УКАЗ Президента РФ от 29.10.93 N 1797 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"



Указ

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая замечания и предложения, поступившие от субъектов Российской Федерации, постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основные положения о выборах в органы местного самоуправления.

2. Рекомендовать органам государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов принять положения о выборах в органы местного самоуправления с учетом основных положений, утвержденных настоящим Указом.

3. Провести предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" выборы в представительные органы местного самоуправления городов, сельских поселений, других населенных пунктов на основе принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации положений о выборах в органы местного самоуправления.

4. Внести настоящий Указ на рассмотрение Федерального собрания Российской Федерации.

5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента Российской Федерации
от 29 октября 1993 г. N 1797

Основные положения О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Глава 1 Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов

1. Выборы в органы местного самоуправления - собрания представителей (думы, муниципальные комитеты и т.п.) городов, сельских поселений, других населенных пунктов осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Выборы в органы местного самоуправления осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормы представительства. Правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться также пропорциональная и смешанная (пропорционально-мажоритарная) системы выборов в органы местного самоуправления.

Статья 2. Избирательное право

1. Право избирать в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста.

2. В орган местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на соответствующей территории, достигший 18-летнего возраста и обладающий избирательным правом.

3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Статья 3. Сроки проведения выборов

1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" выборы в представительные органы местного самоуправления проводятся в период с декабря 1993 г. по июнь 1994 года.

2. Дата проведения выборов определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Решение о дате проведения выборов обнародуется, как правило, не менее чем за два месяца до выборов.

4. В зависимости от местных условий решение о дате проведения выборов может быть обнародовано в более поздние сроки, но не менее чем за две недели.

Статья 4. Право выдвижения кандидатов в представители

1. Кандидаты в представители в органы местного самоуправления (далее именуются кандидаты) выдвигаются избирательными объединениями и группами избирателей.

2. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов, являются:

региональные (местные) отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;

местные отделения региональных партий и движений, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах;

региональные отделения блоков партий, общественных объединений, создаваемых на период проведения выборов.

3. Партия, движение не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, движение в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

Статья 5. Финансирование выборов

1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в органы местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные денежные взносы.

Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями

1. Организация выборов в органы местного самоуправления возлагается на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов, общественных и иных органов и организаций.

2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно.

Статья 7. Правовые основы организации и проведения выборов

Выборы в органы местного самоуправления организуются и проводятся на основе положений о выборах в органы местного самоуправления и иных правовых (законодательных) актов субъектов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с настоящими Основными положениями.

Глава 2 Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей
Статья 8. Образование избирательных округов

1. Избирательные округа по выборам в органы местного самоуправления образуются соответствующими избирательными комиссиями.

2. Избирательные округа в своей совокупности должны охватывать всю территорию данной административно-территориальной единицы.

3. Избирательные округа создаются с равным числом избирателей с допускаемым взаимным отклонением до 15 процентов.

Статья 9. Образование избирательных участков

1. Избирательные участки образуются решением соответствующих глав администраций из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок.

В малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.

2. Избирательные участки образуются с учетом границ городов, сельских поселений, других населенных пунктов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуется главой соответствующей администрации в местной печати, а также доводится до сведения населения иными способами.

Статья 10. Списки избирателей

1. Глава соответствующей администрации обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории.

2. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий на день выборов требованиям статьи 2 настоящих Основных положений и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.

3. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.

Глава 3. Избирательные комиссии
Статья 11. Виды избирательных комиссий

1. Для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления образуются избирательные комиссии:

в городе, сельском поселении, другом населенном пункте - территориальная избирательная комиссия;

в избирательном округе - окружная избирательная комиссия;

в избирательном участке - участковая избирательная комиссия.

2. Исходя из местных условий в случаях совпадения территорий избирательного округа и избирательного участка полномочия окружной и участковой комиссий выполняет одна из названных комиссий.

Статья 12. Порядок формирования избирательных комиссий

1. Избирательные комиссии образуются решением главы соответствующей администрации.

2. Избирательное объединение и кандидат в собрание представителей вправе иметь своего представителя в соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 13. Полномочия территориальных избирательных комиссий

Территориальные избирательные комиссии:

а) осуществляют контроль за организацией выборов в орган местного самоуправления на соответствующей территории;

б) образуют избирательные округа;

в) руководят работой окружных и участковых избирательных комиссий;

г) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;

д) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов;

е) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;

ж) устанавливают результаты голосования по соответствующей территории, публикуют их в местной печати, доводят до сведения населения иным способом;

з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия окружных избирательных комиссий

Окружные избирательные комиссии:

а) регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;

б) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в соответствующую территориальную избирательную комиссию;

в) утверждают текст бюллетеней для голосования;

г) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Полномочия участковых избирательных комиссий

Участковые избирательные комиссии:

а) организуют проверку и дополнение списка избирателей по участку;

б) проводят ознакомление избирателей со списками избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений;

в) оповещают население о дне выборов и месте голосования;

г) обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

д) организуют на своем избирательном участке голосование в день выборов;

е) производят подсчет голосов, определяют результаты голосования на участке;

ж) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения;

з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Организация работы избирательных комиссий

1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса.

2. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии.

3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии.

4. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать наблюдатели, представители местной печати и других средств массовой информации.

Статья 17. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

Решения и действия избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом.

Глава 4 Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 18. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов

1. Избирательное объединение и группа избирателей вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом из округов.

2. Для выдвижения кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее одного процента от общего числа избирателей, проживающих на соответствующей территории.

3. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в соответствующую окружную избирательную комиссию. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата установленным требованиям, регистрирует кандидата, обеспечивает опубликование данных о нем, выдает ему удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации.

Статья 19. Права и обязанности кандидатов

1. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов.

2. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.

3. Кандидат может иметь доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут деятельность, способствующую избранию кандидата.

4. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов.

5. Избирательное объединение может в любое время до дня выборов отозвать выдвинутого им кандидата.

Глава 5 Предвыборная агитация
Статья 20. Право на участие в предвыборной агитации

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.

2. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в предвыборной агитации не допускается.

Статья 21. Порядок проведения предвыборных мероприятий

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.

2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.

4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий предоставлять их в пользование для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.

5. Кандидаты имеют равное право на выступления в местной печати и других средствах массовой информации.

6. Кандидаты и избирательные объединения вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

7. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

8. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов. В день выборов любая агитация запрещается.

Статья 22. Финансирование предвыборной агитации

1. Кандидаты и выдвинувшие их избирательные объединения вправе создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:

а) собственных средств кандидата;

б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

в) добровольных денежных взносов физических и юридических лиц.

2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо кандидатам.

3. Избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательные фонды, обязаны представить соответствующей территориальной избирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов.

4. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается правовыми (законодательными) актами субъектов Российской Федерации.

Глава 6 Голосование и определение результатов выборов
Статья 23. Помещение для голосования

1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей администрации.

2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Статья 24. Избирательные бюллетени

1. Для выборов в орган местного самоуправления каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.

2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности, места работы и жительства.

Статья 25. Порядок голосования

1. Голосование проводится в день выборов, как правило, с 8 до 22 часов по местному времени. С учетом местных условий территориальные избирательные комиссии могут изменять время голосования.

2. Избиратель, который в день выборов не будет находиться в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении участковой избирательной комиссии с соблюдением условий тайного голосования.

3. Другие вопросы, связанные с порядком голосования, устанавливаются субъектами Российской Федерации применительно к нормам статьи 36 Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557.

Статья 26. Подсчет голосов на избирательном участке

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.

2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам.

3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя.

4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования в каждом избирательном округе, по которым оно проводилось на данном участке. В протоколе указывается:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;

б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

д) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

ж) число действительных голосов, поданных за каждого кандидата;

з) число голосов, поданных против всех кандидатов;

и) поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядку голосования и принятые по ним решения.

5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.

6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.

Статья 27. Определение результатов выборов

1. Окружная избирательная комиссия по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;

б) число выданных избирательных бюллетеней;

в) число бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования;

г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

д) число недействительных бюллетеней;

е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого кандидата;

ж) число голосов, поданных против всех кандидатов;

з) одно из следующих решений:

признание избранным кандидата, получившего наибольшее число голосов (более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании);

признание выборов по избирательному округу недействительными, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения правового (законодательного) акта субъекта Российской Федерации являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в них приняло участие менее 25 процентов (менее 50 процентов) зарегистрированных избирателей;

и) поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядку голосования и принятые по ним решения.

3. Протокол составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, другой хранится в комиссии до окончания ее работы.

4. В тех случаях, когда полномочия окружной и участковой избирательной комиссии выполняет одна комиссия, она составляет протокол только окружной избирательной комиссии.

Статья 28. Установление общих итогов выборов

1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий соответствующая территориальная избирательная комиссия определяет и публикует в местной печати общие итоги выборов.

2. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, соответствующие территориальные избирательные комиссии назначают новые выборы.

Статья 29. Регистрация избранных представителей

1. Соответствующая избирательная комиссия после установления общих итогов выборов извещает кандидата о его избрании представителем в орган местного самоуправления.

2. Территориальная избирательная комиссия производит регистрацию избранных представителей и выдает им удостоверения об избрании.

Глава 7 Разрешение жалоб и споров
Статья 30. Оспаривание неправильностей в списках избирателей

1. Гражданин Российской Федерации может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд.

Статья 31. Оспаривание отказа в регистрации кандидата

1. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать лицу, уполномоченному избирательным объединением, либо кандидату или его доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа.

2. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в суд.