ПРИКАЗ ГТК РФ от 02.04.2002 N 300 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



Приказ

В целях эффективного проведения в жизнь таможенной политики Российской Федерации, улучшения таможенного и налогового контроля, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.1995, N 26, ст. 2397; 01.01.1996, N 1, ст. 4; 28.07.1997, N 30, ст. 3586; 24.11.1997, N 47, ст. 5341; 15.02.1999, N 7, ст. 879) и с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3824; 12.07.1999, N 28, ст. 3487; 10.01.2000, N 2, ст. 134) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - Положение).

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, до 1 сентября 2002 года привести правовые акты, регламентирующие деятельность инспекционных подразделений таможенных органов, в соответствие с Положением.

3. Начальникам таможен обеспечить применение Положения в работе инспекционных подразделений таможен.

4. Пресс - службе (И.И. Скибинская) обеспечить освещение настоящего Приказа в средствах массовой информации.

5. Контроль за выполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Б.М. Гутину.

Председатель Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН

Данный документ в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста России от 25 июля 2002 г. N 07/7121-ЮД).

Приложение

Приложение
к Приказу ГТК России
от 02.04.2002 N 300

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения

1. Настоящее Положение об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании статей 180, 186 и 193 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.1995, N 26, ст. 2397; 01.01.1996, N 1, ст. 4; 28.07.1997, N 30, ст. 3586; 24.11.1997, N 47, ст. 5341; 15.02.1999, N 7, ст. 879), пункта 2 статьи 30 и статьи 87.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3824; 12.07.1999, N 28, ст. 3487; 10.01.2000, N 2, ст. 134; 07.08.2000, N 32, ст. 3341; 31.12.2001, N 53 (часть 1), ст. ст. 5016, 5026; 07.01.2002, N 1 (часть 1), ст. 2).

2. Положение устанавливает единые требования к мероприятиям, осуществляемым сотрудниками подразделений таможенной инспекции таможенных органов по контролю за финансово - хозяйственной деятельностью участников внешнеэкономической деятельности (далее - участников ВЭД) в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Российской Федерации либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, и законностью перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - инспекционная деятельность) и не затрагивает интересы третьих лиц.

3. Положение предназначено для повышения эффективности осуществления контрольных функций таможенных органов, наиболее четкой организации работы подразделений таможенной инспекции в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Цели и задачи инспекционной деятельности

4. Основные цели инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации:

обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;

совершенствование форм и методов таможенного контроля;

увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.

5. Цели инспекционной деятельности достигаются путем реализации комплекса следующих задач:

а) в области контрольно - инспекционной деятельности:

изучение практики таможенного, налогового, финансового и валютного контроля, причин и условий, способствующих уклонению, неполному (несвоевременному) внесению в бюджет участниками ВЭД установленных таможенных платежей;

разработка и внедрение в практику деятельности таможенных органов механизмов контроля за деятельностью тех участников ВЭД, которые допускают нарушения таможенного законодательства Российской Федерации;

определение текущих и перспективных направлений контроля за деятельностью участников ВЭД;

осуществление анализа эффективности механизмов таможенного контроля;

подготовка руководству ГТК России предложений о своевременном влиянии на негативные процессы в финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД и об устранении недостатков в планировании, организации и осуществлении таможенного контроля подразделениями таможенных органов;

организация проверок финансово - хозяйственной деятельности лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы;

осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации;

б) в области административно - правовой деятельности:

участие по поручению руководства ГТК России в подготовке проектов правовых актов по вопросам таможенной политики в сфере управления и контроля за деятельностью участников ВЭД;

обобщение результатов инспекционной деятельности и представление на этой основе проектов приказов, распоряжений, иных нормативных правовых актов ГТК России, решений коллегий ГТК России, регулирующих деятельность таможенных органов по вопросам таможенного законодательства Российской Федерации;

создание правовых основ взаимодействия таможенных органов с правоохранительными и контролирующими органами в части реализации функции инспекционной деятельности;

в) в области информационно - аналитической деятельности:

получение, обработка и систематизация информации о деятельности участников ВЭД на стадиях:

подготовки внешнеэкономических операций (экономическое и правовое обеспечение),

предварительных операций таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу,

декларирования товаров и транспортных средств,

получения прибыли от результатов внешнеэкономических операций;

выявление типовых моделей и схем внешнеэкономической деятельности, позволяющих уклоняться от полной и своевременной уплаты таможенных платежей;

систематизация и обобщение практики применения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, включая акты Таможенного комитета Союзного государства и решения коллегий, и определение на этой основе эффективности применяемого комплекса мер при осуществлении таможенного контроля;

создание информационно - аналитической базы результатов инспекционной деятельности и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле для своевременного воздействия на указанные процессы;

г) в области организационной деятельности:

реформирование структурных подразделений таможенной инспекции на основе типовой структуры с подчинением ее непосредственно начальнику таможенного органа;

организация и непосредственное проведение плановых, комплексных, целевых и иных проверок по направлениям, отнесенным к компетенции подразделений таможенной инспекции, привлечение к участию в проверке специалистов других подразделений таможенных органов, иных государственных контролирующих органов;

создание условий для обмена опытом и повышения квалификации сотрудников подразделений таможенной инспекции таможенных органов.

III. Субъекты и объекты инспекционной деятельности

6. Подразделения таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации, осуществляющие таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств, а также контроль за деятельностью участников ВЭД и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы, являются субъектами инспекционной деятельности.

7. Объектами инспекционных мероприятий являются:

деятельность участников ВЭД и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы (далее - проверяемые лица);

товары и транспортные средства, перемещенные через таможенную границу Российской Федерации.

Участники ВЭД подлежат постановке на учет в подразделениях таможенной инспекции таможен в соответствии с Приказом ГТК России от 31.08.2000 N 787 "О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 06.10.2000, рег. номер 2414).

Таможенный контроль за товарами и транспортными средствами осуществляется в соответствии с Приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2001, рег. номер 2885).

IV. Технология осуществления инспекционных мероприятий

8. Инспекционные мероприятия направлены на:

выявление и профилактику нарушений таможенного, налогового и валютного законодательств Российской Федерации,

выявление схем уклонения от уплаты таможенных платежей,

разработку новых форм и методов реализации таможенной политики.

Инспекционные мероприятия проводятся в следующих формах:

информационно - аналитические мероприятия,

подготовительные мероприятия,

инспекционные мероприятия.

9. Информационно - аналитические мероприятия включают:

а) обработку информации, имеющейся в таможенных органах, по следующим направлениям:

контроль правомерности предоставления преференций и льгот;

контроль за правильностью заявления таможенной стоимости;

контроль соблюдения валютного законодательства Российской Федерации;

контроль кода ТН ВЭД России товара и правильности классификационных решений по кодированию товаров;

контроль деятельности лиц, лицензируемой таможенными органами;

контроль за достоверностью декларирования товаров, соблюдением порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с условиями заявленных таможенных режимов;

контроль за лицами - импортерами товаров, ввоз которых сопряжен с наибольшими нарушениями законодательства Российской Федерации (с указанием кода ТН ВЭД России товара);

контроль за соблюдением порядка помещения товаров на ответственное хранение и наличием товара в заявленном месте хранения;

последующий контроль за законностью поступления импортных товаров и транспортных средств на внутренний рынок Российской Федерации;

контроль за соблюдением налогового и валютного законодательства Российской Федерации экспортерами;

участие в комплексных межведомственных проверочных мероприятиях;

б) анализ результатов контроля за деятельностью участников ВЭД и лиц, чья деятельность лицензируется таможенными органами;

в) анализ результатов взаимодействия таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами (в части информационного обмена);

г) создание правовых основ для совместной деятельности с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами и участие в разработке совместных нормативных правовых актов в части информационного обмена;

д) определение динамики изменения деятельности таможенных органов в области таможенного контроля и эффективности их взаимодействия с другими государственными органами;

е) изучение опыта работы инспекционных подразделений таможенных органов зарубежных стран и подготовку предложений руководству ГТК России по его применению;

ж) участие в организации и проведении проверок состояния и эффективности информационно - аналитической деятельности в таможенных органах, ее соответствия законодательству Российской Федерации и требованиям нормативных правовых актов ГТК России;

з) оказание методической и практической помощи таможенным органам в осуществлении информационно - аналитической деятельности;

и) координацию деятельности подразделений таможенной инспекции таможенных органов по вопросам информационно - аналитической деятельности;

к) участие в мероприятиях по повышению квалификации сотрудников подразделений таможенной инспекции;

л) разработку планов перспективных и текущих направлений деятельности подразделений таможенной инспекции;

м) подготовку на основе проведенного анализа и представление руководству ГТК России предложений о совершенствовании нормативных правовых актов ГТК России.

10. Проведению инспекционных мероприятий обычно предшествует подготовительная работа, заключающаяся в сборе и изучении всей информации по проверяемому лицу, а именно:

а) анализ материалов предыдущей проверки, информации, поступившей из функциональных подразделений таможни, других государственных контролирующих органов и иных источников;

б) выборка из электронных баз данных грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), оформленных за определенный период;

в) направление запроса в места таможенного оформления с целью получения ГТД и документов, необходимых для производства таможенного оформления, или их копий, проведение анализа полученных материалов, сопоставление полученных данных с выборками баз данных ГТД;

г) направление запроса в таможню, в регионе деятельности которой было осуществлено перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, с целью получения необходимых документов;

д) анализ следующих сведений о проверяемом лице:

организационно - правовая форма, наименование, юридический и фактический адрес, наличие филиалов и подразделений, фамилии руководителей, способы связи с ними, финансовые и банковские реквизиты, в том числе фактическое наличие счетов и функционирование банков, обслуживающих эти счета, и другие сведения, при необходимости направляются запросы в территориальные налоговые органы, органы налоговой полиции, учреждения банков и иные организации;

е) анализ внешнеэкономической деятельности проверяемого лица;

ж) изучение нормативных правовых актов, действовавших на момент таможенного оформления товаров и транспортных средств, включая акты, регламентировавшие порядок таможенного оформления и таможенного контроля, исчисление таможенных платежей, финансово - хозяйственную деятельность, ведение бухгалтерского учета;

з) уточнение целей проверки.

Все материалы по результатам подготовительной работы формируются в отдельное дело, подлежащее приобщению к материалам проверки финансово - хозяйственной деятельности в случае ее проведения.

11. После анализа информации, поступившей из функциональных подразделений таможни, других государственных контролирующих органов или иных источников, результаты проведенной подготовительной работы излагаются в заключении по результатам подготовительной работы (далее - Заключение) (приложение 1).

Заключение подписывают сотрудники, участвовавшие в проведении подготовительной работы. Заключение согласовывается с начальником подразделения таможенной инспекции и в течение следующего рабочего дня передается начальнику таможенного органа для принятия по нему решения.

Заключение должно содержать следующие сведения:

а) достаточные основания полагать, что законодательство Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, не соблюдаются либо соблюдаются не в полной мере (статья 186 Таможенного кодекса Российской Федерации);

б) общие сведения о проверяемом лице (наименование, форма собственности, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет, кем и когда выдано свидетельство о государственной регистрации, адрес юридический и фактический) (статья 186 Таможенного кодекса Российской Федерации);

в) признаки правонарушения, которое, исходя из анализа, могло быть совершено проверяемым лицом;

г) краткое описание проведенной подготовительной работы;

д) выводы и предложения о проведении проверки финансово - хозяйственной деятельности либо о возбуждении дела об административном правонарушении (далее - АП).

Резолюция начальника таможенного органа на Заключении является основанием для действий сотрудников отдела таможенной инспекции и иных структурных подразделений таможенного органа, направленных на осуществление инспекционных мероприятий.

Составления заключения не требуется в случае проведения плановой проверки или проверки по поручению вышестоящих таможенных или государственных контролирующих органов.

12. На основании собранной и обобщенной информации разрабатывается план проведения проверки, предусматривающий перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание при проверке, а также уточняется период деятельности проверяемого лица, подлежащий проверке.

Период деятельности проверяемого лица, подлежащий проверке, определяется исходя из задач проверки в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроком и с учетом давности привлечения к административной ответственности (за исключением проверок, связанных с контролем целевого использования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей).

В плане проверки указывают:

а) наименование проверяемого лица, форму собственности, состав учредителей, юридический и фактический адрес, финансовые и банковские реквизиты;

б) период деятельности, подлежащий проверке;

в) цели проверки;

г) срок ее проведения;

д) участие в проверке сотрудников иных подразделений таможенного органа;

е) состав группы проверки, руководителя группы - сотрудника подразделения таможенной инспекции;

ж) перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки для подтверждения наличия (отсутствия) правонарушений, в том числе проверка правильности:

учета товаров и транспортных средств, перемещаемых проверяемым лицом через таможенную границу;

заявления величины таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров и соответствия элементов, входящих в ее состав, данным бухгалтерского учета;

исчисления и уплаты проверяемым лицом таможенных платежей;

з) перечень конкретных документов проверяемого лица, подлежащих рассмотрению в ходе проведения проверки в соответствии с целями и видами проверки;

и) результаты подготовительных мероприятий по проверке, в том числе оперативно - разыскных, получение информации из налоговых и других контролирующих органов;

к) срок проведения совместного совещания руководителей подразделений таможенной инспекции, правоохранительного блока и собственной безопасности, а при необходимости - сотрудников иных функциональных подразделений таможенного органа по вопросу подготовки и проведения проверки, согласования совместных действий, обеспечения безопасности сотрудников, проводящих проверку;

л) дату сбора группы проверки для получения инструкций по проведению проверки.

13. При наличии оснований полагать, что организация не соблюдает (соблюдает не в полной мере) налоговое законодательство Российской Федерации, решается вопрос о привлечении для участия в проверке налоговых органов (статья 183 Таможенного кодекса Российской Федерации, статья 96 Налогового кодекса Российской Федерации).

14. Проверки финансово - хозяйственной деятельности участников ВЭД и иных лиц подразделяются на плановые, внеплановые, а также на комплексные и целевые, камеральные и выездные.

Плановая проверка проводится на основании календарного плана - графика, утвержденного начальником таможенного органа.

Календарный план - график составляется на квартал с разбивкой по месяцам и указанием наименования проверяемого лица и цели проверки.

Внеплановая (оперативная) проверка проводится на основании:

а) поручения вышестоящих государственных органов;

б) поручения вышестоящих таможенных органов;

в) постановления таможенных и иных правоохранительных органов, проводящих расследование по делам о НТП и иным административным правонарушениям и уголовным делам;

г) данных, полученных из структурных подразделений таможни;

д) данных, полученных из государственных контролирующих органов;

е) результатов анализа электронных баз данных ГТД;

ж) результатов анализа ГТД и иных документов, необходимых для таможенных целей.

Комплексная проверка предусматривает рассмотрение всех направлений внешнеэкономической деятельности за определенный период функционирования проверяемого лица.

Целевая проверка проводится по конкретному направлению внешнеэкономической деятельности проверяемого лица, а также по конкретному факту возможного или совершенного правонарушения.

Камеральная проверка осуществляется непосредственно в подразделении таможенной инспекции таможенного органа на основании данных ГТД, товаросопроводительных, бухгалтерских и иных документов, имеющихся в распоряжении таможенного органа. При этом сотрудники, проводящие камеральную проверку, имеют право истребовать у проверяемого лица дополнительные сведения, получать объяснения и документы, относящиеся к проверяемому лицу (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации).

Выездная проверка осуществляется по месту нахождения проверяемого лица путем рассмотрения первичных документов и записей в учетных регистрах, которыми оформлены финансовые и хозяйственные операции проверяемого лица. В ходе проверки устанавливается своевременность и правильность отражения финансово - хозяйственных операций по данным бухгалтерского учета. Кроме того, проверяется состояние денежных средств, фактическое наличие материальных и товарных ценностей, объем выполненных работ, данные маркировки и другие внешние показатели.

15. В случае проведения инспекционных мероприятий в отношении крупных плательщиков федерального уровня обязательным является уведомление Управления таможенной инспекции ГТК России о таких проверках. В случае проведения плановых мероприятий Службы таможенной инспекции РТУ и отделы таможенной инспекции таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, передают данную информацию по мере составления планов, в случае осуществления внеплановых (оперативных) проверок уведомление осуществляется одновременно с принятием решения о проведении инспекционного мероприятия. Критерии отнесения участников ВЭД к крупным плательщикам федерального уровня установлены Приказом ГТК России от 26.03.2001 N 303 "О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков" (зарегистрирован Минюстом России 09.04.2001, рег. номер 2652).

16. С учетом задач проверки, наличия документов, состояния бухгалтерского учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого лица, сотрудник группы проверки самостоятельно определяет методы проверки и конкретные контрольные действия, необходимые для ее проведения.

Проверки могут осуществляться следующими методами.

Сплошной метод предусматривает проверку всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются кассовые и банковские операции, а также расчеты с поставщиками и покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.

Выборочный метод подразумевает проверку части первичных документов за определенный период. Если при выборочной проверке выявляются нарушения законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности проверяемого лица проводится сплошным методом с изъятием документов и товарно - материальных ценностей в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России.

Формальный метод позволяет установить правильность заполнения всех реквизитов документов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текста, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц.

Арифметический метод позволяет определить правильность подсчетов в документах и так же, как и формальный, достоверность финансово - хозяйственных операций.

В рамках проведения проверочных мероприятий могут применяться другие методы, определяемые нормативными правовыми актами Российской Федерации.

17. Проверяемому лицу, не обеспечившему сохранность ГТД, товаросопроводительных, бухгалтерских и иных документов, необходимых для проведения проверки, либо не обеспечившему ведение учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, может быть предоставлено право восстановить документы, необходимые для проведения проверки.

Восстановление утраченных документов, необходимых для проведения проверки, проводится способом, обеспечивающим возможность представления проверяемым лицом заверенных копий первичных документов, полученных у других лиц, с которыми осуществлялись хозяйственные операции, у обслуживающего банка и других организаций, с последующей их систематизацией и отражением в регистрах бухгалтерского учета. Копии документов заверяются лицами, их выдавшими.

При представлении восстановленных документов они подвергаются проверке.

18. О проведении проверки издается распоряжение по форме, приведенной в приложении 2. Копия распоряжения приобщается к материалам проверки.

Проверяющим выдается предписание на проведение проверки (далее - Предписание).

Предписание подписывается начальником Управления таможенной инспекции (для ГТК России), начальником Службы таможенной инспекции (для регионального таможенного управления) или начальником таможенного органа (для таможни), заверяется соответственно печатью подразделения таможенной инспекции или таможенного органа и регистрируется в подразделении таможенной инспекции. Копия Предписания с отметкой проверяемого лица о получении приобщается к материалам проверки. В случае отказа проверяемого лица от подписи руководитель группы проверки делает об этом соответствующую запись в Предписании.

19. Сроки проведения проверок, численность проверяющих и руководитель группы проверки устанавливаются начальником таможенного органа с учетом конкретных задач проверки и особенностей деятельности проверяемых лиц. Проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях, а также при проведении встречных проверок начальник таможенного органа может увеличивать продолжительность проверки до трех месяцев. В срок проведения проверок не засчитываются периоды между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов и представлением истребованных документов.

Если проверка проводится по поручению вышестоящих государственных контролирующих органов, в том числе таможенных, вопрос о продлении сроков проверки заблаговременно согласовывается с органом, назначившим ее проведение.

Численность группы проверки не должна быть менее двух человек. На время проведения проверочных мероприятий все члены группы проверки непосредственно подчиняются руководителю группы.

20. Сотрудники таможенных органов при проведении проверок финансово - хозяйственной деятельности на основании раздела V Таможенного кодекса Российской Федерации и глав 5, 14 Налогового кодекса Российской Федерации имеют право:

на основании служебного удостоверения, распоряжения начальника таможенного органа и предписания входить на территорию и в помещения проверяемых лиц, где находятся или могут находиться документы, товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (статья 184 Таможенного кодекса Российской Федерации, статья 91 Налогового кодекса Российской Федерации);

требовать безвозмездного представления и знакомиться с любой документацией (включая банковскую) и информацией, касающимися осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации (статья 186 Таможенного кодекса Российской Федерации);

проверять финансовые документы, бухгалтерские книги и другие регистры бухгалтерского учета, статистические и бухгалтерские отчеты, декларации и другие документы, связанные с осуществлением деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы (статья 186 Таможенного кодекса Российской Федерации);

требовать от должностных лиц необходимые сведения, справки, документы (копии, заверенные лицом, ответственным за ведение финансово - хозяйственной деятельности и печатью организации) о финансово - хозяйственной деятельности проверяемого лица (статья 186 Таможенного кодекса Российской Федерации, статья 93 Налогового кодекса Российской Федерации);

требовать от должностных лиц и других работников проверяемой организации письменные объяснения по возникающим в ходе проверки вопросам (статья 186 Таможенного кодекса Российской Федерации);

привлекать специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (статья 183 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 31, 96 Налогового кодекса Российской Федерации);

проводить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых проверяемым лицом (статья 193 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 31, 92 Налогового кодекса Российской Федерации);

производить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений и других мест путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, киносъемки, видеозаписи, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации (статья 185 Таможенного кодекса Российской Федерации);

осуществлять досмотр (повторный досмотр) товаров, транспортных средств (статьи 180, 193 Таможенного кодекса Российской Федерации);

проводить проверки фактического наличия товаров, транспортных средств и материальных ценностей (инвентаризацию) (статьи 193, 197 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 31, 89 Налогового кодекса Российской Федерации);

получать от иных экономических субъектов справки и копии документов по операциям с проверяемым лицом, а при необходимости проводить встречные проверки (статья 87 Налогового кодекса Российской Федерации);

производить изъятие по акту документов, если они будут проверяться в другом месте (статья 186 Таможенного кодекса Российской Федерации);

запрашивать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки о счетах проверяемых лиц и банковских операциях, проведенных по данным счетам (статья 182 Таможенного кодекса Российской Федерации);

запрашивать правоохранительные, налоговые и иные контролирующие органы об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля (статья 182 Таможенного кодекса Российской Федерации);

в случае необходимости передавать по согласованию с начальником таможенного органа материалы в правоохранительные и иные контролирующие органы (статья 30 Налогового кодекса Российской Федерации);

проводить другие действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

21. Проверка осуществляется в следующем порядке:

а) выезд группы проверки непосредственно к месту нахождения проверяемого лица для осуществления проверки;

б) вручение руководителю проверяемого лица Предписания на проведение проверки (на копии которого руководителем либо уполномоченным сотрудником проверяемого лица делается отметка о получении);

в) доведение до сведения руководителя проверяемого лица целей проверки;

г) уточнение круга должностных лиц проверяемой организации, уполномоченных представлять проверяющим всю необходимую документацию и оказывать содействие;

д) истребование учредительных, регистрационных документов, документов, подтверждающих имущественные права проверяемого лица, и иных документов, необходимых для проведения проверки, с учетом требований, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Перечень истребуемых у проверяемого лица документов определяется в соответствии с задачами проверки, законодательством Российской Федерации и может включать следующие документы:

учредительные документы (устав, учредительный договор), в том числе зарегистрированные изменения к учредительным документам;

свидетельство о государственной регистрации;

свидетельство о регистрации в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Российской Федерации для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, независимо от их объема в уставном капитале, осуществляющих деятельность в нефтегазодобывающей отрасли народного хозяйства, и организаций, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых превышает 100 тыс. рублей;

свидетельство о постановке на учет в органах МНС России;

справка из Госкомстата России;

акты проверок деятельности проверяемого лица иными государственными контролирующими органами, а также переписка по вопросам проверки финансово - хозяйственной деятельности с таможенными и иными государственными контролирующими органами;

лицензии на право осуществления определенного вида деятельности, если таковые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации;

Приказ (распоряжение) организации по учетной политике, издаваемый в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (зарегистрирован Минюстом России 31.12.1998, рег. номер 1673);

сведения об открытии счетов (рублевых и валютных) в банках и иных кредитных учреждениях;

документы годовой и квартальной отчетности (в комплекте);

главная книга, журналы - ордера, ведомости, оборотные ведомости, разработочные таблицы, материальные отчеты, документы по счетам бухгалтерского учета;

компьютерные распечатки движения по счетам бухгалтерского учета за подписями руководителя, главного бухгалтера, заверенные печатью организации (в случае ведения бухгалтерского учета на ЭВМ);

кассовая книга с отчетами кассира и приложением первичных документов;

банковские документы по рублевым и валютным счетам:

банковские выписки,

платежные (инкассовые) поручения,

счета,

заявления о перечислении валютных средств,

мемориальные ордера,

документы по ссудным счетам, кредитам;

внешнеторговые (с паспортами сделок) и другие договоры и контракты, а также переписка по ним;

документы по исполнению договоров и контрактов:

счета - фактуры с указанием страны происхождения товара и номеров ГТД, инвойсы, счета (кассовые чеки),

счета - проформы - для сделок, по которым не осуществляется оплата ввозимых и вывозимых товаров,

журнал учета полученных и выставленных счетов - фактур, книга покупок, книга продаж,

банковские и кассовые документы по оплате товара,

товаросопроводительные документы: железнодорожные накладные, дорожные ведомости, коносаменты, авианакладные, накладные на автоперевозку груза, погрузочные ордера, почтовые квитанции и т.д.,

приходные / расходные накладные, акты приема - передачи товаров,

товарные отчеты, документы складского (количественного) учета,

доверенности и журнал их регистрации;

документы, необходимые для производства таможенного оформления:

ГТД,

декларации таможенной стоимости,

документы по корректировке таможенной стоимости,

документы по оплате таможенных платежей,

учетная карта участника ВЭД,

спецификации, упаковочные листы,

лицензии на право ввоза / вывоза товара,

сертификаты происхождения товара,

сертификаты соответствия требованиям качества и безопасности,

гигиенические сертификаты,

ветеринарные свидетельства,

лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды,

иные документы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

организационно - распорядительные документы (приказы, распоряжения, положения, схемы) проверяемого лица;

е) на основе полученной информации формируется предварительное заключение о соблюдении проверяемым лицом законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности, необходимое для проведения дальнейшего анализа его финансово - хозяйственной деятельности;

ж) проверка коммерческой и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами, производится с целью получения документальных подтверждений происхождения товаров, движения товаров от продавца к покупателю, контроля за достоверностью сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей.

При необходимости устанавливается рыночная цена товара (статья 40 Налогового кодекса Российской Федерации). Если величина таможенной стоимости товара значительно отличается от рассчитанной стоимости этого товара, определенной на основе его рыночной цены (за вычетом стоимости компонентов, предусмотренных п. 3 ст. 22 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 10.06.1993, N 23, ст. 821; Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.1995, N 32, ст. 3204; 01.01.1996, N 1, ст. 4; 10.02.1997, N 6, ст. 709; 15.02.1999, N 7, ст. 879; 03.05.1999, N 18, ст. 2221; 29.05.2000, N 22, ст. 2263), то это обстоятельство требует дальнейшего выяснения в ходе проверки.

Проверке подлежат бухгалтерские, товарные, расчетные, платежные, страховые, транспортные, отгрузочные, экспедиторские, складские, таможенные и другие документы;

з) для получения документов оформляется письменное требование о представлении документов (сведений) и вручается руководителю проверяемого лица.

Требование составляется в двух экземплярах, из которых:

первый экземпляр вручается непосредственно ответственному представителю проверяемого лица либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

второй (с указанием инициалов, фамилии, должности лица, получившего Требование, и даты вручения) - приобщается к материалам проверки.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, направляет или выдает их руководителю группы проверки в пятидневный срок.

Документы представляются в виде заверенных надлежащим образом копий (печатью организации и подписью лица, ответственного за ведение финансово - хозяйственной деятельности);

и) в случае необходимости истребуются подлинники документов. Прием документов оформляется Актом приема - передачи документов.

Акт приема - передачи документов подписывается должностным лицом проверяемого лица и проверяющим, принявшим документы на проверку.

Первый экземпляр Акта приема - передачи документов приобщается к материалам проверки, второй передается проверяемому лицу;

к) при непредставлении в установленные сроки документов, подтверждающих право владения товарами и транспортными средствами и законность их нахождения у проверяемого лица, отсутствии либо недостоверном указании в них обязательных сведений о контролируемых товарах и транспортных средствах в отношении данных товаров могут применяться меры, регламентированные пунктом 7 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств (Приказ ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2001, рег. номер 2885));

л) при необходимости получения письменных объяснений должностное лицо проверяемой организации информируется об этом;

м) для оказания содействия в решении вопросов, возникающих в ходе проверки, в случаях, где необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве, ремесле и иной сфере деятельности, получения суждений и выводов, опирающихся на строго достоверные данные, сделанные на основе конкретных научных методик, таможенным органом могут привлекаться специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также эксперты.

Заключение эксперта не является обязательным для проверяющих.

Экспертиза новых объектов, которые не были объектом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам, как новая экспертиза.

Таможенный орган, проводящий проверку, направляет письменный запрос в компетентный орган о выделении необходимого специалиста для участия в проверке или же о проведении экспертизы;

н) в случае необходимости может проводиться осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и других мест, используемых проверяемым лицом, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Осмотр производится в присутствии представителя проверяемого лица. Для оказания содействия в производстве осмотра может быть приглашен специалист. В ходе осмотра могут быть использованы технические средства. В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, применяется фото- и киносъемка и видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготавливаются оттиски и слепки следов, снимаются копии документов.

О производстве осмотра составляется Акт осмотра территорий и помещений.

В Акте осмотра территорий и помещений надлежит полно и объективно, без излишней детализации, избегая неопределенных выражений, отразить все действия проверяющего, производящего осмотр, и все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в которой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра, с тем, чтобы при изучении Акта осмотра территорий и помещений создавалось достаточное представление об обстановке места осмотра и предметах, имеющих значение для проверки.

Акт осмотра территорий и помещений составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания и подписывается всеми его участниками. Если по объективным причинам его составление и (или) подписание невозможно, при осмотре делаются подробные черновые записи, а Акт осмотра территорий и помещений составляется и подписывается при первой же возможности.

Акт осмотра территорий и помещений составляется в двух экземплярах, из которых:

первый экземпляр вручается представителю проверяемого лица;

второй - приобщается к материалам проверки;

о) наложение средств таможенной идентификации в местах хранения документов, товаров, транспортных средств и прочих помещениях производится в исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что в отношении находящихся в данном помещении товаров, транспортных средств, документов, могут быть совершены преднамеренные действия с целью сокрытия правонарушений путем их уничтожения, фальсификации, утраты.

Наложение средств таможенной идентификации производится в соответствии со статьей 185 Таможенного кодекса Российской Федерации в присутствии представителя проверяемого лица, после выполнения мероприятий, изложенных в разделе III Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств (Приказ ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2001, рег. номер 2885)). Акт о наложении средств таможенной идентификации подписывается проверяющими, присутствовавшими представителями (иными работниками) проверяемого лица.

Акт о наложении средств таможенной идентификации составляется в двух экземплярах, из которых:

первый экземпляр вручается представителю проверяемого лица;

второй - приобщается к материалам проверки.

В случае опечатывания помещения к Акту прилагается расписка о принятии опечатанного помещения с хранящимся в нем имуществом на ответственное хранение.

Начальник таможенного органа незамедлительно письменно ставится в известность о факте опечатывания помещений;

п) проверяющие вправе проверять наличие, проводить повторный таможенный досмотр (далее - досмотр) товаров и транспортных средств.

Досмотр производится в соответствии с порядком, изложенным в разделе IV Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств (Приказ ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2001, рег. номер 2885));

р) при проведении проверок, в ходе которых возникает необходимость установления фактического наличия товаров и материальных ценностей, в целях сопоставления с данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, данными бухгалтерского, складского, оперативного учета проверяемого лица, сведениями, содержащимися в коммерческих и иных документах, определения неучтенных и хранящихся без подтверждающих документов товаров, определения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, осуществляются мероприятия в соответствии с разделом III Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств (Приказ ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2001, рег. номер 2885));

с) проведение встречных проверок заключается в сличении имеющихся у проверяемого лица записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися у тех лиц, от которых получены или которым реализованы товары, перечислены денежные средства или переданы документы.

Основанием для проведения встречной проверки является необходимость установления достоверности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого лица, либо в случае отсутствия надлежащих первичных документов.

Если проведение встречной проверки необходимо в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность вне региона деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного и / или иного государственного контролирующего или правоохранительного органа (в случае необходимости), осуществляющего свою деятельность по месту расположения проверяемого лица, может быть подготовлен запрос о проведении встречной проверки.

Запрос должен содержать:

основание для проведения встречной проверки;

наименование лица, в отношении которого необходимо провести встречную проверку;

сведения о местонахождении;

вопросы, требующие проверки;

перечень товаров, документов, которые необходимо установить, проверить.

К запросу прилагаются копии имеющихся документов, по которым необходимо провести проверку.

Порядок организации и проведения встречной проверки аналогичен изложенному выше.

Материалы встречной проверки приобщаются к материалам проверки проверяемого лица;

т) в случае проведения проверки документов не по месту нахождения проверяемого лица проверяющие изымают указанные документы (статья 186 Таможенного кодекса Российской Федерации). Об изъятии документов составляется Акт изъятия документов.

В Акте изъятия документов при необходимости дается полная характеристика изымаемого документа: дата составления, номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению проверяющего, которые позволили бы в дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ и его принадлежность к финансово - хозяйственным операциям проверяемого лица.

Проверяемому лицу должна быть предоставлена возможность сделать копии изымаемых документов, которые должны быть помещены в дела проверяемого лица вместо изъятых оригиналов документов, о чем проверяющими делается отметка в Акте изъятия документов.

Проверяемое лицо имеет право при изъятии документов делать замечания, которые по его требованию должны быть внесены в Акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Акт изъятия документов подписывается руководителем группы проверки и должностным лицом проверяемой организации. В случае отказа должностного лица от подписания Акта изъятия документов об этом делается соответствующая запись.

Акт изъятия документов составляется в двух экземплярах, из которых:

первый экземпляр вручается представителю проверяемого лица;

второй - приобщается к материалам проверки.

Изъятые документы должны возвращаться в максимально короткие сроки;

у) порядок получения сведений от банков и иных кредитных учреждений регламентируется таможенным и налоговым законодательствами;

ф) таможенные и иные правоохранительные и контролирующие органы по запросу таможенного органа, уполномоченного на проведение проверок, информируют об имеющихся сведениях, необходимых для проведения проверки, в соответствии с установленным порядком;

х) под другими действиями, предусмотренными законодательством, следует понимать проведение проверяющими иных контрольных действий, обеспечивающих получение достоверной, обоснованной и необходимой для проведения проверки информации о финансово - хозяйственной деятельности проверяемого лица;

ц) должностные лица таможенных органов, участвующие в проверке, обязаны обеспечивать конфиденциальность полученных сведений о проверяемых лицах, их деятельности и результатах проведенной проверки в соответствии со статьей 16 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

22. При непосредственном обнаружении должностными лицами таможенных органов признаков административного правонарушения в области таможенного дела или получении материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки, протокол об АП оформляется немедленно.

23. Дело об АП направляется начальнику таможенного органа или его заместителю по правоохранительной работе для принятия решения о передаче дела для проведения административного расследования.

24. По окончании проверки финансово - хозяйственной деятельности проверяемого лица проверяющими составляется акт проверки. Акт проверки (приложение 3) - это документ, который должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на конкретные статьи нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие ответственность за конкретные виды правонарушений.

Ответственность за содержание акта и сделанные в нем выводы и предложения несет руководитель группы проверки.

Акты проверок подлежат регистрации в Журнале регистрации актов проверок (приложение 4), который ведется в отделе таможенной инспекции, с присвоением номера. Номер акта проверки формируется по следующей схеме:

ХХХХХХХХ/ ХХХХХХХХ/ ХХХХХ , где
1 2 3

- элемент 1 - код таможенного органа,

- элемент 2 - дата акта проверки (день, месяц, год),

- элемент 3 - порядковый номер, присваиваемый по Журналу учета.

Акт проверки финансово - хозяйственной деятельности участника ВЭД должен содержать вводную часть, аналитическую (описательную) часть, итоговую часть и приложения.

25. Вводная часть должна содержать:

номер, дату и место составления акта;

состав группы проверки с указанием их фамилий, инициалов, должностей и званий;

срок проведения проверки (дату начала и окончания проверки): датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемого лица представления начальника таможенного органа о проведении выездной проверки,

срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого лица, в указанный срок не засчитываются периоды между вручением представителю проверяемого лица требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов,

в случае если по решению начальника таможенного органа выездная проверка была приостановлена, то приводятся дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена, датой окончания проверки является дата составления проверяющими акта о проведенной проверке;

основание для проведения проверки (номер и дата распоряжения и предписания на проведение проверки);

задачи проверки;

период деятельности, за который проводится проверка;

перечень нормативных правовых актов, используемых при проведении проверки;

сведения о проверяемом лице:

полное наименование организации,

организационно - правовая форма,

юридический адрес (фактический),

фамилии участвующих в проверке должностных лиц проверяемой организации (руководителя и главного бухгалтера),

расчетные и валютные счета в банках,

ИНН, коды организации и другие данные,

основные виды деятельности организации,

представленные документы;

сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием разделов документации, проверенных сплошным и (или) выборочным методом, в случае неполного представления необходимых для проверки документов по запросу сотрудника таможенного органа, проводящего проверку, приводится перечень непредставленных документов;

сведения о встречных проверках, о производстве выемки документов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества проверяемого лица, осмотра его территорий и помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении проверки;

иные необходимые сведения.

В случае если данная организация проверялась таможенным органом ранее, в акте следует отметить проведенную (либо не проведенную) работу по устранению выявленных в ходе предыдущей проверки недостатков.

26. Аналитическая (описательная) часть

Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, обеспечивать объективность, обоснованность и полноту вывода о несоответствии законодательству Российской Федерации деяний (действий или бездействия) проверяемого лица.

Каждый факт неправомерных действий отражается в акте самостоятельно и полностью с указанием времени совершения данного действия, его стоимостной оценки и обязательно со ссылками на соответствующие первичные документы. По каждому отраженному в акте признаку правонарушения должны быть четко изложены:

а) вид правонарушения со ссылками на нормы законодательства Российской Федерации, которыми установлена ответственность, нормативные акты Российской Федерации с указанием конкретных статей и пунктов, способ и иные обстоятельства его совершения, период, к которому данный признак правонарушения относится;

б) оценка количественного и суммового расхождения между данными, связанными с исчислением и уплатой платежей, заявленными в представленных организацией документах, и фактическими данными, установленными в ходе проверки, соответствующие расчеты должны быть включены в акт проверки или приведены в составе приложений к нему;

в) ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие признака правонарушения.

При описании выявленных нарушений следует четко обозначить признаки правонарушения, необходимые и достаточные для привлечения к ответственности, предусмотренной административным (налоговым) законодательством Российской Федерации:

кем совершено нарушение (наименование проверяемого лица);

на что направлено данное нарушение (например, неуплата или занижение суммы таможенных платежей, несоблюдение мер экономической политики и т.д.);

совокупность внешних признаков, характеризующих данное нарушение, к которым следует отнести:

конкретные действия (бездействие) нарушителя,

нормы таможенного (налогового, валютного) законодательства, которые были нарушены,

при необходимости описание связи, посредством которой противоправное действие привело к ущербу,

ущерб, к которому привело данное нарушение, с указанием конкретных данных и цифр (например, сумма неуплаченных таможенных платежей),

нормы административного (налогового) законодательства, которые предусматривают ответственность за данное нарушение;

ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), акты опроса должностных лиц, а также иные протоколы и акты, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению таможенного контроля (в случае производства соответствующих действий).

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

В акте проверки проверяющими должна быть соблюдена объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов.

Не допускается включение в акт проверки документально не подтвержденных предположений и данных о деятельности проверяемого лица.

Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, лаконичным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского учета и таможенного дела.

27. Итоговая часть акта должна содержать:

а) сведения об общей сумме выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью или несвоевременно уплаченных) платежей в результате неправомерных действий (бездействия), а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах нарушений законодательства Российской Федерации или об их отсутствии;

б) предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, которые должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым лицом (взыскание недоимки по платежам, пени за несвоевременную уплату (с приложением расчета пеней)), либо информацию о факте их устранения в ходе проверки;

в) выводы проверяющих о наличии в деяниях проверяемого лица признаков правонарушения, которые должны содержать ссылки на статьи нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид правонарушений;

г) подписи всех членов группы проверки;

д) подписи руководителя и главного бухгалтера проверяемого лица.

28. К акту должны быть приложены:

а) копия предписания о проведении проверки финансово - хозяйственной деятельности участника ВЭД или иного заинтересованного лица с отметкой проверяемого лица о получении;

б) требование о представлении документов;

в) акты приема - передачи документов и копии затребованных документов;

г) копия Учетной карты участника ВЭД, в случае ее отсутствия - копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации и других документов, необходимых для постановки на учет;

д) объяснения и акты опроса должностных лиц проверяемой организации (в случае их наличия);

е) заключение эксперта и специалиста (в случае проведения экспертизы);

ж) акт осмотра территорий, производственных, складских и торговых и иных помещений (в случае их проведения);

з) акт о наложении средств таможенной идентификации (в случае их применения);

и) акт повторного таможенного досмотра (в случае его проведения);

к) уточненные обоснованные расчеты по видам таможенных платежей и пеней (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта);

л) акты инвентаризации имущества организации или индивидуального предпринимателя (в случае ее проведения);

м) материалы встречных проверок (в случае их проведения);

н) акт изъятия документов (в случаях производства выемки документов) и подлинники документов;

о) справки, полученные из банков (других кредитных учреждений);

п) копии документов, подтверждающих несоответствие сведений, заявленных в таможенных декларациях, данным, полученным в ходе проведения проверки;

р) копии составленных протоколов об АП (при их составлении);

с) справка о месте нахождения филиалов и иных обособленных подразделений, представительств, производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, подписанная руководителем проверяемого лица или лицом, его замещающим;

т) иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов правонарушений и для принятия правильного решения по результатам проверки.

29. Акт проверки составляется в двух экземплярах, из которых:

первый экземпляр остается в делах таможенного органа,

второй - вручается руководителю проверяемого лица.

Если проверка проводилась по поручению правоохранительных или государственных контролирующих органов, для информирования о результатах проверки органа, назначившего проверку, составляется дополнительный экземпляр акта проверки.

Акт проверки подписывается проверяющими и руководителем проверяемого лица или лицом, его замещающим.

В случае отказа от подписания акта руководителями проверяемого лица руководителем группы проверки (проверяющим) на последней странице акта в строке "Особые отметки" производится запись: "от подписи акта отказался", при этом указываются фамилия, инициалы руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием его должности или фамилия, инициалы их представителей. Запись заверяется подписью проверяющего с указанием даты.

Подписанный акт проверки вручается руководителю проверяемого лица, о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в таможенном органе, делается запись: "Экземпляр акта с _______ (указывается количество приложений) приложениями на ________ листах получил" за подписью руководителя проверяемого лица, получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

В случае невозможности вручения акта проверки руководителю проверяемого лица или лицу, его замещающему, акт направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом, курьером или передан иным способом, позволяющим точно определить дату его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта проверяемому лицу.

30. Руководитель проверяемого лица вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в таможенный орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по нему в целом или по его отдельным положениям. При этом руководитель вправе приложить к письменному объяснению или в согласованный срок передать таможенному органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки (статья 100 Налогового кодекса Российской Федерации).

31. Отсутствие на акте проверки подписей представителей проверяемого лица либо их отказ от получения акта проверки не являются основанием для непринятия таможенным органом действий (мер), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

32. Непосредственно после окончания проверки с целью принятия комплексных и исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, информирования в случае необходимости иных государственных контролирующих и правоохранительных органов проверяющими на имя начальника таможенного органа вместе с актом проверки вносится представление (далее - Представление) на проведение мероприятий по устранению правонарушений, с которым представители проверяемого лица ознакомлению не подлежат.

Представление согласовывается с юридической службой таможенного органа, проводившего проверку, а при необходимости и с другими заинтересованными подразделениями.

В том случае, если проверяемое лицо уплатило полностью либо частично выявленные неуплаченные таможенные платежи, пени в добровольном порядке в ходе проведения проверки, в Представлении об этом делается запись с указанием реквизитов банковских документов об оплате (номер, дата, сумма, вид платежа).

Начальник таможенного органа на основании представленных материалов принимает следующие решения:

а) о направлении проверяемому лицу требования об уплате в установленный срок суммы выявленной недоимки и соответствующих пеней;

б) о направлении материалов в правоохранительный блок таможенного органа;

в) о направлении материалов в другие контролирующие или правоохранительные органы;

г) о недостаточности оснований для привлечения проверяемого лица к ответственности за совершенное правонарушение;

д) о проведении дополнительных мероприятий таможенного или налогового контроля.

Решение оформляется в виде распоряжения в двух (четырех) экземплярах, подписывается руководителем таможенного органа и заверяется гербовой печатью. Первый экземпляр решения приобщается к материалам проверки, второй направляется (вручается) проверяемому лицу, третий (четвертый) - в случае необходимости передается в соответствии с решением по результатам проверки в отдел таможенных платежей (правоохранительный блок) таможенного органа.

33. В случае представления руководителем проверяемого лица письменных объяснений или возражений по акту проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц проверяемого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки таможенный орган в письменном виде извещает руководителя проверяемого лица заблаговременно. Если руководитель проверяемого лица, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, в том числе представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

34. Материалы проверки по каждому проверяемому лицу подлежат хранению в деле по материалам проверки (далее - Дело) (приложение 5). Дело состоит из:

описи материалов Дела (указываются наименование документов и номера листов);

материалов проверки;

листа ознакомления с материалами проверки (далее - Листа ознакомления) (приложение 6);

решений таможенного и вышестоящего контролирующего органов;

актов (справок) проверок, приложений к ним;

предписаний на проведение проверок;

копий распоряжений на проведение проверок;

иных материалов проверок (копии документов проверяемого лица, ответы контролирующих, правоохранительных и иных органов, организаций по вопросам проверок, другие документы и сведения);

листа - заверителя Дела.

Номер Дела должен соответствовать порядковому номеру регистрации по Журналу регистрации актов проверок.

35. Материалы Дела должны быть пронумерованы и прошиты. В конце Дела на отдельном листе делается запись, в которой цифрами и прописью указывается количество пронумерованных листов, отражаются исправления в нумерации, проставляется подпись лица, осуществлявшего оформление Дела, с указанием должности, инициалов и фамилии, а также дата.

Если материалы Дела временно расшиваются, временно изымаются отдельные документы, об этом делается соответствующая запись.

В случае изъятия отдельных документов из материалов проверки в Деле остается оригинал документа об изъятии и копии изъятых документов.

36. В целях обеспечения конфиденциальности доступ к материалам проверки ограничен.

37. Об ознакомлении с материалами проверки делают соответствующую запись в Листе ознакомления с материалами проверки, в котором указывают должность, инициалы и фамилию лица, ознакомившегося с материалами проверки, дату и форму ознакомления, основания для ознакомления.

V. Анализ результатов инспекционных мероприятий

38. Оценка инспекционной деятельности подразделений таможенной инспекции осуществляется поквартально, нарастающим итогом, в соответствии с показателями, характеризующими основные направления деятельности (приложение 7).

39. Анализ деятельности подразделений таможенной инспекции, обобщение и систематизация выявленных схем таможенных правонарушений являются основанием для подготовки предложений руководству по результатам инспекционной деятельности, по совершенствованию порядка инспекционной деятельности, повышению его эффективности, улучшению взаимодействия и другим вопросам.

40. В целях повышения эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции, в том числе путем использования новейших информационных технологий, осуществляется поэтапная разработка и внедрение средств автоматизации подразделений таможенной инспекции. Типовая блок - схема реализации требований Положения приведена в приложении 8.

VI. Взаимодействие подразделений таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации с другими подразделениями таможенных органов, иными правоохранительными и контролирующими органами, с таможенными органами иных государств

41. Взаимодействие подразделений таможенной инспекции с другими подразделениями таможенного органа должно быть оформлено в виде технологической схемы взаимодействия, которая должна быть утверждена начальником таможенного органа.

Типовая схема взаимодействия должна содержать следующие разделы:

а) взаимодействие с подразделениями экономического блока;

б) взаимодействие с подразделениями таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и отделом контроля доставки товаров;

в) взаимодействие с подразделениями правоохранительного блока;

г) взаимодействие с подразделениями информационно - аналитического блока.

В разделах схемы должны быть отражены следующие вопросы:

а) вопросы взаимодействия;

б) порядок подготовки и обмена информацией;

в) порядок привлечения сотрудников таможенного органа к проверочным мероприятиям;

г) порядок передачи материалов проверочных мероприятий в соответствующие подразделения таможенного органа;

д) информирование подразделений о результатах проверочных мероприятий;

е) доступ к базам данных таможенного органа;

ж) другие вопросы в зависимости от структуры таможенного органа.

42. Принципы взаимодействия подразделений таможенной инспекции таможенных органов с другими правоохранительными и государственными контролирующими органами должны быть оформлены в виде соглашений о взаимодействии, которые должны быть утверждены начальником таможенного органа и руководителем соответствующего правоохранительного или государственного контролирующего органа.

Основными направлениями взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами являются:

а) взаимный информационный обмен;

б) планирование и проведение совместных контрольных мероприятий;

в) порядок взаимного привлечения специалистов для участия в проводимых мероприятиях;

г) порядок информирования о результатах мероприятий, проведенных на основании оперативной информации;

д) разработка проектов совместных нормативных правовых актов;

е) создание единой информационной сети правоохранительных и государственных контролирующих органов;

ж) внедрение практики проведения координационных совещаний руководителей таможенных, правоохранительных и контролирующих органов на региональном и территориальном уровнях;

з) взаимное использование возможностей таможенных, правоохранительных и государственных контролирующих органов для повышения квалификации сотрудников, участвующих в проведении проверок, организации семинаров и совещаний;

и) ведение аналитической работы по выявлению новых, перспективных направлений взаимодействия с контролирующими и правоохранительными органами.

43. Основными направлениями взаимодействия подразделений таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации с аналогичными подразделениями таможенных органов стран Европейского Союза (ЕС) и Содружества Независимых Государств (СНГ) являются:

а) представление заинтересованным сторонам всей необходимой информации относительно нормативных правовых актов по таможенному делу, а также по внедрению соответствующих международных стандартов;

б) обеспечение беспрепятственного доступа заинтересованных сторон к результатам и процедурам рассмотрения дел, заведенных по материалам инспекционной деятельности;

в) обмен инструкциями по проведению проверок, регламентирующими процедуры, методы инспектирования, последствия, унификацию последствий и международное сотрудничество;

г) отработка возможностей оперативного обмена информацией по вопросам, требующим совместных проверочных действий;

д) участие в проведении одновременных проверок головных и дочерних фирм в нескольких странах;

е) участие в программах стран ЕС по таможенному аудиту и анализу рисков.

Взаимодействие должно обеспечивать предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных правил и процедур.

Приложения

Приложение 1
к Положению об организации
инспекционной деятельности
таможенных органов
Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Образец\r\n \r\n ЗАКЛЮЧЕНИЕ\r\n ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ\r\n \r\n"__" _____________ 20__ г. _____________________\r\n (место составления)\r\n__________________________________________________________________\r\n (должность, инициалы, фамилия)\r\nв период с _________________ по ________________________ проведена\r\n (дата проведения подготовительной работы)\r\nподготовительная работа по информации ____________________________\r\n (наименование документа,\r\n__________________________________________________________________\r\n структурного подразделения таможенного органа, иного органа)\r\nпоступившей в подразделение таможенной инспекции _________________\r\n (наименование\r\n__________________________________________________________________\r\n таможенного органа, дата)\r\nв отношении ______________________________________________________\r\n (наименование проверяемого лица, ИНН, юридический\r\n__________________________________________________________________\r\n адрес)\r\nо ________________________________________________________________\r\n (признаки, указывающие на нарушение (ссылки на акты\r\n__________________________________________________________________\r\n законодательства))\r\nВ результате проведенной подготовительной работы установлено:\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n (указывается информация)\r\nПо результатам проведенной подготовительной работы предлагаю(ем)\r\n__________________________________________________________________\r\n (предложения по целесообразности, срокам проведения проверки,\r\n__________________________________________________________________\r\n иным формам реализации информации)\r\n \r\n__________________ ___________________________________\r\n (подпись) (инициалы, фамилия проверяющего)\r\n \r\n Согласовано:\r\n \r\n__________________ ___________________________________\r\n (подпись) (инициалы, фамилия начальника\r\n подразделения таможенной инспекции)\r\n \r\n \r\n

Приложение 2
к Положению об организации
инспекционной деятельности
таможенных органов
Российской Федерации

РАСПОРЯЖЕНИЕ

На общем бланке таможенного органа\r\n \r\n Образец\r\n \r\n РАСПОРЯЖЕНИЕ\r\n \r\n"__" _____________ 20__ г. N ___________________\r\n \r\nО проведении проверки\r\n \r\n В соответствии со статьей (статьями) ___________ Таможенного /\r\n (статьи)\r\nНалогового кодекса Российской Федерации\r\n \r\nОБЯЗЫВАЮ:\r\n \r\n1. _______________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n (должность, инициалы, фамилии проверяющих)\r\nпровести проверку\r\n__________________________________________________________________\r\n (наименование проверяемого лица, ИНН, юридический адрес,\r\n__________________________________________________________________\r\n срок начала и окончания проведения проверки)\r\n_________ с "__" ____________ 20__ г. по "__" ____________ 20__ г.\r\n__________________________________________________________________\r\nпо вопросу(ам) ___________________________________________________\r\n (наименование проверяемого(ых) вопроса(ов))\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n2. Должностных лиц таможенного органа в рамках своей компетенции\r\nоказывать содействие в проведении проверки.\r\n3. Контроль за исполнением данного распоряжения оставляю за собой.\r\n \r\nНачальник\r\nтаможенного органа _______________ __________________________\r\n (подпись) (инициалы, фамилия)\r\n \r\n \r\n \r\n

Приложение 3
к Положению об организации
инспекционной деятельности
таможенных органов
Российской Федерации

АКТ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ)

N п/п Наименование проверяемых лиц Номер акта проверки Инициалы, фамилии проверяющих Сроки проведения проверки Суммы начисленных таможенных платежей, пеней по акту проверки N и дата возражений проверяемого лица N и дата решения по акту проверки Дата поступления информации по устранению нарушений N и дата документа на уплату (взыскание) сумм Суммы уплаченных (взысканных) платежей по акту проверки N и дата дела об АП / о прекращении производства по делу об АП Иные результаты реализации материалов проверки Примечание
По видам платежей Всего доначислено платежей по акту проверки
По видам платежей Всего уплачено
1 2 3 4 5 6 - 11 12 13 14 15 16 17 - 22 23 24 25 26

Приложение 5
к Положению об организации
инспекционной деятельности
таможенных органов
Российской Федерации

ДЕЛО ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОВЕРКИ
N п/п Наименование направления Наименование показателя
1 2 3
1. Штатная численность подразделения штатная численность с указанием вакансий
2. Реализация планового задания количество запланированных проверочных мероприятий
количество проведенных плановых мероприятий
3. Проверочные мероприятия всего проведено проверочных мероприятий (с указанием тематики) в т.ч.
внеплановых мероприятий
в ходе которых выявлены правонарушения
количество выявленных правонарушений, в т.ч.:
недостоверное заявление таможенной стоимости товаров и транспортных средств (количество случаев, на сумму)
непоступление валютной выручки (количество случаев, на сумму)
недекларирование товаров и транспортных средств (количество случаев, на сумму) недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (количество случаев, на сумму)
конфисковано товаров и транспортных средств (на сумму)
4. Реализация результатов проверочной деятельности с участием правоохранительного и экономического блоков таможенного органа заведено дел об АП
прекращено производство по делам об АП без наложения штрафных санкций
количество дел об АП в производстве
доначислено таможенных платежей (на сумму)
отменено решением судебных органов актов и постановлений по делам об АП (на сумму)
наложено взысканий (на сумму)
в т.ч. по постановлениям - квитанциям (на сумму)
всего взыскано по результатам проверочных мероприятий (на сумму), в т.ч.:
таможенных платежей в т.ч.
в ходе проверки
штрафных санкций в т.ч.
в ходе проверки
реализовано конфискованных товаров и транспортных средств
прочие виды взысканий
процент взыскиваемости в т.ч.
по платежам и штрафным санкциям
не взыскано по проверочным мероприятиям, проведенным до отчетного периода, всего (на сумму), в т.ч.:
доначисленных таможенных платежей
наложенных штрафных санкций
5. Участие сотрудников отдела / отделения таможенной инспекции (ОТИ) в проверочных мероприятиях, проводимых иными функциональными подразделениями таможенного органа количество проверочных мероприятий
количество сотрудников ОТИ, участвующих в этих мероприятиях
количество дней, затраченных сотрудниками ОТИ на эти мероприятия
количество мероприятий, в ходе которых выявлены правонарушения
доначислено таможенных платежей (на сумму)
количество заведенных дел об АП
наложено штрафных санкций (на сумму)
в т.ч. по постановлениям - квитанциям (на сумму)
всего взыскано по результатам проверочных мероприятий (на сумму)
6. Участие сотрудников ОТИ в проверочных мероприятиях, проводимых иными контролирующими и правоохранительными подразделениями количество проверочных мероприятий
количество сотрудников ОТИ, участвующих в этих мероприятиях
количество дней, затраченных сотрудниками ОТИ на эти мероприятия
количество мероприятий, в ходе которых выявлены правонарушения (на сумму)
доначислено таможенных платежей (на сумму)
наложено штрафных санкций (на сумму)
всего взыскано по результатам проверочных мероприятий (на сумму)

Приложение 8
к Положению об организации
инспекционной деятельности
таможенных органов
Российской Федерации