ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 17.06.2009 N 529 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В РОССИИ ДО 2015 ГОДА"
3.1. Предпосылки системной проблемы
Текущее состояние обеспечения единства измерений в стране характеризуется рядом факторов.
Переход страны на рыночные условия хозяйствования внес свои корректировки в метрологическую инфраструктуру. Уменьшилось количество и численность метрологических служб предприятий. Во многих министерствах и ведомствах были ликвидированы службы главных метрологов, головные и базовые организации по метрологии. Существенно уменьшился объем поверочных и калибровочных работ, выполняемых метрологическими службами предприятий.
В течение длительного времени, начиная с 1991 г., работы в области обеспечения единства измерений значительно недофинансировались. Это привело к существенному в 4 - 5 раз сокращению численности ведущих метрологических институтов, заводов и конструкторских бюро. Часть институтов и опытных метрологических производств были приватизированы, перепрофилированы и практически выбыли из процесса обеспечения единства измерений. Все это привело к устареванию и деградации эталонного, испытательного и другого высокотехнологичного метрологического оборудования. Увеличение бюджетного финансирования эталонной базы в 2007 и 2008 гг. пока не позволило преодолеть указанные выше негативные тенденции.
В начале 2000-х годов была значительно сокращена численность инспекторов-метрологов, осуществляющих государственный метрологический надзор.
Уменьшение численности госинспекторов привело к резкому снижению эффективности государственного метрологического надзора.
Затем начали нарастать проблемы с нормативным правовым обеспечением метрологической деятельности. Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" (1993 г.) уже не мог соответствовать новым производственным отношениям, развивающимся в стране.
Смещение приоритетов активной части населения от производства к потреблению привело к дефициту специалистов-метрологов. Система обучения и переподготовки кадров в области обеспечения единства измерений, в том числе наивысшей квалификации, требует существенной реорганизации.
Продолжает расти диспропорция между стимулами и потребностями в обеспечении единства измерений, а также между потребностями экономики и возможностями метрологической инфраструктуры.