ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 17.06.2009 N 529 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В РОССИИ ДО 2015 ГОДА"
4.2. Возможные сценарии развития системы обеспечения единства измерений
4.2.1. Инерционный сценарий развития
Инерционный сценарий с большей вероятностью будет реализовываться при следующих условиях:
- в прогнозируемый период не будет изменяться размер инвестиций в обеспечение единства измерений, сохранится уровень 2008 года;
- не будут осуществляться структурные изменения в системе управления обеспечением единства измерений, направленные на повышение эффективности управления системой;
- будет замедлено финансирование национальных проектов и Федеральных целевых программ (в области нанотехнологий, ГЛОНАСС, энергосбережения и др.);
- будут замедлены темпы обновления средств измерений (отечественных и зарубежных), используемых в Российской Федерации.
В этих условиях не получит достаточного развития эталонная база России (технические и метрологические характеристики), уровень калибровочных и измерительных возможностей метрологических институтов и центров не сможет обеспечивать потребности страны, продолжится стагнация нормативно-методической базы обеспечения единства измерений, в целом будет снижаться уровень доверия общества к результатам измерений. При таком состоянии системы обеспечения единства измерений не удастся осуществить реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, ряда федеральных и ведомственных целевых программ, критических технологий Российской Федерации.
4.2.2. Оптимистический сценарий развития.
Оптимистический сценарий с большей вероятностью может быть реализован при выполнении следующих условий:
- будет обеспечено достаточное финансирование мероприятий по развитию эталонной базы России на период до 2015 г., направленных на повышение научно-технического уровня эталонов и преодоление отставания наших измерительных возможностей (с учетом международных рекомендаций, ориентирующих финансирование на уровень ВВП);
- произойдут структурные изменения в системе управления обеспечением единства измерений (в рамках требований и условий, заданных Административной реформой), направленные на повышение его эффективности;
- будут усовершенствованы механизмы межведомственной координации работ в области обеспечения единства измерений;
- будет обеспечено запланированное финансирование национальных проектов и федеральных целевых программ;
- будут возрастать требования к точностным и эксплуатационным характеристикам применяемых средств измерений, будет увеличиваться парк средств измерений.
При соблюдении указанных условий можно ожидать:
- расширения диапазонов измерений и увеличения точности измерений в 3 - 5 раз, прежде всего для обеспечения решений задач развития приоритетных направлений в экономике, в социальном и оборонном комплексах;
- роста на 30% измерительных возможностей Российской Федерации в таких важнейших отраслях, как здравоохранение, экология, новые технологии, оборона и безопасность государства;
- повышения научно-технического и метрологического уровня эталонной базы России за счет усовершенствования не менее 40 и создания не менее 20 новых государственных первичных эталонов, разработки или модернизации не менее 1300 государственных рабочих эталонов;
- повышения качества метрологического сопровождения перспективных технологических направлений (нанотехнологии, биотехнологии, авиационно-космические технологии и др.);
- повышения в 1,5 - 2 раза уровня метрологического обслуживания важнейших направлений экономики (энергетика, транспорт, машиностроение, экология, медицина и др.), в том числе повышение степени удовлетворения потребностей в поверке и калибровке средств измерений не менее чем на 40%.
4.2.3. Стратегия развития технической базы обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности
Степень выполнения основных требований по обеспечению единства измерений в интересах войск (сил) и вооружения, военной и специальной техники сферы обороны и безопасности непосредственно определяется состоянием технической базы. Анализ перспектив развития показал наличие двух вариантов:
Инерционный вариант - отсутствие целевых мер государственной поддержки и сохранение в сложившихся финансово-экономических условиях нынешнего уровня финансирования эталонной базы Минобороны России и темпов переоснащения рабочими эталонами, эксплуатируемыми в метрологических воинских частях и подразделениях Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и в поверочных органах метрологических служб в области обороны и безопасности.
Умеренно-оптимистический вариант - применение целевых мер государственной поддержки работ по разработке и модернизации военных эталонов, а также дополнительное финансирование комплексного переоснащения парка рабочих эталонов и мобильных метрологических комплексов (подвижных лабораторий измерительной техники) в соответствии с требованиями к обеспечению единства измерений современных и перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
В настоящее время развитие эталонной базы Министерства обороны в области обеспечения единства измерений осуществляется в рамках Государственной программы вооружений.
При этом уже выполняются или запланированы на ближайшие годы работы по созданию следующих основных групп средств метрологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации:
подвижные и стационарные метрологические комплексы;
военные эталоны и установки высшей точности;
рабочие эталоны;
средства измерений военного назначения.
Оценка реализуемости запланированных работ показывает, что предусмотренные тактико-технические характеристики указанных средств метрологического обеспечения, запланированные Государственной программой вооружений до 2015 года, в целом могут быть реализованы в установленные сроки.
Кроме того, к настоящему времени образовался разрыв между требуемым уровнем технологий, производственной базы и реальными, в значительной степени ограниченными, возможностями приборостроительных предприятий, который может сохраниться в рамках инерционного сценария развития технической базы обеспечения единства измерений.
Другим негативным проявлением инерционного сценария развития являются низкие темпы переоснащения технической базы, особенно в части парка рабочих эталонов и мобильных метрологических комплексов. Так, более чем на порядок не соответствуют требованиям по переоснащению метрологических воинских частей и подразделений Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и поверочных органов метрологических служб сферы обороны и безопасности объемы серийного производства рабочих эталонов и поверочных установок по актуальной для современного вооружения номенклатуре единиц величин. Сохранение единичных объемов ежегодного производства автоматизированных мобильных метрологических поверочных комплексов (подвижных лабораторий измерительной техники) военного назначения 3-ого поколения в ближайшее десятилетие будет иметь следствием снижение доли средств измерений военного назначения, поверяемых непосредственно в местах эксплуатации, что приведет к снижению готовности и мобильности вооружения, военной и специальной техники.