ПРИКАЗ Минюста РФ от 08.10.98 N 140 (ред. от 16.03.2001) "О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ИЮНЯ 1998 Г. N 565 "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"



Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 1998 г. N 1639


Приказ

(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" приказываю:

1. Образовать при Министерстве юстиции Российской Федерации Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемые Положение об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации и его состав.

3. Организационно - техническое обеспечение деятельности указанного Экспертного совета возложить на Департамент по делам общественных и религиозных объединений и Департамент финансово - экономического и хозяйственного обеспечения.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на руководителя Департамента по делам общественных и религиозных объединений.

Министр
П.КРАШЕНИННИКОВ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 8 октября 1998 г. N 140

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее именуется - Совет) создается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560) с целью проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы и настоящим Положением.

Состав Совета формируется из представителей органов государственной власти, ученых - религиоведов, специалистов в области государственно - церковных отношений и утверждается Министром юстиции Российской Федерации.

2. Государственная религиоведческая экспертиза (далее именуется - экспертиза) проводится в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465), по запросам Департамента по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции Российской Федерации или территориальных органов юстиции Российской Федерации (далее именуются - регистрирующие органы).

3. Основными задачами Совета при проведении экспертизы являются:

определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;

проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией основах вероучения и иных документах;

разъяснение иных, возникающих при осуществлении государственной регистрации религиозных организаций вопросов, требующих экспертной оценки.

4. Запрос о проведении экспертизы направляется в Совет регистрирующим органом с приложением копий предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" документов, представляемых религиозной организацией для государственной регистрации.

В своем запросе регистрирующий орган должен обосновать необходимость проведения экспертизы, а также определить вопросы, требующие экспертной оценки. В случае, если запрос регистрирующего органа не основан на законе, он не подлежит рассмотрению, о чем Совет уведомляет регистрирующий орган.

5. Запросы регистрирующего органа, поступившие на экспертизу документы, иные материалы, используемые при ее проведении, учитываются в установленном порядке. Датой представления документов является дата их фактического поступления в Совет.

6. Экспертиза производится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса в Совет. В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам от религиозных организаций, а также дополнительных материалов и информации по линии дипломатических учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, органов исполнительной власти срок проведения экспертизы может быть продлен на месяц с уведомлением об этом регистрирующего органа.

7. В процессе своей деятельности Совет вправе запрашивать и получать от органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций информацию, необходимую для проведения экспертизы, по вопросам, находящимся в их ведении.

8. Экспертные заключения по поручению председателя Совета, его заместителя или секретаря готовятся членами Совета и выносятся на рассмотрение Совета. В качестве консультантов к работе Совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.

9. Рассмотрение запроса регистрирующего органа, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание Совета. В случае неявки представителя религиозной организации на заседание Совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.

10. По результатам проведения экспертизы представленных документов Совет принимает экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено большинством членов Совета.

Экспертное заключение подписывается председателем Совета или в его отсутствие заместителем и в письменной форме направляется регистрирующему органу с приложением копий материалов, использованных при проведении экспертизы, и протокола соответствующего заседания Совета.

11. Порядок работы Совета определяет его председатель в соответствии с настоящим Положением. Заседания Совета проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины его членов.

12. Совет имеет бланк и штамп со своим наименованием.

УТВЕРЖДЕН
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 8 октября 1998 г. N 140

СОСТАВ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)

Мчедлов М.П. - директор Исследовательского центра "Религия в современном обществе" Российского независимого института социальных и национальных проблем (председатель Совета)
Балагушкин Е.Г. - старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук
Кантеров И.Я. - профессор кафедры философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Михайлов Г.А. - начальник отдела по связям с религиозными организациями Департамента по взаимодействию с Государственной Думой Аппарата Правительства Российской Федерации (по согласованию)
Одинцов М.И. - заместитель заведующего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Пучков П.И. - заведующий Центром по изучению религий и этноконфессиональному картографированию Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо - Маклая Российской академии наук
Пчелинцев А.В. - директор Института религии и права
Рудкевич Е.Д. - старший научный сотрудник Института социологии Российской академии наук
Яблоков И.Н. - заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Залужный Александр Гаврилович - заместитель начальника отдела регистрации религиозных объединений Департамента по делам общественных и религиозных объединений, кандидат философских наук (секретарь Совета)
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
Алексеев Валерий Аркадьевич - советник Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор философских наук, профессор
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
Бурковская Виктория Алексеевна - научный сотрудник НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, кандидат юридических наук
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
Зубов Андрей Борисович - ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, доктор исторических наук
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
Зуев Юрий Петрович - заместитель заведующего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат философских наук, доцент
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
Кудрявцев Александр Ильич - заместитель начальника отдела по взаимодействию с религиозными организациями Главного управления внутренней политики Президента Российской Федерации, кандидат исторических наук
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
Яковенко Сергей Георгиевич - старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института российской истории Российской академии наук, кандидат исторических наук
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)