"ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН. ГОСТ 25044-81" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 16.12.81 N 5440)



Утвержден постановлением
Государственного комитета СССР
по стандартам от 16.12.1981 г. N 5440
Дата введения 01.01.1983 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
1. Общие положения

1.1. Техническое диагностирование проводится;

при вводе машин в эксплуатацию;

при техническом обслуживании (ТО);

при текущем (капитальном) ремонте машины.

1.2. Устанавливают следующие задачи диагностирования:

проверка исправности и работоспособности машины в целом и (или) ее составных частей с установленной вероятностью правильности диагностирования;

поиск дефектов, нарушивших исправность и (или) работоспособность машины;

сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины в межконтрольный период.

1.3. Ответственным за обеспечение объекта диагностированием является предприятие (организация) - разработчик, за организацию диагностирования при эксплуатации - предприятия-потребители машин, при ремонте - ремонтные предприятия.

2. Обеспечение диагностирования на стадии разработки

2.1. Порядок разработки системы диагностирования, требования, предъявляемые к машине и средствам диагностирования, значения параметров диагностирования устанавливают на стадии разработки технического задания на машину в соответствии с ГОСТ 20417-75, ГОСТ 23564-79 и заносят в "Техническое задание" в подраздел "Условия эксплуатации (использования), требования к эксплуатации и ремонту" или в "Дополнительные требования" по ГОСТ 15.001-73.

2.2. Для каждой машины на стадии разработки устанавливают:

вид, периодичность и объем диагностирования в зависимости от условий и специфики эксплуатации;

правила и последовательность диагностирования;

номенклатуру диагностических параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние машины и обеспечивающих поиск возможных дефектов;

номинальные, допускаемые, предельные значения структурных диагностических параметров и зависимости значений параметров от наработки машины;

требования к точности измерения параметров;

номенклатуру средств диагностирования и режимы работы машины и ее составных частей при проведении диагностирования;

требования к контролепригодности машины по ГОСТ 23563-79, ГОСТ 24029-80 и ГОСТ 24925-81;

требования по технике безопасности труда при диагностировании.

2.3. Требования и исходные данные по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машин, перечисленные в п. 2.2, указывают:

в "Технических условиях", "Инструкции по эксплуатации" или "Инструкции по техническому обслуживанию" по ГОСТ 2.601-68 - для автомобилей и машин, монтируемых на их базе;

в "Технических условиях", "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" по ГОСТ 2.607-72 - для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.

3. Диагностирование машин на предприятиях, осуществляющих эксплуатацию и ремонт

3.1. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию машины, организует и проводит диагностирование машины перед вводом в эксплуатацию, в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями, указанными в документах, перечисленных в п. 2.3.

3.2. Результаты каждого диагностирования машины заносят в диагностическую и накопительную карты.

3.3. По результатам диагностирования принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины с назначенным ресурсом после проведения ТО или о необходимости проведения текущего (капитального) ремонта.

3.4. Объем работ, подлежащих выполнению при ТО и текущем (капитальном) ремонте машины, устанавливают на основе диагностирования.

3.5. Ремонтное предприятие организует и проводит диагностирование машин:

поступивших в ремонт с целью определения объемов работ при капитальном ремонте;

прошедших капитальный ремонт с целью получения исходных данных для оценки качества ремонта и установления послеремонтного ресурса.

3.6. Значения диагностических параметров, полученные после выполнения капитального ремонта, заносят в паспорт (ПС) или формуляр (ФО) и подтверждают подписью и штампом отдела технического контроля ремонтной организации.

4. Документы на диагностирование

4.1. Основным документом по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машины являются:

"Инструкция по эксплуатации" или "Инструкция по техническому обслуживанию" - для автомобилей и машин, монтируемых на их базе, "Техническое описание и инструкция по эксплуатации - для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.

4.2. Министерство (ведомство), осуществляющее эксплуатацию и ремонт машин в соответствии с требованиями документа, указанного в п. 4.1, организует разработку:

раздела карты типового технологического процесса (КТТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР и капитальному ремонту;

диагностической карты;

накопительной карты;

комплекта учетно-отчетных документов по диагностированию, накоплению и обработке информации об эффективности проведения работ по диагностированию.

4.3. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию и (или) ремонт машин в соответствии с требованиями документов, указанных в п. 4.1 или в разделе карты по организации и проведению диагностирования КТТП, разрабатывает раздел карты технологического процесса (КТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР или капитальному ремонту.

4.4. Диагностическая карта (см. рекомендуемое приложение 2) служит для регистрации результатов диагностирования во всех случаях проведения диагностирования и принятия решения о необходимых работах при ТО и ремонте машины.

Диагностическая карта является исходным документом при выполнении накопительной карты во всех случаях проведения диагностирования.

4.5. Накопительная карта предназначена для накопления информации об изменениях диагностических параметров в процессе эксплуатации машины, сбору исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса и вероятности безотказной работы в пределах межконтрольного периода.

4.6. Накопительная карта (см. рекомендуемое приложение 3) ведется на каждую машину в течение всего срока ее эксплуатации. При передаче машины в другую организацию накопительную карту передают вместе с машиной.

4.7. По требованию предприятия (организации)-разработчика предприятия, эксплуатирующие машины, обязаны передать ей дубликаты накопительных карт. Данные накопительной карты могут быть использованы для статистического анализа надежности машины в целом и ее составных частей.

Приложения

Приложение 1
Обязательное

ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ГОСТ 25044-81
Наименование мероприятийОрганизация, ответственная за выполнениеСрок выполнения
Составление заявок для обеспечения отраслей необходимым числом экземпляров стандарта.Министерства отраслей народного хозяйстваВ течение двух месяцев с момента утверждения стандарта
Представление заявок Государственному комитету СССР по стандартам для централизованного обеспеченияМинистерства отраслей народного хозяйстваВ течение двух месяцев с момента утверждения стандарта
Составление и согласование с Госстандартом плана внедрения стандартаТо жеВ течение двух месяцев с момента регистрации стандарта
Обеспечение предприятий отрасли необходимыми средствами диагностирования>>По плану министерства
Обеспечение предприятий отрасли необходимой документацией, предусмотренной стандартом>>То же
Внедрение стандарта в отрасли народного хозяйства>>По плану министерства согласованному с Госстандартом
Разработка форм диагностической и накопительной карт с учетом обработки их данных на ЭВМ:
для автомобилей и монтируемых на их базе машин;Минавтотранс РСФСР1-й кв. 1982 г.
для тракторов и монтируемых на их базе машин;
для строительных и дорожных машин
Госкомсельхозтехника СССР, строительные и монтажные министерства (при необходимости)1-й кв. 1982 г.

Приложение 2
Рекомендуемое

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ФОРМА 1)
Диагностическая карта (форма 1)
АТП__________________ Перед ТО-2НИИАТ
Диагностическая карта Д2выборочно
Модель автомобиля____________Государственный N______ПоказанияВодитель_______
Гаражный N__________________ спидометра_____
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Направить в зонуДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
(подчеркнуть)
ТО-2ТР
Диагност:_____________( _________ )Бригадир (мастер) зоны ТР или ТО-2__________(________ )
подпись подпись
Число операторов на Д2Дата диагностирования___________________
Пробег после________предыдущего Д2начало:________________________________
окончание:_____________________________

Оборотная сторона диагностической карты

Наименование диагностического параметраЗаключение
Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, град.
Начальный угол опережения зажигания, град.
Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, град.
Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, град.
Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В
Вторичное электрическое напряжение, кВ
Давление топлива после насоса, кПа
Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, с -1
Содержание окиси углерода в отработавших газах, %:
на холостом ходу
при большой частоте вращения
Суммарный угловой люфт коробки передач, град.:
на второй передаче
на прямой передаче
Удельный расход топлива, кг/с:
на холостом ходу
при скорости 100 км/ч
Суммарный угловой люфт карданной передачи, град.
Биение карданного вала, мм.
Суммарный угловой люфт главной передачи, град.
Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л. с.) (или выбег 50-30 км/ч), м.
Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л. с.)
Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм:
слева
справа
осевой люфт в шкворневых соединениях, мм.:
слева
справа
Асинхронизм искрообразования, град.
Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм.

Приложение 3
Рекомендуемое

НАКОПИТЕЛЬНАЯ КАРТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ Д2 (ФОРМА 2)

Модель автомобиля_____________Год выпуска________Государственный N_______

Гаражный N___________________

Наименование диагностического параметраЗначения параметраПоказатели спидометра
предельныеноминальныеДата___Дата__Дата__
км.км.км.
Значения параметров при диагностировании
Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, град.
Начальный угол опережения зажигания, град.
Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, град.
Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, град.
Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В
Вторичное электрическое напряжение, кВ
Давление топлива после насоса, кПа
Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, с-1
Содержание окиси углерода в отработавших газах, %:
на холостом ходу
при большой частоте вращения
Суммарный угловой люфт коробки передач, град.:
на второй передаче
на прямой передаче
Удельный расход топлива, кг/с:
на холостом ходу
при скорости 100 км/ч
Суммарный угловой люфт карданной передачи, град.
Биение карданного вала, мм.
Суммарный угловой люфт главной передачи, град.
Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л.с.) (или выбег 50-30 км/ч), м.
Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л.с.)
Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм.:
слева
справа
Осевой люфт в шкворневых соединениях, мм.:
слева
справа
Асинхронизм искрообразования, град.
Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм.
Условия эксплуатации