ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 01.04.97 N 6-П "ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУНКТОВ 8 И 9 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА N 479 "ОБ ОТМЕНЕ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, ИЗМЕНЕНИИ СТАВОК АКЦИЗА НА НЕФТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ ДОХОДОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ"



город Москва 1 апреля 1997 года

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.М. Данилова, судей М.В. Баглая, Н.Т. Ведерникова, В.Д. Зорькина, В.И. Олейника, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой,

с участием доктора юридических наук А.В. Усса - представителя Законодательного Собрания Красноярского края как стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации,

руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3, подпунктом "а" пункта 1 части второй статьи 22, статьями 36, 84, 85 и 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 479 " Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Законодательного Собрания Красноярского края о проверке конституционности положений пунктов 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации " Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые в запросе нормы.

Заслушав сообщение судьи-докладчика О.С. Хохряковой, объяснения представителя стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, выступление специалиста - члена Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам Г.В. Бооса, выступления приглашенных в заседание представителей от Министерства финансов Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, РАО энергетики и электрификации "ЕЭС России", исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 479 " Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет" с 1 апреля 1996 года введен сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства в среднем в размере 12 рублей за 1 к Вт. ч электроэнергии дифференцированно по регионам в зависимости от сложившейся стоимости потребляемой электроэнергии в регионе и уплачиваемый энергоснабжающими организациями, предусмотрено включение указанного сбора в состав себестоимости производства и передачи электроэнергии и направление сумм этих сборов в доход федерального бюджета (пункт 8); региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации предписано учитывать указанный сбор при регулировании тарифов на электроэнергию (пункт 9).

Содержащиеся в пунктах 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации основные характеристики сбора за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства (плательщики сбора, объект обложения, ставка сбора и порядок ее дифференциации, включение сбора в доход федерального бюджета), свидетельствуют о том, что фактически он представляет собой один из видов налога - акциз (косвенный налог, включаемый в цену товара, продукции) и по своей природе является федеральным налогом.

Законодательное Собрание Красноярского края полагает, что Правительство Российской Федерации, своим постановлением введя данный сбор и возложив на региональные энергетические комиссии обязанность учитывать его при регулировании тарифов на электроэнергию, нарушило статьи 75 (часть 3), 105 (часть 1), 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "з"). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1). Федеральным законом, как следует из статьи 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливается система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. При этом Конституция Российской Федерации предусматривает и определенную законодательную процедуру для принятия федеральных законов по вопросам налогов и сборов: такие законы после принятия их Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (статья 106).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Применительно к федеральным налогам и сборам, исходя из приведенных выше конституционных положений, необходимым условием для признания таких налогов и сборов "законно установленными" является установление их федеральным законодательным органом, в форме федерального закона и с соблюдением установленной Конституцией Российской Федерации законодательной процедуры. Эта правовая позиция уже была высказана Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18 февраля 1997 года N 3-П по делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции".

Конкретизируя компетенцию федеральных органов государственной власти в регулировании налогов и сборов, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года " Об основах налоговой системы" предусматривает, что платежи всех видов (налоги, сборы, пошлины и другие платежи), образующие налоговую систему, осуществляются плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, а федеральные налоги и сборы (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации (статья 2, пункт 5 статьи 19).

Таким образом, только федеральный законодательный орган имеет право на установление федерального налога, каковым по своей природе является сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, и на определение его основных параметров, и лишь законодатель был вправе отнести электроэнергию к подакцизным товарам (продукции), приняв соответствующий федеральный закон в установленной Конституцией Российской Федерации процедуре. Правительство же, согласно статье 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Федеральный закон " Об акцизах" (в редакции от 7 марта 1996 года) не включает электроэнергию в число товаров (продукции), которые облагаются акцизами, и не предоставляет Правительству Российской Федерации право принимать самостоятельно такое решение в порядке, аналогичном для отнесения к подакцизным товарам (продукции) отдельных видов минерального сырья. Указанный сбор до принятия Правительством решения о его введении не был установлен или подтвержден федеральным законодателем и в каких-либо иных законодательных актах, и до настоящего времени он не получил закрепления в федеральных законах о налогах и бюджете.

Из материалов дела следует, что отрицательное отношение федерального законодателя к введению данного сбора было выражено им достаточно четко и определенно. В частности, Государственная Дума 22 мая 1996 года отклонила предложенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об акцизах", предусматривавший акцизы на электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, и рекомендовала ему привести постановление от 1 апреля 1996 года N 479 в соответствие с федеральными законами (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 374-II ГД).

Сбор за отпускаемую электроэнергию не был признан и учтен в числе налоговых доходов в Федеральном законе от 15 августа 1996 года "О бюджетной классификации Российской Федерации". Не включен он Федеральным законом от 26 февраля 1997 года "О федеральном бюджете на 1997 год" и в планируемые доходы бюджета, хотя был предусмотрен в проекте данного закона, внесенном в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Следовательно, введя своим постановлением сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, являющийся фактически новым федеральным налогом, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, вмешалось в компетенцию федерального органа законодательной власти, нарушив тем самым конституционный принцип разделения властей и предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядок установления федеральных налогов и сборов. Кроме того, получение в результате взимания указанного сбора денежных средств, не предусмотренных доходной частью бюджета, ставит под сомнение правомерность их расходования Правительством Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые положения пунктов 8 и 9 рассматриваемого постановления Правительства Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 57, 75 (часть 3), 115 (часть 1).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 72, 74, 75 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Признать пункты 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 479 " Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 57, 75 (часть 3), 115 (часть 1).

2. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.

3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в " Российской газете" и " Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть также опубликовано в " Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

\r\n