ЗАКОН РФ от 14.07.92 N 3297-I (ред. от 22.08.2004) "О ЗАКРЫТОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"



Настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Статья 1. Общие положения

1. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

2. Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

В случае установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, присваивается статус зоны воздействия.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

3. Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

4. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

5. Права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе, как на основании законов Российской Федерации.

Статья 2. Порядок создания, упразднения закрытого административно-территориального образования и изменения его границ

1. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации.

Предложение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством Российской Федерации.

Предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) закрытого административно-территориального образования вносятся Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.

Изменение границ закрытого административно-территориального образования производится в порядке, установленном настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

2. Абзац - Исключен.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

При принятии решения об упразднении закрытого административно-территориального образования с учетом предложений соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации указанного образования.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Статья 3. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании

1. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает:

установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;

ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;

ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;

ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

2. Решение об обеспечении особого режима в отношении конкретного закрытого административно-территориального образования принимается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Иные особенности, имеющие значение для безопасных работы и проживания граждан в закрытом административно-территориальном образовании и зонах воздействия, могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

4. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.

Ответственность граждан за нарушение особого режима устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования

1. Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования:

координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на предприятиях и (или) объектах глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;

участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

3. Порядок осуществляемого по категории специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Статья 5. Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования

Пункт 1 - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Осуществление в закрытом административно-территориальном образовании за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.

Средства в размере не менее 10 процентов от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства перечисляются предприятиями и (или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

3. При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет закрытого административно-территориального образования для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 процента от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

4. На производителей сельскохозяйственной продукции, снабжающих население закрытого административно-территориального образования, распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Статья 6. Особенности землепользования в закрытом административно-территориальном образовании

1. Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам.

Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Управление этими землями осуществляется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

3. Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

4. В закрытом административно-территориальном образовании в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Статья 7. Социальные гарантии и компенсации гражданам проживающим или работающим в закрытом административно-территориальном образовании

1. Проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

2. Если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Пункт 3 - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

Высвобождаемым работникам предоставляются другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством.

Пункт 5 - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 8. Об особенностях приватизации, совершения иных сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования

(в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ)

1. К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.

2. Участие граждан и юридических лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, в совершении сделок, предусмотренных этим пунктом, допускается по решению органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.

3. Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории закрытого административно-территориального образования, вправе продавать, сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории закрытого административно-территориального образования, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами Российской Федерации, получившими разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования.

4. Создание на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускается по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН