ЗАКОН РФ от 20.03.92 N 2551-I (ред. от 24.12.93) "О КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
20 марта 1992 года. N 2551-1
Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций в условиях снижения или прекращения оборонных заказов и связанной с этим конверсией их производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов.
Закон регулирует взаимоотношения органов государственного управления Российской Федерации и органов государственного управления национально-государственных и административно - территориальных образований с предприятиями, объединениями и организациями в процессе конверсии и гарантирует защиту интересов всех его участников в условиях рыночных отношений, использования экономических методов управления.
Закон предусматривает порядок разрешения правовых, экономических и социальных вопросов, возникающих в процессе конверсии, и направлен на наиболее эффективное использование в гражданских целях производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых предприятий.
Раздел I Общие положенияСтатья 1. Основные понятия и определения
1. Под конверсией оборонной промышленности (далее - конверсия) в настоящем Законе понимается частичная или полная переориентация в установленном этим Законом порядке высвобождаемых производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций с военных на гражданские нужды.
2. Конверсируемое предприятие - производственное, научно-производственное объединение, завод, конструкторская или научно-исследовательская организация, а также любое другое предприятие независимо от формы собственности, занятые научной и (или) производственной деятельностью для военных нужд (то есть производством, разработкой, исследованием, испытанием, ремонтом и обслуживанием вооружения и военной техники, комплектующих изделий, материалов и специального технологического оборудования для них, а также добычей, переработкой, утилизацией, хранением специальных видов сырья и материалов для производства вооружения и военной техники, используемых в Вооруженных Силах, органах обеспечения безопасности и правоохранительных органах Российской Федерации), на которых указанная деятельность сокращается или прекращается и в связи с этим осуществляются мероприятия по выпуску гражданской продукции и утилизации военно-технических средств.
Конверсируемыми в соответствии с настоящим Законом являются также оборонные предприятия, в отношении которых принято решение о прекращении их деятельности или ликвидации из-за технико-экономической нецелесообразности их перепрофилирования.
Статья 2. Принципы конверсии1. Основанием для сокращения или прекращения на оборонном предприятии производственной деятельности для военных нужд являются решения органов государственной власти Российской Федерации, а также фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели.
2. Главным принципом работы конверсируемых предприятий является использование высоких технологий оборонного комплекса для производства продукции, способной конкурировать на внешнем рынке.
3. Высвобождающиеся в процессе конверсии производственные мощности, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы оборонных отраслей промышленности привлекаются к реализации приоритетных государственных целевых программ социально-экономического развития Российской Федерации. При этом учитываются потребности народного хозяйства, предложения конверсируемых предприятий, научно-технический и производственный заделы, накопленные на конверсируемых предприятиях, профессиональные навыки работников, специализация предприятий и их техническое оснащение.
4. Конверсируемые предприятия обеспечивают на договорной основе за счет средств, выделяемых для нужд обороны, создание, сохранение и развитие мобилизационных мощностей в соответствии с заданиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также сохранение необходимого обслуживающего персонала.
5. Конверсия проводится при полном соблюдении всех норм социальной защиты работников конверсируемых предприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Раздел II ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИСтатья 3. Планирование оборонного заказа и конверсии
1. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288
2. На основании республиканского бюджета Российской Федерации проводятся уточнение соответствующих долгосрочных программ, продление действующих договоров и конкурсы на выполнение новых заказов.
3. Уточненные планы по оборонному заказу доводятся до каждого конверсируемого предприятия не позднее чем за два года до начала конверсии.
Началом конверсии считается год, с которого на предприятии фактически сокращается или прекращается производство, разработка вооружения и военной техники либо начинается перепрофилирование не введенных в строй мощностей.
Статья 4. Программы конверсии1. Главная роль в организации перехода с военного на гражданское производство и разработки программ конверсии принадлежит оборонному предприятию.
Основой для разработки программы конверсии на предприятии являются:
программы разработки и производства вооружения и военной техники, программы обеспечения деятельности органов обеспечения безопасности и правоохранительных органов Российской Федерации;
программы создания, сохранения и развития мобилизационных мощностей;
заказ на разработку, производство и поставку продукции и товаров для важнейших государственных нужд (в том числе для нужд обороны).
2. Разработка и организация исполнения государственных программ конверсии осуществляются Министерством промышленности Российской Федерации.
3. Региональные программы конверсии разрабатываются органами исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований, а также координационными советами по конверсии или другими органами, содействующими процессам реализации конверсии в регионе.
4. Участие конверсируемых предприятий в государственных и региональных программах строго добровольное, основанное на принципах экономической заинтересованности и конкурентности.
Статья 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение процесса конверсии1. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения оборонного заказа определяется контрактом исполнителя заказа с заказчиком, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по государственным программам конверсии устанавливается этими программами.
3. Материальная заинтересованность руководителя государственного конверсируемого предприятия в улучшении экономических показателей (в том числе в сохранении занятости работников) обеспечивается условиями контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В целях обеспечения кредитования и реализации государственных программ конверсии создается государственный фонд конверсии. Источники и порядок финансирования указанного фонда определяет Верховный Совет Российской Федерации при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации.
5. Конверсируемым предприятиям предоставляется право создавать специальные централизованные фонды для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, а также для освоения новых видов продукции. Указанные фонды формируются за счет отчислений от прибыли в размере до 1.5 процента себестоимости товарной продукции (работ, услуг) предприятий с исключением этих платежей из налогооблагаемой базы подоходного налога (налога на прибыль).
Статья 6. Особенности реорганизации и приватизации конверсируемых предприятий1. При полной конверсии предприятий, входящих в объединение и не являющихся юридическими лицами, а также цехов, отделов и других структурных подразделений предприятий, они могут быть выделены в самостоятельные государственные предприятия с правами юридического лица. Решение о выделении в самостоятельное государственное предприятие принимается на общем собрании трудового коллектива подразделения большинством голосов от общего числа его членов. Выделение в самостоятельное государственное предприятие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Трудовой коллектив полностью конверсируемого государственного предприятия может подать заявку на приватизацию своего предприятия, участвовать через своих представителей в разработке плана приватизации, пользоваться при приватизации льготами, предоставленными законодательством Российской Федерации для членов трудовых коллективов предприятия.
3. Предприятие или его структурное подразделение при частичной конверсии приватизируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации.
4. Участие иностранных инвесторов в приватизации конверсируемых предприятий осуществляется в соответствии с Государственной программой приватизации, Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и законодательством Российской Федерации о приватизации.
5. Предприятия или структурные подразделения предприятий, имеющие мобилизационное назначение и не используемые в текущем производстве, приватизации не подлежат.
Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА. КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ КОНВЕРСИРУЕМЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМСтатья 7. Социальная защита работников конверсируемых предприятий
1. Граждане Российской Федерации, работающие на конверсируемом предприятии, а также высвобожденные в связи с конверсией, пользуются правом на социальную защиту в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
2. Работникам горных, металлургических, радиохимических и специальных сборочных производств урановой промышленности, высвобожденным в результате конверсии, период получения пособия по безработице по решению местных Советов народных депутатов может продлеваться на срок двух лет.
3. Работникам, высвобождаемым в связи с конверсией и проработавшим в оборонных отраслях промышленности не менее 15 лет, предоставляется право на пользование ведомственными объектами социальной сферы, на ведомственное медицинское обслуживание, сохранение очереди на получение жилья, а также предоставляется преимущественное право на индивидуальное жилищное строительство или вступление в жилищно-строительные кооперативы в любых регионах Российской Федерации.
4. Городам и поселкам, более 20 процентов занятого населения которых подпадает под увольнение в результате конверсии, может присваиваться статус территории приоритетного развития в соответствии со статьей 17 Закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР".
5. Увольнение работников с конверсируемого предприятия в связи с конверсией является дополнительным условием увольнения, которое обязательно фиксируется в трудовой книжке при оформлении записей причин увольнения.
6. Требования, изложенные в пункте 5 настоящей статьи, распространяются на работников, уволенных в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 29 и пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР.
7. На нетрудоустроенных работников, уволенных с конверсируемого предприятия в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи при проведении приватизации государственных предприятий, распространяются все льготы, предусмотренные для членов трудового коллектива законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации.
Статья 8. Компенсации и льготы конверсируемым предприятиям1. Налоговые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию, устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
2. Конверсируемые государственные предприятия по разрешению Правительства Российской Федерации имеют право на ускоренную амортизацию части основных производственных фондов, а в случае полного снятия с них оборонного заказа и при отсутствии возможности использования этих фондов в гражданской сфере - на безамортизационное списание узкоспециализированного оборудования.
3. При сокращении заказа на производство вооружения и военной техники, выпускаемых на специальных технологических линиях, в специализированных цехах и на производствах с расстановочной численностью, а также в других случаях, вызывающих объективное повышение себестоимости данной продукции, заказчик обязан при перезаключении контракта по требованию предприятия пересмотреть цены на заказанную продукцию по представленным предприятием расчетам с обеспечением рентабельности производства в новых условиях и сохранением за работниками указанных линий, цехов и производств достигнутого уровня оплаты труда.
4. В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Законом сроков доведения до предприятий оборонной промышленности исходных данных по конверсии убытки, причиненные этим предприятиям, включая:
расходы на консервацию и содержание мобилизационных мощностей, на социальные мероприятия, на возмещение увеличения стоимости продукции в результате сокращения производства вооружения и военной техники,
суммы, уплаченные по санкциям поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий,
и иные убытки, связанные с неоплатой заделов незавершенной продукции, со списанием инструмента, оснастки, приборов и оборудования, которые не могут быть использованы для производства гражданской продукции,
компенсируются Правительством Российской Федерации из средств республиканского бюджета Российской Федерации, если иное не предусмотрено в долгосрочных контрактах предприятия с заказчиком.
5. Конверсируемым предприятиям, выпускающим в соответствии с конверсионными программами оборудование и технику для нужд агропромышленного комплекса, предусматривается компенсация части накладных расходов, обеспечивающая уровень цен на них не выше мирового.
Раздел IV ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КОНВЕРСИИСтатья 9. Виды внешнеэкономической деятельности
1. Конверсируемые предприятия имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом предприятия имеют право на:
экспорт сырья, материалов, оборудования, высвобождающихся в ходе конверсии, - при условии невозможности их использования для производства гражданской продукции, с учетом требований, содержащихся в статье 10 настоящего Закона;
импорт новой техники и технологий, а также комплектующих изделий для производства гражданской продукции;
передачу (обмен и продажу) в установленном порядке технологий, лицензий, ноу-хау, научно-технической информации, которые до начала осуществления конверсии использовались в создании вооружения и военной техники;
участие в конференциях, симпозиумах, выставках и ярмарках с демонстрацией новых материалов, оборудования, приборов, рекламных описаний технологий, которые ранее использовались для производства вооружения и военной техники;
разработку, производство и реализацию вооружения и военной техники по лицензиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
участие в кооперации с иностранными фирмами по разработке, производству и реализации продукции военного назначения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, предусматривающими защиту военно-технических интересов Российской Федерации.
2. Деятельность предприятий с иностранными инвестициями регулируется Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и другими законодательными актами Российской Федерации.
Статья 10. Защита военно-экономического и научно-технического потенциала Российской Федерации1. Для предотвращения нанесения ущерба военно-экономическому и научно-техническому потенциалу Российской Федерации при осуществлении конверсируемыми предприятиями внешнеэкономической деятельности, а также для нераспространения оружия массового поражения указанные предприятия должны строго руководствоваться ограничениями, установленными на экспорт (передачу, обмен) продукции и технологий, которые имеют гражданское назначение, но могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Ограничения на экспорт (передачу, обмен) указанных видов продукции и технологий устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
2. Во внешнеэкономической деятельности конверсируемые предприятия руководствуются следующими положениями:
экспорт стратегических видов сырья, материалов, оборудования осуществляется по лицензиям, выдаваемым в каждом конкретном случае в соответствии с законодательством Российской Федерации;
передача технологий, лицензий, ноу-хау и научно-технической информации для организации производства продукции гражданского назначения и (или) их использования в торговых и научно-технических связях с иностранными фирмами осуществляется при условии обеспечения защиты военно-экономических интересов Российской Федерации;
продажа другим государствам вооружения и военной техники, специальных систем, комплексов, функциональных блоков, узлов, входящих в состав вооружения и военной техники, а также технологий их производства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.