ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.01.2002 N 70 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ"



Постановление

В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Старшее поколение" на 2002-2004 годы.

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение средств на реализацию федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004 годы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально-экономического развития меры социальной поддержки граждан старшего поколения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 января 2002 г.
N 70

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ
ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 79-р
Государственный заказчик и основной разработчик Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Цель Программы - создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества
Сроки реализации Программы - 2002-2004 годы
Основные мероприятия Программы - обеспечение повышения социальной защищенности, улучшения социального положения пожилых людей, повышения уровня их адаптации в современных условиях и активного участия в жизни общества;
содействие субъектам Российской Федерации в создании оптимальной сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающих предоставление социальных услуг пожилым людям;
осуществление научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, в том числе социологических исследований и опытно-экспериментальных (пилотных) проектов, по приоритетным вопросам социальной защиты граждан старшего поколения;
проведение научных форумов по проблемам пожилых людей и обмен опытом в их решении;
поддержка деятельности общественных объединений по защите прав и интересов пожилых людей, оказанию им помощи
Исполнители мероприятий Программы - организации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, общество "Знание" России, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российское общество Красного Креста и иные организации и общественные объединения, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"
Объем и источники финансирования Программы - средства федерального бюджета - 928 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 336,5 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 11,5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 580 млн. рублей, в том числе:
в 2002 году - 356,72 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 196,5 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4,5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 155,72 млн. рублей;
в 2003 году - 267,1 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 65 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 3,5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 198,6 млн. рублей;
в 2004 году - 304,18 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 75 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 3,5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 225,68 млн. рублей
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 39,81 млн. рублей (по согласованию)
внебюджетные источники (по согласованию)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - усиление защиты прав и законных интересов пожилых людей; улучшение социального положения граждан старшего поколения за счет выравнивания региональных показателей социального обслуживания, приближения состава и объема предоставляемых услуг к потребностям общества;
создание учреждений нового типа для предоставления пожилым людям жизненно важных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома временного пребывания, геронтопсихиатрические центры, мобильные социальные службы, больницы медико-социальной помощи, хосписы, центры (клубы) для пожилых людей);
повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочение социальных связей;
усиление координации деятельности органов государственной власти, организаций и общественных объединений по предоставлению гражданам старшего поколения социальных услуг
Система контроля за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации в части научно-исследовательских работ
Введение

Одной из особенностей современной демографической ситуации является высокая численность лиц пожилого возраста (30 млн. человек). В перспективе (после 2007 года) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.

Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

Важным шагом в этом направлении явилась реализация в 1997-2001 годах федеральной целевой программы "Старшее поколение", в рамках которой осуществлялись мероприятия по социальной защите граждан пожилого возраста, укреплению здоровья и оптимизации среды их жизнедеятельности, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых людей.

В результате реализации этой Программы оснащены новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста, и автотранспортом учреждения социального обслуживания и медицинские учреждения. Начали действовать экспериментальные физкультурно-оздоровительные центры для пожилых людей. В ряде малых городов, в сельской местности открыты центры (клубы) для пожилых людей. Направлены средства на завершение строительства и реконструкцию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в 23 субъектах Российской Федерации. Выполнены опытно-экспериментальные и научно-исследовательские работы по актуальной тематике, в том числе в 6 субъектах Российской Федерации реализован пилотный проект "Оптимизация системы социального обслуживания граждан старшего поколения". Принятие Программы явилось стимулом к разработке в более чем 40 субъектах Российской Федерации программ социальной защиты пожилых людей.

Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения на основе изменения политики доходов, усиления их правовой защиты, предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики в России.

Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 79-р.

Программа подготовлена Министерством труда и социального развития Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

За период с 1997 года социально-демографические характеристики процесса старения населения в Российской Федерации претерпели определенные изменения.

Показательно, что общая численность пожилых людей с 1998 года снижается (1997 год - 30,5 млн. человек, 1998 год - 30,58 млн. человек, 1999 год - 30,44 млн. человек, 2000 год - 30,18 млн. человек), однако продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше (1997 год - 1,24 млн. человек, 1998 год - 1,31 млн. человек, 1999 год - 1,34 млн. человек, 2000 год - 1,39 млн. человек).

Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13,6 года, а в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 12 лет.

Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась численность мужчин, перешагнувших 70-летний возрастной рубеж, так как эта группа - первая, не участвовавшая в войне.

Большинство пожилых людей проживает в городах (21,3 млн. человек). Старение населения сильнее выражено у сельских жителей: в 1999 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 23,2 процента, среди жителей городов - 19,9 процента.

В период до 2007 года процесс старения временно стабилизируется. Доля лиц пожилого возраста предположительно будет составлять 20,6 процента общей численности населения страны.

В дальнейшем, в период до 2016 года, ожидается, что процесс демографического старения населения Российской Федерации отразится на возрастной структуре населения. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 год - 22 процента, 2014 год - 23,8 процента, 2016 год - 24,8 процента).

При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения России в долгосрочной перспективе сохранится.

Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.

Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.

Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.

Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.

На начало 2001 года в Российской Федерации насчитывалось около 3 тыс. учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различных подразделений в структуре центров социального обслуживания или органов социальной защиты населения, предоставляющих социальные услуги пожилым людям. Социальные услуги в 2000 году были оказаны более 14 млн. пожилых людей (46,5 процента общего числа граждан пожилого возраста). Основная часть пожилых людей получала услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях, более 200 тыс. человек - в стационарных учреждениях.

Вместе с тем в целом по России около 5 млн. граждан старшего возраста, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, могут нуждаться в социально-бытовых и других услугах. Из них 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе около 300 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Сохраняется очередность на получение мест в домах-интернатах (около 12,7 тыс. человек), потребность пожилых людей в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется лишь на 77 процентов.

В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.

В последние годы отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне.

Главным являлось обеспечение соответствия минимальной пенсии прожиточному минимуму пенсионера, а также периодическая индексация пенсий с учетом динамики средней заработной платы в стране.

В Российской Федерации трудовые пенсии по старости получают 28,8 млн. человек, социальные пенсии - 1,9 млн. пенсионеров. В 2000 году минимальный размер пенсии по старости (с учетом компенсаций) увеличен до 453 рублей, что составляет 48 процентов прожиточного минимума пенсионера. Средний размер пенсии (с учетом компенсации) составил 823 рубля (увеличение по сравнению с предыдущим годом на 58 процентов).

Вместе с тем средний размер пенсии составил только 31,2 процента средней заработной платы в экономике (в 1996 году - около 37 процентов), а реальный размер пенсии - 128 процентов к 1999 году.

Средние размеры пенсии с 1 февраля 2001 г. составили: с учетом индивидуального коэффициента пенсионера - 1040 рублей, без учета индивидуального коэффициента пенсионера - 670 рублей. С 1 марта 2001 г. в целях повышения жизненного уровня пенсионеров установлен минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам, имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, составляющий 600 рублей. Предусмотрено дальнейшее повышение государственных пенсий.

Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.

2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, геронтопсихиатрические центры, мобильные социальные службы, больницы медико-социальной помощи, хосписы, центры (клубы) для пожилых людей и другие);

разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;

содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;

поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, а также путем продолжения образования в "третьем возрасте";

усиление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;

проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2002-2004 годы. Программа реализуется в три этапа.

На первом этапе (2002 год) предусматривается формирование органа управления реализацией Программы, установление договорных отношений между государственным заказчиком и основными исполнителями Программы, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в реализации мероприятий Программы.

На втором этапе (2003 год) наряду с осуществлением запланированных мероприятий будет проведена оценка хода выполнения мероприятий первого этапа, подготовка при необходимости в установленном порядке предложений по их корректировке.

На третьем этапе (2004 год) предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности, осуществляемой в интересах пожилых людей, на основе полученных в ходе реализации мероприятий Программы результатов, в том числе в рамках опытно-экспериментальных (пилотных) проектов.

4. Система программных мероприятий

В связи с намеченным на 2002 год проведением 2-й Всемирной ассамблеи по проблемам старения запланировано осуществить подготовку материалов к этому международному форуму, свидетельствующих о комплексном подходе к решению проблем пожилых людей в Российской Федерации.

На устойчивое функционирование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста направлено проведение кодификации и систематизации нормативной правовой базы деятельности учреждений социального обслуживания, для этих же целей разрабатываются предложения по совершенствованию автоматизированной системы "Адресная социальная помощь", повышению статуса социального работника.

Предусмотрено проведение научных исследований по приоритетным вопросам социальной защиты граждан пожилого возраста.

5. Ресурсное обеспечение Программы

В 2002-2004 годах на реализацию программных мероприятий потребуется направить из средств федерального бюджета 928 млн. рублей, в том числе на прочие текущие расходы - 580 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 11,5 млн. рублей, капитальные вложения - 336,5 млн. рублей (приложение N 4).

На реализацию Программы из федерального бюджета потребуется направить на прочие текущие расходы в 2002 году 155,72 млн. рублей, в 2003 году - 198,6 млн. рублей и в 2004 году - 225,68 млн. рублей, на научно-исследовательские работы - соответственно 4,5 млн. рублей, 3,5 млн. рублей и 3,5 млн. рублей.

Объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на выполнение основных мероприятий Программы, примерно в 5 раз превысит расходы федерального бюджета.

Объемы государственных капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы ежегодно уточняются при разработке проектов федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы. В расчете по годам они составляют: 2002 год - 196,5 млн. рублей, 2003 год - 65 млн. рублей, 2004 год - 75 млн. рублей.

В рамках Программы предполагается оказать поддержку субъектам Российской Федерации в части строительства и реконструкции объектов высокой степени строительной готовности.

Для финансирования мероприятий Программы будут привлечены также внебюджетные средства.

6. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком Программы является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Исполнителями мероприятий Программы являются предприятия, учреждения, организации и общественные объединения, с которыми государственный заказчик заключает на конкурсной основе государственные контракты (договоры).

Министерство труда и социального развития Российской Федерации вправе заключать соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на выполнение отдельных мероприятий с указанием обязательств сторон по их финансированию.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет методологическое обеспечение Программы, Министерство финансов Российской Федерации - финансовое обеспечение, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - методологическое обеспечение проводимых в рамках Программы научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ.

Государственный заказчик осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы (ежегодная подготовка сводной бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета, контроль за использованием средств и выполнением включенных в Программу мероприятий, внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации по согласованию с исполнителями предложений по корректировке отдельных мероприятий Программы, подготовка сводных аналитических записок и докладов по результатам выполнения мероприятий Программы, утверждение технических заданий пилотных проектов и перечня научно-исследовательских работ и организационно-техническое обеспечение работы дирекции Программы).

7. Организация контроля за ходом реализации Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в части научно-исследовательских работ).

Отчет об использовании бюджетных ассигнований представляется исполнителями мероприятий Программы государственному заказчику ежегодно в установленном порядке. Кроме того, один раз в полугодие они направляют государственному заказчику информационно-аналитические материалы о ходе реализации мероприятий Программы.

Вопросы о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств по мере необходимости рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

8. Социально-экономические последствия и оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по следующим показателям: рост посещаемости пожилыми людьми учреждений социальной сферы различных типов, сокращение очереди на получение мест в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания, увеличение охвата пожилых людей социальными и социально-медицинскими услугами на дому.

Реализация мероприятий Программы позволит:

усилить защиту прав и законных интересов граждан старшего поколения;

улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг;

способствовать повышению качества жизни пожилых людей - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;

обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;

стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых людей в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности;

способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений и учреждений нового типа, повышению качества обслуживания пожилых людей;

усилить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации предоставления гражданам старшего поколения услуг социальной сферы.

Приложения

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 2002-2004 годы

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ

(млн. рублей)

Срок исполнения Объем финансирования за счет средств федерального бюджета на 2002-2004 годы - всего В том числе Ожидаемые результаты
2002 год 2003 год 2004 год
I. Организационно-правовые и научно-методологические вопросы социальной защиты граждан старшего поколения
1. Подготовка доклада о социально-демографической ситуации в области старения в Российской Федерации и о деятельности в интересах граждан старшего поколения в связи с проведением 2-й Всемирной ассамблеи по проблемам старения 2002 год 0,1 (прочие текущие расходы) 0,1 оценка выполнения Российской Федерацией Международного плана действий по проблемам старения (принят в 1982 году), обеспечение подготовки к участию Российской Федерации во 2-й Всемирной ассамблее по проблемам старения (г. Мадрид, 8-12 апреля 2002 г.)
2. Организация и проведение: 2,8 (прочие текущие расходы) 1 1,8 улучшение координации деятельности по предоставлению помощи и услуг гражданам пожилого возраста, повышение общественной значимости труда работников социальной сферы
общероссийского съезда социальных работников 2002 год 1 1
форума работников социальной сферы по проблемам обеспечения социального благополучия граждан старшего поколения 2004 год 1,8 1,8
3. Разработка и внедрение типовых программ правового всеобуча граждан старшего поколения по разъяснению их прав в области здравоохранения, социальной защиты, труда и отдыха 20022003 годы 0,7 (прочие текущие расходы) 0,3 0,4 повышение информированности граждан пожилого возраста об их правах, реализация принципа адресной социальной помощи, снижение количества обращений лиц пожилого возраста в органы исполнительной власти
4. Кодификация и систематизация нормативных правовых документов и материалов по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста 20022004 годы источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование Минтруда России и Минздрава России улучшение организации деятельности учреждений социального обслуживания различных типов, развитие учреждений социального обслуживания на единой организационно-правовой основе, подготовка предложений об отмене устаревших нормативных правовых актов
5. Обеспечение проведения научных исследований по ключевым проблемам старения населения и положения пожилых людей (включая научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы в рамках пилотных проектов), в том числе по проблемам: 20022004 годы 11,5 (НИОКР) 4,5 3,5 3,5 укрепление научно-методологических основ социальной защиты пожилых людей путем внедрения результатов скоординированных научных исследований по тематике, соответствующей разрабатываемой ООН программе исследований по вопросам старения на XXI век
изучения макросоциальных и макроэкономических последствий старения населения
социальной интеграции пожилых людей
здорового старения, взаимосвязи между генетическими и биологическими составляющими, средой и поведением индивида, биомедицинских, социальных и экономических последствий продления жизни
разработки экономически обоснованных и соответствующих культурным традициям систем предоставления услуг гражданам старшего поколения
изучения изменений в структуре и функциях семьи по отношению к ее пожилым членам в условиях старения населения
повышения качества жизни пожилых людей, в том числе факторов и показателей, определяющих качество жизни на разных этапах старения
6. Совершенствование автоматизированной системы "Адресная социальная помощь", в том числе разработка: 20022004 годы 9 (прочие текущие расходы) 3,5 3 2,5 создание условий для широкого внедрения автоматизированной системы "Адресная социальная помощь" в целях повышения эффективности деятельности по социальной защите граждан пожилого возраста, осуществляемой органами социальной защиты населения
программных средств обеспечения связи базы данных о гражданах пожилого возраста с законодательной базой (федеральной, субъектов Российской Федерации)
программных средств учета граждан старшего поколения, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", и информационных технологий для расчетов с предприятиями, предоставляющими предусмотренные законодательством льготы ветеранам
средств анализа показателей защищенности граждан старшего поколения (социально-демографический статус, семейное и материальное положение, занятость, обеспеченность услугами, материальной и социально-бытовой помощью и др.)
7. Реализация пилотного проекта по использованию автоматизированной системы "Адресная социальная помощь" 20022003 годы 11,25 (прочие текущие расходы) 6,25 5 разработка и апробация новых информационных технологий сбора и анализа данных о гражданах старшего поколения с применением автоматизированной
Итого 35,35 15,65 11,9 7,8 системы "Адресная социальная помощь" и предложений по их
из них: внедрению
государственные капитальные вложения
НИОКР 11,5 4,5 3,5 3,5
прочие текущие расходы 23,85 11,15 8,4 4,3
II. Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения
8. Проведение мониторинга положения граждан старшего поколения по показателям, характеризующим уровень и качество жизни, и выборочных специальных социо-экономикодемографических обследований в субъектах Российской Федерации 20022004 годы 2,8 (прочие текущие расходы) 1,1 0,9 0,8 внедрение базовой программы обследований, разработанной и апробированной Госкомстатом России в рамках федеральной целевой программы "Старшее поколение" в 1999-2001 годах, для получения объективных данных о тенденциях старения населения и изменениях материального, социального, семейного положения пожилых людей, состояния их здоровья и других факторах для принятия обоснованных решений, затрагивающих интересы граждан пожилого возраста
9. Организация и проведение: 20022004 годы сбор, анализ и обобщение данных об условиях жизни ветеранов и пожилых людей с учетом гендерных и региональных различий в целях оказания адресной помощи в трудной жизненной ситуации и предоставления материальной, медицинской и социальной помощи в налаживании рационального питания, повышения активности ветеранских организаций, вовлечения ветеранов и пожилых людей в системы само- и взаимопомощи
обследования материально-бытовых условий ветеранов и пожилых людей
выборочных обследований домохозяйств одиноких и одиноко проживающих пожилых людей по организации питания
10. Осуществление мероприятий по улучшению гериатрической помощи 20022004 годы 61,6 (прочие текущие расходы) 14,6 21 26 приобретение современной медицинской техники и оборудования для госпиталей ветеранов войн, больниц медико-социальной помощи, хосписов
11. Развитие сети гериатрических кабинетов в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения 20022004 годы источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование учреждений здравоохранения приближение к месту жительства и улучшение организации оказания медицинской помощи гражданам пожилого возраста
12. Содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в строительстве и реконструкции стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста: 20022004 годы 336,5 (государственные капитальные вложения) 196,5 65 75 оптимизация сети учреждений социального обслуживания путем создания в субъектах Российской Федерации геронтологических центров, улучшения функционирования геронтопсихиатрических центров, ввода в действие учреждений перспективных типов, постепенное разукрупнение действующих стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, сокращение очереди на получение мест в стационарах
вновь создаваемых учреждений социального обслуживания различных типов
геронтологических центров
домов-интернатов общего типа, в том числе подлежащих перепрофилированию в геронтологические центры
геронтопсихиатрических центров
13. Осуществление мероприятий по повышению качества работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста с применением: 20022004 годы 228,92 (прочие текущие расходы) 51,92 78 99 повышение качества социального обслуживания, обеспечение своевременной медицинской помощи лицам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществление мероприятий по социальной адаптации и организации культурно-досуговой работы, улучшение условий труда работников учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста (закупка технических средств и
технических средств, облегчающих уход за пожилыми людьми
медицинской техники и изделий медицинского назначения
технологического оборудования для стационарных учреждений социального обслуживания оборудования в соответствии с заявками органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для 570 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста)
оборудования для отделений трудотерапии и лечебно-трудовых мастерских
технологического оборудования для структурных подразделений нестационарных учреждений социального обслуживания, обеспечивающих оказание пожилым людям социально-бытовых услуг (парикмахерские, пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт бытовой техники, стирка белья)
14. Обеспечение закупки и поставки автотранспортных средств учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и социальным службам, в том числе: 20022004 годы 111 (прочие текущие расходы) 33 36 42 обеспечение своевременности медицинской и социально-медицинской помощи в стационарных условиях и на дому, доставки качественной питьевой воды и продуктов питания, улучшение организации культурно-досуговой работы (проведение культурно-зрелищных мероприятий, экскурсий), предоставление пожилым людям жизненно важных социальных услуг по доступным ценам (служба социального такси), своевременное оказание срочной социальной помощи, особенно пожилым людям, проживающим в сельской местности
санитарного автотранспорта
автобусов и микроавтобусов
специального автотранспорта, в том числе автотранспортных средств для службы социального такси, мобильных социальных служб в сельской местности, доставки качественной питьевой воды и продуктов питания
15. Оказание адресной помощи гражданам пожилого возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в рамках программ Российского общества Красного Креста 20022003 годы привлечение внебюджетных источников для оказания адресной помощи, в том числе для поставки продовольствия и товаров первой необходимости, нуждающимся в ней гражданам пожилого возраста
16. Организация и проведение мероприятий по социальной адаптации, оздоровлению и обеспечению отдыха пожилых людей на базе социально-оздоровительных учреждений 20022004 годы 12 (прочие текущие расходы) 4 4 4 проведение 18-дневных курсов оздоровления, социально-психологической, социально-бытовой и социально-средовой адаптации 2500 ветеранов войны и труда
17. Реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов: 20022004 годы 8,35 (прочие текущие расходы) 3,35 2,93 2,07 проработка опытным путем вопросов, связанных с обеспечением доступности для пожилых людей услуг социальной сферы и повышением качества жизни пожилых людей как пользователей социальных услуг, совершенствование нормативной правовой базы предоставления социальных услуг, повышение квалификации работников, занятых социальным обслуживанием пожилых людей, распространение опыта социального обслуживания, полученного в ходе реализации экспериментальных (пилотных) проектов
"Формирование единой системы геронтологической помощи и ухода за пожилыми людьми" (на примере Красноярского края) 0,8 0,3 0,3 0,2
"Оказание социальной помощи пожилым людям, понесшим утрату близких" (на базе учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста г. Санкт-Петербурга) 0,5 0,15 0,2 0,2
"Хоспис на дому как инновационная структура социально-медицинской помощи гражданам пожилого возраста" (обучение работников органов и учреждений системы социальной защиты населения на примере г. Дубна, Московская область) 0,6 0,3 0,15 0,15
"Обеспечение свободного доступа пожилых людей к социальным услугам" (на примере Самарской области) 0,95 0,45 0,3 0,2
"Перепрофилирование дома-интерната общего типа в геронтологический центр" (на базе шадринского дома-интерната "Спутник", Курганская область) 1,8 0,65 0,6 0,55
"Развитие службы срочной социальной помощи на мобильной основе" (на примере Оренбургской области) 1,05 0,7 0,15 0,2
"Разработка и апробация форм и методов культурно-досуговой работы с гражданами старшего поколения" (в условиях малого города на примере Смоленской области) 1,2 0,3 0,7 0,2
"Организация образовательной и досуговой работы с гражданами пожилого возраста" (на примере Кировской области) 0,55 0,2 0,18 0,17
"Формы и методы социальной адаптации граждан пожилого возраста без определенного места жительства и граждан, освободившихся из мест лишения свободы" (на примере Зубово-Полянского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов и Саранского дома ночного пребывания, Республика Мордовия) 0,9 0,3 0,35 0,25
18. Организация и проведение мониторинга деятельности службы милосердия Российского общества Красного Креста по медико-социальному обслуживанию пожилых людей 20022003 годы 0,5 (прочие текущие расходы) 0,3 0,2 повышение роли службы милосердия Российского общества Красного Креста в комплексном решении медико-социальных проблем тяжелобольных и одиноких пожилых людей, реализация соглашений о сотрудничестве по предоставлению помощи и услуг населению, заключенных на федеральном и региональном уровнях между органами социальной защиты населения и структурами Российского общества Красного Креста
19. Проведение конкурсов профессионального мастерства работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания (по федеральным округам) 20022004 годы 1,05 (прочие текущие расходы) 0,3 0,3 0,45 повышение квалификации и совершенствование мастерства работников учреждений социального обслуживания, развитие творческой инициативы, новаторства, распространение передовых форм и методов работы, содействие установлению деловых контактов, повышению престижности социальной работы с пожилыми людьми
20. Содействие проектам, реализуемым в субъектах Российской Федерации с участием зарубежных партнеров и предусматривающим мероприятия по улучшению положения пожилых людей, повышению качества предоставляемых им услуг 20022004 годы 5 (прочие текущие расходы) 2 1,5 1,5 укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, участвующих в реализации проектов адаптации и распространения зарубежного опыта организации социального обслуживания пожилых людей с учетом принципов государственной социальной политики в Российской Федерации, особенностей развития регионов, повышение информированности работников системы социальной защиты населения об эффективных формах работы с пожилыми людьми
Итого 767,72 307,07 209,83 250,82
из них: государственные капитальные вложения 336,5 196,5 65 75
НИОКР
прочие текущие расходы 431,22 110,57 144,83 175,82
III. Меры, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни
21. Осуществление мер по развитию деятельности попечительских советов государственных, муниципальных, частных и иных учреждений социального обслуживания граждан старшего поколения 20022004 годы создание общественных попечительских советов стационарных учреждений социального обслуживания и центров социального обслуживания граждан пожилого возраста, создание дополнительных условий для участия общественности в защите прав и интересов пожилых людей, привлечение общественных объединений и частных лиц к оказанию помощи и услуг пожилым гражданам
22. Осуществление организационно-методических мероприятий: 20022004 годы 50,6 (прочие текущие расходы) 12 17,57 21,03 удовлетворение культурных запросов граждан старшего поколения, обеспечение доступности социокультурной информации, укрепление социальных связей, улучшение культурно-досуговой работы с пожилыми людьми, проживающими в малых городах и сельской местности
по созданию сети центров (клубов) для пожилых людей в малых городах России 20022004 годы 28 6 10 12
по внедрению передвижных центров (клубов) "Катюша" 20022004 годы 21 6 6,97 8,03
по организации и проведению общероссийских и региональных творческих конкурсов музыкальных произведений, кино- и телефильмов для пожилых людей 20022003 годы 0,3 0,3
по организации и проведению Всероссийского фестиваля творчества пожилых людей 20022004 годы 1,3 0,3 1
по научно-методическому обеспечению деятельности учреждений культуры новых типов, обслуживающих пожилых людей 20022004 годы источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование Минкультуры России
23. Создание материально-технических условий для улучшения организации культурно-досуговой работы в учреждениях социального обслуживания 20022004 годы 53,5 (прочие текущие расходы) 17,5 17,95 18,05 оснащение государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста специальными информационно-досуговыми и видеокомплексами и локальными видеоинформационными сетями для проведения информационной и социокультурной работы с проживающими, находящимися на постоянном постельном режиме
24. Создание федерального геронтологического центра на базе Российского научно-исследовательского института геронтологии и межрегиональных гериатрических центров на базе учреждений здравоохранения федерального подчинения 20022004 годы 7,5 (прочие текущие расходы) 2,5 2,5 2,5 улучшение организации подготовки и повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала в области гериатрии, координация научных исследований в области геронтологии, создание гериатрических центров в гг. Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске
25. Проведение конкурсов среди средств массовой информации, уделяющих особое внимание положению пожилых людей 20032004 годы 1,83 (прочие текущие расходы) 0,85 0,98 пропаганда позитивной роли пожилых людей в жизни общества, активизация деятельности средств массовой информации по освещению вопросов старения населения и социальной защиты граждан старшего поколения
26. Проведение всероссийского конкурса социальных проектов, направленных на активизацию деятельности общественных объединений в сфере защиты интересов граждан старшего поколения, предоставления им услуг, налаживания социальных контактов 20022003 годы 3,5 (прочие текущие расходы) 0,5 3 содействие реализации актуальных социальных проектов
27. Организация и проведение научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров по проблемам: 20022004 годы 6 (прочие текущие расходы) 1,5 2,5 2 расширение научных обменов по указанной тематике, использование научного потенциала для выработки рекомендаций, создание предпосылок для применения достижений отечественной науки в деятельности, осуществляемой в интересах пожилых людей, укрепление международного сотрудничества в гуманитарной области
старения населения и его влияния на социальное развитие страны
охраны здоровья лиц старшего поколения, предупреждения преждевременного старения, геронтологии и гериатрии
положения пожилых людей в семье, их психологической реабилитации и социальной адаптации
организации социального обслуживания пожилых людей, обеспечения им свободного доступа к социальным услугам с учетом индивидуальных потребностей в них
теории и методики социо-культурной работы с пожилыми людьми
образования пожилых граждан
организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами старшего поколения
28. Периодический выпуск научно-информационных сборников по тематике Программы 20032004 годы 2 (прочие текущие расходы) 1 1 популяризация результатов выполненных в рамках Программы научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, распространение положительного опыта работы, осуществляемой в интересах пожилых людей, повышение квалификации специалистов социальной сферы
Итого 124,93 34 45,37 45,56
из них:
государственные капитальные вложения
НИОКР
прочие текущие расходы 124,93 34 45,37 45,56
Всего по Программе 928 356,72 267,1 304,18
из них:
государственные капитальные вложения 336,5 196,5 65 75
НИОКР 11,5 4,5 3,5 3,5
прочие текущие расходы 580 155,72 198,6 225,65

Приложение N 2
к федеральной целевой
программе "Старшее поколение"
на 2002-2004 годы

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ, СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ КОТОРЫХ ФИНАНСИРУЕТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Наименование и местонахождение объекта Лимит государственных капитальных вложений - всего (млн. рублей) В том числе
2002 год 2003 год 2004 год
1. Психоневрологический дом-интернат, г. Майкоп, Республика Адыгея 1,5 1,5
2. Кумертауский психоневрологический интернат, г. Кумертау, Республика Башкортостан 4 4
3. Дом-интернат для престарелых и инвалидов (пансионат "Милосердие"), г. Буйнакск, Республика Дагестан 5,5 1,5 2 2
4. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Элиста, Республика Калмыкия 7 2 2 3
5. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика 5 1 2 2
6. Психоневрологический интернат, пос. Надвоицы, Сегежский район, Республика Карелия 10 5 2 3
7. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, с. Куниб, Сысольский район, Республика Коми 4,5 0,5 2 2
8. Шоя-Кузнецовский психоневрологический дом-интернат, Республика Марий Эл 4,5 0,5 2 2
9. Центр социального обслуживания инвалидов войны и труда, г. Казань, Республика Татарстан 10 6 2 2
10. Психоневрологический интернат для престарелых и инвалидов, пос. Атрать, Чувашская Республика - Чувашия 10 3 3 4
11. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, с. Юськасы, Моргаушский район, Чувашская Республика - Чувашия 2,5 2,5
12. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Рубцовск, Алтайский край 3 3
13. Психоневрологический дом-интернат, с. Заречное, Уссурийский район, Приморский край 6 1 2 3
14. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Благодарный, Ставропольский край 0,5 0,5
15. Реконструкция военного городка под спальные корпуса психоневрологического дома-интерната, пос. Эльбан, Хабаровский край 11 4 3 4
16. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, пос. Новый Быт, Амурская область 10 3 3 4
17. Центр реабилитации для престарелых и инвалидов, г. Белгород 6 2 2 2
18. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Жуковка, Брянская область 8 2 3 3
19. Высокинский дом-интернат (пан-сионат) для инвалидов, Пестравский район, Самарская область 2 2
20. Октябрьский пансионат для ветеранов войны и труда, г. Октябрьск, Самарская область 3 3
21. Больше-Глушицкий пансионат для ветеранов войны и труда, Больше-Глушицкий район, Самарская область 2 2
22. Приют для престарелых "Рождественский" (городской медико-социальный центр реабилитации инвалидов и престарелых), г. Дубна, Московская область 1 1
23. Волгоградский геронтологический центр, г. Волгоград 1 1
24. Устюженский психоневрологический дом-интернат, с. Михайловское, Вологодская область 10 3 3 4
25. Пансионат ветеранов войны и труда, г. Воронеж 1,5 1,5
26. Ивановский психоневрологический интернат, г. Иваново 4,5 0,5 2 2
27. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Саянск, Иркутская область 9 2 3 4
28. Елизовский психоневрологический интернат, Камчатская область 1,5 1,5
29. Геронтологический центр "Переделкино", г. Москва 5,5 1,5 2 2
30. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Климовск, Московская область 7,5 3,5 2 2
31. Психоневрологический дом-интернат, пос. Добрый, Орловская область 7 1 3 3
32. Психоневрологический дом-интернат, с. Сосновка, Бессоновский район, Пензенская область 10 3 3 4
33. Психоневрологический дом-интернат, г. Сальск, Ростовская область 2 2
34. Дом дневного пребывания для престарелых граждан, Фрунзенский район, г. Санкт-Петербург 8 4 2 2
35. Дом-интернат для престарелых и инвалидов (спальный корпус), г. Бийск, Алтайский край 1 1
36. Сарпинский психоневрологический дом-интернат (реконструкция), пос. Годжур, Сарпинский район, Республика Калмыкия 1 1
37. Психоневрологический интернат, г. Ростов-на-Дону 1 1
38. Дом ветеранов, г. Уссурийск, Приморский край 1 1
39. Социальный дом для пожилых людей, г. Кизел, Пермская область 1 1
40. Районный дом милосердия (завершение реконструкции), г. Выкса, Нижегородская область 1 1
41. Моршанский психоневрологический дом-интернат (жилой корпус), Тамбовская область 1 1
42. Психоневрологический интернат, пос. Колычево, Егорьевский район, Московская область 2 2
43. Нагорный психоневрологический интернат (спальный корпус), г. Ижевск, Удмуртская Республика 1 1
44. Дом-интернат для престарелых (реконструкция), Красноглинский район, Самарская область 1 1
45. Геронтологический центр-пансионат, г. Ульяновск 1 1
46. Дом-интернат для престарелых, г. Нурлат, Республика Татарстан 1 1
47. Региональный центр престарелых, раб. пос. Колывань, Новосибирская область 1 1
48. Дом ветеранов, г. Томск 2 2
49. Дом-интернат для престарелых и инвалидов (пристройка), г. Кызыл, Республика Тыва 2 2
50. Мичуринский пансионат ветеранов войны и труда, Мичуринский район, Тамбовская область 1 1
51. Дом ветеранов и инвалидов, г. Находка, Приморский край 1 1
52. Яранский дом-интернат (банно-прачечный корпус), Кировская область 1 1
53. Оренбургский областной центр комплексной реабилитации инвалидов "Русь" (реконструкция), г. Оренбург 1 1
54. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, с. Белогорное, Вольский район, Саратовская область 7 3 2 2
55. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Верхняя Тура, Свердловская область 1 1
56. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Нижний Тагил, Свердловская область 5,5 1,5 2 2
57. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, пос. Дрюцк, Смоленская область 10 3 3 4
58. Сухотинский психоневрологический дом-интернат, с. Сухотинка, Знаменский район, Тамбовская область 6 2 2 2
59. Тамбовский дом-интернат ветеранов войны и труда, г. Тамбов 6 2 2 2
60. Репьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов, с. Репьевка, Майнский район, Ульяновская область 0,5 0,5
61. Красноармейский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Челябинская область 4,5 0,5 2 2
62. Нежинский геронтологический центр, г. Омск 4 4
63. Психоневрологический дом-интернат, г. Биробиджан, Еврейская автономная область 5 5
64. Хадабулакский психоневрологический дом-интернат, ст. Хадабулак, Оловяннинский район, Читинская область 2 2
65. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Рыбинск, Ярославская область 1,5 1,5
66. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ 4,5 0,5 2 2
67. Санаторий "Черемшаны-1" (центр ветеранов войны и труда), г. Хвалынск, Саратовская область 20 20
68. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Истра, Московская область 20 20
69. Большеигнатовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, с. Большое Игнатово, Республика Мордовия 2 2
70. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, с. Пелым, Кучевский район, Коми-Пермяцкий автономный округ 2 2
71. Психоневрологический дом-интернат для престарелых, г. Нариманов, Астраханская область 10,5 10,5
72. Дом-интернат для престарелых и инвалидов, пос. Усть-Ордынский, Бурятский автономный округ 7 7
73. Психоневрологический интернат (спальный корпус), г. Хабаровск 5 5
74. Урюпинский дом-интернат для престарелых и инвалидов, г. Урюпинск, Волгоградская область 1 1
75. Центр социально-медицинской реабилитации пожилых и инвалидов "Кристалл" (реконструкция), г. Новосибирск 1 1
76. Областной геронтологический центр, Борисовский район, Белгородская область 3 3
77. Зональный геронтологический центр - дом-интернат для престарелых, с. Тюлячи, Тюлячинский район, Республика Татарстан 1 1
Итого 336,5 196,5 65 75

Примечание. Объемы финансирования объектов ежегодно уточняются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой на соответствующий год.

Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 2002-2004 годы

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ (ПИЛОТНЫХ) ПРОЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ

(млн. рублей)

Объем финансирования на 20022004 годы - всего В том числе
федеральный бюджет бюджет субъекта Российской Федерации
Красноярский край 2,65 0,8 1,85
проект "Формирование единой системы геронтологической помощи и ухода за пожилыми людьми"
г. Санкт-Петербург 2,4 0,5 1,9
проект "Оказание социальной помощи пожилым людям, понесшим утрату близких"
Московская область 1,35 0,6 0,75
проект "Хоспис на дому как инновационная структура социально-медицинской помощи гражданам пожилого возраста" (проект по обучению работников органов и учреждений системы социальной защиты населения на примере г. Дубны)
Самарская область 5,91 0,95 4,96
проект "Обеспечение свободного доступа пожилых людей к социальным услугам"
Курганская область 8,2 1,8 6,4
проект "Перепрофилирование домаинтерната общего типа в геронтологический центр" (на базе шадринского домаинтерната "Спутник")
Оренбургская область 14,1 1,05 13,05
проект "Развитие службы срочной социальной помощи на мобильной основе"
Смоленская область 7,1 1,2 5,9
проект "Разработка и апробация форм и методов культурно-досуговой работы с гражданами старшего поколения" (в условиях малого города)
Кировская область 1,63 0,55 1,08
проект "Организация образовательной и досуговой работы с гражданами пожилого возраста"
Республика Мордовия 4,82 0,9 3,92
проект "Формы и методы социальной адаптации граждан пожилого возраста без определенного места жительства и граждан, освободившихся из мест лишения свободы" (на примере ЗубовоПолянского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов и Саранского дома ночного пребывания)
Итого 48,16 8,35 39,81

Примечание. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета по разделу 18 "Социальная политика". Объем финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации уточняется при утверждении технического задания проекта.

Приложение N 4
к федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 2002-2004 годы

НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"НА 2002-2004 ГОДЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(млн. рублей)

2002-2004 годы - всего В том числе
2002 год 2003 год 2004 год
Государственные капитальные вложения 336,5 196,5 65 75
НИОКР 11,5 4,5 3,5 3,5
Прочие текущие расходы 580 155,72 198,6 225,68
Раздел первый
всего 35,35 15,65 11,9 7,8
из них:
НИОКР 11,5 4,5 3,5 3,5
прочие текущие расходы 23,85 11,15 8,4 4,3
Раздел второй
всего 767,72 307,07 209,83 250,82
из них:
государственные капитальные вложения 336,5 196,5 65 75
прочие текущие расходы 431,22 110,57 144,83 175,82
Раздел третий
всего 124,93 34 45,37 45,56
из них:
прочие текущие расходы 124,93 34 45,37 45,56
Всего по Программе 928 356,72 267,1 304,18