"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СССР. ПРИБОРЫ ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАКТОРОВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ. КОЛИЧЕСТВО, РАСПОЛОЖЕНИЕ, ЦВЕТ, УГЛЫ ВИДИМОСТИ. ГОСТ 8769-75*" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 18.07.75 N 1857) (ред. от 27.06.90)
Приложения
Приложение 1
Справочное
Группирование световых приборов - конструктивное объединение в общем корпусе нескольких световых приборов, имеющих каждый отдельный источник света и отдельное световое отверстие.
Комбинирование огней - конструктивное объединение нескольких огней в одном световом приборе, имеющем один источник света, работающий в одном режиме и несколько световых отверстий.
Совмещение огней - конструктивное объединение нескольких огней в одном световом приборе, имеющем несколько источников света, или один источник света, работающий в нескольких режимах, и одно общее световое отверстие.
Фара дальнего света - световой прибор, предназначенный для освещения дороги впереди транспортного средства при отсутствии встречного транспорта.
Фара ближнего света - световой прибор, предназначенный для освещения дороги впереди транспортного средства при разъезде с встречным транспортным средством, а также при движении по городским улицам.
Противотуманная фара - фара, предназначенная для эффективного освещения дороги впереди транспортного средства во время тумана, дождя, снегопада или пылевой бури.
Фонарь заднего хода - световой прибор, предназначенный для освещения дороги сзади транспортного средства при его движении задним ходом и предупреждения других участников движения о намерении транспортного средства двигаться задним ходом.
Габаритные фонари (огни) - световые приборы, предназначенные для указания наличия транспортного средства и его ширины.
Сигналы торможения - световые приборы, включаемые рабочим тормозом и предназначенные для сигнализации о торможении и остановке транспортного средства, категории S2 - сигналы торможения с двумя уровнями силы света; категории S1 - сигналы торможения с одним уровнем силы света.
Указатели поворота - световые приборы, предназначенные для сигнализации о предполагаемом изменении направления движения транспортного средства:
категории 1 - указатели поворота для установки на передней части транспортного средства, если расстояние до фары не менее 40 мм;
(в ред. Изменения N 4)
категории 1а - указатели поворота для установки на передней части транспортного средства, если расстояние до фары 20 - 40 мм;
категории 1б - указатели поворота для установки на передней части транспортного средства, если расстояние до фары менее 20 мм;
(в ред. Изменения N 4)
категории 2а - указатели поворота с одним уровнем силы света для установки на задней части транспортного средства;
категории 2б - указатели поворота с двумя уровнями силы света для установки на задней части транспортного средства;
категории 3 - передние боковые указатели поворота для использования на транспортном средстве, которое снабжено только указателями поворота этой категории;
категории 4 - передние боковые указатели поворота для использования на транспортном средстве, на котором установлены также указатели поворота категории 2а и 2б;
категории 5 - дополнительные боковые указатели поворота для использования на транспортном средстве, на котором установлены также указатели поворота категорий 1 или 1а и 2а или 2б.
Стояночные огни - световые приборы, предназначенные для обозначения транспортного средства при стоянке на обочине дороги или у тротуара.
Световозвращатели - герметичные приборы с возвратно-отражающим оптическим элементом, служащие для обозначения габаритов транспортного средства в темное время суток путем отражения света, излучаемого источником, находящимся вне этого транспортного средства.
Фонарь освещения номерного знака - световой прибор, предназначенный для освещения таблицы заднего номерного знака.
Задние противотуманные огни - световые приборы, предназначенные для эффективного обнаружения транспортного средства во время тумана, дождя, снегопада и при других условиях пониженной видимости.
Ось отсчета - характерная ось светового сигнала, определяемая предприятием-изготовителем световых приборов, служащая ориентиром при фотометрических измерениях и установке прибора на транспортном средстве.
Вертикальный угол пространственного излучения света - часть вертикальной плоскости, проходящей через условную ось фонаря, в которой фонарь излучает свет.
Горизонтальный угол пространственного излучения света - угол между горизонтальными направлениями, которые может принимать вертикальная плоскость, проходящая через условную ось фонаря.
Фонарь - устройство, предназначенное для световой сигнализации или освещения дороги.
Огонь - световой поток, излучаемый светосигнальным устройством и непосредственно воздействующий на глаз наблюдателя.
Освещающая поверхность устройства освещения - ортогональная проекция полной выходной поверхности отражателя на поперечную плоскость. Если рассеиватель перекрывает только часть общей поверхности, то учитывается только эта часть. Если расположение отражателя и рассеивателя регулируется, то используется среднее положение регулировки.
Освещающая поверхность сигнального устройства - ортогональная проекция огня на плоскость, перпендикулярную его исходной оси и соприкасающуюся с наружной поверхностью рассеивателя, причем эта проекция ограничивается окантовкой краев экранов, расположенных в этой плоскости и каждый из которых составляет внутри этой поверхности только 98% общей силы света в направлении исходной оси. Для определения нижнего, верхнего и боковых краев огня учитываются лишь экраны с вертикальными и горизонтальными краями.
Освещающая поверхность светоотражающего приспособления - освещающая поверхность светоотражающего приспособления в плоскости, перпендикулярной его исходной оси, и ограничиваемая плоскостями, смежными с крайними частями оптического элемента светоотражающего приспособления и параллельными этой оси. Для определения нижнего, верхнего и бокового краев приспособления используются лишь вертикальные и горизонтальные плоскости.
(в ред. Изменения N 3)
Плоскость бокового габарита - плоскость, параллельная среднему продольному сечению транспортного средства, касающаяся бокового края, не считая боковых выступов, образуемых:
шинами вблизи от точки их соприкосновения с землей и подсоединений указателей давления в шинах;
приспособлениями противоскольжения;
зеркалами заднего вида;
боковыми указателями поворота, передними, задними и боковыми габаритными огнями, стояночными огнями;
таможенными пломбами, накладываемыми на транспортное средство, а также приспособлениями для крепления и сокрытия этих пломб.
(в ред. Изменения N 4)
Расстояние между двумя огнями, освещающими в одном направлении, - расстояние между ортогональными проекциями контуров обеих освещающих поверхностей на плоскость, перпендикулярную исходной оси.
(в ред. Изменения N 4)
Порожнее транспортное средство - транспортное средство без экипажа, пассажиров и груза, но с полным запасом топлива и необходимым комплектом инструментов и водителем, масса которого принимается равной 75 кг.
(в ред. Изменения N 4)
Приложение 2
Справочное
Пункты 2.5.4, 2.6.3, 2.7.5 и Приложение 1 ГОСТ 8769-75 соответствуют пп. 1.1.2 - 1.1.4 и приложению СТ СЭВ 4122-83.
Приложение 3
Справочное
(в ред. Изменения N 4)
1. Общие требования
С целью проведения испытаний каждое из мест, рассматриваемых при различных условиях нагрузки, должно быть нагружено массой 75 кг, имитирующей массу человека, находящегося в транспортном средстве.
2. Транспортные средства категории M1
2.1. Человек на месте водителя.
2.2. Водитель и пассажир на переднем сиденье, наиболее удаленном от водителя.
2.3. Водитель и пассажир на переднем сиденье, наиболее удаленном от водителя и все задние места заняты.
2.4. Все места заняты.
2.5. Все места заняты, плюс сбалансированная нагрузка багажного отделения с тем, чтобы получить максимально допустимую нагрузку на заднюю и переднюю оси, в зависимости от того, где расположен багажник, спереди или сзади. Если транспортное средство оборудовано одним багажным отделением спереди и одним сзади, дополнительная нагрузка должна быть равномерно распределена с тем, чтобы соблюдалось требование максимальной нагрузки на ось.
Если общая максимально допустимая нагрузка достигает максимально допустимой нагрузки на одну из двух осей, то нагрузка на багажное отделение должна быть ограничена до значения, допустимого общей нагрузкой.
Примечание. Для определения вышеуказанных условий нагрузки следует учитывать ограничения, которые могут предусматриваться предприятием-изготовителем в инструкции по эксплуатации.
3. Транспортные средства категорий M2 и M3
3.1. Человек на месте водителя.
3.2. Транспортное средство загружено так, чтобы на каждую ось приходилась технически допустимая нагрузка.
4. Транспортные средства категории N с грузовой платформой
4.1. Порожнее транспортное средство.
4.2. Человек на месте водителя, при этом груз распределяется так, чтобы достигалась максимальная технически допустимая нагрузка на заднюю (задние) ось (оси), а нагрузка на переднюю ось как можно больше соответствовала порожнему транспортному средству. Если грузовая платформа расположена спереди, то нагрузка определяется аналогичным образом с соответствующими изменениями.
5. Транспортные средства категории N без грузовой платформы
5.1. Тягачи для полуприцепов
5.1.1. Порожнее транспортное средство без нагрузки на прицепном устройстве.
5.1.2. Человек на месте водителя плюс технически допустимая нагрузка на прицепное устройство, которое должно находиться в положении, соответствующем наибольшей нагрузке на заднюю ось.
5.2. Тягачи для прицепов
5.2.1. Порожнее транспортное средство.
5.2.2. Человек на месте водителя, все другие места, предусмотренные в кабине водителя, также заняты.
6. Определение категорий транспортных средств - по ГОСТ 25478-82.