ПИСЬМО МНС РФ от 31.12.98 N ВГ-6-01/930@ (ред. от 29.02.2000) "ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА С ПРОДАЖ"
В связи с многочисленными запросами, поступающими из госналогинспекций по вопросам правильности исчисления и уплаты налога с продаж, включенного в налоговую систему Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Госналогслужба России по согласованию с Минфином России разъясняет.
Вопрос 1. Плательщиками налога с продаж являются все юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) за наличный расчет, или только предприятия и организации, занимающиеся торговой деятельностью?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" плательщиками налога с продаж являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации за наличный расчет.
Следовательно, плательщиками этого налога являются все предприятия и организации, а также индивидуальные предприниматели, реализующие товары за наличный расчет, а не только торговые организации и предприятия сферы услуг.
Вопрос 2. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу с продаж у продавца и у покупателя, приобретающего имущество с учетом этого налога.
Ответ. Пунктом 3 статьи 20 Закона Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определено, что объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
Следовательно, в бухгалтерском учете продавца сумму налога с продаж следует отражать с использованием счета 46 " Реализация продукции (работ, услуг)".
При перечислении налога с продаж делается следующая бухгалтерская проводка: дебет счета 68, кредит - 51.
В соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку (" Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н " Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" Положение по бухгалтерскому учету " Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденное Приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н " Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету " Учет материально - производственных запасов"). Таким образом, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения в том случае, когда использование этого имущества связано с процессом производства и реализации.
Вопрос 3. Исключают ли предприятия и организации, уплачивающие налог с продаж, из налогооблагаемой базы для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы сумму налога с продаж?
Ответ. Налогооблагаемой базой для предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо - сбытовых и торговых), является выручка, отраженная по строке 010 " Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" ( Приложение N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 1996 г. N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций"). В связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предприятиям и организациям для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы следует исключать из выручки, отражаемой по счету 46, сумму налога с продаж. Аналогично для заготовительных, снабженческо - сбытовых и торговых организаций из суммы валового дохода исключают сумму налога с продаж.
Вопрос 4. Являются ли плательщиками налога с продаж малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?
Ответ. Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
С вступлением в силу Федерального закона от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в налоговую систему включен налог с продаж, право на установление которого предоставлено законодательным органам власти субъектов Российской Федерации.
Названным Законом определено, что с введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются налоги, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 20 и подпунктами "г", "е", "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Из этого можно сделать вывод, что налог с продаж вводится вместо совокупности вышеназванных налогов, уплата которых заменяется уплатой единого налога в соответствии с Федеральным законом " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Учитывая изложенное, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не будут являться плательщиками налога с продаж.
Вопрос 5. Является ли объектом налогообложения стоимость реализованных лотерейных билетов при исчислении налога с продаж?
Ответ. Лотерейная деятельность в Российской Федерации регулируется положениями статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Временным положением о лотереях в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 N 955 " Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, оформленном выдачей лотерейного билета.
Таким образом, лотерейный билет является свидетельством заключения договора между учредителями и участниками лотереи.
При решении вопроса о налогообложении стоимости лотерейных билетов следует учитывать, что продажа лотерейных билетов не может рассматриваться как реализация товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежит обложению налогом с продаж.
(в ред. Письма МНС РФ от 29.02.2000 N ВГ-6-03/161@)
Вопрос 6. Распространяется ли льгота по уплате налога с продаж на музеи?
Ответ. В перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом налогообложения по налогу с продаж, определенных Законом Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" включены услуги в сфере культуры и искусства при проведении театрально - зрелищных, культурно - просветительных мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов.
Согласно Общесоюзному классификатору " Отрасли народного хозяйства" 1/75/018, утвержденному Госкомстатом СССР 1 января 1976 года (с изменениями N 1-18, утвержденными Госкомстатом СССР и РФ в 1977 - 1995 гг.), музеи относятся к учреждениям культуры и искусства.
Поэтому льгота по уплате налога с продаж, определенная вышеназванным Законом, за предоставление услуг в сфере культуры и искусства, осуществляемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства, распространяется и на музеи.
Вопрос 7. Следует ли к продаже за наличный расчет приравнивать выдачу натуральных продуктов в счет причитающейся зарплаты работникам предприятий и как указанный вид операций отражается в бухгалтерском учете?
Ответ. Согласно пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
Этим же Законом предусмотрено, что к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
Натуральная оплата труда работников предприятия в целях налогообложения является реализацией (продажей) товаров и, соответственно, подлежит налогообложению налогом с продаж.
Списание стоимости готовой продукции, товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты работникам предприятия, осуществляется с применением счета 46 " Реализация продукции (работ, услуг)". При этом кредит указанного счета корреспондирует с дебетом счета 70 " Расчеты с персоналом по оплате труда". Следовательно, начисление налога с продаж происходит в общеустановленном порядке.
Пунктом 3 статьи 20 Закона Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Поэтому законодательные органы субъектов Российской Федерации могут предусмотреть в перечне товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты работникам предприятий.
Первый заместитель
Руководителя
Госналогслужбы России
В.В.ГУСЕВ
Согласовано
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН