"ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ЛЕСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПОТ РО 00-97" (утв. Госкомлеспромом РФ 06.06.97)
Приложение 8. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕКАТЕГОРИРОВАННЫХ АВАРИЙ, НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К АВАРИЯМ 1 И 2 КАТЕГОРИЙ, И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НЕПОЛАДОК, НЕ ПОВЛЕКШИХ ЗА СОБОЙ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, НА ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСГОРТЕХНАДЗОРУ РОССИИ
(согласовано с Госгортехнадзором и утверждено б. Минлеспромом)
1. Общие положения1.1. Настоящее Положение распространяется на химические предприятия и производства лесной промышленности, подконтрольные Госгортехнадзору России, и устанавливает требования к организации проведения расследования и учету некатегорированных аварий и производственных неполадок, не повлекших за собой несчастных случаев.
1.2. Положение не распространяется на объекты энергетического хозяйства (электроподстанции, котельные ТЭЦ и др.), железнодорожный, автомобильный транспорт, на ремонтные и вспомогательные цехи.
1.3. Некатегорированные аварии и производственные неполадки, повлекшие за собой несчастные случаи, расследуются в соответствии с требованиями "Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев на подконтрольных Госгортехнадзору предприятиях и объектах", утвержденной Госгортехнадзором.
Аварии, относящиеся к 1 и 2 категориям, расследуются в соответствии с "Инструкцией по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору предприятиях и объектах", утвержденной Госгортехнадзором.
1.4. К некатегорированным авариям (далее по тексту - аварии) следует относить ситуации, связанные с внезапным разрушением либо повреждением технологического оборудования, взрывами, вспышками парогазовых или пылевоздушных смесей, загораниями горючих веществ, внезапным высвобождением различных видов энергии или выделением токсичных и взрывоопасных газов (паров), вызвавшим длительное (более суток) нарушение производственного процесса или частичную потерю производственных мощностей (их простою и снижению объемов производства), а также ситуации, характер которых и возможные последствия представляют потенциальную опасность для производства, жизни и здоровья работников, если происшествия не относятся к авариям 1 и 2 категории.
1.5. К производственным неполадкам относятся другие нарушения технологического процесса, работы оборудования и т.п., не классифицированные как аварии.
В зависимости от характера и значимости в создании аварийной ситуации производственные неполадки подразделяются на две группы.
К 1 группе относятся производственные неполадки, характеризуемые внезапной остановкой производства или технологических процессов с возникновением предаварийных ситуаций, вызванных:
взрывами;
вспышками, загораниями, выбросами из аппаратуры и трубопроводов взрывоопасных, горючих и токсичных продуктов;
пожарами, которые не расследуются специальными комиссиями;
срабатыванием предохранительных устройств или систем блокировок противоаварийной защиты;
достижением критических значений параметров технологических процессов.
К 2 группе относятся производственные неполадки, возникновение которых не сопряжено с образованием опасных предаварийных ситуаций, характеризующихся кратковременной остановкой процесса или без таковой, и вызванные:
повреждением основного, резервного, вспомогательного оборудования, арматуры, инженерных сетей, коммуникаций и т.п.;
отключением пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, хладагента, инертного газа;
отказом в работе приборов контроля и управлении системой противоаварийной защиты при обеспечении перевода технологического объекта в безопасное состояние.
1.6. При любой аварии и производственной неполадке работники в соответствии с планом ликвидации аварийной ситуации обязаны немедленно принять все зависящие от них меры, предотвращающие возможность распространения повреждений (разрушений) аварийного объекта и устраняющие опасность для жизни людей. Одновременно следует доложить о случившемся должностным лицам (сменному мастеру или др.), которые немедленно информируют диспетчера предприятия, начальника цеха (производства), а последние сообщают об их возникновении соответствующим вышестоящим должностным лицам (руководителям служб, работодателю).
1.7. Работодатель обязан незамедлительно сообщать об авариях и производственных неполадках 1 группы вышестоящей отраслевой организации и местным органам Госгортехнадзора и отраслевого профсоюза.
1.8. Организация и контроль за обязательным проведением расследования производственных неполадок возлагается на работодателя предприятия.
2. Назначение и состав комиссий по расследованию аварий и производственных неполадок2.1. Аварии и производственные неполадки расследуют комиссии, в состав которых входят представители организаций (предприятий) и, в необходимых случаях, органов Госгортехнадзора, профсоюзной, проектной, научно-исследовательской организации.
2.2. Приказы о назначении комиссии издают:
по расследованию аварий - министерство (ведомство) по согласованию с Госгортехнадзором России;
по расследованию производственных неполадок 1 группы - вышестоящая отраслевая организация;
по расследованию производственных неполадок 2 группы - предприятие (организация).
2.3. В состав комиссии должны входить:
при расследовании аварии - руководящие работники вышестоящей отраслевой организации, предприятия, представитель Госгортехнадзора России и государственный инспектор по охране труда по данной области, краю, республике;
при расследовании производственных неполадок 1 группы - представитель вышестоящей отраслевой организации, наиболее опытные специалисты предприятия, представитель органов Госгортехнадзора России и государственный инспектор по охране труда по данной области, краю, республике;
при расследовании производственных неполадок 2 группы - наиболее опытные специалисты предприятия по усмотрению работодателя предприятия, по согласованию, представитель органов Госгортехнадзора России и государственный инспектор по охране труда;
в необходимых случаях для участия в расследовании аварий и производственных неполадок (по согласованию) - представители военизированного газоспасательного отряда, военизированной пожарной части, эксперты других организаций (научно-исследовательских, проектных, конструкторских, заводов-изготовителей и т.п.).
3. Организация расследования аварий и производственных неполадок3.1. Расследование имеет целью установить причины аварии или производственной неполадки, наметить меры по устранению их последствий и предупреждению возникновения подобных случаев на данном или других родственных предприятиях, определить материальный ущерб и ответственность должностных лиц.
3.2. Комиссия по расследованию аварий должна без задержки начать расследование причин аварии или производственной неполадки, составить акт расследования по прилагаемой форме (образец 1) и оформить другие необходимые документы и материалы в следующие сроки:
по авариям и производственным неполадкам 1 группы - в течение 5 дней;
по производственным неполадкам 2 группы - в течение 3 дней.
Срок расследования, при необходимости, может быть увеличен организацией, назначившей комиссию.
Акт подписывается членами комиссии.
3.3. При расследовании устанавливаются: соответствие технологии, оборудования, аппаратуры, средств управления и противопожарной защиты требованиям действующих правил безопасности; нагрузки на аппараты (потоки), состояние конструкций перед аварией или производственной неполадкой, нарушение норм и правил проектирования или эксплуатации технологического процесса, оборудования, трубопроводов, средств КИПиА, зданий, сооружений; отступления от проекта, являвшиеся непосредственной причиной аварии или неполадки; факторы, способствовавшие ее возникновению и развитию; соответствие действий работников плану ликвидации аварийных ситуаций.
3.4. Комиссия в ходе расследования:
обследует техническое состояние объекта после аварии, неполадки;
определяет основные причины, вызвавшие аварию или неполадку;
определяет экономический ущерб, причиненный аварией, производственной неполадкой;
определяет возможный срок восстановления производства;
выявляет лиц, виновных в возникновении аварии или неполадки, и допущенные ими нарушения;
намечает организационно-технические мероприятия по исключению подобных аварий или производственных неполадок.
С целью выявления либо уточнения причины аварии или производственной неполадки комиссия в необходимых случаях проводит опрос руководителя и исполнителей работ на участке, где произошла авария или неполадка, и свидетелей, а также пользуется их письменными объяснениями.
3.5. К акту расследования аварии или производственной неполадки должны быть приложены: приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии или неполадки, эскизы (фотографии) места аварии или неполадки, протокол осмотра места аварии или неполадки, опроса и объяснения ответственных должностных лиц и свидетелей, данные лабораторных исследований и другие материалы, характеризующие обстоятельства аварии или неполадки. В необходимых случаях к акту прилагаются заключения экспертных комиссий, сведения об обучении и проверке знаний работников, сведения об экономическом ущербе от аварии или производственной неполадки.
3.6. Ответственность за своевременное и качественное расследование, а также оформление всех материалов возлагается на председателя комиссии.
3.7. Техническое оформление материалов расследования (акта и приложений к нему) возлагается на предприятие, которое обязано не позднее трех дней после окончания расследования разослать их:
при аварии - вышестоящей отраслевой организации, Госгортехнадзору России и головному отраслевому институту;
при производственной неполадке 1 группы - вышестоящий отраслевой организации, соответствующему подразделению Госгортехнадзора России и головному отраслевому институту;
при производственной неполадке 2 группы - в цех, где произошла производственная неполадка, производственному (производственно-техническому, техническому) отделу, соответствующей службе или отделу в зависимости от характера неполадки, головному отраслевому институту.
Головными институтами по составлению банка данных причин аварий и неполадок являются: по хлорным производствам и связанным с ними объектам - ОАО "Центральный научно-исследовательский институт бумаги (ЦНИИБ); по лесохимическим предприятиям и лесохимическим цехам - ЦБП - "Центральный научно-исследовательский и проектный институт лесохимической промышленности" (ЦНИЛХИ).
4. Порядок утверждения и рассмотрения материалов по расследованию причин аварий и производственных неполадок4.1. Акты и мероприятия, разработанные комиссией на основании результатов расследования, утверждаются;
по авариям - приказом министерства (ведомства);
по производственным неполадкам 1 группы - приказом руководителя вышестоящей отраслевой организации;
по производственным неполадкам 2 группы - приказом работодателя предприятия.
4.2. В случае установления фактов неправильного или неполного определения причины аварии или производственной неполадки акт возвращается на дорасследование и материальный ущерб до его окончания не учитывается.
4.3. В приказе по результатам расследования аварии или производственной неполадки указываются обстоятельства, причины, вызвавшие ее; разработанные комиссией мероприятия, сроки выполнения мероприятий и ответственные лица за их выполнение. Приказ доводится до сведения трудовых коллективов.
4.4. Вышестоящая отраслевая организация должна обеспечить изучение и анализ обстоятельств, причин аварии или производственной неполадки и намеченных комиссией мероприятий работниками на родственных предприятиях в аналогичных условиях, и принять меры по недопущению на них подобных аварий или неполадок.
4.5. Головной отраслевой институт по результатам расследований составляет и содержит банк данных причин и обстоятельств возникновения аварий и производственных неполадок, анализирует имеющиеся данные и на основании анализа разрабатывает предложения по совершенствованию технологии, оборудования, арматуры, приборов КИПиА, инструкций по охране труда и эксплуатации технологических процессов, планов ликвидации аварийных ситуаций и т.п. с целью предупреждения и сокращения случаев возникновения аварий и производственных неполадок на предприятиях отрасли.
4.6. Если авария или неполадка произошла из-за конструктивных недостатков оборудования, то работодатель обязан направить заводу - изготовителю этого оборудования обоснованную рекламацию, а ее копии - вышестоящей отраслевой организации, в ведении которой находится завод-изготовитель, и своей.
4.7. В соответствии со сроками, установленными приказом, предприятие представляет в вышестоящую и другие заинтересованные организации письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию.
5. Учет аварий и производственных неполадок5.1. Регистрация и учет актов расследования аварий и производственных неполадок ведется производственным (производственно-техническим, техническим) отделом предприятия в специальном журнале, составленном по форме согласно образцу 2.
Каждому акту присваивается регистрационный номер, состоящий из двух частей, написанных через тире: первая обозначает порядковый номер акта (по журналу регистрации), вторая - две последние цифры года.
5.2. Все расследованные аварии и производственные неполадки должны также регистрироваться в производственном журнале цеха (участка).
5.3. Работники служб территориальных научно-производственных (производственных) объединений обязаны регулярно обследовать подведомственные предприятия, проверять выполнение разработанных мероприятий по предупреждению аварий и производственных неполадок, а также вести контроль по их учету.
Образец 1
(к приложению 8)
Отраслевая вышестоящая
\r\nорганизация (министерство)
\r\n__________________________
\r\nОрганизация (предприятие)
\r\n__________________________
\r\nЦех ______________________
\r\n
\r\n АКТ N _________
\r\n
\r\n "__" ___________ 19__ г.
\r\n расследования аварии
\r\n (производственной неполадки),
\r\n
\r\n происшедшей "__" _________ 19__ г. ___________________________
\r\n(цех, производство)
\r\n 1. Состав комиссии по расследованию аварии (производственной
\r\nнеполадки), назначенной приказом <*> _______ по
\r\n___________________________
\r\nот "__" ________________ 19__ г.
\r\n
\r\n Председатель _________________________________________________
\r\n (фамилия, и.о., должность)
\r\n
\r\n Члены ________________________________________________________
\r\n (фамилия, и.о., должность)
\r\n ______________________________________________________________
\r\n ______________________________________________________________
\r\n ______________________________________________________________
\r\n
\r\n 2. Состояние цеха (оборудования, производства) перед аварией
\r\n(неполадкой)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n 3. Краткая характеристика обстоятельств, при которых произошла
\r\nавария (неполадка): условия работы цеха (оборудование, нагрузка по
\r\nмощности, работа приборов КИПиА, блокировок, квалификация
\r\nработников, причастных к аварии (неполадке), и т.д.
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n 4. Подробное описание аварии (неполадки) с указанием
\r\nпоследовательности проведения технологических операций или других
\r\nдействий _________________________________________________________
\r\n 5. Наименование: а) проектной организации, разработавшей
\r\nпроект или осуществившей привязку типового или индивидуального
\r\nпроекта __________________________________________________________
\r\n б) экспертных органов, давших заключение по проекту __________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n в) завода - изготовителя оборудования, приборов и т.п., по
\r\nпричине которых произошла авария (неполадка) _____________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n 6. Фамилии, имена, отчества должностных лиц, непосредственно
\r\nруководивших ведением технологического процесса __________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n 7. Отступление от проекта и нарушения СНиП, ГОСТ, правил по
\r\nтехнической эксплуатации зданий, сооружений, оборудования,
\r\nтрубопроводов, приборов и т.п. ___________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n 8. Причины аварии по объективным данным расследования причин и
\r\nрезультатам опроса очевидцев и должностных лиц ___________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n Указываются должностные лица, непосредственно причастные к
\r\nпричине аварии (неполадки) _______________________________________
\r\n 9. Рекомендации и мероприятия по ликвидации последствий и
\r\nисключению подобных аварий (неполадок), срок исполнения,
\r\nисполнители ______________________________________________________
\r\n 10. Материальный ущерб, включающий ориентировочную стоимость
\r\nликвидации аварии (неполадки), потери производства в натуральном
\r\nвыражении и потери в денежном выражении __________________________
\r\n 11. Продолжительность простоя объекта в результате аварии
\r\n(неполадки) в сутках (часах) _____________________________________
\r\n
\r\n Приложение: (перечень прилагаемых документов)
\r\n
\r\n Председатель комиссии ________________________________________
\r\n (подпись, N служебного телефона)
\r\n
\r\n Члены комиссии _______________________________________________
\r\n (подписи)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n
\r\n Представители привлеченных организаций _______________________
\r\n (подписи)
\r\n
\r\n
\r\n
Образец 2
к приложению 8