ПРИКАЗ ГТК РФ от 31.01.2003 N 80 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Приказ
В целях совершенствования организации таможенного контроля, на основании статей 180 и 194 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 30, ст. 3586; 1997, N 47, ст. 5341; 1999, N 7, ст. 879; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2002, N 22, ст. 2026; 2002, N 27, ст. 2620) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проверке таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России:
а) обеспечить поэтапный переход на производство проверки таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (далее - документальный контроль), одним должностным лицом таможенного органа, за исключением проведения приема, регистрации и учета таможенных деклараций, а также таможенного досмотра;
б) допускать производство документального контроля одним должностным лицом таможенного органа при наличии в данном таможенном органе средств вычислительной техники, средств связи, а также аттестованной и в полном объеме введенной в эксплуатацию согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России, включенной в Фонд алгоритмов и программ ГНИВЦ ГТК России комплексной автоматизированной системы таможенного оформления (КАСТО) в части осуществления документального контроля;
в) допускать при отсутствии на одном таможенном посту или в отделе таможенного оформления и таможенного контроля введенного в эксплуатацию КАСТО производство документального контроля как одним, так и несколькими должностными лицами таможенного органа с учетом местных условий, категории оформляемых товаров, уровня их налогообложения, а также иных факторов, влияющих на качество проведения таможенного контроля;
г) допускать проведение документального контроля и осуществление приема, регистрации и учета таможенных деклараций одним должностным лицом таможенного органа, если совмещение указанных операций не оказывает влияние на качество проведения таможенного контроля и не увеличивает время на прием и регистрацию декларации, а также общий срок ее проверки.
3. Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М. Ухлинов), ГНИВЦ ГТК России (С.Л. Гусев), Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов), Главному управлению федеральных таможенных доходов (Э.А. Сафаров), Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О. Кудряшев), Управлению организации контроля таможенной стоимости (В.Э. Саркисов), Управлению валютного контроля (А.В. Соболев) в месячный срок со дня подписания Приказа разработать:
- порядок аттестации и требования к КАСТО;
- методику автоматизированной обработки сведений, представляемых при декларировании товаров, с использованием КАСТО.
4. Главному управлению кадров (В.П. Кудрявцев) при составлении и утверждении планов профессионального обучения и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов учитывать положения Инструкции по проверке таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в части проведения документального контроля одним должностным лицом таможенного органа.
5. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов), Главному управлению федеральных таможенных доходов (Э.А. Сафаров), Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О. Кудряшев), Управлению валютного контроля (А.В. Соболев), Управлению организации контроля таможенной стоимости (В.Э. Саркисов), Правовому управлению (Г.В. Баландина), начальникам региональных таможенных управлений провести анализ нормативно-правовой базы и по его итогам, в пределах своей компетенции, принять меры к отмене нормативных правовых актов ГТК России, ненормативных правовых актов региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, устанавливающих необходимость передачи для согласования или принятия решения предъявленных для таможенного контроля документов в уполномоченные подразделения таможенных органов и влияющих на увеличение сроков проверки таможенной декларации.
6. Признать Приказы ГТК России от 31.07.2001 N 748 "О порядке проведения этапов основного таможенного оформления товаров и транспортных средств" и от 10.07.96 N 429 "О мерах по усилению таможенного контроля" утратившими силу.
7. Первому заместителю председателя ГТК России Л.А. Лозбенко осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа.
Председатель Комитета,
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
М.В.ВАНИН
Приложение
к Приказу ГТК России
от 31 января 2003 г. N 80
I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция по проверке таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (далее - Инструкция), определяет перечень и последовательность действий должностного лица таможенного органа Российской Федерации (далее - должностное лицо) в ходе осуществления проверки грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), заполненной с использованием бланков ТД1 (основной лист) и формы ТД2 (добавочный лист), а также составленного декларантом Заявления в установленных законодательством Российской Федерации случаях (далее - Заявление) при декларировании товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
1.2. Проверку ГТД или Заявлений (далее - таможенная декларация), документов и сведений, за исключением таможенного досмотра, при декларировании товаров осуществляют таможенные посты (ТП) и отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОТК).
1.3. Перед проведением документального контроля осуществляется проверка наличия документов и сведений, необходимых для начала проверки таможенной декларации, а также ее прием и регистрация в порядке, установленном нормативными правовыми актами ГТК России.
В ходе проведения документального контроля должностное лицо вправе указать на необходимость обязательного таможенного досмотра товаров. В этом случае на оборотной стороне таможенной декларации указанное должностное лицо делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения, и информирует об этом начальника ТП (ОТОТК). Принятие решения о проведении таможенного досмотра и его проведение осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами ГТК России.
1.4. При осуществлении документального контроля должностное лицо проводит следующие операции:
а) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.) со сведениями, содержащимися в документах, представленных в таможенный орган для проверки декларации;
б) контроль правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России;
в) контроль правильности определения страны происхождения товаров;
г) контроль соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения);
д) валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
е) контроль правильности определения таможенной стоимости;
ж) контроль таможенных платежей;
з) контроль соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима;
и) выпуск (условный выпуск) товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
1.5. Принятие таможенным органом таможенной декларации оформляется путем проставления должностным лицом регистрационного номера. Принятая таможенная декларация регистрируется в электронном виде в Журнале регистрации грузовых таможенных деклараций (далее - Журнал). Правила принятия таможенным органом таможенной декларации, форма Журнала, а также порядок внесения в него информации определяются нормативными правовыми актами ГТК России.
II. Перечень действий должностного лица при осуществлении документального контроля2.1. При осуществлении проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный орган для проверки декларации, должностное лицо осуществляет:
а) проверку количественных данных (количество мест, вес и пр.);
б) проверку стоимостных данных;
в) проверку сведений о контракте, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных для таможенных целей (паспорте сделки, документе контроля за доставкой товаров, документе учета и т.д.).
2.2. При контроле правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;
б) проверку соответствия описания товара в ГТД установленным требованиям;
в) контроль правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции ТП (ОТОТК);
г) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о классификации товаров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России.
2.3. При контроле страны происхождения декларируемых товаров должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в ГТД для определения страны происхождения товара и предоставления соответствующих тарифных льгот и преференций;
б) проверку документов и сведений, подтверждающих происхождение товаров и предоставление в связи с этим тарифных льгот и преференций, в случаях, отнесенных к компетенции ТП (ОТОТК);
в) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о происхождении товаров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России.
2.4. При контроле соблюдения запретов и ограничений должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений;
б) проверку достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России;
в) проверку наличия и правильности оформления разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля.
2.5. При осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок должностное лицо производит:
а) проверку соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенный контроль, требованиям валютного законодательства и законодательства о регулировании внешнеторговых бартерных сделок;
б) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
в) передачу в подразделение по валютному контролю таможенного органа информации об обнаруженных нарушениях валютного законодательства, не входящих в компетенцию таможенных органов.
2.6. При контроле правильности определения таможенной стоимости должностное лицо осуществляет:
а) проверку правильности выбора декларантом метода определения таможенной стоимости товаров;
б) проверку правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости на основании представленных декларантом документов и сведений;
в) при необходимости формирование запроса о предоставлении дополнительных документов и сведений в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России;
г) процедуру проведения временной (условной) оценки товаров в соответствии с полномочиями ТП (ОТОТК), предоставленными нормативными правовыми актами ГТК России;
д) принятие решений по таможенной стоимости товаров в соответствии с полномочиями ТП (ОТОТК), предоставленными нормативными правовыми актами ГТК России;
е) корректировку таможенной стоимости товаров в соответствии с полномочиями ТП (ОТОТК), предоставленными нормативными правовыми актами ГТК России.
2.7. При контроле таможенных платежей должностное лицо осуществляет:
а) проверку правильности исчисления таможенных платежей с составлением документа контроля таможенных платежей (далее - документ контроля);
б) проверку фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа;
в) проверку наличия решения ГТК России о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, а также наличия документа, подтверждающего обеспечение уплаты таможенных платежей, зарегистрированного в соответствии с установленным порядком в специализированном подразделении таможенного органа, осуществляющем контроль и учет таможенных платежей;
г) проверку наличия достаточных правовых оснований для предоставления заявленных льгот либо применения особого порядка исчисления и уплаты таможенных платежей при наличии соответствующих подтверждений подразделения таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей;
(Предоставление тарифных и налоговых льгот при применении особого порядка уплаты таможенных платежей производится только при наличии соответствующего подтверждения указанного подразделения.)
д) начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей в случае нарушения сроков подачи таможенной декларации;
е) проверку наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате:
- таможенных платежей;
- процентов за использованную отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам;
- сумм штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил;
- пеней за просрочку уплаты таможенных платежей.
2.8. При контроле соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима должностное лицо осуществляет:
а) проверку соблюдения условий помещения (изменения или завершения ранее заявленного таможенного режима) товаров под соответствующий таможенный режим;
б) проверку уплаты таможенных платежей либо обеспечения их уплаты в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.
2.9. При выпуске (условном выпуске) товаров должностное лицо осуществляет:
а) проведение анализа всех представленных для таможенных целей документов путем сопоставления данных, заявленных в таможенной декларации, сведениям:
- указанным в документах, оформленных при помещении товаров на временное хранение;
- содержащимся в стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее - стандартные документы перевозчика);
- содержащимся в таможенных документах, оформленных при перевозке товаров под таможенным контролем;
б) сопоставление сведений, заявленных в таможенной декларации, результатам таможенного досмотра (в случае его проведения);
в) принятие решения о выпуске либо о запрещении к выпуску товаров.
2.10. Завершение проверки таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров оформляется путем проставления штампа "Выпуск разрешен" на таможенной декларации, а также не менее чем на двух экземплярах представленных в таможенный орган стандартных документов перевозчика (или их копиях) с указанием в его правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации и является окончанием таможенного оформления товаров. Штамп с указанной датой и регистрационный номер таможенной декларации заверяет подписью и оттиском личной номерной печати (ЛНП) лицо, проставившее такой штамп.
После выпуска товаров таможенную декларацию и прилагаемые к ней документы передают должностному лицу, осуществляющему прием, регистрацию и учет таможенных деклараций.
2.11. Если в процессе проведения документального контроля должностное лицо устанавливает невозможность выпуска товара в соответствии с условиями заявленного таможенного режима, то такое решение оформляется путем проставления штампа "Выпуск запрещен" на таможенной декларации с указанием даты. Штамп и регистрационный номер заверяет подписью и оттиском ЛНП лицо, проставившее такой штамп. Причину, по которой не может быть осуществлен выпуск товара, указывают на оборотной стороне таможенной декларации.
Запрещенную к выпуску таможенную декларацию и прилагаемые к ней документы передают согласно установленному порядку в архив (за исключением экземпляра таможенной декларации, подлежащего возврату декларанту).
III. Заключительные положения3.1. Если с учетом местных условий, категории оформляемых товаров, уровня их налогообложения, а также иных факторов, влияющих на качество проведения таможенного контроля, документальный контроль не может проводиться одним должностным лицом таможенного органа, операции документального контроля могут осуществляться несколькими должностными лицами, уполномоченными начальником таможенного органа.
3.2. Если представленные декларантом сведения не содержатся в приложенных к таможенной декларации документах или не вытекают из них, после проведения анализа всех представленных в таможенный орган документов должностное лицо, осуществляющее документальный контроль, формирует запрос <*> о представлении дополнительных документов и сведений (далее - запрос). Указанный запрос передается декларанту через должностное лицо, осуществившее прием и регистрацию таможенной декларации.
<*> Запрос формируется в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России.
Дата и время передачи запроса декларанту проставляется на оборотной стороне ГТД и заверяется оттиском личной номерной печати. На время исполнения декларантом сформированного запроса процесс документального контроля приостанавливается.
3.3. Документальный контроль должен быть завершен не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия таможенной декларации.
Продление указанного срока в пределах срока, установленного ст. 194 Таможенного кодекса Российской Федерации, допускается только с разрешения начальника ТП (ОТОТК) либо лица, его замещающего.
3.4. Если в процессе проведения документального контроля выявлены ошибки технического характера (опечатки, грамматические, лексические ошибки и т.п.), должностное лицо:
а) приостанавливает процесс документального контроля;
б) проставляет на оборотной стороне таможенной декларации запись (штамп) о приостановлении документального контроля ("Контроль приостановлен до _____"), которая заверяется подписью и оттиском ЛНП;
в) осуществляет:
- информирование декларанта о выявленных ошибках технического характера;
- передачу декларанту всех листов таможенной декларации для внесения соответствующих изменений и заверения их печатью;
г) после получения от декларанта всех листов таможенной декларации:
- указывает на оборотной стороне время и дату такого принятия, а также вносит соответствующие изменения в электронную копию таможенной декларации;
- продолжает документальный контроль.
Приостановление процесса документального контроля допускается в пределах срока, установленного ст. 194 Таможенного кодекса Российской Федерации.
3.5. Если документальный контроль проводится несколькими должностными лицами, то:
а) после проведения проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный орган для проверки декларации, на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра основного листа ГТД) под цифрой 1 должностное лицо проставляет запись "Проверено", которую заверяет подписью;
б) после проведения контроля правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра основного листа ГТД) под цифрой 2 должностное лицо проставляет запись "Проверено", которую заверяет подписью;
в) после проведения контроля правильности определения страны происхождения на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра основного листа ГТД) под цифрой 3 должностное лицо проставляет запись "Проверено", которую заверяет подписью;
г) после проведения контроля соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра основного листа ГТД) под цифрой 4 должностное лицо проставляет запись "Проверено", которую заверяет подписью;
д) после проведения валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра основного листа ГТД) под цифрой 5 должностное лицо проставляет запись "Проверено", которую заверяет подписью;
е) после проведения контроля таможенной стоимости на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра основного листа ГТД) под цифрой 6 должностное лицо проставляет запись "Проверено", которую заверяет подписью;
ж) после проведения контроля полноты взимания таможенных платежей, на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра основного листа ГТД) под цифрой 7 должностное лицо проставляет запись "Проверено", которую заверяет подписью;
з) после проведения контроля соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра основного листа ГТД) под цифрой 8 должностное лицо проставляет запись "Проверено", которую заверяет подписью.
При проставлении должностным лицом записей допускаются сокращения (например, "1 - 7 Проверено").
Также на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра основного листа ГТД) проставляются иные отметки, предусмотренные нормативными правовыми актами ГТК России.
3.6. Если операции документального контроля осуществляются одним должностным лицом, предусмотренные п. 3.5 Инструкции отметки не проставляются.
3.7. Если законодательством Российской Федерации не предусматривается проведение отдельных видов государственного контроля при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, должностное лицо не осуществляет соответствующие операции документального контроля и не проставляет отметки о проведении проверки.
3.8. Сведения, необходимые для работы специализированных подразделений таможенного органа, передаются после осуществления документального контроля через должностное лицо, ответственное за прием, регистрацию и учет таможенных деклараций. Передача сведений осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами ГТК России, предусматривающими оперативный обмен информацией между различными подразделениями и таможенными органами Российской Федерации различных уровней.
3.9. В случае выявления в ходе осуществления таможенного контроля правонарушения должностное лицо таможенного органа принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Начальник Главного
управления организации
таможенного контроля,
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.В.ГАЛАКТИОНОВ