круглой, ширина или диаметр куч не должны превышать 90 м.

21.54. Бункера для хранения щепы должны быть снабжены защитными решетками, обеспечивающими свободное просыпание щепы в бункер и безопасную работу обслуживающих работников. При этом должны приниматься вся меры, предотвращающие образование сводов и зависание щепы. Спуск работников в бункера для устранения зависания щепы не допускается.

21.55. Разборка сыпучих грузов из куч должна производиться с применением механизмов, исключающих нахождение людей в зоне взятия груза. Разборка кучи бульдозерами, грейферами, передвижными конвейерами должна производиться равномерно по ее длине начиная с торца.

21.56. Погрузка и выгрузка тарно-штучных грузов должны производиться с применением специальных захватных приспособлений и устройств.

21.57. При укладке тарно-штучных грузов должны быть приняты меры, предотвращающие защемление или примерзание их к покрытию площадки.

21.58. При погрузке и выгрузке тарно-штучных грузов следует применять их пакетирование с использованием поддонов и контейнеров. В пакетах грузы должны быть скреплены.

21.59. Укладка грузов в ящичной таре или в кипах должна производиться штабелями с применением вилочных погрузчиков, штабелеров и других средств механизации. Штабеля штучных грузов необходимо формировать таким образом, чтобы обеспечить их устойчивость и механизированную разборку.

21.60. При укладке, транспортировании грузы должны быть надежно закреплены с использованием распорок, предотвращающих их движение по полу железнодорожного вагона или кузову применяемого для перевозки транспорта. Если груз уложен выше бортов, то он должен быть увязан и надежно закреплен.

21.61. Погрузка и выгрузка рулонов и кип бумаги должны производиться механизированными средствами.

21.62. Приемка, транспортирование и складирование рулонов и кип бумаги должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020, 12.3.009 и п. п. ГОСТ 21.123-21.133, настоящих Правил.

21.63. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными (по ГОСТ 19433) грузами следует производить в специально отведенных и оборудованных местах в соответствии с требованиями безопасности труда, содержащимися в документации, утвержденной в установленном порядке, и указаниями отправителя груза по соблюдению мер безопасности.

21.64. Погрузка и выгрузка наливных химикатов из железнодорожного транспорта должны производиться в соответствии с требованиями "Правил по технике безопасности и производственной санитарии при производстве погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте".

21.65. Погрузка и выгрузка наливных химикатов в таре должны производиться в специальных складах, пол которых должен находиться на одном уровне с полом вагона. Места погрузки и выгрузки должны освещаться низковольтными электрическими лампами напряжением не более 24 В.

21.66. Кислоты, получаемые в таре, должны храниться в плотно закрытых стеклянных оплетенных или полиэтиленовых бутылях в отдельных проветриваемых помещениях. Бутыли с кислотой должны быть установлены на полу в один ярус, каждая из них должна быть снабжена биркой с названием кислоты. Порожние бутыли из-под кислот должны храниться в аналогичных условиях, но отдельно от наполненных.

21.67. Сливно-наливные устройства для нефти и нефтепродуктов (кроме мазутов) с температурой вспышки 120 °C и ниже должны быть закрытыми. Для нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 °C и мазутов допускаются открытые сливные устройства.

21.68. Подземные сливные емкости для мазута должны размещаться с внешней стороны железнодорожных путей со сливно-наливными эстакадами или под железнодорожными путями.

21.69. Сливно-наливные эстакады должны иметь лестницы из несгораемых материалов в торцах, а также по длине эстакад на расстоянии не более 100 м друг от друга.

21.70. Сливно-наливные устройства для автоцистерн должны размещаться на открытых площадках под навесами.

21.71. Приемка, транспортирование и хранение жидкого аммиака должны производиться в соответствии с "Правилами техники безопасности при эксплуатации железнодорожных цистерн для перевозки жидкого аммиака".

21.72. При работе с водным аммиаком следует выполнять требования "Правил безопасности для неорганических производств азотной промышленности".

21.73. Приемка, транспортирование и хранение жидкого хлора должны производиться в соответствии с "Правилами безопасности при производстве, хранении, транспортировке и применении хлора" и "Инструкцией по безопасной эксплуатации цистерн, контейнеров, бочек и баллонов для жидкого хлора".

21.74. Перевозка, хранение, отпуск и приемка метанола должны производиться в соответствии с "Общими санитарными правилами по хранению и применению метанола".

21.75. Транспортирование, приемка и перекачка жидкого сернистого ангидрида должны производиться в определенных санитарным надзором и пожарной охраной местах в соответствии с "Правилами перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах".

21.76. Емкости для приема жидких вредных веществ (кислот, жидкого SO2) для предупреждения их переполнения необходимо оборудовать уровнемерами или другими устройствами (например, автоматически закрывающимися клапанами и переливными трубами) и сигнализацией.

21.77. Слив серной кислоты из железнодорожной цистерны в прицеховую емкость должен производиться через верхний загрузочный люк при помощи пневматического устройства или сифона, изготовленного из стальных труб.

21.78. Грузополучатель обязан слить цистерну полностью, давление в цистерне после слива должно быть не более 0,17 МПа.

21.79. Резервуары для хранения веществ с вредными средами должны быть доступны для осмотра со всех сторон, включая днище.

21.80. Цистерны, баки и прочие резервуары при хранении серной кислоты на открытом воздухе должны быть ограждены валами или стенками, гарантирующими от разливания кислоты на прилегающие площади.

21.81. Транспортирование, складирование и хранение сжиженных газов должны соответствовать "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

21.82. Баллоны со сжиженными газами должны устанавливаться в вертикальном положении. Они должны иметь резиновые кольца, исключающие возможность соприкосновения металлических стенок, вентили должны быть закрыты колпаками.

21.83. Баллоны со сжиженными газами должны храниться в неотапливаемых помещениях, удовлетворяющих требованиям взрыво- и пожаробезопасности, или специальных площадках под навесами, предохраняющими от попадания солнечных лучей на баллоны. В радиусе 10 м вокруг склада с баллонами не допускается хранение горючих материалов и проведение работ с открытым огнем.

21.84. Перевозка пылящих грузов должна производиться в закрытых транспортных средствах.

21.85. Выгрузка едких пылящих грузов должна производиться только механизированным способом. При этом должны приниматься все меры против образования пыли (дождевание, применение вакуумных установок). Работники, обслуживающие механизмы выгрузки, должны работать в спецодежде, респираторах и противопыльных очках.

21.86. Сыпучие химикаты должны храниться в бункерах и силосных складах в сухом виде или в виде насыщенных растворов и суспензий в баках.

21.87. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть вывешены схемы строповки грузов, размеры проходов и проездов между штабелями, а также допустимых нагрузок на покрытия и перекрытия.

21.88. Дороги, грузовые площадки должны быть твердыми (иметь покрытие, способное воспринимать проектную нагрузку от груза и подъемно-транспортных машин и механизмов), ровными (без выбоин и значительных уклонов), нескользкими.

21.89. Места проведения погрузочно-разгрузочных работ должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками по ГОСТ 10807, а в темное время суток - световой сигнализацией. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026.

21.90. Территория, служебные и бытовые помещения, места производства погрузочно-разгрузочных работ, дороги, проезды и проходы должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.

21.91. В ночное время для связи стропальщиков с крановщиками должны использоваться сигнальные фонари, в дневное время должны применяться сигнальные флажки. Наряду с указанной сигнализацией (или вместо нее) должна быть обеспечена УКВ-радиосвязь.

21.92. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны обеспечивать наиболее целесообразное размещение грузоподъемного и транспортного оборудования, беспрепятственное его перемещение, обзор места производства работ, исправные пути для проезда транспорта под погрузку и выгрузку, возможность механизированной уборки мусора.

Размещение и эксплуатация подъемно-транспортного и складского оборудования

21.93. Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при производстве погрузочно-разгрузочных работ, должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудование конкретного вида.

21.94. Грузоподъемные машины допускается использовать для подъема и перемещения только тех грузов, масса которых не превышает грузоподъемности машин.

21.95. Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при производстве погрузочно-разгрузочных работ, должно располагаться в местах производства работ таким образом, чтобы крановщик имел полный обзор места производства работ.

21.96. Погрузочно-разгрузочные работы погрузчиками должны производиться при наличии грузозахватных приспособлений, соответствующих форме, размерам груза, грузоподъемности погрузчика с учетом положения центра тяжести груза на захватном приспособлении.

21.97. При эксплуатации стаккеров не допускается: присутствие на стаккере посторонних людей, перегрузка стрелы стаккера, нахождение людей на или под стрелой во время работы стаккерного конвейера, передвижение стаккера при загруженной стреле, работа на разборке куч при неисправной сигнализации.

21.98. Передвижной кабельный кран при работе на одном месте должен быть укреплен ручными захватами. Кабельные краны, при работе которых требуется частое их передвижение, должны быть укреплены захватами при прекращении работ.

21.99. Канаты, такелажные приспособления заводского изготовления должны иметь сертификат (свидетельство) завода-изготовителя об их испытании в соответствии с нормами Госгортехнадзора. В случае изготовления такелажных приспособлений силами предприятия их следует подвергнуть испытанию в соответствии с требованиями Госгортехнадзора, а результаты испытаний оформить актом. Канаты и такелажные приспособления, не снабженные свидетельствами об их испытании, к использованию не допускаются. Каждому испытанному приспособлению должен присваиваться инвентарный номер и крепиться металлическая бирка с указанием всех данных в соответствии с требованиями правил Госгортехнадзора.

21.100. Конструкция конвейеров, применяемых в процессах приемки, транспортирования и складирования, их установка, оборудование, средства защиты, размещение конвейеров и их эксплуатация должны соответствовать ГОСТ 12.2.022.

21.101. Все механизмы транспортирующей системы независимо от их протяженности должны быть сблокированы и снабжены световой, звуковой или светозвуковой сигнализацией, так как останов одного из механизмов может привести к завалу транспортируемым материалом. Все открытые устройства непрерывного транспорта (ленточные, цепные, скребковые и кабельные конвейеры) независимо от их длины должны быть оборудованы аварийными выключающими устройствами, позволяющими в аварийных ситуациях осуществить останов с любого места по длине со стороны обслуживания.

21.102. С целью обеспечения безопасности при производстве внутрискладских работ по укладке грузов в штабеля и их разборке с помощью погрузочно-разгрузочных механизмов должны применяться съемные грузозахватные приспособления, указанные в технологических картах.

21.103. Пылевидные неслеживающиеся материалы, поступающие навалом (сода, содопродукты, сульфат натрия, известь обожженная и др.), следует хранить в силосах, бункерах, ларях и других закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе погрузки и разгрузки.

21.104. Силосы, бункера и другие емкости должны иметь специальные устройства для механического обрушения сводов (зависания, материалов).

21.105. Оборудование, предназначенное для подготовки химикатов (разводка извести и др.), а также для их переработки, в процессе которой образуется пыль (дробление, сортирование), должно быть отделено от мест хранения химикатов.

21.106. На складах, предназначенных для хранения взрыво- и пожароопасных химикатов (серы и др.), электрооборудование должно соответствовать ПУЭ. Опорные катки кранов, передвигающихся по рельсовым путям, должны быть с обеих сторон снабжены устройствами для очистки рельсов от пыли.

Приемные и транспортные устройства, места складирования сырья и химикатов

21.107. Приемные устройства должны быть оборудованы с учетом обеспечения механизации выгрузки, погрузки и транспортирования всех видов грузов и размещаться в непосредственной близости к подъездным путям, местам складирования грузов на хранение, а также приближены к объектам переработки.

При наличии разрыва между приемным устройством и местом складирования груза необходимо обеспечить транспортирование грузов до места складирования таким образом, чтобы пути перевозки не пересекались с основными проходами и проездами. Для избежания таких пересечений должны быть созданы специальные путепроводы, переходы и переезды, исключающие помехи при движении и обеспечивающие безопасность прохода и проезда.

21.108. Полы и площадки в складах, где возможны проливы вредных жидкостей, должны иметь антикоррозионное покрытие с устройством бортов и плинтусов и, в необходимых случаях, переливов в специальные емкости.

21.109. Площадки для сливоналивных эстакад должны иметь уклоны для стока жидкостей.

21.110. Места производства работ с опасными и вредными грузами с использованием автоматических грузозахватных приспособлений и другие опасные участки должны быть ограждены и оборудованы знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026.

21.111. Помещения складов должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.11.01-91.

21.112. На приемных устройствах, путях транспортирования грузов и местах складирования должно быть ровное, твердое покрытие без выбоин и ям, рассчитанное на нагрузку от уложенного на него груза и транспортных средств.

21.113. Для погрузки и выгрузки тарно-штучных и пакетированных грузов места погрузки и выгрузки должны быть оборудованы платформами, эстакадами, рампами высотой на уровне пола вагона или кузова автомобиля и специальными мостиками для въезда в вагоны.

21.114. Размещение и оборудование мест приемки и складирования взрывоопасного сырья и химикатов должны быть выполнены в соответствии с требованиями СНиП 2.11.03-93 и "Общих правил взрывоопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств".

21.115. При хранении химикатов на открытых площадках необходимо устраивать навесы, предохраняющие работников и химикаты от атмосферных осадков и солнечных лучей, при этом следует принимать меры, исключающие выделение в воздух паров или пыли вредных веществ или контакт с ними кожных покровов работников.

21.116. При складировании жидкого сырья и химикатов в бочках допускается установка бочек вертикально друг на друга. Каждый ряд бочек следует устанавливать на деревянные настилы, которые должны быть перед укладкой тщательно осмотрены, выступающие из них гвозди, скобы, винты и другие детали крепежа утоплены в древесину. Установка бочек в несколько ярусов допускается в виде усеченной пирамиды.

21.117. Места приемки, транспортирования и складирования вредных и опасных ядовитых веществ, взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов должны оборудоваться специальными устройствами для хранения достаточного количества нейтрализующих веществ, средств пожаротушения и полного комплекта средств индивидуальной защиты.

21.118. Помещения для хранения и отпуска хлора должны быть оборудованы автоматическими газоанализаторами или другими устройствами и средствами сигнализации для оповещения работников о присутствии в помещениях вредных веществ согласно "Типовым техническим решениям по системе оповещения работников предприятий и жителей близлежащих районов об утечке хлора (ТПР-1-79)".

21.119. В резервуарах, парках (складах) кислот и щелочей, а также агрессивных и вредных солей (хлорное железо, бисульфит натрия и др.) должны быть предусмотрены поддоны с вместимостью, равной объему наибольшего из резервуаров. Поддон должен иметь уклоны и каналы для стока пролитой жидкости и приямок-сборник, оборудованный вынесенным за поддон запорным устройством. Необходимо предусмотреть как сбор пролитого продукта и возврат на хранение, так и нейтрализацию химикатов в случае сброса их в канализацию.

21.120. В местах перекачки наливных химикатов из цистерн в зоне разгрузки должны быть предусмотрены железобетонные поддоны с уклонами, соединенные трубой с приямком, где производится нейтрализация. Вместимость поддона должна быть равна вместимости наибольшего из резервуаров.

21.121. Площадки для установки бутылей в закрытых помещениях должны быть выстланы кислотоупорным материалом и по краям иметь приямки для нейтрализации разлившейся кислоты щелочью. Открытые приямки должны иметь ограждение высотой до 1 м со всех сторон, быть защищены сверху сеткой.

21.122. Едкие химикаты в стеклянных бутылях должны устанавливаться на стеллажи в один ряд в специальной таре (корзинах, деревянных обрешетках). Не допускается устанавливать такие грузы друг на друга даже с применением прокладок.

Склады целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них

21.123. Ширина рампы складов должна удовлетворять требованиям безопасного двустороннего движения погрузчиков с грузом и заезда их в склад и вагон. Периметр рампы, исключая фронт погрузки и проезды, должен быть огражден отбойным брусом высотой не менее 150 мм.

21.124. Предельный наклон пандуса рампы, предназначенной для въезда погрузчиков, не должен превышать 12°.

21.125. Полы складов и их рампы должны быть покрыты твердым, ровным, нескользким материалом.

21.126. Для перекрытия промежутков между рампой склада и вагоном для проезда погрузчиков должны предусматриваться прочные переносные металлические мостики.

21.127. Склады с рампами должны быть оборудованы сетью осветительных штепсельных розеток для подключения переносных ламп при работе внутри вагонов в темное время суток. Напряжение сети должно быть не более 36 В.

21.128. Укладка рулонов должна производиться механизированными средствами.

21.129. Высота штабелей из рулонов, укладываемых на торец и горизонтально, определяется возможностями средств механизации согласно утвержденным технологическим картам транспортирования и складирования готовой продукции. Для устойчивости штабеля и сохранности бумаги в рулонах и кипах следует устанавливать рулоны на высоту не более 6,0 м, а кипы - не более 3,5 м.

21.130. Установка в штабеля рулонов и укладка кип должны производиться рулон на рулон или кипа на кипу. При этом не допускается смещение их по вертикальной оси более чем на 5% диаметра нижнего рулона и ширины кипы. Установка рулонов большего диаметра на меньший не допускается при разнице диаметров рулонов более 5% по отношению к меньшему рулону.

21.131. Горизонтальная укладка рулонов бумаги и картона допускается не выше трех ярусов с обязательным применением противораскатных приспособлений.

21.132. Место водителя погрузчика должно иметь ограждение, защищающее водителя при случайном падении груза сверху. Водитель погрузчика во время работы должен носить защитную каску по ГОСТ 12.4.091.

21.133. Проезды между штабелями рулонов и кип бумаги и картона определяются в зависимости от габаритов применяемых средств их транспортирования (но не менее 2 м). В местах разъезда транспорта при двустороннем движении проезды должны иметь ширину не менее 3,5 м.

Склады горючих (ГЖ) и легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ)

21.134. Склады горючих, легковоспламеняющихся жидкостей должны быть выполнены в соответствии с требованиями СНиП 2.11.03-93 и ОПВ-88.

21.135. Помещения складов должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.11.01-91.

21.136. Полы и площадки в складах, где возможны проливы вредных жидкостей, должны иметь антикоррозионное покрытие с устройством бортов или пандусов.

21.137. Места производства работ с опасными грузами с использованием автоматических грузозахватных приспособлений и другие опасные участки должны быть ограждены и оборудованы знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026.

21.138. Склады должны быть оборудованы специальными устройствами для хранения достаточного количества нейтрализующих веществ, средств пожаротушения и полного комплекта средств индивидуальной защиты.

21.139. Гидравлические клапаны резервуаров следует заливать незамерзающей жидкостью.

21.140. Скорость наполнения и опорожнения резервуаров не должна превышать норм пропускной способности дыхательных клапанов.

21.141. Закачивать в резервуар продукт с упругостью паров больше, чем та, на которую рассчитан резервуар, не допускается.

21.142. Расположение приемного трубопровода резервуара должно обеспечивать поступление продукта под слой жидкости. Подача продукта в резервуар свободно падающей струей не допускается.

21.143. Все емкости должны быть оснащены приборами для замера уровня. Установка мерных стекол и пробных кранов не допускается.

21.144. Под крышкой люка резервуара должна быть проложена прокладка, не дающая искрообразования при ударе в случае неосторожного закрытия крышки люка.

21.145. Пробы должны отбираться пробоотборниками из материалов, не дающих искры при ударе. Отбор проб через верхний люк резервуара во время закачки или откачки продуктов не допускается. Не допускается заглядывать в открытый люк.

21.146. При расположении внутри резервуара парового змеевика должно быть предусмотрено устройство для спуска конденсата из змеевика. Паровые змеевики должны быть укреплены на опорах.

21.147. ЛВЖ на складах должны транспортироваться с помощью герметичных насосов или передавливаться инертными газами.

21.148. При хранении жидких продуктов в стеклянной таре бутыли должны располагаться таким образом, чтобы в середине склада и между каждыми четырьмя поперечными рядами был оставлен проход, допускающий свободный осмотр рядов.

21.149. Бутыли с жидкими продуктами должны устанавливаться на стеллажи в один ряд в специальной таре (корзинах, ящиках, деревянных обрешетках). Не допускается устанавливать такие грузы друг на друга даже с применением прокладок.

21.150. Подготовка тары (мойка и опрессовка металлических бочек, мойка и подсадка стеклянных бутылей) должна проводиться в специальных помещениях.

Сливоналивные эстакады

21.151. Не допускается производить слив-налив ЛВЖ во время грозы.

21.152. Во избежание искрообразования не допускается на территории сливоналивных эстакад тормозить цистерны с помощью металлических башмаков, вызывающих искрообразование.

21.153. Въезд тепловоза и паровоза на территорию эстакад не допускается. Паровозы и тепловозы, подающие железнодорожные цистерны под слив-налив ЛЖВ и ГЖ, должны на территории предприятия работать на жидком топливе.

21.154. Эксплуатация тепловозов без искрогасителей на выхлопных трубах не допускается.

21.155. При подаче под слив-налив железнодорожных цистерн с легковоспламеняющимися продуктами должно быть обеспечено прикрытие из одного четырехосного или двух двухосных пустых или груженных негорючими грузами вагонов (платформ). Если цистерны подают тепловозом, то прикрытие не требуется.

21.156. На территории эстакад производить ремонт цистерн не допускается.

21.157. Эстакады должны быть снабжены достаточным количеством переносных стремянок или опускных трапов.

21.158. Сливоналивные эстакады должны быть оборудованы средствами контроля и управления опасными параметрами процесса.

21.159. Передвижные и стационарные сливоналивные устройства (резервуары, цистерны) должны быть использованы только для тех продуктов, для которых они предназначены. В необходимых случаях допускается заполнение специально подготовленных емкостей другими продуктами, сходными по физико-химическим характеристикам и показателям хранения с теми продуктами, для которых они предназначались.

21.160. Подготовка к сливу и наливу, чистке и контроль за параметрами, определяющими взрывоопасность в емкостях, должны производиться в соответствии с утвержденными инструкциями.

21.161. Резервуары сжиженных газов (СГ), ЛВЖ, ГЖ для освобождения их в аварийных случаях должны оснащаться преимущественно быстродействующей арматурой с дистанционным управлением из мест, доступных для обслуживания в аварийных условиях.

21.162. Железнодорожные пути у эстакады и сама эстакада, а также трубопроводы, сливоналивные шланги с наконечниками должны быть заземлены.

21.163. Железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ, находящиеся на железнодорожных путях, не допускается использовать в качестве стационарных складских емкостей.

21.164. Слив из цистерн и налив в них СГ, ЛВЖ, ГЖ должен осуществляться на специальных сливоналивных пунктах. Не допускается наливные пункты использовать для попеременного налива несовместимых между собой продуктов.

21.165. Цистерны, хранилища, трубопроводы и другое оборудование систем слива-налива должны быть герметичными, надежными, простыми и удобными в эксплуатации. Их устройство должно исключать возможность поступления горючих паров и газов в атмосферу при проведении сливоналивных операций.

21.166. В сливоналивных системах не допускается применение устройств, изготовленных из нестойких к перекачиваемым средам материалов.

21.167. Для исключения перелива цистерн сливоналивные пункты оборудуются в соответствии с требованиями ОПВ-88.

21.168. При проведении операции налива насосами должны быть предусмотрены средства их дистанционного отключения. Отключающие устройства должны быть расположены в местах, легко доступных и удобных при эксплуатации и обслуживании этих устройств, и выбираться с учетом требований по обеспечению безопасности.

21.169. На сливоналивных пунктах следует обеспечивать возможность подключения системы слива-налива к установкам организованного сбора и утилизации парогазовой фазы при необходимости освобождения системы от этих продуктов.

Для исключения образования взрывоопасных смесей в системах трубопроводов и коллекторов необходимо предусматривать подвод к ним инертного газа или пара, а также возможность полного и надежного удаления из этих систем горючих веществ.

Работники, допускаемые к погрузочно-разгрузочным работам

21.170. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются работники, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный медицинский осмотр и обучение по правилам техники безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004 и по правилам Госгортехнадзора.

21.171. К обслуживанию разгрузочно-погрузочных машин и механизмов с электроприводом допускаются работники, имеющие удостоверение о присвоении им соответствующей квалификационной группы по электробезопасности согласно требованиям "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей".

21.172. К выполнению работ по приемке, транспортированию и складированию сырья и химикатов допускаются работники, прошедшие предварительный медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний, препятствующих приему на данную работу, и обученные в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.

21.173. К работе с вредными веществами, а также с другими грузами, обладающими токсичными свойствами, не допускаются работники моложе 18 лет, беременные и кормящие женщины, а также работники, имеющие противопоказания, препятствующие приему на данную работу.