ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 05.10.2011 N 41/353-6 "О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ПОЧТЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, РЕФЕРЕНДУМА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА"
Постановление
На основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в целях реализации пункта 14 статьи 64 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума (прилагается).
2. Признать утратившими силу Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2003 года N 20/144-4, от 21 августа 2006 года N 184/1171-4, от 27 сентября 2006 года N 187/1183-4.
3. Обратиться в ФГУП "Почта России" в целях установления согласованного с ЦИК России порядка пересылки почтовых отправлений с отметкой "Голосование по почте", в том числе установления особого разряда почтового отправления.
4. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН
Приложение
к Постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 5 октября 2011 года N 41/353-6
Настоящий Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума (далее - Временный порядок) принят во исполнение положений пункта 14 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
1. Общие положения1.1. Временный порядок применяется в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусматривается возможность голосования по почте при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума.
1.2. При проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума возможность голосования по почте предоставляется гражданину Российской Федерации, обладающему активным избирательным правом, участнику референдума, местного референдума (далее - избиратель), не имеющему возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования избирательного участка (участка референдума), где он включен в список избирателей (участников референдума).
Если в соответствии с Федеральным законом избиратель имеет возможность проголосовать досрочно либо проголосовать в день голосования вне помещения для голосования, либо избиратель находится в месте временного пребывания и законом субъекта Российской Федерации о выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, о проведении референдума (местного референдума) (далее - закон субъекта Российской Федерации) предусмотрена возможность внесения избирателя в список избирателей (участников референдума) по месту временного пребывания на территории избирательного округа (округа референдума), либо законом субъекта Российской Федерации предусмотрена возможность голосования по открепительному удостоверению, то избиратели, которые могут воспользоваться указанными возможностями, в голосовании по почте не участвуют.
Территориальной избирательной комиссией, территориальной комиссией референдума (далее - территориальная избирательная комиссия) может быть принято решение о ненаправлении избирателю бюллетеня, если из адреса, указанного заявителем в своем обращении, следует, что место его временного пребывания находится на территории того же одномандатного (многомандатного) избирательного округа (округа референдума), где находится его место жительства и где он включен в список избирателей соответствующего избирательного участка (участка референдума).
1.3. При заблаговременном поступлении письменного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать по почте соответствующая территориальная избирательная комиссия (на выборах в органы местного самоуправления - избирательная комиссия муниципального образования, если территориальные избирательные комиссии на указанных выборах не включены в систему избирательных комиссий) направляет ему бюллетень (бюллетени), предназначенный (предназначенные) для голосования по почте. Письменные обращения, поступившие в территориальную избирательную комиссию позднее срока, установленного решением комиссии, организующей выборы (референдум), не удовлетворяются. Указанный срок устанавливается с учетом сроков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
1.4. В письменном обращении в территориальную избирательную комиссию избиратель указывает причину, по которой он не имеет возможности проголосовать на избирательном участке (участке референдума), на котором он внесен в список избирателей (участников референдума), адрес места жительства (места пребывания) на территории избирательного участка (участка референдума), в список избирателей (участников референдума) которого он внесен, фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, почтовый адрес места временного пребывания, по которому он может получить бюллетень (бюллетени) для голосования по почте, и собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.
Одновременно с письменным обращением избиратель представляет в территориальную избирательную комиссию документы (копии документов), подтверждающие причину, по которой он не имеет возможности проголосовать на избирательном участке (участке референдума), на котором он внесен в список избирателей (участников референдума). В случае непредставления избирателем документов, подтверждающих причину, по которой он не имеет возможности проголосовать на избирательном участке (участке референдума), на котором он внесен в список избирателей (участников референдума), территориальная избирательная комиссия принимает решение о направлении или ненаправлении такому избирателю бюллетеня для голосования по почте, исходя из причины, указанной избирателем в письменном обращении. Если территориальная избирательная комиссия, проведя соответствующую проверку, удостоверится в том, что представленные документы не подтверждают указанную избирателем причину либо являются подложными, такому избирателю не высылается бюллетень для голосования по почте. В случае, если территориальная избирательная комиссия принимает решение о ненаправлении избирателю бюллетеня для голосования по почте, такому избирателю высылается соответствующий письменный ответ, а само письменное обращение хранится в делах территориальной избирательной комиссии.
Если избиратель по состоянию здоровья не может поставить подпись и дату ее внесения, указанные сведения по его поручению могут быть внесены иным лицом, при этом полномочия лица, оказывающего помощь избирателю в заполнении документов, должны быть удостоверены нотариально либо командиром воинской части, либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).
Письменное обращение от избирателя может поступить в территориальную избирательную комиссию по почте (простым или заказным письмом - по желанию избирателя), может быть передано в территориальную избирательную комиссию лично избирателем (с предъявлением им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина).
При поступлении письменного обращения от избирателя в территориальную избирательную комиссию по почте подлинность подписи избирателя на таком письменном обращении должна быть засвидетельствована нотариально. При нарушении указанного требования бюллетень (бюллетени) для голосования по почте избирателю не направляется (не направляются), о чем автору письменного обращения направляется соответствующий письменный ответ, а само письменное обращение хранится в делах территориальной избирательной комиссии.
1.5. При совмещении дней голосования на разных выборах (референдумах) предусмотренные Временным порядком процедуры применяются отдельно на каждых из указанных выборов (референдумов).
1.6. Документы, связанные с голосованием по почте, хранятся вместе с другой избирательной документацией. Сроки хранения указанных документов совпадают со сроками хранения бюллетеней.
1.7. Бюллетени для голосования по почте пересылаются избирателям заказными письмами.
2. Мероприятия, проводимые комиссией, организующей выборы (референдум), в целях обеспечения голосования по почте2.1. Комиссия, организующая выборы (референдум), обеспечивает изготовление:
конвертов с отметкой "Выборное" (нанесение такой отметки возможно типографским способом);
чистых конвертов (незаполненных конвертов);
конвертов с отметкой "Голосование по почте" (нанесение такой отметки возможно типографским способом);
Памятки для избирателя, изъявившего желание проголосовать по почте (далее - Памятка);
информационных материалов.
При этом указанные конверты могут быть приобретены комиссией, организующей выборы (референдум).
Конверты, используемые для голосования по почте, должны обеспечивать невозможность установления волеизъявления избирателя на просвет до вскрытия конвертов соответствующей избирательной комиссией.
Расходы на изготовление (приобретение) конвертов, информационных материалов и пересылку указанной специальной корреспонденции должны оплачиваться из средств, выделенных на проведение соответствующих выборов (референдумов), избирательной комиссией, организующей их проведение. На конверты с отметкой "Голосование по почте" должны быть нанесены государственные знаки почтовой оплаты в соответствии с действующими тарифами.
2.2. Порядок доставки после дня голосования писем с отметкой "Голосование по почте" устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующим филиалом ФГУП "Почта России".
2.3. Комиссия, организующая выборы (референдум), через средства массовой информации, а также иными способами (объявления по месту жительства, размещение информации на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) информирует избирателей о том, что для того, чтобы принять участие в голосовании на выборах по почте, необходимо в сроки, установленные в соответствии с пунктом 1.3 Временного порядка, направить собственноручно подписанное письменное обращение в соответствующую территориальную избирательную комиссию, в котором должны быть указаны сведения, перечисленные в пункте 1.4 Временного порядка, а также информирует о месте нахождения и о почтовых адресах территориальных избирательных комиссий.
2.4. Комиссия, организующая выборы (референдум), своим решением определяет форму реестра поступления письменных обращений избирателей, изъявивших желание принять участие в голосовании по почте (далее - Реестр), и утверждает порядок его ведения, а также определяет форму выписки из Реестра. Примерная форма Реестра приведена в приложении N 1, примерная форма выписки из Реестра - в приложении N 2.
2.5. Комиссия, организующая выборы (референдум), своим решением определяет, в какие комиссии - территориальные и (или) участковые - избиратели направляют бюллетени с отметкой "Голосование по почте".
2.6. Комиссия, организующая выборы (референдум), своим решением определяет форму акта участковой комиссии, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в который заносятся сведения, указанные в пункте 2.7 Временного порядка.
2.7. В акт участковой комиссии, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования, вносятся сведения:
о числе бюллетеней, направленных территориальной избирательной комиссией избирателям по их поступившим письменным обращениям для голосования по почте;
о числе бюллетеней, поступивших до окончания времени голосования в соответствующую участковую комиссию с отметкой "Голосование по почте", исключая бюллетени, указанные в пункте 6.3 и 7.1 Временного порядка.
2.8. Комиссия, организующая выборы (референдум), при утверждении формы списка избирателей (участников референдума) предусматривает внесение записи о том, что по каждой странице списка избирателей (участников референдума), кроме данных, предусмотренных в пункте 5 статьи 68 Федерального закона, устанавливается, исходя из соответствующих отметок, число бюллетеней, направленных территориальной избирательной комиссией избирателям по их письменным обращениям для голосования по почте.
Законом субъекта Российской Федерации могут предусматриваться и иные строки в списке избирателей (участников референдума) для внесения данных о голосовании по почте.
При совмещении дней голосования на выборах (референдумах) различного уровня, на которых не используется голосование по почте, с днем голосования на выборах (референдумах), на которых используется голосование по почте, рекомендуется использовать отдельные списки избирателей (участников референдума) для указанных выборов (референдумов).
2.9. Избирательной комиссией, организующей выборы (референдум), разрабатывается, утверждается и изготавливается Памятка. Памятка направляется избирателю вместе с бюллетенем (бюллетенями). В ней должны содержаться правила заполнения бюллетеня (бюллетеней) и внесения данных об избирателе на конверте с адресом участковой (территориальной) комиссии, а также напоминание о том, что если избиратель не полностью либо ошибочно внесет свои данные на конверт с адресом участковой (территориальной) комиссии, заполненный им бюллетень (бюллетени) не будет учтен (учтены) при установлении итогов голосования, а при использовании при проведении выборов, референдумов комплексов обработки избирательных бюллетеней - требования, установленные в пункте 4.6 Временного порядка.
Если избиратель направит письмо в конверте, отличающемся от конверта, направленного ему из территориальной избирательной комиссии для вложения чистого конверта с бюллетенем (бюллетенями), соответствующей комиссией должны быть приняты дополнительные меры для обеспечения тайны голосования такого избирателя.
2.10. Комиссией, организующей выборы (референдум), разрабатывается, утверждается и изготавливается информационный материал, содержащий сведения о кандидатах (списках кандидатов), баллотирующихся в соответствующем округе, который направляется избирателю вместе с бюллетенем (бюллетенями).
В случае вынесения на референдум проекта закона, иного нормативного правового акта избирателю направляется текст указанного проекта закона, иного нормативного правового акта. При этом в соответствии со статьей 55 Федерального закона обязанность изготовления и распространения указанного текста возлагается на инициативную группу по проведению референдума, если иное не предусмотрено законом. Оплата изготовления указанного текста осуществляется за счет средств соответствующего фонда референдума, если иное не предусмотрено законом.
3. Мероприятия, проводимые территориальной избирательной комиссией в целях обеспечения голосования по почте3.1. Территориальная избирательная комиссия ведет Реестр по форме и в порядке, установленными в соответствии с пунктом 2.4 Временного порядка.
3.2. Если письменное обращение избирателя поступило в территориальную избирательную комиссию не позднее срока, установленного организующей выборы (референдум) комиссией, территориальная избирательная комиссия:
а) вносит в Реестр сведения об авторе данного письменного обращения;
б) определяет по адресу места жительства (места пребывания), указанному заявителем, номер избирательного участка (участка референдума), проверяет факт включения автора письменного обращения в список избирателей (участников референдума) соответствующего избирательного участка (участка референдума) (если первый экземпляр списка избирателей (участников референдума) к этому времени уже направлен в участковую комиссию, проверка проводится по второму экземпляру списка избирателей (участников референдума), который хранится в территориальной избирательной комиссии, как правило, в электронном виде);
в) если данные автора письменного обращения, поступившего в территориальную избирательную комиссию по почте не включены в список избирателей, а также если из паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, автора письменного обращения, лично передавшего его в территориальную избирательную комиссию, следует, что он не обладает активным избирательным правом, - вносит в Реестр соответствующую отметку, делает запись на обороте конверта с письменным обращением или обороте письменного обращения с указанием даты внесения этой записи. Запись заверяется подписями двух членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, после чего автору письменного обращения направляется соответствующий письменный ответ, а само письменное обращение хранится в делах территориальной избирательной комиссии. При этом бюллетень заявителю не направляется.
Если из адреса, указанного заявителем в своем обращении, следует, что место его временного пребывания находится на территории того же одномандатного (многомандатного) избирательного округа, где находится его место жительства и где он включен в список избирателей (участников референдума) соответствующего избирательного участка (участка референдума), территориальной избирательной комиссией может быть принято решение о том, что бюллетень заявителю не направляется;
г) если в соответствии с Федеральным законом избиратель имеет возможность проголосовать в день голосования вне помещения для голосования или законом субъекта Российской Федерации о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления предусмотрена возможность внесения избирателя в список избирателей по месту временного пребывания на территории избирательного округа (округа референдума), голосования по открепительному удостоверению, возможность досрочного голосования, и из письменного обращения следует, что его автор может воспользоваться указанными возможностями, - вносит в Реестр соответствующую отметку, делает запись о ненаправлении избирателю бюллетеня на обороте конверта с письменным обращением или обороте письменного обращения с указанием даты внесения этой записи. Запись заверяется подписями двух членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, после чего автору письменного обращения направляется соответствующий письменный ответ, а само письменное обращение хранится в делах территориальной избирательной комиссии. При этом бюллетень (бюллетени) заявителю не направляется (не направляются);
д) если данные автора письменного обращения свидетельствуют о том, что он обладает активным избирательным правом, - направляет в конверте с отметкой "Выборное" по адресу, указанному заявителем, заверенный подписями двух членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью территориальной избирательной комиссии бюллетень (бюллетени) с надписью "Голосование по почте", внесенной на обороте бюллетеня (бюллетеней) с помощью штампа или от руки, конверт с отметкой "Голосование по почте" и адресом участковой (территориальной) избирательной комиссии, чистый конверт, Памятку и информационные материалы. При этом в Реестре делается соответствующая отметка и указывается дата направления бюллетеня (бюллетеней) автору письменного обращения. В случае выбытия какого-либо кандидата (списка кандидатов) к моменту направления автору письменного обращения бюллетеня (бюллетеней) в направляемом бюллетене (направляемых бюллетенях) вычеркиваются соответствующие данные, при этом к бюллетеню (бюллетеням) приобщается соответствующая копия решения о выбытии кандидата (списка кандидатов), заверенная территориальной избирательной комиссией в установленном порядке;
е) готовит выписки из Реестра по участковым избирательным комиссиям, в которых указываются сведения о поступивших письменных обращениях заявителей, включенных в список избирателей соответствующего избирательного участка (участка референдума), сведения о работе, проведенной территориальной избирательной комиссией по поступившему обращению. Выписки из Реестра передаются соответствующим участковым комиссиям не позднее дня, предшествующего дню голосования. Все остальные участковые комиссии получают от территориальной избирательной комиссии письменные сообщения об отсутствии на территории соответствующего избирательного участка (участка референдума) избирателей (участников референдума), которым были направлены бюллетени для голосования по почте;
ж) если по поступившему письменному обращению невозможно определить номер избирательного участка (участка референдума), на территории которого избиратель подлежит включению в список избирателей (участников референдума), либо невозможно определить автора письменного обращения или адрес, куда следует отправить материалы, перечисленные в подпункте "д" настоящего пункта, соответствующая запись вносится в Реестр и на оборот конверта с письменным обращением с указанием даты. Запись заверяется подписями двух членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью территориальной избирательной комиссии. Дальнейшая работа с этим письменным обращением не проводится.
3.3. О письменных обращениях избирателей, поступивших в территориальную избирательную комиссию позднее срока, установленного в соответствии с пунктом 1.3 Временного порядка, территориальная избирательная комиссия составляет акт, запись об истечении срока работы с данным письменным обращением вносится и в Реестр, и на оборот поступившего конверта с указанием даты. Запись заверяется подписями двух членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью территориальной избирательной комиссии.
3.4. В случае установления факта поступления повторного письменного обращения на его обороте делается соответствующая запись с указанием номера первичного обращения, содержащегося в Реестре территориальной избирательной комиссии, и вносится отдельная запись в Реестр территориальной избирательной комиссии.
Если в повторном обращении избирателя с просьбой предоставить ему возможность проголосовать по почте указан тот же адрес, по которому ему был направлен бюллетень (бюллетени), территориальная избирательная комиссия извещает указанного избирателя, что бюллетень (бюллетени) для голосования по почте ему уже направлен(ы).
3.5. Если в повторном письменном обращении будет указан иной адрес места временного пребывания, чем в ранее поступившем письменном обращении, территориальная избирательная комиссия направляет бюллетень по вновь поступившему письменному обращению. При этом на конверт с отметкой "Голосование по почте", направляемый по данному письменному обращению, проставляется дополнительно печать территориальной избирательной комиссии, а в Реестре напротив данных о ранее поступивших письменных обращениях делается соответствующая отметка. Конверты с отметкой "Голосование по почте", поступающие в адрес участковой избирательной комиссии от имени данного избирателя, на которых не проставлена печать территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссией не вскрываются.
3.6. В случае использования при проведении выборов, референдумов комплексов обработки избирательных бюллетеней бюллетень (бюллетени) должен (должны) быть подготовлен(ы) к выдаче избирателям в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2003 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 сентября 2011 года N 33/302-6, Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 года N 19/204-6.
4. Порядок работы избирателя с бюллетенем для голосования по почте4.1. Избиратель получает заказное письмо с отметкой "Выборное" с бюллетенем (бюллетенями) в порядке, установленном Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года N 221.
Избиратель, получив из территориальной избирательной комиссии письмо с отметкой "Выборное", должен аккуратно вскрыть его и извлечь, не повредив находящиеся в нем вложения.
4.2. Бюллетень избиратель заполняет в соответствии с порядком заполнения бюллетеней, установленным Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
4.3. Заполнив бюллетень, избиратель запечатывает его в чистый конверт без надписей. Запечатанный чистый конверт избиратель вкладывает в конверт с отметкой "Голосование по почте" и адресом участковой (территориальной) избирательной комиссии. На конверте с отметкой "Голосование по почте" в специально отведенном месте избиратель указывает адрес места жительства, по которому он включен в список избирателей (участников референдума) соответствующего избирательного участка (участка референдума), фамилию, имя, отчество.
4.4. Избиратель отправляет запечатанный конверт с отметкой "Голосование по почте" заказным письмом в отделении почтовой связи. Работник почты обязан принять письмо от отправителя, чьи фамилия, имя, отчество указаны на конверте с отметкой "Голосование по почте", по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Если избиратель не может прийти в отделение почтовой связи лично, запечатанный конверт с отметкой "Голосование по почте" может отправить иное лицо на основании доверенности, выданной на то избирателем и удостоверенной нотариально. В доверенности должны быть указаны следующие данные избирателя, чей бюллетень пересылается: фамилия, имя, отчество, номер (серия и номер) паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, адрес места жительства, по которому он включен в список избирателей (участников референдума).
4.5. Избиратель, голосующий по почте, должен иметь в виду, что при составлении протокола об итогах голосования учитываются голоса избирателей, содержащиеся в бюллетенях с надписью "Голосование по почте", поступивших в соответствующую участковую комиссию не позднее времени окончания голосования в день голосования.
4.6. В случае использования при проведении выборов, референдумов комплексов обработки избирательных бюллетеней, при вложении в чистый конверт бюллетень может быть сложен избирателем только по заранее подготовленной линии сгиба (заранее подготовленным линиям сгиба). Дальнейшая работа избирателя с таким конвертом осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4.3 Временного порядка.
5. Порядок работы с письмами с отметкой "Голосование по почте", поступившими от избирателей по почте5.1. Участковая (территориальная) избирательная комиссия на обороте каждого поступившего конверта с отметкой "Голосование по почте" указывает дату получения конверта, которая заверяется подписями двух членов участковой (территориальной) избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью соответствующей комиссии. Отметка о получении соответствующего письма территориальной избирательной комиссией вносится в Реестр, а участковой комиссией (при необходимости) - в выписку из Реестра. Секретарь соответствующей комиссии ведет учет поступивших писем с отметкой "Голосование по почте" и обеспечивает их сохранность.
5.2. Конверты с отметкой "Голосование по почте", поступившие в участковую (территориальную) избирательную комиссию в ином порядке, чем установлено пунктом 4.4 Временного порядка, не вскрываются, не учитываются в числе поступивших конвертов с отметкой "Голосование по почте" и хранятся в делах территориальной избирательной комиссии, в Реестр (выписку из Реестра) вносится соответствующая запись. В случае отсутствия в Реестре (выписке из Реестра) записи о получении письменного обращения от автора письма с отметкой "Голосование по почте" и направлении ему бюллетеня для голосования по почте на обороте конверта с отметкой "Голосование по почте" делается соответствующая запись с указанием даты ее внесения. Запись заверяется подписями двух членов участковой (территориальной) избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью соответствующей комиссии, само письмо не вскрывается и хранится в делах территориальной избирательной комиссии.
5.3. Если в соответствии с пунктом 2.5 Временного порядка письма с отметкой "Голосование по почте" поступают в территориальную избирательную комиссию, территориальная избирательная комиссия не позднее дня, предшествующего дню голосования, передает по акту участковой комиссии поступившие письма вместе с соответствующей выпиской из Реестра, а в случае поступления в территориальную избирательную комиссию писем с отметкой "Голосование по почте" после указанной передачи территориальная избирательная комиссия передает оставшиеся письма в участковую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования.
6. Мероприятия, проводимые участковой комиссией в целях обеспечения голосования по почте до начала голосования6.1. Участковая комиссия при получении из территориальной избирательной комиссии выписки из Реестра проверяет наличие в выписке из Реестра соответствующих отметок и при необходимости не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, вносит отметки о полученных, в том числе по акту из территориальной избирательной комиссии, бюллетенях в выписку из Реестра и в графу списка избирателей (участников референдума) "Особые отметки" в строки с данными соответствующих избирателей.
6.2. В день голосования председатель участковой комиссии до начала голосования в присутствии наблюдателей и иных лиц, которые в соответствии с Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации имеют право присутствовать при проведении голосования, оглашает суммарное по выписке из Реестра число бюллетеней для голосования по почте, направленных территориальной избирательной комиссией избирателям по поступившим письменным обращениям, а также число писем с отметкой "Голосование по почте", поступивших к началу голосования в участковую комиссию, в том числе по акту из территориальной избирательной комиссии. При условии внесения в список избирателей (участников референдума) необходимых отметок, связанных с получением писем с отметкой "Голосование по почте", такие письма вскрываются таким образом, чтобы не повредить вложенные в них чистые конверты с бюллетенями для голосования по почте. Конверты писем с отметкой "Голосование по почте" опечатываются и сохраняются секретарем участковой комиссии отдельно.
6.3. Чистые конверты с бюллетенями для голосования по почте поочередно вскрываются таким образом, чтобы не повредить вложенные в них бюллетени для голосования по почте, при этом отделяются бюллетени для голосования неустановленной формы.
В случае обнаружения в одном конверте двух и более бюллетеней установленной формы по одному избирательному округу (округу референдума) и уровню выборов эти бюллетени, содержащиеся в данном конверте, не подлежат учету, о чем на лицевой стороне на квадратах, расположенных против данных о кандидатах (списках кандидатов), делаются соответствующие записи с указанием даты и времени их внесения, которые заверяются подписями председателя или заместителя председателя участковой комиссии и двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, печатью участковой комиссии. Затем эти бюллетени опечатываются, сохраняются секретарем участковой комиссии отдельно и в дальнейшем при подсчете голосов не учитываются.
Комиссия, обнаружившая, что в одном конверте содержится два или более бюллетеня по одному избирательному округу (округу референдума), составляет соответствующий акт, форма которого утверждается комиссией, организующей выборы (референдум).
6.4. Бюллетени с отметкой "Голосование по почте", обнаруженные в конвертах (без учета бюллетеней, указанных в пункте 6.3 Временного порядка), подсчитываются, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, их число оглашается. Все подсчитанные бюллетени с отметкой "Голосование по почте", поступившие в участковую комиссию до начала голосования, хранятся секретарем участковой комиссии до окончания времени голосования и в срок, установленный в пункте 7.3 Временного порядка, с соблюдением тайны голосования опускаются в стационарный ящик для голосования (в комплексы обработки избирательных бюллетеней).
6.5. В случае, если законом предусмотрено голосование по открепительному удостоверению, участковая (территориальная) избирательная комиссия не принимает к рассмотрению конверты с отметкой "Голосование по почте" со штампом почтовых отделений (проставленных при отправлении конвертов с отметкой "Голосование по почте"), находящихся в пределах соответствующего избирательного округа (округа референдума). Перечень отделений почтовой связи с указанием их адресов запрашивается избирательной комиссией, организующей выборы, в соответствующем филиале ФГУП "Почта России" непосредственно после официального опубликования решения о назначении выборов (референдума). После получения указанного перечня комиссия, организующая выборы (референдум), передает его в соответствующие территориальные и участковые комиссии.
7. Мероприятия, проводимые участковой комиссией в целях обеспечения голосования по почте после начала голосования7.1. Если в день голосования избиратель, ранее направивший письменное обращение с просьбой предоставить ему возможность проголосовать по почте, сам прибыл в помещение для голосования соответствующего избирательного участка (участка референдума), участковая комиссия по предъявлении этим избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, обязана принять решение о выдаче ему соответствующего бюллетеня (соответствующих бюллетеней) и при этом внести запись в выписку из Реестра при условии, что в участковую комиссию не поступило письма соответствующего избирателя с отметкой "Голосование по почте". Секретарь участковой комиссии обязан в выписке из Реестра сделать запись о том, что избиратель проголосовал непосредственно в помещении для голосования. При этом в графе списка избирателей (участников референдума) "Особые отметки" аннулируется запись о голосовании этого избирателя по почте. В случае возникновения такой же ситуации при поступлении в участковую комиссию заявления избирателя о предоставлении ему возможности голосования вне помещения для голосования либо при досрочном голосовании участковая комиссия обязана рассмотреть указанную ситуацию и принять решение о выдаче или невыдаче бюллетеня (бюллетеней) избирателю.
В данном случае бюллетень, ранее направленный избирателю для голосования по почте, не подлежит учету, о чем соответствующая избирательная комиссия составляет акт, форма которого утверждается комиссией, организующей выборы (референдум).
7.2. В случае поступления в участковую комиссию конвертов с отметкой "Голосование по почте" в установленном порядке, в том числе из территориальной избирательной комиссии, в течение дня голосования, но не позднее окончания времени голосования, участковая комиссия осуществляет действия, предусмотренные пунктами 5.1, 5.2, 6.1, 6.3, 6.4 Временного порядка, после окончания времени голосования, после чего участковой комиссией составляется акт о поступлении в участковую комиссию бюллетеней с отметкой "Голосование по почте", форма которого утверждается комиссией, организующей выборы (референдум), в котором отражается общее количество бюллетеней с отметкой "Голосование по почте", поступивших в участковую комиссию до дня голосования и в течение дня голосования. В указанный акт не вносятся сведения о бюллетенях, указанных в пункте 6.3 и 7.1 Временного порядка.
7.3. По завершении времени голосования, после того как проголосовали все избиратели, находившиеся в этот момент в помещении для голосования, после погашения неиспользованных бюллетеней и перед непосредственным началом работы со списком избирателей (участников референдума), а также после завершения действий, предусмотренных в пункте 7.2 Временного порядка, председатель участковой комиссии, заполнив соответствующие графы выписки из Реестра территориальной избирательной комиссии, объявляет о количестве писем с отметкой "Голосование по почте", поступивших в участковую комиссию, после чего бюллетени с отметкой "Голосование по почте" с соблюдением тайны голосования опускаются в стационарный ящик для голосования (в комплексы обработки избирательных бюллетеней).
7.4. По требованию любого члена участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса либо по требованию наблюдателя, иного лица, имеющего в соответствии с Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации право присутствовать при подсчете голосов, производится проверка правильности записей участковой комиссии, сделанных на конвертах с отметкой "Голосование по почте".
7.5. В ходе дальнейшего подсчета бюллетеней, содержащихся в переносных и стационарных ящиках для голосования, строки 9, 10, 11, 12 и последующие строки протокола об итогах голосования заполняются с учетом бюллетеней для голосования по почте с соблюдением общих требований законодательства к работе с бюллетенями (нумерация строк здесь и далее приведена в соответствии с положениями статьи 67 Федерального закона).
7.6. Число избирательных бюллетеней, направленных территориальными избирательными комиссиями избирателям для голосования по почте учитывается в акте участковой комиссии, который прилагается к протоколу об итогах голосования, а также в строке 2 ("Число бюллетеней, полученных участковой комиссией") и в строке 6 ("Число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования").
7.7. В протоколе комиссии, организующей выборы (референдум), о результатах выборов (референдума) число избирателей, принявших участие в выборах (референдуме), рассчитывается исходя из суммы общего числа бюллетеней, выданных избирателям участковыми комиссиями, территориальными избирательными комиссиями при проведении досрочного голосования в помещениях территориальных избирательных комиссий (по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 65 Федерального закона), и числа бюллетеней с надписью "Голосование по почте", направленных избирателям по их поступившим письменным обращениям (без учета повторно направленных бюллетеней для голосования по почте в соответствии с пунктом 3.5 Временного порядка). Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней, в том числе с надписью "Голосование по почте", установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
7.8. Если после дня голосования, но до завершения полномочий участковой комиссии в ее адрес поступили письма с отметкой "Голосование по почте", председатель, заместитель председателя либо секретарь участковой комиссии составляет и подписывает перечень этих писем, в котором указывает, откуда и когда отправлено письмо (в соответствии с оттиском календарного штемпеля), а также дату его поступления в участковую избирательную комиссию. Копия перечня направляется в вышестоящую комиссию. После дня голосования письма с отметкой "Голосование по почте", адресованные участковым комиссиям, отделения почтовой связи направляют в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 2.2 Временного порядка.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ВРЕМЕННОМУ ПОРЯДКУПриложение N 1
к Временному порядку голосования
по почте при проведении выборов
в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
референдума субъекта Российской
Федерации, местного референдума,
утвержденному Постановлением
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 5 октября 2011 года N
<*> В случаях, предусмотренных пунктом 1.3 Временного порядка голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 октября 2011 года N 41/353-6.
<**> В случае, если письменное обращение от избирателя не представляется им лично, а направляется по почте, в соответствии с пунктом 1.4 Временного порядка голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума необходимо сделать отметку о том, что подпись избирателя на таком обращении удостоверена нотариально.
Приложение N 2
к Временному порядку голосования
по почте при проведении выборов
в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
референдума субъекта Российской
Федерации, местного референдума,
утвержденному Постановлением
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 5 октября 2011 года N 41/353-6
<*> В случаях, предусмотренных пунктом 1.3 Временного порядка голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 октября 2011 года N 41/353-6. <**> В день голосования указывается также время поступления от заявителя письма с отметкой "Голосование по почте".