ПРИКАЗ Минпромторга РФ N 248, Минсельхоза РФ N 482 от 31.10.2008 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
6.4. Охрана и защита лесов
В целях усиления охраны и защиты лесов предусматривается переход к стратегии управления лесными пожарами и интегрированному контролю вспышек вредных организмов на основе лесопожарного и лесозащитного районирования лесов Российской Федерации, прогнозирования горимости и повреждения лесов, а также совершенствование механизма взаимодействия государственной власти и лесного бизнеса при осуществлении лесопожарных и лесозащитных мероприятий.
6.4.1. Стратегия управления лесными пожарами
В целях усиления охраны лесов от пожаров предусматривается переход к стратегии управления лесными пожарами, с учетом зонирования лесов Российской Федерации по видам и уровням охраны, развитие системы мониторинга пожарной опасности в лесах Российской Федерации и технологий пожаротушения, прогнозирование горимости, повышение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на охрану лесов от пожаров, а также совершенствование механизма взаимодействия государственной власти и лесного бизнеса при осуществлении лесопожарных мероприятий.
Обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны лесов от пожаров достигается путем:
- усиления противопожарной пропаганды и государственного пожарного надзора в лесах;
- предотвращения роста числа возникающих лесных пожаров, связанного с их хозяйственным освоением;
- повышения оперативности обнаружения лесных пожаров и их тушения в начальной стадии;
- повышения эффективности борьбы с крупными лесными пожарами, выходящими из-под контроля лесопожарных служб.
Предотвращение пожаров необходимо обеспечить за счет улучшения противопожарного устройства лесов, интенсификации профилактических мероприятий и регулирования запасов горючих материалов.
Повышение оперативности обнаружения лесных пожаров достигается путем развития сети наземных наблюдательных пунктов, обеспечения нормативной кратности авиационного патрулирования лесов и развития аэрокосмических методов мониторинга лесных пожаров, включая использование наземных, авиационных и космических средств на основе современных геоинформационных технологий.
Оперативность тушения пожаров предполагается обеспечить через развитие сети наземных пожарно-химических станций и авиационной охраны лесов с активными силами и средствами пожаротушения, укомплектование современной лесопожарной техникой и оборудованием, организацию маневрирования силами и средствами пожаротушения, внедрение новых технологий.
6.4.2. Разграничение полномочий государственной власти в сфере охраны лесов от пожаров
В целях снижения ущерба от лесных пожаров предусматривается создание трехуровневой системы принятия мер по стабилизации лесопожарной обстановки:
- местный уровень (уровень лесничеств, лесопарков);
- региональный (уровень субъектов Российской Федерации);
- национальный (федеральный уровень).
Основные объемы мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров планируются и осуществляются на местном уровне. Организационные функции по охране лесов на этом уровне осуществляются низовым звеном регионального органа государственного управления лесами (лесным хозяйством).
На федеральном уровне организуются национальный и межрегиональные лесопожарные центры. Они комплектуются силами и средствами пожаротушения, транспорта, связи и выполняют функции по мониторингу, прогнозированию лесопожарной обстановки, координации мероприятий по борьбе с пожарами на региональном уровне и обеспечивают организацию своевременного межрегионального маневрирования для оказания помощи субъектам Российской Федерации. При Национальном лесопожарном центре формируется учебный центр для подготовки и повышения квалификации специалистов по управлению пожарами.
Для повышения эффективности федерального контроля за осуществлением субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в области охраны лесов развивается Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров. В рамках этой системы обеспечивается:
- повышение оперативности использования данных высокого разрешения;
- расширение использования данных зондирования Земли с российских космических аппаратов, в т.ч. с инфракрасным излучением;
- расширение сети приемных станций;
- оперативный прогноз распространения лесного пожара и предварительная оценка возможного ущерба с целью формирования рекомендаций о приоритетах тушения лесных пожаров (или решения о нецелесообразности тушения);
- развитие средств и методов регистрации молниевых разрядов.
Для разработки и реализации региональных программ и планов охраны лесов и управления лесными пожарами осуществляется взаимодействие федеральных ведомств с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Предусматривается зонирование территории лесного фонда по видам и уровням противопожарной охраны лесов.
Развитие охраны лесов от пожаров осуществляется за счет оснащения новыми техническими средствами, компьютерной техникой с геоинформационными системами ГЛОНАСС.
В целях повышения эффективности авиалесоохранных работ обеспечивается укрепление парка лесной авиации, осуществляющей работы по патрулированию и тушению лесных пожаров, в т.ч. самолетов-танкеров, легкомоторной авиации, а также вертолетов, оборудованных водосливными устройствами.
Для обновления парка воздушных судов в субъектах Российской Федерации разрабатывается нормативная база по обеспечению льготных тарифов на обслуживание полетов (услуги аэронавигации, метеоуслуги и т.д.); обеспечивается дифференцированный подход к нормативной численности персонала авиакомпаний в зависимости от типов воздушных судов, видов выполняемых работ и классов аэродромов.
6.4.3. Усиление защиты лесов от вредных организмов, других неблагоприятных факторов
Усиление защиты лесов от вредных организмов достигается за счет:
- повышения оперативности выявления и качества диагностики неблагоприятных лесопатологических факторов в процессе лесопатологического мониторинга;
- своевременного и качественного проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
- повышения эффективности мероприятий по локализации и ликвидации очагов массового размножения вредных организмов.
В части лесопатологического мониторинга предусматривается:
- развитие регулярной сети постоянных пунктов наблюдений, обеспечивающей достоверную информацию о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов;
- внедрение системы дистанционного лесопатологического мониторинга с использованием космических и аэрофотоснимков;
- развитие системы прогнозирования изменений состояния лесов для подготовки необходимых и своевременных управленческих решений.
Повышение эффективности мероприятий по локализации и ликвидации очагов массового размножения вредных организмов достигается за счет оперативности и точности прогнозов, а также внедрения новых технологий обработки и современных инсектицидов, разработанных с учетом последних достижений в области биологии, генетики, биохимии и лесного машиностроения.
Своевременность и качество санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечиваются за счет создания системы интегрированной защиты лесов, базирующейся на лесозащитном районировании, прогнозе развития лесопатологической ситуации и оценке экономической эффективности проводимых работ.
В целях реабилитации лесов, загрязненных радионуклидами, планируется ведение мониторинга радиационной обстановки в лесах, прогнозирование изменения уровня радиационного загрязнения и доз облучения населения и работников лесного хозяйства, проектирование специальных лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий в лесах на загрязненных территориях.
6.4.4. Фитосанитарный контроль (карантин)
Целью лесного фитосанитарного карантина является обеспечение безопасности лесов Российской Федерации от видов, способных нанести экономический и экологический ущерб.
В связи с этим необходимо ведение фитосанитарного карантина на землях лесного фонда сосредоточить в одном ведомстве, отвечающем за государственное управление лесами. Для оптимизации работы в этом направлении следует:
- разработать нормативную правовую базу, регламентирующую процедуру выявления карантинных видов и введения внутреннего карантина на землях лесного фонда;
- производить оценку фитосанитарных рисков распространения инвазивных видов на территории Российской Федерации, а также видов с ограниченным распространением за пределы их ареалов;
- разработать методики по мониторингу и методические указания по идентификации карантинных видов вредных организмов.
6.4.5. Борьба с нелегальным оборотом древесины
В целях предотвращения незаконных заготовок и нелегального оборота древесины в лесах Российской Федерации предусматривается создание в субъектах Российской Федерации современных систем учета и контроля круглых лесоматериалов.
В 2010 году планируется опытная эксплуатация и внедрение системы учета и контроля круглых лесоматериалов в ряде субъектов Российской Федерации. До 2020 г. планируется внедрение данной системы на всей территории Российской Федерации.
До создания и ввода в действие государственной системы учета объемов круглых лесоматериалов в целях эффективной борьбы с нелегальным оборотом древесины и сертификации лесов по национальным стандартам устойчивого управления, сохраняется разрешительная система пользования лесными ресурсами.
Предусматривается продолжение дистанционного мониторинга лесопользования и выявления незаконных рубок в лесах Российской Федерации.
Планируется изменение законодательной базы с целью создания правовой и нормативной основы системы контроля и учета древесины, ужесточения административных и уголовных наказаний за нарушение лесного законодательства, а также стимулирования лиц, выявивших нарушения лесного законодательства.