РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-р
IV. Мероприятия по повышению эффективности государственного управления лесным фондом
1. Общие положения
Повышение эффективности мероприятий по организации использования, охране и защите лесного фонда, а также по воспроизводству лесов обеспечивается путем развития института собственности на лесной фонд, разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, совершенствования организации лесопользования, экономического механизма и системы управления лесным хозяйством.
2. Развитие института собственности на лесной фондДо 2010 года целесообразно сохранить государственную федеральную собственность на лесной фонд, перераспределив при этом полномочия по управлению лесным фондом среди участников лесных отношений, а также сохранить многообразие предусмотренных законодательством Российской Федерации форм собственности на леса и древесно-кустарниковую растительность, не входящие в лесной фонд.
В законодательном порядке следует установить формы собственности на леса, расположенные на землях поселений.
3. Реструктуризация системы управления лесным хозяйствомУпорядочение государственного управления в области лесного хозяйства и развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесхозов.
Основными задачами лесхоза должны являться:
организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, а также рационального использования земель лесного фонда;
охрана и защита лесов, а также охрана объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;
обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности;
сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;
сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда;
обеспечение в пределах его компетенции соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством Российской Федерации.
4. Взаимодействие государственных органов исполнительной власти в области лесных отношенийФедеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в лесах, входящих и не входящих в лесной фонд, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся городские леса, осуществляют скоординированную политику в области лесных отношений. Ведение лесного хозяйства и организация лесопользования осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лесоустройство, учет, кадастровая оценка и расчеты нормы пользования лесными ресурсами осуществляются по единым методикам. Совместно разрабатываются федеральные целевые долгосрочные программы по использованию, воспроизводству, охране, защите лесов и обитающих в них объектов животного мира.
5. Научное и кадровое обеспечение развития лесного хозяйстваРазвитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.
Приоритетными направлениями научных исследований на рассматриваемый период в области лесного хозяйства являются:
разработка научных основ лесоуправления и формирования механизма устойчивого развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;
разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, создание и разработка прогрессивных технологий и средств механизации различных видов рубок леса, совершенствование методологических и нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов восстановления функциональных качеств лесных территорий и др.);
разработка новых методов охраны лесов от пожаров (разработка и совершенствование методов прогноза возникновения пожароопасной ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, совершенствование правовой базы охраны лесов от пожаров и др.);
разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе (подготовка программы сохранения и использования генетического потенциала лесов России; совершенствование нормативной базы, методов и способов лесовосстановления; исследования, направленные на восстановление лесной растительности в зоне деятельности крупнейших промышленных предприятий и т. д.);
разработка эффективных экологически безопасных систем защиты леса от вредителей и болезней;
разработка специальных машин и механизмов для работы в лесу, удовлетворяющих лесоводственным, экологическим и социально-экономическим требованиям;
совершенствование экономического механизма управления лесами на базе комплексной оценки лесов и лесоэкономического районирования в Российской Федерации;
разработка основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства, научного обоснования законопроектных работ в этой области;
совершенствование программно-методического обеспечения мониторинга лесов и лесного хозяйства (разработка высокоэффективных технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, использование ГИС-технологий и т. п.).
Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение решений международных конвенций по биологическому разнообразию, изменению климата, а также на развитие сертификации и приведение российских стандартов в соответствие с мировыми.
Будут продолжены разработки в области кадастровой оценки лесов, по подготовке документов для выполнения программы информатизации в области лесного хозяйства (разработка, унификация и приобретение лицензионного программного обеспечения, развитие ГИС-технологий, совершенствование и подготовка специалистов и др.), а также научное обеспечение решения задач по стандартизации, метрологии, сертификации и по организации системы мониторинга лесов.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами, особенно работниками государственной лесной охраны Российской Федерации. В настоящее время уровень образования работников лесного хозяйства не соответствует предъявляемым требованиям: не имеют базового образования 14-17 процентов специалистов лесного хозяйства.
В предстоящий период предполагается активизировать работу по повышению квалификации работников лесного хозяйства на базе институтов повышения квалификации, а также заочного обучения в высших и средних технических учебных заведениях.
Предстоящее увеличение объемов таких трудоемких работ, как лесоустройство, уход за молодняком, ремонт лесохозяйственных дорог, повлечет за собой некоторое увеличение общей численности специалистов лесного хозяйства и рабочих, занятых на выполнении этих работ.