"ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ПБ 03-428-02" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.11.2001 N 49)
2. Транспортировка автомобильным транспортом
2.1. Транспортировка установки как АГУ-8К, так и другими агрегатами осуществляется по всем дорогам и на территории стройплощадок с соблюдением правил движения и требований инструкций завода - изготовителя.
2.2. Скорость движения на общих дорогах не более 30 км/ч, на территории строительных площадок - в соответствии с ограничениями, распространяемыми на каждую данную строительную площадку.
2.3. Предохранительные клапаны должны быть исправны, отрегулированы и опломбированы.
2.4. Категорически запрещено подтягивать фланцевые соединения под давлением.
2.5. При обмерзании трубопроводов, арматуры отогревать их только снаружи паром или горячей водой. Пользоваться открытым огнем запрещается.
2.6. Автотранспортное средство для перевозки жидкого азота должно быть оснащено исправным огнетушителем.
2.7. Водитель спецавтотранспортного средства для жидкого азота при постановке под налив или для слива жидкого азота обязан поставить машину на тормоз, а под колеса подложить закладки.
2.8. Запрещается присутствие посторонних лиц при операциях слива - налива резервуара.
2.9. Запрещается выброс азота со сдувок в рабочие помещения, а также вблизи окон и дверей зданий на строительных площадках.
2.10. При попадании жидкого азота на кожу работающих или при признаках удушья выполнять медицинские мероприятия в соответствии с разделом 1.
3. Транспортировка жидкого азота3.1. Место установки железнодорожной емкости (например, 8Г513) и пути следования автомашин строго определяются ППР.
3.2. Оператор, осуществляющий слив, непосредственно подчиняется бригадиру или начальнику участка и несет ответственность за выполнение всех предписаний и требований настоящей Инструкции, а также инструкций, указываемых в перечне необходимых для данной профессии.
3.3. О любых неисправностях или отклонениях оператор должен доложить бригадиру или начальнику участка, произвести запись об этом в технологическом журнале, наличие которого для каждой емкости 8Г513 обязательно, и принять меры по устранению неисправностей и отклонений.
3.4. Отстранение от работы и меры ответственности работающих за невыполнение требований определяются настоящей Инструкцией.
3.5. Прием и отправление железнодорожных цистерн 8Г513 осуществляет оператор службы обеспечения. В обязанности оператора входит постоянная связь с диспетчером железнодорожного участка в целях своевременного получения тепловоза для перестановки и отправки цистерн.
3.6. Передвижение железнодорожной цистерны на территории площадки разлива жидкого азота производится персоналом железнодорожного участка только в дневное время в присутствии операторов службы обеспечения.
3.7. Железнодорожная цистерна на площадке должна устанавливаться при обязательной установке "башмаков" под колесами платформы, причем с обеих ее сторон.
3.8. Перед началом работы по опорожнению цистерны оператор обязан убедиться в исправности КИПиА и арматуры, проверить сроки освидетельствования цистерны. При необходимости оператор принимает участие в составлении акта на неисправные цистерны.
3.9. Получение и отправление железнодорожных цистерн должны фиксироваться в журнале приема - сдачи и при этом должны также оформляться соответствующие акты.
3.10. Обслуживающий персонал службы обеспечения обязан ежедневно проводить осмотр оборудования, оценивать состояние площадки разлива, подъездных путей, вспомогательных средств (шланги, переходники, рабочий инструмент и т.п.) для своевременного обнаружения неисправностей и их устранения.
3.11. Техническое освидетельствование цистерн 8Г513 производится в соответствии с инструкцией завода - изготовителя и действующими рабочими инструкциями в сроки, указанные в графе освидетельствования сосудов, утвержденной главным инженером предприятия, через каждые 5 дней (для сравнения: для автотранспортных емкостей типа ЦТК-8/0,25 этот период составляет 10 дней).
3.12. В процессе эксплуатации металлорукавов (шлангов) периодический их осмотр должен проводиться не реже одного раза в 12 месяцев. При этом проверяется:
состояние внутренней и наружной поверхности рукава: эти поверхности не должны иметь механических повреждений;
состояние уплотнительных прокладок;
прочность и герметичность металлорукавов.
Прочность металлорукавов проверяется гидроиспытанием на Рисп = 1,25Pраб (эту операцию можно выполнить в ванне с водой).
Плотность (герметичность) проверяется воздухом также в ванне с водой, причем Рисп = Рраб.
3.13. Отсоединение сильфонного шланга от штуцера наполняемого (или опорожняемого) резервуара необходимо производить очень осторожно в связи с наличием в нем испаряющихся остатков жидкого азота. По истечении 20 - 30 мин., необходимых для отогрева, поставить заглушку на штуцер и зачехлить его.
3.14. Сильфонные шланги, предназначенные для работы с хладагентами, необходимо содержать в чистоте в специально предназначенном для хранения месте в зачехленном состоянии.
3.15. При разрыве трубопровода, потере вакуума в межстенном изоляционном пространстве, возникновении течи во внутреннем сосуде азотной цистерны необходимо срочно произвести слив жидкого азота.
3.16. При разрыве дополнительного шланга необходимо:
прекратить наполнение жидким азотом, закрыв соответствующие вентили;
шланг заменить на исправный.
3.17. При пожаре на площадке хранения и разлива жидкого азота необходимо:
прекратить работы по переливу и наполнению;
произвести аварийный вызов тепловоза для удаления находящихся на площадке цистерн на расстояние не ближе 100 м от площадки разлива хладагента.
3.18. Ремонт железнодорожных и автотранспортных емкостей, а также их элементов во время работы не допускается.
3.19. Обслуживающий персонал обязан строго выполнять режим работы емкостей и безопасное их обслуживание и своевременно проверять исправность действия арматуры КИП и предохранительных устройств.
3.20. Работы по наливу и сливу необходимо остановить в случае:
повышения давления в сосуде выше разрешенного, несмотря на соблюдение всех требований, указанных в инструкции;
неисправности предохранительных клапанов;
обнаружения в основных элементах сосудов трещин;
возникновения пожара, непосредственно угрожающего сосуду, находящемуся под давлением;
неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам;
неисправности указателя уровня жидкости;
неисправности предохранительных блокировочных устройств.
Приложение 38
к Правилам безопасности
при строительстве
подземных сооружений