РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 05.06.2009 N ВКПИ 09-69



И. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просила признать частично недействующими пункты 25 и 41 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее - Инструкции), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, ввиду их противоречия пункту 5 статьи 5, статьям 13, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьям 15, 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Военная коллегия удовлетворила заявление по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, а согласно частям 3 и 5 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Изложенное указывает на то, что органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и устанавливающим учетную норму, является орган местного самоуправления, а не орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как это установлено оспариваемым пунктом 25 Инструкции. Компетенцией в области жилищных отношений на основании части 2 статьи 14 ЖК РФ в субъектах Российской Федерации обладают только города федерального значения Москва и Санкт- Петербург.

Согласно пункту 6 статьи 50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Такие нормы установлены со 2 декабря 2008 года Федеральным законом от 1 декабря 2008 года N 225-ФЗ в статье 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно части 1 которой норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Следовательно, положения пункта 41 Инструкции о том, что размер предоставляемого жилого помещения должен быть не менее установленной нормы общей (жилой) площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), но не более размера предоставления общей (жилой) площади на одного человека, установленного субъектами Российской Федерации, с учетом льгот, установленных законодательством, вступил в противоречие со статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Поскольку до вынесения решения суда пункты 25 и 41 Инструкции в оспариваемой части применялись и на основании них были реализованы права граждан, Военная коллегия нашла необходимым признать их недействующими со дня вступления решения в законную силу.

\r\n