ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"



X. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ


Оценка соответствия электроснабжения и электрооборудования Норм производится на основе наземных проверок состава, размещения, параметров и характеристик имеющегося на аэродроме оборудования и сопоставления полученных результатов с требованиями Норм.

Результаты проверки электроснабжения должны быть сведены в таблицу соответствия (таблица 10). Пример заполнения таблицы соответствия по электроснабжению и электрооборудованию приводится далее.

Порядок заполнения таблицы 10 следующий:

графа 1 - указываются номера пунктов Норм, на соответствие которым проверяется электроснабжение;

графа 2 - указываются результаты проверок и испытаний по соответствующим пунктам Норм;

графа 3 - указываются результаты сопоставления итогов проверок с требованиями Норм и делается запись:

"Соответствует" - в случае соответствия оцениваемого параметра требованиям Норм;

"Эквивалентно соответствует" - в случае наличия заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов при имеющемся отступлении от требований Норм;

"Не соответствует" - в случае несоответствия оцениваемого параметра требованиям Норм и отсутствия вышеуказанного заключения;

графа 4 - в случае наличия отступлений указываются номера, даты и названия документов, в соответствии с которыми авиационной организацией выполнены мероприятия по обеспечению эквивалентного уровня безопасности полетов, а также отражается дополнительная информация, поясняющая содержание других граф таблицы.

В конце таблицы 10 указывается подтверждающий документ. Документом соответствия электроснабжения и электрооборудования аэродрома и его объектов требованиям Норм, является акт проверки, подтвержденный руководителем авиационного предприятия.

В акте, составляемом в произвольной форме, должны быть отражены результаты проверки электроснабжения по всем пунктам гл. X Норм.

10.1. Методика оценки соответствия электроснабжения объектов аэродрома

10.1.1, 10.1.2. Количество независимых источников централизованного электроснабжения, питающих аэродром, проверяется по одному из следующих документов: ТУ энергоснабжающей организации, акт Госэнергонадзора, акт приемки в эксплуатацию электроустановок, исполнительная документация по проекту на строительство или реконструкцию электрических сетей аэродрома.

Соответствие пропускной способности вводных ЛЭП требованиям Норм устанавливается в результате сравнения максимальной потребляемой мощности в нормальном или послеаварийном режиме с пропускной способностью вводных ЛЭП от каждого источника. Максимальная потребляемая мощность в нормальном режиме принимается по графику нагрузок. Расчеты производятся ежегодно. Максимальная потребляемая мощность в послеаварийном режиме (для питания от каждого источника) может быть получена, как и потребляемая мощность, в нормальном режиме при одном отключенном внешнем источнике или расчетным путем.

10.1.3, 10.1.4, 10.1.5, 10.1.11 Визуально на объекте проверяется наличие оборудования, обеспечивающего электроснабжение по заданной для данного объекта категории надежности (вводные устройства от централизованных источников электроснабжения, автономные источники, устройства АВР, РУ, трансформаторы).

Время перерыва подачи электропитания при переключении оборудования на резервный источник электроэнергии проверяется путем имитации пропадания напряжения поочередно на каждом из источников. При этом определяется время с момента отключения напряжения до момента его восстановления.

10.1.6 - 10.1.10, 10.2.3. Производится визуальная проверка по методике, изложенной в предыдущем пункте настоящего раздела.

По электрическим схемам объекта в результате их анализа определяется возможность использования автономной дизель-генераторной установки в качестве основного источника электроэнергии, резервируемого электрической сетью;

наличие АВР на стороне низкого напряжения;

расположение щитов гарантированного (бесперебойного) питания.

Возможное время непрерывной работы от химического источника электропитания определяется сравнением паспортных данных источника электроэнергии и оборудования.

10.2. Методика оценки соответствия автономных источников питания

10.2.1, 10.2.2. Степень автоматизации и мощность дизель-генератора проверяются по эксплуатационной документации на дизель-генератор.

При натурном обследовании проверяется подача напряжения от автономного источника к оборудованию (при отключенных источниках централизованного электроснабжения).

Таблица 10
(образец заполнения)

ТАБЛИЦА соответствия электроснабжения и электрооборудования аэродрома
________________________________________________________
(наименование аэродрома)
требованиям Норм годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации

Пункт НГЭА ЭА Результаты проверок и испытаний Соответствие НГЭА ЭА Примечание
1 2 3 4
10.1.1. Количество независимых источников централизованного электроснабжения - 2. Соответствует
10.1.2. Пропускная способность каждой ЛЭП обеспечивает подачу электроэнергии ко всем электроприемникам первой и особой группы первой категории в нормальном и послеаварийном режимах. Соответствует
10.1.3. Электроснабжение ССО, объектов УВД, радионавигации, посадки и связи осуществляется от щитов гарантированного питания электроэнергией. Соответствует
10.1.4. Сторонних потребителей, подключенных к ЩГП - НЕТ Соответствует
10.1.5. Категории надежности электроснабжения устройств дистанционного управления, контроля и отображения информации не ниже категорий электроснабжения соответствующих объектов УВД, радиооборудования, светосигнального и метеорологического оборудования. Соответствует
10.1.11 - 10.1.6. Электроснабжение осуществляется: по особой группе I категории Соответствует
от двух внешних независимых источников электроэнергии и ДГА - ССО-66, ГРМ-66, КРМ-66 - со временем перехода на резерв не более 15 секунд.
10.1.9. по I категории Соответствует
от одного внешнего источника электроэнергии и ДГА - ПРЦ, ПМРЦ, БПРМ-66, ДПРМ-66 - со временем перехода на резерв не более 60 сек.
10.1.8. Электропитание основных и резервных комплектов оборудования объекта предусматривается от разных секций шин низковольтного распределительного устройства. Соответствует
10.2.1, 10.2.2. Степень автоматизации ДГА - 2 - 3. Мощность каждого ДГА обеспечивает максимальную нагрузку потребителей ОГ I категории и I категории, а также потребителей, обеспечивающих нормальные условия их работы и обслуживания. Соответствует
10.2.3. Аккумуляторные батареи или источники бесперебойного питания, используемые в качестве резервных источников питания, обеспечивают работу потребителей, отнесенных по степени надежности к ОГ I категории, в течение не менее 15 минут. Соответствует
Подтверждающий документ: "Акт проверки электроснабжения и электрооборудования аэродрома (наименование аэродрома)" от "__" ________________ 20__ г. N __

Руководитель авиационной организации ЭА
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
М.П.