ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 (ред. от 13.09.2012 с изменениями, вступившими в силу с 02.10.2012) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА "
Постановление
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.06.2002 N 388, от 07.12.2004 N 743, от 21.03.2005 N 147, от 12.10.2007 N 672, от 02.06.2008 N 423, от 07.11.2008 N 821, от 10.12.2008 N 942, от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922)
В целях обеспечения устойчивого социально - экономического развития Калининградской области Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2015 года (далее именуется - Программа).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.12.2008 N 942, от 15.05.2010 N 335)
2. Разрешить Министерству регионального развития Российской Федерации - государственному заказчику - координатору Программы передавать администрации Калининградской области на договорной основе часть своих функций по организации управления реализацией Программы, финансированию мероприятий Программы в пределах средств федерального бюджета, выделенных на ее реализацию, заключению контрактов на выполнение подрядных работ.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2007 N 672)
3. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию Программы.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10.2007 N 672, от 07.11.2008 N 821)
Установить, что финансирование мероприятий Программы подлежит ежегодно уточнению с учетом возможностей федерального бюджета.
4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1259 "О Федеральной целевой программе развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998 - 2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4707).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2001 г. N 866
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.12.2008 N 942, от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922)
ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА НАИМЕНОВАНИЕ - ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
Наименование Программы | - Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335) | |
Дата принятия решения о разработке Программы | - разработана на основании раздела II протокола заседания Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 г. N 11 |
Государственный заказчик - координатор Программы | - Министерство регионального развития Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство связи, Федеральное архивное агентство, Министерство образования и науки Российской Федерации |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922) | |
Основные разработчики Программы | - Министерство регионального развития Российской Федерации и правительство Калининградской области |
Цель Программы | - создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, обеспечивающего достижение уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных стран, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств - членов Европейского союза |
Основные задачи Программы | - основными задачами Программы являются: |
задачи по обеспечению геостратегических интересов России в Балтийском регионе: | |
улучшение экологической обстановки и выход на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды; | |
обеспечение энергетической безопасности области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников; | |
задачи общефедерального уровня: | |
развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи; | |
развитие туристско-рекреационного комплекса, инфраструктуры гостиничного бизнеса, в том числе за счет улучшения экологической обстановки; | |
задачи регионального значения, требующие государственной поддержки: | |
обеспечение современной жилищно-коммунальной инфраструктуры; | |
создание условий для обеспечения высокоэффективного сельскохозяйственного производства; | |
развитие материальной базы системы образования; строительство и реконструкция объектов культуры; | |
строительство и модернизация объектов здравоохранения, физической культуры и спорта | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - в результате реализации Программы в 2015 году предполагается достижение следующих значений целевых индикаторов (по отношению к базовым данным 2009 года): |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922) | |
число новых рабочих мест нарастающим итогом с 2002 года - 12043 места; годовой фонд оплаты труда по области - 124301 млн. рублей; | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922) | |
удельный вес жилой площади, оборудованной газом, - 95,7 процента; | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922) | |
удельный вес жилой площади, оборудованной канализацией, - 92 процента; | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922) | |
удельный вес жилой площади, оборудованной водопроводом, - 94,6 процента; | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922) | |
уровень утилизации отходов - 67 процентов; | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922) | |
удельный вес земель с неудовлетворительным мелиоративным состоянием - 29,7 процента; | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922) | |
уровень заболеваемости острым вирусным гепатитом B на 10 тыс. человек - 2,8 человека"; | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922) | |
Сроки и этапы реализации Программы | - Программа реализуется в 2002-2015 годах в 2 этапа: |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335) | |
первый этап (2002-2005 годы) - реализация масштабных инфраструктурных проектов: | |
создание базы для развития экономики области; разработка правовых механизмов функционирования | |
особой экономической зоны; | |
второй этап (2006-2015 годы) - продолжение реализации инвестиционных и социальных мероприятий, закрепляющих достигнутые на первом этапе реализации Программы положительные результаты в развитии экономики и социальной сферы | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335) | |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы составляет 354517,11 млн. рублей, в том числе: |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922) | |
за счет средств федерального бюджета - 41169,47 млн. рублей; | |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922) | |
за счет средств бюджетов Калининградской области и муниципальных образований - 9746,1 млн. рублей; | |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922) | |
за счет средств внебюджетных источников - 303601,54 млн. рублей | |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922) | |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - создание в Калининградской области благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно ориентированных производств, повышению конкурентоспособности Калининградской области в макрорегионе Балтики. |
Финансово-экономические результаты в 2015 году по сравнению с уровнем 2005 года составят: | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335) | |
инвестиции на 1 жителя области - 127,4 тыс. рублей (увеличение в 2,3 раза), валовой региональный продукт на 1 жителя области - 349,9 тыс. рублей, в ценах соответствующих лет (увеличение в 1,9 раза); | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335) | |
создание условий для значительного роста уровня жизни населения, сопоставимого с уровнем жизни граждан сопредельных государств, в том числе улучшение показателей обеспеченности населения: продолжительность жизни - 73,5 года (в 2005 году - 61,5 года); | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335) | |
обеспеченность жильем (площадь жилья, приходящаяся на 1 жителя) - 27,2 кв. метров (в 2005 году - 20 кв. метров); | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335) | |
создание 13945 новых рабочих мест (в 2005 году - 14760 мест) | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335) |
1. Социально-экономическое положение Калининградской области
Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации. Территория области составляет 15,1 тыс. кв. километров, население на начало 2007 года - 937,3 тыс. человек, из них около 78 процентов - городское.
Область отделена от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами. Калининградская область занимает выгодное экономико-географическое положение, определяющееся:
близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;
близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям;
климатическими условиями, благоприятными для развития туризма;
наличием на территории области незамерзающего портового комплекса.
Область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 процентов его мировых запасов.
В силу своего специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и Европе в целом.
В ходе реализации Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года (далее - Программа) темпы роста валового регионального продукта Калининградской области значительно превосходят темпы роста соседних стран. Средний темп прироста валового регионального продукта Калининградской области за 2001-2006 годы составил 10,1 процента в год. Вместе с тем по большинству показателей область отстает от областей Северо-Западного федерального округа и Российской Федерации в целом. Спад экономики, зафиксированный в 90-х годах прошлого столетия, был значительно глубже, чем в среднем по Российской Федерации. Возможности восстановительного периода реализованы практически полностью.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
Доля промышленной продукции Калининградской области в экономике Российской Федерации возросла за 2002-2006 годы с 0,3 процента до 0,93 процента, доля сельскохозяйственной продукции - с 0,47 процента до 0,62 процента. Доля производства Калининградской области в экономике Российской Федерации приведена в приложении N 1.
Промышленность Калининградской области развивается более высокими темпами, чем в среднем по России.
В 2006 году сводный индекс промышленного производства составил 166,6 процента (в 2005 году - 127,4 процента), в том числе по добыче полезных ископаемых - 117 процентов (в 2005 году - 147,3 процента), обрабатывающему производству - 140,6 процента (в 2005 году - 106,3 процента), производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 469,1 процента (в 2005 году - 196,2 процента). Оборот розничной торговли увеличился на 16,1 процента (в 2005 году - на 14,2 процента), объем платных услуг населению - на 19,9 процента (в 2005 году - на 10,1 процента). Общая площадь жилых домов по сравнению с уровнем 2005 года увеличилась на 188,4 процента. Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2006 г. составила 7,4 тыс. человек (в 2005 году - 7 тыс. человек), уровень официально зарегистрированной безработицы - 1,4 процента (за 9 месяцев - 1,6 процента). При этом индекс потребительских цен в 2006 году составил 107,9 процента (в 2005 году - 111,1 процента). Это самый низкий уровень инфляции в Северо-Западном федеральном округе (по Северо-Западному федеральному округу - 109,5 процента, в целом по Российской Федерации - 109 процентов).
По итогам 2006 года Калининградская область занимает 1-е место среди регионов Северо-Западного федерального округа по сводному индексу промышленного производства, в том числе по добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительству жилых домов и платным услугам населению.
За 2006 год сводный индекс в обрабатывающем производстве составил 140,6 процента (в 2005 году - 106,3 процента). Производство транспортных средств и оборудования увеличилось в 2,5 раза, неметаллических минеральных продуктов на 10,2 процента, текстильной и швейной продукции на 14,6 процента. Спад сохранился в производстве пищевых продуктов на 16,6 процента, в целлюлозно-бумажном производстве - на 37,6 процента.
По многим позициям Калининградская область занимает ведущее место в экономике Российской Федерации. В 2006 году доля произведенных в Калининградской области электропылесосов составила 83,9 процента произведенных в России, телевизоров - 75 процентов. Доля улова и добычи морепродуктов в общероссийском улове составила 8,4 процента. Доля промышленной продукции Калининградской области в общем объеме промышленной продукции Российской Федерации приведена в приложении N 2.
С учетом сложившейся политической и экономической ситуации повысилась роль внешней торговли в экономике области. В 2006 году внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 2002 годом в 3,7 раза и составил 8205,7 млн. долларов США, в том числе экспорт - 2690,4 млн. долларов США (увеличение в 4,9 раза), импорт - 5515,3 млн. долларов США (увеличение в 3,3 раза).
Такое существенное увеличение внешнеторгового оборота и грузооборота обусловлено действием заключенных межгосударственных соглашений, определяющих рациональную специализацию ряда портов бассейна Балтийского моря, Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и действующим на его основе таможенным режимом свободной таможенной зоны.
Среднегодовая численность населения, занятого в сфере экономики Калининградской области, увеличилась за 2002-2006 годы с 452,4 тыс. человек до 490 тыс. человек. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, на 1 заявленную вакансию) остался на прежнем уровне - 0,8. Общая численность не занятых в производстве лиц, классифицирующихся как безработные, составила в 2006 году 23,3 тыс. человек, а лиц, официально зарегистрированных в службе занятости, - 7,4 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,4 процента.
По уровню развития малого предпринимательства Калининградская область находится в числе лидеров среди российских регионов, уступая по количеству малых предприятий в расчете на 1 тыс. жителей только гг. Москве и Санкт-Петербургу. В 2006 году 10778 малыми предприятиями области была получена выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг на сумму 202 млрд. рублей. Численность работающих на этих предприятиях составила 116 тыс. человек (из них 44,5 процента было занято в обрабатывающих производствах).
Демографическая ситуация в области за последние годы характеризуется повышением уровней рождаемости и смертности, при этом естественная убыль населения в 2006 году достигла 7 человек на 1 тыс. человек населения. На 1 тыс. человек населения области в 2006 году родилось 9, 7 человек (в 2005 году - 8,9 человек), умерло - 16,7 человек (в 2005 году - 18,1 человек). Число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза, причем общее количество родившихся постоянно возрастает. Остаются очень высокими показатели смертности населения в трудоспособном возрасте.
Для Калининградской области характерно значительное увеличение миграции населения. Коэффициент миграционного роста, составлявший в 2000 году 5,3 человека на 1 тыс. человек, в 2006 году составил 4,3 человека. Пик миграционного роста приходился на 1994 год (20 человек на 1 тыс. человек).
В системе образования, сохраняющей в целом относительно высокий уровень, нарастает тенденция развития платных форм обучения прежде всего в высшем и среднем специальном образовании, за счет чего увеличивается их финансирование. Сеть учреждений образования, особенно в сельской местности, требует оптимизации. Наполняемость классов городских школ составляет примерно 24 учащихся, а сельских школ - 14 учащихся (при нормативе - 25 учащихся).
Количество дошкольных учреждений в 2006 году составило более 64,5 процента.
Уровень инфраструктуры здравоохранения по количественным показателям ниже среднего уровня по Российской Федерации. На начало 2006 года в области было 102 врачебных учреждения, оказывающих амбулаторно-врачебную помощь населению, обеспеченность ими (количество посещений в смену на 10 тыс. человек) составила 197 человек (по России - 251). В 72 больничных учреждениях области на 10 тыс. человек приходится 109 коек (по России - 113). Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек составила соответственно 32 и 83 человека (по России - 49 и 111).
По уровню заболеваний различного рода Калининградская область все еще превосходит среднероссийский уровень и уровень сопредельных государств (Литвы и Польши). В последние годы замедлились темпы роста числа ВИЧ-инфицированных.
Жилищный фонд в области по состоянию на 1 января 2007 г. составил 19,1 млн. кв. метров. Нормативные сроки эксплуатации значительной части жилых зданий и инженерных коммуникаций превышены.
Обеспеченность населенных пунктов области системами биологической очистки сточных вод составляет 5-8 процентов их необходимого количества.
Увеличивается износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, снижается надежность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.
2. Краткий анализ хода реализации мероприятий ПрограммыНа первом этапе реализации Программы на основе выполнения масштабных инфраструктурных проектов создавалась база для развития экономики области, прорабатывались правовые механизмы функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области.
На реализацию инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" планировалось направить около 93 млрд. рублей (в ценах 2001 года), в том числе на первом этапе - 46,8 млрд. рублей.
В целях выполнения этих мероприятий привлечены финансовые средства на общую сумму 26,9 млрд. рублей. Привлеченные инвестиции позволили завершить строительство и ввести в эксплуатацию 59 объектов в городах и районах Калининградской области, в том числе в 2002 году - 10 объектов, в 2003 и 2004 годах - по 18 объектов, в 2005 году - 13 объектов. Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, в 2002-2005 годах приведен в приложении N 3. Объемы финансовых средств показаны по всем мероприятиям Программы (включая мероприятия, реализация которых осуществлялась исключительно за счет внебюджетных средств). При этом следует также отметить, что финансирование объектов Программы из федерального бюджета осуществлялось за счет средств, выделяемых как в рамках Программы, так и в рамках других федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы.
За счет внебюджетных источников, удельный вес которых составляет более 83,3 процента общего объема привлеченных средств по Программе, в основном осуществлялась реализация мероприятий в топливно-энергетическом комплексе, в частности строительство ТЭЦ-2 (1-й энергоблок был введен в 2005 году), обустройство нефтяного месторождения Д-6 на шельфе Балтийского моря (завершено в 2004 году), а также проектов, направленных на развитие экспортно ориентированных и импортозамещающих производств.
Средства федерального бюджета и бюджетов Калининградской области и муниципальных образований направлялись преимущественно на финансирование социально значимых объектов. В 2002-2005 годах осуществлялись газификация городов и районов Калининградской области, техническое перевооружение сельского хозяйства, развитие инфраструктуры и зоны отдыха городов-курортов федерального значения Светлогорска и Зеленоградска, работы по инженерной защите населенных пунктов области от наводнений и затоплений, берегоукреплению Балтийского моря, строительству жилья, реставрации захоронений советских воинов, строительству и реконструкции объектов канализации и очистных сооружений, объектов культуры, здравоохранения и спорта.
В 2004 году уточнен состав инвестиционных проектов Программы, изменены объемы, источники финансирования и сроки реализации мероприятий Программы, включен перечень целевых индикаторов и показателей (ранее в Программе такой перечень отсутствовал). В общий объем финансирования по Программе включены 4 коммерческих мероприятия топливно-энергетического комплекса с указанием денежных средств из внебюджетных источников (остальные проекты приведены справочно) и некоммерческие мероприятия, имеющие преимущественно социальную направленность и реализуемые за счет средств федерального бюджета.
На финансирование некоммерческих мероприятий на первом этапе привлечено финансовых средств на общую сумму 3,6 млрд. рублей. Объем финансирования некоммерческих мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, в 2002-2005 годах приведен в приложении N 4.
В целом за 2002-2005 годы общий объем привлеченных инвестиций составил около 95 процентов такого объема, предусмотренного Программой. Следует отметить, что обязательства по финансированию некоммерческих мероприятий Программы на первом этапе выполнены правительством Калининградской области практически в полном объеме (финансирование за счет средств бюджетов Калининградской области и муниципальных образований составило 99,1 процента объемов, предусмотренных Программой). Из федерального бюджета привлечено 97,4 процента предусмотренных по Программе объемов финансирования.
Анализ эффективности реализации Программы на первом этапе позволяет сделать вывод, что в основном поставленные задачи реализованы. Запланированные работы на большинстве объектов Программы осуществлялись в соответствии с утвержденными графиками. По основным показателям, характеризующим экономическое развитие региона (величина валового регионального продукта, объем промышленного производства, сумма налогов и других обязательных платежей и сборов, прибыли), достигнута положительная динамика. Динамика основных показателей развития экономики региона в 2002-2005 годах приведена в приложении N 5.
Прирост валового регионального продукта к уровню 2001 года составил 39,6 процента, промышленного производства - 70,3 процента. Прибыль прибыльных предприятий в 2005 году возросла по сравнению с 2001 годом в 2 раза, поступление налогов - в 3,3 раза.
В 2006 году начался второй этап реализации Программы. В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 140-р и от 8 февраля 2007 г. N 146-р в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, в 2006 году включены 36 объектов (включая 1 мероприятие) и в 2007 году - 39 объектов (включая 1 мероприятие).
Финансирование объектов Программы за счет бюджета Калининградской области осуществлялось в рамках областной инвестиционной программы на очередной год, которая формируется по предложениям министерств Калининградской области с учетом утвержденных лимитов финансирования мероприятий Программы.
На реализацию некоммерческих мероприятий Программы в 2006-2007 годах привлечено около 3,8 млрд. рублей, или 97 процентов объема финансирования, предусмотренного по Программе. Объем финансирования некоммерческих мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, в 2006-2007 годах приведен в приложении N 6.
Средства из федерального бюджета в 2006-2007 годах получены в полном объеме.
Привлеченные инвестиции позволили завершить в 2006 году реализацию мероприятия по реорганизации сельскохозяйственного производства и переработке продукции на областном унитарном предприятии "Агробалтсбыт", в рамках которого приобретено 6 единиц сельскохозяйственной техники (зерноуборочных комбайнов), а также ввести в эксплуатацию 7 объектов Программы (закончены аварийно-восстановительные работы на захоронениях советских воинов в 3 районах области, проведены восстановление и частичная реконструкция осушительной сети поселков Гурьевского района Калининградской области, реконструкция осушительной насосной станции N 39 в Славском районе и котельной в пос. Васильково, Гурьевский район, а также завершено строительство газопровода высокого и низкого давления (включая шкафной регуляторный пункт) в пос. Приморье Светлогорского городского округа).
Кроме того, завершено строительство жилого дома для граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку (85-квартирный жилой дом по ул. Шаманова, г. Пионерский, Калининградская область), финансирование которого осуществлялось в 2005 году за счет средств федерального бюджета (в рамках федеральной адресной инвестиционной программы).
В 2007 году введены в эксплуатацию 6 объектов, в том числе объекты газовой промышленности (газопроводы высокого давления от автоматической газораспределительной станции пос. Зеленое до пос. Славинск и от пос. Приморье до пос. Донское Светлогорского городского округа) и коммунального строительства (реконструкция магистральных тепловых сетей г. Советска и берегоукрепительных сооружений ул. Правая Набережная, г. Калининград (1-я очередь), строительство канализационной насосной станции с напорным коллектором в г. Полесске и ливневой канализации с очисткой стоков по ул. Ленина, г. Светлогорск). Также были завершены строительные работы (но не оформлены соответствующие документы) на 3 объектах (газопровод высокого давления от г. Ладушкин до пос. Пятидорожное, Багратионовский район, реконструкция детского сада под школу на 120 мест в пос. Доваторовка, Черняховский район Калининградской области, строительство школы на 1100 учащихся по ул. Флотской-Октябрьской, г. Пионерский).
Кроме того, в соответствии с планом закончены работы на объектах по строительству школы на 200 мест в пос. Мельниково, Зеленоградский район Калининградской области, и строительству газопровода высокого давления, пос. Волочаевское - г. Светлый, Калининградская область, финансирование которых за счет средств федерального бюджета (в рамках федеральной адресной инвестиционной программы) осуществлялось в 2006 году. За счет средств областной инвестиционной программы завершены работы по художественному оформлению внутренних помещений кафедрального собора Христа Спасителя в г. Калининграде и благоустройство территории (строительно-монтажные работы закончены в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2006 году).
Целевые индикаторы и показатели реализации мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, в 2006-2007 годах приведены в приложении N 7.
Сравнительный анализ показывает, что запланированные на 2006 год индикаторы выполнены, причем по большинству показателей фактические значения превышают установленные. В 2007 году из 8 запланированных к выполнению индикаторов выполнено 6. Причины невыполнения в 2007 году целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 8.
Степень эффективности реализации мероприятий Программы, имеющих преимущественно социальную направленность, проявляется прежде всего в изменении уровня жизни населения и важнейших экономических показателях.
Реализация мероприятий Программы в 2006-2007 годах позволила создать около 2,7 тысячи новых рабочих мест. Рост реальной начисленной заработной платы в Калининградской области за этот период составил 154,3 процента (в среднем по Российской Федерации - 131,7 процента).
Кроме того, основные результаты реализации мероприятий Программы, характеризующие изменение уровня социального развития региона, отражают индикаторы.
По основным показателям, характеризующим экономическое развитие региона (величина валового регионального продукта, объем промышленного производства, сумма налогов и других обязательных платежей и сборов, прибыли), сохраняется достигнутая на первом этапе реализации Программы положительная динамика. Динамика основных показателей развития экономики региона в 2006-2007 годах в рамках Программы приведена в приложении N 9.
Валовой региональный продукт 2007 года увеличился по сравнению с уровнем 2001 года в 2 раза, индекс промышленного производства - в 4 раза, прибыль прибыльных предприятий возросла в 2,1 раза, поступление налогов - в 5,9 раза.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
3. Описание основных рисков, связанных с осуществлением программно-целевого методаВ течение первого этапа Программы накоплен существенный опыт реализации мероприятий Программы, привлечения внебюджетных средств, механизм ее реализации в целом отработан, достигнут приемлемый уровень координации действий различных субъектов социально-экономической политики, что позволяет существенно снизить риски ее реализации.
В основу разработки Программы был положен наиболее приемлемый вариант развития экономики, в большей степени отвечающий решению задачи по удвоению валового внутреннего продукта и предусматривающий проведение структурных преобразований экономики, ее диверсификацию, увеличение роли обрабатывающей промышленности и развитие сферы услуг и отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Предполагалось, что структурные сдвиги в экономике будут сопровождаться ростом спроса на качественное инфраструктурное обеспечение социальной и экономической деятельности. Тенденции развития страны по этому варианту развития подтверждаются динамикой отчетных экономических показателей за последние годы. Социально-экономическое развитие Калининградской области как опорного региона России в Европе должно соответствовать темпам социально-экономического развития России.
Потребности в модернизации и развитии социальной и экономической инфраструктуры рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста валового внутреннего продукта и объемов производства.
Для определения потребностей в модернизации и развитии инженерной и социальной инфраструктуры и прогнозных параметров функционирования экономики страны рассматривались 2 варианта развития социально-экономической ситуации в Калининградской области для целей Программы:
инерционный вариант, который предусматривает сохранение существующих тенденций функционирования экономики и социальной сферы Калининградской области, недостаточные объемы работ по развитию социальной и экономической инфраструктуры, осуществление строительства и реконструкции только отдельных приоритетных незавершенных объектов;
активный вариант, который предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения поставленных целей Программы, путем концентрации ресурсов на важнейших для экономики страны и области проектах модернизации и развития региональных и муниципальных инфраструктурных объектов, а также завершение начатых и запуск новых объектов строительства и реконструкции, формирование социальной и экономической инфраструктуры региона, отвечающей интересам населения и экономики страны и области, что позволит обеспечить условия для достижения необходимых социально-экономических показателей за счет увеличения производства товаров и услуг, ориентированных на зарубежные рынки, и повышения качества жизни населения региона.
Реализация активного варианта развития Калининградской области предусматривает выполнение мероприятий Программы в полном объеме. Для этого варианта выполнена оценка эффективности мероприятий, социально-экономических и экологических последствий.
II. Цель, основные задачи, сроки реализации Программы, важнейшие целевые индикаторы и показателиОсновной целью Программы является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, обеспечивающего достижение уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных стран, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств - членов Европейского союза.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
задачи по обеспечению геостратегических интересов России в Балтийском регионе:
улучшение экологической обстановки и выход на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды;
обеспечение энергетической безопасности области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников;
задачи общефедерального значения:
развитие энергетической инфраструктуры, транспортной и инфраструктуры связи;
развитие туристско-рекреационного комплекса и инфраструктуры гостиничного бизнеса;
задачи регионального значения, требующие государственной поддержки:
обеспечение современной жилищно-коммунальной инфраструктуры;
создание условий для обеспечения высокоэффективного сельскохозяйственного производства;
развитие материальной базы системы образования;
строительство и реконструкция объектов культуры;
строительство и модернизация объектов здравоохранения, физической культуры и спорта.
Одной из основных задач реализации Программы является повышение уровня жизни населения области, которое характеризуется не только его доходами и стоимостью жизни, но и жилищными условиями, состоянием здоровья, уровнем образования, экологией, работой общественного транспорта, личной безопасностью и другими условиями.
Программа разработана как скоординированный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс правовых, организационных, научно-технических, производственно-хозяйственных, экологических, социальных и других мероприятий, обеспечивающий достижение поставленной цели и решение связанных с ней задач.
В основу инвестиционных проектов, включенных в Программу, положены следующие принципы:
укрепление межрегиональных связей и сотрудничества с государствами - членами Европейского союза, экспортного потенциала, а также улучшение структуры промышленности;
эффективность расходования бюджетных средств;
коммерческая (финансовая) эффективность реализации таких проектов и продолжительность срока окупаемости заемных средств.
В основу некоммерческих мероприятий, включенных в Программу, положены принципы остроты проблемы, решаемой таким мероприятием, а также достижения социальных нормативов уровня жизни населения.
В связи с реализацией Программы предстоит организовать информационно-аналитическое сопровождение для контроля параметров социально-экономического развития области и обеспечить управление осуществлением Программы.
В рамках Программы будет обеспечено финансирование всей совокупности инвестиционных проектов, созданы благоприятные условия для социально-экономического развития области в период после завершения Программы.
Индикаторы реализации Программы приведены в приложении N 10.
В результате выполнения Программы, решения задач и достижения целей, производственная и социальная сферы области должны выйти на качественно новый уровень, соответствующий рыночным отношениям в российской экономике.
III. Мероприятия Программы1. Краткая характеристика мероприятий Программы
Реализация Программы намечается по ряду основных направлений, в рамках которых координируются и финансируются мероприятия участников Программы. Основным принципом при группировке мероприятий служит целевая направленность инвестиционных проектов и отраслевой принцип в соответствии с основными задачами социально-экономического развития Калининградской области.
В рамках Программы с 2008 по 2015 год предусмотрена реализация 27 инвестиционных проектов, финансируемых без привлечения средств федерального бюджета, и 38 мероприятий, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета и открытого акционерного общества "Газпром". В Программу включены также инвестиционные проекты, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и результаты их реализации учтены при расчете эффективности Программы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
В ходе реализации Программы в области будут созданы необходимые условия для улучшения инвестиционного климата, важнейшими из которых являются обеспечение устойчивого энергоснабжения и улучшение экологической обстановки.
Огромное значение для функционирования хозяйства и экономической безопасности имеет энергетическая обеспеченность. Решение этой проблемы может быть достигнуто за счет строительства базового энергоисточника - атомной электростанции поколения "Три плюс", состоящей из 2 энергоблоков мощностью 1150 мВт каждый, предусмотренного Соглашением между Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и правительством Калининградской области о сотрудничестве, а также за счет строительства второго блока Калининградской ТЭЦ-2. Первый энергоблок Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 мВт введен в эксплуатацию в конце 2005 года.
Кроме того, окончание формирования Балтийского энергетического кольца и переход Литовской энергосистемы на европейские стандарты, которые планируется осуществить с 2009 по 2012 год, исключат возможность перетока электрической энергии из Российской Федерации, что также потребует дополнительных мощностей.
Программой предусмотрено сооружение теплотрассы от Калининградской ТЭЦ-2 к потребителям г. Калининграда. Кроме того, запланированы расширение существующих мощностей газопровода Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград для обеспечения подачи газа в объеме 2,5 млрд. куб. метров в год в 2010 году, ввод в июне 2011 г. наземного эксплуатационного комплекса Калининградского подземного хранилища газа с размывом емкостей до 230 тыс. куб. метров, ввод в эксплуатацию в 2011 году терминала для приема сжиженного природного газа в Калининградской области и газопровода для подключения терминала к системам магистральных газопроводов для обеспечения поставки газа свыше 2,5 млрд. куб. метров в год.
В целях обеспечения ввода в эксплуатацию объектов Единой системы газоснабжения необходимо в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предусмотреть изъятие земельных участков для размещения объектов указанной системы, в том числе путем выкупа или резервирования.
Дополнительным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона, является экологическая ситуация. В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды одним из приоритетных направлений Программы определено строительство и реконструкция объектов водоотведения (объектов канализации и очистных сооружений в городах и поселках области, объединенных очистных сооружений с канализационными объектами и сетями г. Калининграда) и утилизации твердых бытовых отходов, предусмотренных в целях исполнения на территории Калининградской области требований Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря от 9 апреля 1992 г. (далее - Конвенция), руководящим органом которой в соответствии со статьей 19 Конвенции является Комиссия по защите морской среды Балтийского моря.
Развитие туристско-рекреационного комплекса способно стать одним из эффективных рычагов структурной перестройки экономики области и обеспечить растущий спрос отечественных и зарубежных потребителей на туристические продукты и услуги, а также сохранение и рациональное использование богатого историко-культурного и природного наследия области.
Существующая сеть общеобразовательных учреждений в Калининградской области не позволяет обеспечить качественного образования на современном уровне. Кроме того, существует серьезная проблема обеспечения безопасности учебного процесса в таких учреждениях. Она напрямую связана с историческими особенностями формирования сети учебных заведений в послевоенный период, когда школы открывались на базе сохранившихся зданий довоенной постройки, причем использовались не только здания бывших немецких образовательных учреждений, но и сооружения, не предназначенные для ведения образовательного процесса.
Более 50 процентов учреждений образования расположены в приспособленных зданиях довоенной постройки с деревянными междуэтажными перекрытиями, коридорами и дверными проемами, не соответствующими нормам пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Срок эксплуатации некоторых сооружений свыше 100 лет (7 процентов). В 30 процентах учреждений котельные расположены внутри зданий, и только 37 процентов школ находятся в типовых постройках 60-80-х годов. В этой связи в рамках Программы предусмотрено строительство школьных зданий на территории Калининградской области.
Реализация проектов, направленных на поддержку и развитие объектов образования, поможет укреплению материально-технической базы образовательных учреждений и организаций региона, достижению современного уровня образования и воспитанию подрастающего поколения, осуществлению подготовки высококвалифицированных специалистов, а также улучшит научно-методическое и организационное обеспечение учебного процесса и обеспечит достижение нормативной наполняемости классов учебных заведений. Размещение большого числа школ области в приспособленных помещениях сдерживает повышение эффективности учебных заведений и оптимизацию их сети. Для реализации реформы образования требуется также строительство детско-молодежного культурно-образовательного оздоровительного лагеря (центра) в Калининградской области как загородного объекта, находящегося на балансе образовательного учреждения-школы для одаренных детей.
Проекты и мероприятия по поддержке и развитию объектов здравоохранения в Калининградской области отвечают неотложным нуждам населения в медицинской помощи. Проекты обеспечивают проведение реформы системы здравоохранения и скоординированы с проектами, финансируемыми из других источников, в частности со строительством центра сердечно-сосудистой хирургии. Большинство проектов, включенных в Программу, рассчитаны на завершение строительства, реконструкцию и переоборудование функциональных лечебных учреждений.
Реализация мероприятий по строительству объектов физической культуры и спорта позволит создать в регионе базу для олимпийской подготовки по академической гребле и открыть филиалы школ по современному пятиборью и зимним видам спорта. Эти мероприятия направлены на привлечение широких масс населения, прежде всего детей и подростков, к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также на увеличение числа детско-юношеских спортивных школ и создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса.
Распределение средств, направляемых на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, по государственным заказчикам Программы приведено в приложении N 11. Перечень мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, и объемы их финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета Калининградской области и местных бюджетов, бюджетов открытого акционерного общества "Газпром" и открытого акционерного общества "Межрегионэнергострой" приведены в приложении N 12.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
Конкретные исполнители мероприятий Программы и поставщики оборудования определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Пространственное планирование развития территории Калининградской областиВ целях развития мероприятий Программы на территории Калининградской области приняты соответствующие нормативные правовые акты.
Постановлением правительства Калининградской области утверждена Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу.
Постановлением администрации Калининградской области утверждена градостроительная документация "Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей. Основные положения".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" градостроительная документация, утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу.
3. Мероприятия по предотвращению негативных экологических последствий реализации ПрограммыПродолжающееся активное развитие экономической сферы создает дополнительные нагрузки на экологическую систему области. Для снижения техногенного воздействия негативных факторов на окружающую среду планируется провести комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативных последствий.
Кроме мероприятий по предупреждению неблагоприятных экологических ситуаций и предотвращению ущерба, наносимого окружающей среде, предусмотренных на предприятиях производственной сферы области, реализующих свои проекты в рамках Программы, предполагается реализация мероприятий, направленных на совершенствование экологической службы Калининградской области и улучшение экологической ситуации.
Мероприятия соответствуют требованиям Конвенции и будут проводиться по следующим направлениям:
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
увеличение степени очистки сточных вод и достижение норм предельно допустимого сброса в водоемы;
снижение количества образования и увеличение степени переработки и утилизации отходов;
снижение объемов использования свежей воды на производственные нужды;
разработка и внедрение принципов международной стандартизации в области экологического управления, включающего в себя внедрение экологического аудита, экологической сертификации, стандартизации продукции и др.
Улучшение экологической ситуации позволит предприятиям Калининградской области обеспечить комплексное управление качеством и охраной окружающей среды, а также создаст условия для сертификации систем управления предприятий в системе международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации, что облегчит выход предприятий на международные, в первую очередь европейские, рынки.
Необходимо отметить, что все мероприятия Программы, включая непосредственно касающиеся улучшения экологической ситуации, содержат специальные природоохранные меры, реализация которых должна удерживать уровень антропогенного воздействия в пределах допустимого.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения ПрограммыОбщий объем финансирования Программы составляет 354517,11 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922)
средства федерального бюджета - 41169,473 млн. рублей (11,61 процента общего объема финансирования);
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922)
средства бюджетов Калининградской области и муниципальных образований - 9746,1 млн. рублей (2,75 процента общего объема финансирования);
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922)
средства внебюджетных источников - 303601,54 млн. рублей (85,63 процента общего объема финансирования).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922)
Объемы и источники финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, приведены в приложении N 13.
V. Механизм реализации Программы(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
Механизм реализации Программы определяет комплекс мер, осуществляемых государственным заказчиком - координатором Программы и государственными заказчиками Программы в целях повышения эффективности реализации мероприятий Программы и достижения планируемых результатов, и предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач Программы.
Комплекс мер реализуется государственным заказчиком - координатором Программы и государственными заказчиками Программы в мероприятиях по строительству и (или) реконструкции объектов инженерной инфраструктуры (водоснабжения, водоотведения, водоочистки, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и телекоммуникации), социальной инфраструктуры (здравоохранения и социального обеспечения населения, образования и объектов культурно-досуговой сферы), инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом, транспортной инфраструктуры (дорожного хозяйства) и производственной инфраструктуры сельского хозяйства.
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации.
Государственными заказчиками Программы являются Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство связи и Федеральное архивное агентство.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
Предоставление субсидий Калининградской области на софинансирование объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий бюджету Калининградской области на реализацию Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года согласно приложению N 25.
VI. Оценка эффективности Программы, социально-экономических и экологических последствий ее реализации1. Общая характеристика результатов реализации Программы
Для осуществления цели Программы предусматривается создание базы для дальнейшей реализации стратегических направлений развития Калининградской области по модернизации промышленности и сельского хозяйства и реформированию социальной сферы.
Повышение уровня жизни населения Калининградской области станет возможным благодаря успехам, достигнутым в экономическом развитии, одним из основных показателей которого является валовой региональный продукт (рост объема валового регионального продукта планируется в среднем не менее чем на 7 процентов в год). Такие темпы роста будут обеспечены за счет развития приоритетных отраслей экономики области, обеспечивающих ее конкурентоспособность и реализацию стратегических преимуществ.
Система мероприятий Программы, включающая 27 инвестиционных проекта, финансируемых без привлечения средств федерального бюджета, и 38 мероприятий, финансируемых с участием средств федерального бюджета, а также открытого акционерного общества "Газпром", реализуется непосредственно на объектах производственной и непроизводственной сферы Калининградской области. Кроме этого, реализация Программы позволит косвенно задействовать хозяйствующие субъекты Калининградской области и других регионов России, в первую очередь поставщиков оборудования, материалов, комплектующих и услуг, а также строительные организации. Оценка эффективности Программы осуществляется с учетом мероприятий, реализуемых за счет внебюджетных источников. Объем финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках Программы за счет средств внебюджетных источников, за исключением средств открытого акционерного общества "Газпром" и открытого акционерного общества "Межрегионэнергострой", приведен в приложении N 14.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
2. Социально-экономические результаты реализации ПрограммыВ результате выполнения Программы, решения задач и достижения целей экономика и социальная сфера области выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивое развитие области в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Индикаторы, характеризующие достижение социально-экономических результатов реализации Программы, приведены в приложении N 10 к Программе.
3. Оценка эффективности ПрограммыДля оценки эффективности Программы используются показатели валового регионального продукта, бюджетной эффективности, коммерческой (финансовой) эффективности, доли Программы в макроэкономических показателях уровня экономического развития области и социальной эффективности.
Финансовые показатели Программы приводятся в соответствие с ценами 2008 года.
Прогнозируемый рост валового регионального продукта Калининградской области приведен в приложении N 15. Динамика валового регионального продукта Калининградской области, обусловленная реализацией Программы, приведена в приложении N 16. Динамика отгруженной продукции обрабатывающих производств в рамках реализации мероприятий Программы приведена в приложении N 17.
Увеличение поступлений в федеральный бюджет, бюджет Калининградской области и местные бюджеты обусловлено не только бюджетной эффективностью проектов и мероприятий Программы, но и увеличением объема работ строительных организаций, привлекаемых для выполнения строительно-монтажных работ в рамках Программы, и предприятий-смежников. Объем средств федерального бюджета Программы составляет 38111,55 млн. рублей, интегральный бюджетный эффект в 2015 году составит 47557,88 млн. рублей, или около 1,25 рубля на рубль вложений.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922)
Эффективность расходования средств федерального бюджета в рамках реализации Программы приведена в приложении N 18.
При общих вложениях бюджетов Калининградской области и муниципальных образований в реализацию Программы в 2009-2015 годах (10414,13 млн. рублей, в ценах 2009 года) интегральный бюджетный эффект в 2015 году составит 37704,04 млн. рублей, или 3,62 рубля на рубль вложений.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 335, от 13.09.2012 N 922)
Эффективность расходования средств бюджета Калининградской области и местных бюджетов в рамках реализации Программы приведена в приложении N 19.
Реализация проектов и мероприятий, предусмотренных Программой, позволит создать около 13,9 тысяч новых рабочих мест и достичь социальной эффективности, равной 0,51 копейки на рубль инвестиций.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
Показатели социальной эффективности мероприятий Программы приведены в приложении N 20.
Реализация Программы позволит не только обеспечить рост валового регионального продукта и промышленного производства области, но и обеспечить вывод из оборота производств неконкурентной, нерентабельной и устаревшей продукции. Для оценки доли мероприятий Программы в изменениях макроэкономических показателей Калининградской области использовались данные прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации с учетом прогнозных оценок правительства Калининградской области. При этом прогноз уровня валового регионального продукта Калининградской области рассматривался в двух вариантах (1 - инерционный, 2 - активный).
В 2015 году доля мероприятий Программы в валовом региональном продукте вырастет до 42 процента. Существенно вырастут платежи в бюджеты всех уровней, доля налоговых доходов от Программы в бюджетах Калининградской области и муниципальных образований вырастет в 2015 году до 37 процентов. Доля дохода от реализации мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, в доходах федерального бюджета, бюджета Калининградской области и местных бюджетов приведена в приложении N 21. Макроэкономические показатели развития Калининградской области в рамках реализации Программы приведены в приложении N 22.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
Основные индикаторы уровня социального развития Калининградской области в рамках реализации Программы приведены в приложении N 23.
Несмотря на осуществление в последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение выбросов загрязняющих веществ, экологическая ситуация на территории Калининградской области остается неблагополучной. В рамках Программы планируется решить вопрос по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.
Реализация ряда мероприятий Программы обеспечит выполнение обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в рамках Конвенции.
4. Индикаторы реализации ПрограммыПрограмма на всех этапах ее выполнения характеризуется рядом социально-экономических параметров, которые можно принять в качестве индикаторов ее реализации. Прогнозируемая динамика таких индикаторов с учетом мероприятий, реализуемых без привлечения средств федерального бюджета, приведена в приложении N 10 к Программе.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 24.
ПриложенияПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
(процентов)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
(процентов)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 7
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 8
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 9
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 10
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 11
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 12
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 13
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 14
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 15
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 16
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 17
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области на
период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
(млн. рублей)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 18
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 19
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
(млн. рублей)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 20
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 21
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 22
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
(млн. рублей)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 23
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
за период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 24
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 335)
1. Степень достижения запланированных результатов предполагается измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями.
2. Сопоставление значений целевых индикаторов производится по годам по каждому расчетному и базовому показателям.
3. Оценка эффективности реализации отдельного мероприятия Программы определяется по формуле:
E_n - эффективность реализации отдельного мероприятия Программы, характеризуемого порядковым номером индикатора Программы (процентов);
T_fn - фактическое значение порядкового номера индикатора Программы, характеризующего реализацию отдельного мероприятия Программы по итогам года;
T_Nn - нормативное значение порядкового номера индикатора Программы, утвержденного Программой на соответствующий год.
4. Оценка эффективности реализации Программы в целом определяется по формуле:
E - эффективность реализации Программы (процентов);
m - количество индикаторов Программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 25
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
1. Настоящие Правила устанавливают условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2015 года (далее соответственно - субсидии, Программа).
2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств Калининградской области на реализацию региональных (муниципальных) целевых программ социально-экономического развития, предусматривающих следующие мероприятия:
а) строительство и (или) реконструкция объектов инженерной инфраструктуры (водоснабжения, водоотведения, водоочистки, теплоснабжения, газоснабжения);
б) развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, объектов культурно-досуговой сферы), инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом;
в) развитие производственной инфраструктуры сельского хозяйства;
г) организация экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи Калининградской области в другие субъекты Российской Федерации.
3. Субсидия предоставляется бюджету Калининградской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главным распорядителям средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
4. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) в отношении субсидии, предоставляемой на софинансирование целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета Калининградской области (местных бюджетов), - соответствие указанных программ требованиям, установленным Программой. В случае если Программой предусмотрено софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности Калининградской области и (или) предоставление субсидий из бюджета Калининградской области местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, без которых невозможны ввод в действие и (или) функционирование объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, и (или) необходимость строительства (реконструкции) которых вытекает из международных обязательств Российской Федерации, условием предоставления субсидии является обязательство Калининградской области (муниципального образования) по финансированию строительства (реконструкции) таких объектов;
б) наличие в бюджете Калининградской области бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства Калининградской области, включающих субсидию;
в) обязательства Калининградской области по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональными (муниципальными) программами, иными нормативными правовыми актами Калининградской области и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашениями между главными распорядителями средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области о предоставлении субсидии (далее - соглашение), по форме, утверждаемой федеральным органом государственной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
5. Соглашение предусматривает следующие положения:
а) сведения о размере субсидии, условия предоставления и расходования субсидии;
б) целевое назначение субсидии;
в) сведения о размере средств, предусмотренных в бюджете Калининградской области и (или) местных бюджетах, направляемых на реализацию региональных (муниципальных) программ, предусматривающих реализацию мероприятий Программы;
г) сведения о наличии утвержденной проектной документации на объекты, строительство (реконструкция) которых предусмотрено мероприятиями Программы (в случае если проведение государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);
д) наличие нормативного правового акта Калининградской области, устанавливающего расходное обязательство, на исполнение которого предоставляется субсидия;
е) значения показателей результативности предоставления субсидии;
ж) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета Калининградской области и (или) местных бюджетов на реализацию мероприятий региональной и (или) муниципальных программ, а также о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидии;
з) осуществление контроля за соблюдением Калининградской областью условий, установленных при предоставлении субсидии;
и) перечень объектов капитального строительства с указанием сведений о них (мощность, сроки строительства и сметная стоимость);
к) последствия недостижения Калининградской областью установленных значений показателей результативности предоставления субсидии;
л) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
м) иные условия, регулирующие порядок предоставления субсидии.
6. Соглашение может предусматривать обязательство высшего органа исполнительной власти Калининградской области по включению в целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета Калининградской области, мероприятий по завершению строительства объектов государственной собственности Калининградской области и муниципальных образований, на софинансирование которых была предусмотрена субсидия, с указанием таких объектов.
7. Размер уровня софинансирования расходного обязательства Калининградской области в 2011 - 2015 годах составляет:
в 2011 году - 0,819;
в 2012 году - 0,835;
в 2013 году - 0,812;
в 2014 году - 0,811;
в 2015 году - 0,804.
8. Перечисление субсидий осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет Калининградской области.
9. В целях определения объема и срока перечисления предусмотренной Калининградской области субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет главному распорядителю средств федерального бюджета заявку о перечислении субсидии по форме и в срок, которые устанавливаются главными распорядителями средств федерального бюджета.
В заявке указываются необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого она предоставляется, и срок возникновения денежного обязательства Калининградской области в целях исполнения соответствующего расходного обязательства.
Информация об объемах и сроках перечисления субсидии учитывается главными распорядителями средств федерального бюджета при формировании прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
10. Оценка эффективности использования субсидии Калининградской областью осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета по итогам финансового года исходя из процента фактического достижения установленных соглашениями значений следующих показателей результативности предоставления субсидий:
а) удельный вес жилищного фонда, оборудованного канализацией, газоснабжением, водопроводом (процентов);
б) обеспеченность спортивными сооружениями (кв. метров на 10 тыс. человек населения);
в) доля объектов культурного наследия, на которых осуществляются восстановительные работы, в общем количестве памятников, включенных в историко-культурную деятельность (процентов);
г) снижение уровня смертности (младенческой, болезней кровообращения, злокачественных новообразований, туберкулеза) (число умерших на 100 тыс. человек населения);
д) удельный вес земель с неудовлетворительным мелиоративным состоянием (процентов);
е) наполняемость классов средней школы в городе и сельской местности (учащихся);
ж) количество детей и молодежи Калининградской области, принявших участие в экскурсионно-образовательных поездках в другие субъекты Российской Федерации;
з) строительство газопроводов (газопроводов-отводов) (процентов от запланированного на 2011 - 2015 годы объема).
11. Правительство Калининградской области ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет главному распорядителю средств федерального бюджета отчеты об осуществлении расходов бюджета Калининградской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о выполнении условий предоставления субсидии по формам, утвержденным главным распорядителем средств федерального бюджета. Представление отчетов по итогам финансового года осуществляется не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
12. Операции по кассовым расходам бюджета Калининградской области (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе их остатки, не использованные на 1 января текущего года, осуществляются с учетом особенностей, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
13. Не использованный на 1 января текущего года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти Калининградской области, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета Калининградской области по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением главного распорядителя средств федерального бюджета может быть возвращен в бюджет Калининградской области в очередном финансовом году для осуществления расходов бюджета, соответствующих целям предоставления субсидий.
В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
14. В случае несоблюдения высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области условий предоставления субсидии перечисление субсидии приостанавливается Министерством финансов Российской Федерации в установленном им порядке. При этом главный распорядитель средств федерального бюджета информирует Калининградскую область о приостановлении предоставления субсидии с указанием причин такого приостановления и срока устранения нарушений.
15. В случае если в отчетном финансовом году Калининградской областью не достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидии, установленные соглашениями, объем субсидии, предусмотренный бюджету Калининградской области на текущий финансовый год, подлежит сокращению из расчета 1 процент объема субсидии за каждый процент недостижения соответствующего значения показателя результативности предоставления субсидии.
Предельный объем сокращения субсидии равен 15 процентам объема субсидии, предусмотренной бюджету Калининградской области на текущий финансовый год.
Предложения о сокращении объемов предоставляемых бюджету Калининградской области субсидий вносятся в Министерство финансов Российской Федерации соответствующим субъектом бюджетного планирования.
16. Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
17. Контроль за соблюдением Калининградской областью условий предоставления субсидий осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Приложение К ПРАВИЛАМПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам предоставления
из федерального бюджета субсидий
бюджету Калининградской области
на реализацию Федеральной целевой
программы развития Калининградской
области на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 26
к Федеральной целевой программе
развития Калининградской области
на период до 2015 года
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2012 г. N 922)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 922)
11. Целевая программа Калининградской области "Областная инвестиционная программа на 2009 - 2014 годы", утвержденная постановлением правительства Калининградской области от 20 января 2009 г. N 15.
2. Целевая программа Калининградской области "Создание системы кадастра недвижимости и развития информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в Калининградской области (2007 - 2011 годы)", утвержденная постановлением правительства Калининградской области от 8 декабря 2006 г. N 924.
3. Целевая программа Калининградской области "Мы - россияне" на 2007 - 2011 годы, утвержденная постановлением правительства Калининградской области от 8 декабря 2006 г. N 914.
4. Целевая программа Калининградской области "Мы - россияне" на 2012 - 2015 годы, утвержденная постановлением правительства Калининградской области от 2 сентября 2011 г. N 641.