ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.06.99 N 122-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"
24 июня 1999 года N 122-ФЗ
Принят
Государственной Думой
4 июня 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
9 июня 1999 года
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" настоящий Федеральный закон устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии (далее - организация-должник), и проведения процедур их банкротства.
2. Настоящий Федеральный закон применяется также при признании несостоятельными (банкротами) и проведении процедур банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В целях настоящего Федерального закона под основной деятельностью организаций, указанных в пункте 1 настоящей статьи и настоящем пункте, понимается деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации.
3. Не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.
4. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций-должников, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 2. Признаки банкротстваОрганизация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования.
Статья 3. Обязанность руководителя организации-должника обратиться в арбитражный суд с заявлением должника1. Помимо случаев, указанных в статье 9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", руководитель организации-должника обязан обратиться с соблюдением требований статьи 6 настоящего Федерального закона в арбитражный суд с заявлением должника в случае, если на основании решения суда обращено взыскание на имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса, определенного в пункте 2 настоящей статьи, в течение десяти дней с момента получения организацией-должником решения об обращении взыскания на указанное имущество.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
2. Единый производственно-технологический комплекс организации-должника состоит из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности организации-должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами (далее - единый производственно-технологический комплекс).
Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого производственно-технологического комплекса, устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Арбитражные управляющиеАрбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Арбитражный управляющий действует на основании аттестата, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области топливно-энергетического комплекса (далее - орган управления топливно-энергетическим комплексом).
(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)
Статья 5. Государственные органы, обеспечивающие предупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплексаПредупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению совместно с органом управления топливно-энергетическим комплексом.
Глава II. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕСтатья 6. Подведомственность дел о банкротстве
Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.
К заявлению кредитора о признании организации-должника банкротом должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.
Статья 7. Лица, участвующие в деле о банкротствеЛицами, участвующими в деле о банкротстве организации-должника, наряду с лицами, указанными в статье 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", признаются:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
орган управления топливно-энергетическим комплексом;
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления по месту нахождения организации-должника.
Статья 8. Отказ в принятии заявления о признании организации-должника банкротомСудья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании организации-должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Отзыв организации-должника на заявление о признании организации-должника банкротомПомимо сведений, указанных в статье 47 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в отзыве организации-должника должны содержаться сведения об исковых заявлениях организации-должника, поданных ею до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом, о признании недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности организации-должника.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
В отзыве организации-должника должны также указываться задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), снабжение которых топливно-энергетическими ресурсами не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), которые финансируются из бюджетов всех уровней, а также задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), поставки продукции (товаров, услуг) которым осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 10. Срок рассмотрения дела о банкротстве1. Дело о банкротстве рассматривается в срок, установленный статьей 51 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
2. В случае, если организацией-должником до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о признании недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти, рассмотрение дела о банкротстве приостанавливается до принятия решения по указанному заявлению.
Статья 11. Решение арбитражного суда об отказе в признании организации-должника банкротомРешение арбитражного суда об отказе в признании организации-должника банкротом кроме случаев, предусмотренных статьей 55 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", принимается также в случае признания арбитражным судом недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности организации-должника.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ОРГАНИЗАЦИЯМ-ДОЛЖНИКАМСтатья 12. Окончание наблюдения
Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства считается принятым первым собранием кредиторов в случае, если за него подано не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов кредиторов, устанавливаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Помимо случаев, предусмотренных статьей 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления в случае наличия ходатайства о введении внешнего управления участвующего в деле о банкротстве организации-должника органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации-должника.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
Статья 13. Особенности банкротства градообразующих организаций-должниковПри рассмотрении дел о банкротстве организаций-должников - градообразующих организаций применяются правила о банкротстве градообразующих организаций, установленные статьями 169-176 Федерального закона "О несостоятельности (банкротства)", с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
Статья 14. Срок внешнего управления1. Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев, который может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет.
При продлении арбитражным судом срока внешнего управления до пяти лет организация-должник приступает к расчетам с кредиторами через двенадцать месяцев с момента продления срока внешнего управления.
2. В случае несостоятельности организации-должника - градообразующей организации срок внешнего управления может быть продлен в порядке, установленном статьей 172 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
Статья 15. Особенности представления кандидатуры внешнего управляющего1. Кандидатуру внешнего управляющего представляет арбитражному суду орган управления топливно-энергетическим комплексом.
2. В случае непредставления кандидатуры внешнего управляющего арбитражному суду органом управления топливно-энергетическим комплексом назначение внешнего управляющего производится в порядке, установленном статьей 96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
3. В случае, если не представлено ни одной кандидатуры внешнего управляющего в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи, арбитражный суд назначает внешнего управляющего из числа сотрудников органа управления топливно-энергетическим комплексом.
Статья 16. Обязанности внешнего управляющего1. Помимо полномочий, предусмотренных статьей 99 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", внешний управляющий обязан в течение одного месяца с момента своего назначения разработать с учетом предложений органа управления топливно-энергетическим комплексом план внешнего управления и представить его собранию кредиторов на утверждение.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
2. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения организацией-должником договора энергоснабжения, договора поставки газа, договора транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договора распределения газа, нефти и нефтепродуктов, заключенных с потребителями, подача (поставки) топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Внешний управляющий не вправе также отказаться от поставок газа, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 17. Распоряжение имуществом организации-должника во внешнем управленииВнешний управляющий не вправе отчуждать имущество (часть имущества) организации-должника, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса.
Статья 18. Недействительность сделок организации-должникаСделка по отчуждению имущества (части имущества) организации-должника, совершенная в нарушение требований статьи 17 настоящего Федерального закона внешним управляющим или организацией-должником после возбуждения дела о банкротстве и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании организации-должника банкротом, может быть признана недействительной на основании решения арбитражного суда.
Статья 19. Особенности применения мер по восстановлению платежеспособности организации-должника во внешнем управленииМеры по восстановлению платежеспособности организации-должника, указанные в статье 109 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", применяются со следующими особенностями:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 88-ФЗ)
продажа указанного в статье 17 настоящего Федерального закона имущества (части имущества) организации-должника не допускается;
уступка прав требований организации-должника может быть осуществлена, в том числе по договору энергоснабжения, договору поставки газа, договору транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов и договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов, в части прав требований оплаты отпущенной потребителям электрической энергии, тепловой энергии, газа, нефти и нефтепродуктов;
перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием единого производственно-технологического комплекса, не допускается;
иные меры по восстановлению платежеспособности организации-должника могут применяться, если их применение не противоречит условиям безопасного функционирования единого производственно-технологического комплекса.
Статья 20. Продажа имущества организации-должника в ходе конкурсного производстваПродажа имущества организации-должника, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса. Указанное имущество выставляется на торги единым лотом.
Обязательными условиями участия в конкурсе являются:
согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договору энергоснабжения, договору поставки газа, договору транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов;
обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением;
наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, предусмотренного Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 21. Регулирование отношений, связанных с банкротством
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве независимо от того, когда арбитражным судом было принято заявление о признании организации-должника банкротом.
В случае, если заявление о признании организации-должника банкротом принято арбитражным судом до вступления в силу настоящего Федерального закона и у организации-должника отсутствуют установленные статьей 2 настоящего Федерального закона признаки банкротства, дело подлежит прекращению производством.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
24 июня 1999 года
N 122-ФЗ