ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ"



Постановление

В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать ежегодно, начиная с 2007 года, включение федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год средства на материально - техническое обеспечение деятельности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 сентября 2006 г. N 583

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ
Паспорт федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 1082-р
Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственные заказчики Программы - Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов
Основные разработчики Программы - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов
Цель Программы - повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций
Задачи Программы - обеспечение открытости и прозрачности правосудия;
повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;
обеспечение независимости судей;
повышение уровня исполнения судебных актов
Важнейшие целевые индикаторы Программы - доля граждан, доверяющих органам правосудия;
доля граждан, не доверяющих органам правосудия;
доля граждан, считающих информацию о деятельности судов недостаточной;
доля граждан, считающих организацию работы судов неудовлетворительной;
доля граждан, отмечающих невнимательность и грубость персонала судов;
количество дел, рассмотренных судами с нарушением процессуальных сроков;
доля исполненных судебных актов
Показатели результативности мероприятий Программы - количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационную систему (единиц);
количество судов, имеющих веб-сайт, поддерживаемый в актуальном состоянии (единиц);
общая площадь помещений, приходящаяся на одного федерального судью (кв. метров);
количество судей, работников аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которым предоставлено жилье (человек), и общая площадь предоставленного жилья (кв. метров);
количество зданий судов, в которых внедрены технические средства охраны (единиц)
Сроки реализации Программы - 2007-2011 годы
Объемы и источники финансирования Программы - объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета в 2007-2011 годах составляет 48411,3 млн. рублей, в том числе в 2007 году - 5989,7 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 4930,5 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 20 млн. рублей, прочие расходы - 1039,2 млн. рублей), в 2008 году - 8937,1 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 7750,2 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 9 млн. рублей, прочие расходы - 1177,9 млн. рублей), в 2009 году - 9628,9 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 8378,6 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2 млн. рублей, прочие расходы - 1248,3 млн. рублей), в 2010 году - 11947,2 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 9609,6 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 3,5 млн. рублей, прочие расходы - 2334,1 млн. рублей), в 2011 году - 11908,4 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 9407,6 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2 млн. рублей, прочие расходы - 2498,8 млн. рублей)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - создание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах - 14 тыс. мест, формирование системы электронного документооборота, способствующей повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов;
создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информация об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе их рассмотрения);
осуществление пересмотра подсудности дел между мировыми судьями и районными судами общей юрисдикции, определение в арбитражных судах категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается, а также исключение по другим категориям дел возможности обжалования решений суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, что позволит оптимизировать судебную нагрузку, повлияет на улучшение качества работы судов и выносимых судебных решений;
введение внесудебного порядка урегулирования споров, что повлечет снижение судебной нагрузки и скажется на повышении качества судебных актов;
введение обязательного порядка оглашения судьей до начала слушания дела всех неформальных обращений по этому делу, что обеспечит независимость и объективность решений, предотвратит условия, способствующие коррупции в работе судов;
установление запрета на участие в рассмотрении дел адвокатов - супругов, родственников или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда, что также повлияет на устранение условий, способствующих коррупции в работе судов;
осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания, что повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний;
создание приемных во всех районных судах общей юрисдикции, что обеспечит доступность правосудия для граждан, сократит очереди в судах, даст возможность подавать заявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устранит общение судей со сторонами до рассмотрения дела, исключит возможность возникновения условий, способствующих коррупции в работе судов;
введение обязательного декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств (с учетом требований главы 7 Семейного кодекса Российской Федерации), что также исключит возможность возникновения условий, способствующих коррупции в работе судов, и повысит доверие к органам правосудия;
обеспечение (с учетом требований статьи 124 Конституции Российской Федерации и в целях обеспечения независимости судей) жильем 1713 судей и 1020 работников аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в арбитражных судах - 200 судей и 195 работников аппаратов;
увеличение площади служебных помещений в расчете на одного судью:
в судах общей юрисдикции - со 117,8 кв. метров до 129,6 кв. метров общей площади;
в арбитражных судах - с 85,4 кв. метров до 111,5 кв. метров общей площади;
строительство 19 зданий для размещения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов;
создание в арбитражных судах "офисов судьи" исходя из потребности, составляющей 160 кв. метров общей площади на одного судью;
внедрение средств охраны зданий судов;
увеличение объема исполнения судебных актов с 52 до 80 процентов
Показатели социально-экономической эффективности Программы - в результате реализации Программы будут созданы условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня их исполнения
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.

Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия.

Так, в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.

В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы (далее - Программа) призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.

Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

Граждане и хозяйствующие субъекты испытывают затруднения при получении информации в сфере правосудия при доступе в залы судебных заседаний. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский Суд по правам человека. Так, по решениям Европейского Суда по правам человека Российская Федерация выплатила истцам в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 5540 английских фунтов, 140546 рублей 25 копеек.

Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными для общества. Проблема состоит в том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

Имеются недостатки в организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.

Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру.

Здания судов не предполагают разделения на присутственные (залы судебных заседаний) и служебные зоны (кабинеты судей и работников аппарата), что не позволяет обеспечить безопасность лиц, причастных к осуществлению правосудия, в случае открытия суда для свободного доступа. Многие здания судов не имеют приспособленных для судебных заседаний залов. Часть помещений в зданиях судов занимают подразделения Федеральной службы судебных приставов. Это существенно ограничивает доступность правосудия.

В соответствии с законодательством Российской Федерации материальное обеспечение судьи, в том числе предоставление ему достойного жилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий независимости судей. Между тем большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 процентов. Неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров. Предусмотренная Программой система мер направлена на совершенствование системы исполнения судебных актов.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;

тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;

многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.

С учетом успешного опыта реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы использование в 2007-2011 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления существующей системы правосудия с целью обеспечения ее соответствия требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права.

II. Цель и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели

Основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи:

обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

повышение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

обеспечение независимости судей;

повышение уровня исполнения судебных решений.

Для достижения цели и решения задач Программы необходимо, в частности, совершенствовать судоустройство.

Предусматривается подготовка предложений по оптимизации компетенции судов общей юрисдикции и мировых судей с учетом роста загруженности последних (114 дел в месяц на одного судью), а также проектов федеральных законов об упразднении и укрупнении ряда районных судов в связи с небольшим количеством дел, рассматриваемых федеральными судьями (16,4 дела в месяц на одного судью). В этой связи предлагается внесение изменений в процессуальное законодательство, определяющее подсудность дел мировым судьям и районным судам общей юрисдикции.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предусмотренные Программой, приведены в приложении N 1.

Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.

В этой связи необходима разработка нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации указанных положений, статус соответствующих организаций, осуществляющих функции медиации, а также регламент (процедуру) их работы.

Необходимо совершенствовать судопроизводство. В целях обеспечения прозрачности судебной системы и независимости судей при вынесении судебного акта предполагается закрепление процедуры, препятствующей оказанию воздействия (давления) на судью в связи с рассматриваемым им делом.

Требование об обязательности раскрытия содержания всех неформальных обращений к судье, поступивших до рассмотрения дела, обеспечивает открытость судебного разбирательства. В связи с этим процессуальное законодательство может быть дополнено обязанностью судьи объявлять лицам, участвующим в деле, о всех обращениях к судье (устных и письменных) по рассматриваемому делу, поступивших до начала судебного разбирательства, с последующим занесением указанных сведений в протокол судебного заседания.

Неисполнение указанной обязанности должно повлечь применение мер ответственности к судье.

Предлагаемая процедура будет также способствовать предупреждению коррупции в судейском корпусе.

В целях обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела следует установить запрет на участие в рассмотрении дел адвоката - супруга, родственника или свойственника судьи.

Программой предусматривается внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

Повышению эффективности судебной системы будет способствовать повышение активной роли суда, усиление влияния на правоприменение.

Так, судебная практика свидетельствует о том, что около 70 процентов исков налогоплательщиков к налоговым органам удовлетворяются в пользу первых, что свидетельствует об отсутствии учета принимаемых судебных решений для корректировки деятельности указанных органов исполнительной власти.

В целях активизации влияния арбитражных судов на правоприменение необходимо закрепить в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации нормы о вынесении частного определения суда в адрес соответствующей организации или должностного лица при выявлении случаев нарушения законности с закреплением обязанности сообщения о принятых мерах и возможностью привлечения их к ответственности за неисполнение указанной обязанности.

Растянутость во времени всех стадий процедуры защиты нарушенных имущественных прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов приводит к отвлечению из оборота значительных денежных средств. Невосстановление этих прав и интересов чревато дополнительными потерями и убытками.

Необходимо внедрить автоматизированные системы в деятельность органов правосудия для достижения значительного сокращения сроков рассмотрения судебных дел и споров, сокращения количества незавершенных дел и случаев потери документации, обеспечения удобного и быстрого доступа к информации, повышения качества и эффективности работы судебного аппарата и системы "электронного обеспечения правосудия".

В целях ускорения судопроизводства, минимизации потерь времени и финансовых ресурсов суда и сторон по делу, предотвращения нарушений порядка ведения протоколов судебных заседаний и подачи в связи с этим жалоб необходимо законодательно закрепить обязательность ведения аудиозаписи судебного заседания.

Необходимо реформировать (рационализировать) судопроизводство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по следующим направлениям:

перераспределение нагрузки между судебными звеньями с учетом вступления в активную фазу процесса создания апелляционных судов для исключения возможности обжалования решений по гражданским делам суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования;

установление категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается, в частности по категориям дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства;

подготовка плана действий по принятию и осуществлению общих мер, необходимых для предотвращения нарушений требования правовой определенности процедурой пересмотра судебных решений в порядке надзора в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации в соответствии с Промежуточной резолюцией ResDH (2006)1 Комитета министров Совета Европы.

Предотвращение коррупции и обеспечение принципа состязательности в судах общей юрисдикции с учетом внесенных изменений в процессуальное законодательство делают неприемлемой существующую практику приема граждан и предварительного рассмотрения их заявлений, осуществляемых судьями или их помощниками.

Вместе с тем во многих судах граждане испытывают затруднения в получении элементарной информации о состоянии рассмотрения их дел, о порядке приема заявлений и других необходимых им сведений, а также испытывают сложности в связи с невозможностью попасть на прием к судье для подачи заявления.

При сложившейся практике приема граждан судьями нередко бывают случаи, когда граждане высказывают подозрения в беспристрастности судьи, вплоть до обвинения его в коррупции, в связи с тем, что судья до рассмотрения дела по существу в ходе такого приема общался с представителями другой стороны по данному делу.

В целях организации работы судов на современном уровне и с учетом международного опыта предлагается для обеспечения приема граждан предусмотреть создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных), укомплектовав их профессионально подготовленными юристами.

После поступления в такую приемную заявлений и исков дела будут распределяться между судьями в установленном порядке без личного контакта судей с заявителями. При этом будет исключено непосредственное общение судей и их помощников с участниками процесса до начала судебного разбирательства.

В целях обеспечения прозрачности судебной системы и предупреждения ее коррупционности следует ввести ежегодное декларирование судьями, а также их супругами доходов, имущества, обязательств имущественного характера (с учетом положений главы 7 Семейного кодекса Российской Федерации). Кроме того, требуется определить разрешенные формы и условия инвестирования средств судьями.

В целях обеспечения самостоятельности судебной ветви власти предусматривается выделение средств федерального бюджета для обеспечения жильем судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Обеспечение открытости судебной власти, в том числе подотчетности и контроля со стороны общества, реализация антикоррупционной политики должны осуществляться путем принятия следующих мер:

формирование информационных ресурсов правовой базы и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции;

обеспечение открытого доступа к правовой базе и указанным банкам данных при условии соблюдения необходимого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;

учет общественного мнения в работе судов на основе регулярного общественного мониторинга качества работы судов.

Для обеспечения доступности правосудия, в том числе создания надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, требуется строительство, реконструкция или приобретение административных зданий судов, создание условий для инвалидов и несовершеннолетних, формирование зон свободного доступа в здания судов для обеспечения открытости судебного разбирательства, создание комнат ожидания для граждан, санитарных комнат и мест общественного питания.

Качественное осуществление правосудия невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппарата суда, залов судебных заседаний.

Требования к проектированию зданий судов должны быть также обусловлены стоящей перед судами задачей обеспечения права на открытое судебное разбирательство.

Залы судебных заседаний обязательно должны иметь соответствующие места для посетителей и представителей средств массовой информации. Лица, желающие посетить судебные слушания, не должны подвергаться каким-либо сложным процедурам допуска в такие залы. Возможность посещения суда не может ставиться в зависимость от процессуального статуса лица.

Соблюдение необходимых условий требует, чтобы при проектировании зданий судов предусматривалось создание компактно расположенных просторных залов судебных заседаний, которые были бы отделены от служебных помещений ("офисов судей", подразделений аппарата суда), исключая доступ к ним посетителей.

В целях обеспечения надлежащих условий осуществления правосудия необходимо принять соответствующие меры, направленные на усиление охраны зданий судов.

Совершенствование системы принудительного исполнения судебных актов, а также повышение эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов требуют развития и совершенствования системы управления, строительства, реконструкции или приобретения административных зданий для размещения подразделений Федеральной службы судебных приставов, применения новых организационных и информационных технологий.

Имеющиеся в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов устаревшие средства вычислительной техники не дают возможности интеграции имеющихся разработок в единую автоматизированную информационную систему.

Судебные приставы не имеют оперативного доступа к ведомственным базам данных, справочным информационным фондам по вопросам законодательства Российской Федерации и судебной практики.

Скорейшего решения требуют вопросы информатизации Федеральной службы судебных приставов, организации обмена данными между Службой и ее территориальными органами, создания централизованных ведомственных информационных ресурсов.

Представляется необходимым создание единой информационной системы судов и Федеральной службы судебных приставов. Это позволит не только ускорить процесс исполнения судебных актов, но и избежать случаев предъявления для принудительного исполнения поддельных исполнительных документов судов.

Эффективное функционирование судебной системы, приведение сторон в состояние, определенное судебным актом, невозможно без обеспечения исполнения судебных актов.

Ввиду того что 48 процентов судебных решений не исполняются, эффективность работы судебной системы снижается практически вдвое.

Указанные обстоятельства требуют всестороннего изучения вопроса о реформировании системы исполнения судебных актов с учетом зарубежного опыта организации исполнительного производства, разработки соответствующих законопроектов и иных нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности государственной системы исполнения судебных актов, в том числе на поиск альтернативных вариантов этой системы.

Предусматривается проведение исследований в указанной области с возможной подготовкой нормативных правовых актов.

Цель и задачи Программы определены с учетом Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Решение этих задач взаимосвязано с осуществлением стратегических целей государства, направленных на повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг, повышение качества и конкурентоспособности судебной системы, обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти.

Срок реализации Программы составляет 5 лет. Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 2.

III. Мероприятия Программы

Программа предусматривает осуществление мероприятий применительно к поставленным задачам.

В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:

создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Затраты на информатизацию Конституционного Суда Российской Федерации в 2007-2011 годах составят 224 млн. рублей, Верховного Суда Российской Федерации - 200 млн. рублей, арбитражных судов - 3649,3 млн. рублей, судов общей юрисдикции - 2200 млн. рублей. Общие затраты составят 6273,3 млн. рублей.

Учитывая масштабы системы судов общей юрисдикции, охватывающей более 80 тыс. рабочих мест, важнейшей задачей является формирование полноценных структурных подразделений судов общей юрисдикции, а также инфраструктуры по обеспечению эксплуатации и поддержки этой системы.

В целях повышения доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел, предусматривается создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных).

В этой связи необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации.

Для исследования общественного мнения в целях подготовки предложений по улучшению функционирования судебной системы России предусматривается проведение на постоянной основе общественного мониторинга качества работы судов, а также проведение исследований в области анализа практики рассмотрения дел Европейским Судом по правам человека в целях выявления причин обращений и выработки предложений по их устранению.

Приоритетной задачей является создание необходимых условий для эффективного осуществления правосудия и обеспечения его доступности.

По состоянию на 1 января 2006 г. в системе судов общей юрисдикции в стадии строительства и реконструкции находятся 105 зданий судов, из них 40 зданий судов областного звена. Остаток сметной стоимости по ним составляет 13050,8 млн. рублей. Разработана проектно-сметная документация на 53 здания общей стоимостью 5347 млн. рублей. В увеличении площадей нуждаются 1424 суда, из них 74 суда областного звена.

В рамках Программы предусматривается выделение средств Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на строительство, реконструкцию или приобретение зданий судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в размере 25874,2 млн. рублей, из них:

для судов общей юрисдикции - 25270 млн. рублей;

для Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных управлений - 604,2 млн. рублей.

Необходимо ввести в эксплуатацию объекты незавершенного строительства, а также осуществить строительство зданий, на которые разработана проектно-сметная документация.

В результате реализации указанных мероприятий Программы предусматривается ввести в эксплуатацию более 100 зданий судов и приобрести не менее 15 зданий для размещения судов районного и областного звена.

Для улучшения обеспечения служебными помещениями арбитражных судов, включая Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предусматривается введение в эксплуатацию 24 зданий и приобретение 5 зданий.

Существенное влияние на повышение эффективности правосудия окажет создание в арбитражных судах "офисов судьи", включающих в себя компактно расположенные кабинеты судьи, его помощника и секретаря судебного заседания, обеспечивающих деятельность судьи. Возможность оборудования "офисов судьи" предполагается определить в качестве одного из требований к проектной документации на строительство и реконструкцию зданий арбитражных судов. При проектировании зданий и оборудовании "офисов судьи" арбитражного суда следует исходить из потребности, составляющей 160 кв. метров общей площади на одного судью.

Предусматривается финансирование системы арбитражных судов в размере 8568,4 млн. рублей.

Вторым направлением, на котором предполагается сосредоточить усилия для решения проблемы размещения всех судов, является последовательный перевод их из арендуемых зданий и помещений в здания, находящиеся в федеральной собственности и передаваемые арбитражным судам и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации в оперативное управление.

В целях повышения уровня исполнения судебных актов необходимо создать условия для работы судебных приставов. В настоящее время Федеральная служба судебных приставов при штатной численности более 49 тыс. человек занимает здания и помещения общей площадью 591,55 тыс. кв. метров, в том числе 1,9 тыс. кв. метров в зданиях судов и 224,55 тыс. кв. метров в арендуемых помещениях.

Требуется принять меры по улучшению размещения подразделений Федеральной службы судебных приставов, находящихся в арендуемых зданиях и помещениях, а также в зданиях судов. Кроме того, в связи с увеличением численности Службы в 2007 году на 15,5 тыс. человек потребуются дополнительные служебные площади. На эти цели в Программе предусматриваются средства в размере 1296,3 млн. рублей.

Для реализации мероприятий по обеспечению безопасности деятельности арбитражных судов предусматриваются средства в размере 125 млн. рублей на приобретение и установку стационарных и переносных металлоискателей, создание системы охранного телевидения и контроля доступа.

На мероприятия по оснащению в 2007-2011 годах судов общей юрисдикции техническими средствами охраны планируется выделить 1900 млн. рублей.

В целях обеспечения независимости судей для осуществления мероприятий по обеспечению жильем судей и работников судебной системы в рамках Программы выделяется 2672 млн. рублей, в том числе:

для судей и работников аппаратов арбитражных судов - 514,3 млн. рублей;

для судей Верховного Суда Российской Федерации - 110,7 млн. рублей;

для судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции, военных судов, а также для работников Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - 2047 млн. рублей.

В целях повышения уровня принудительного исполнения судебных актов предусматривается внедрение единой информационной системы, охватывающей всю систему Федеральной службы судебных приставов и обеспечивающей ее взаимодействие с судебными органами.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы основывается на положениях статьи 124 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой финансирование судов производится только за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Мероприятия Программы приводятся в приложении N 3.

Предусмотрено выделение средств в размере 48411,3 млн. рублей, которые распределяются по государственным заказчикам следующим образом:

Конституционный Суд Российской Федерации - 224 млн. рублей;

Верховный Суд Российской Федерации - 317,2 млн. рублей;

суды общей юрисдикции и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - 32022,7 млн. рублей;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система арбитражных судов - 12869,5 млн. рублей;

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации - 10,5 млн. рублей;

Министерство юстиции Российской Федерации - 5,5 млн. рублей;

Федеральная служба судебных приставов - 2961,9 млн. рублей.

Объемы финансирования Программы ежегодно подлежат корректировке в соответствии с возможностями федерального бюджета на соответствующий год.

Финансирование Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке.

При изменении объемов финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными Программой, государственный заказчик-координатор Программы в установленном порядке уточняет объемы финансирования отдельных мероприятий Программы с соответствующим уточнением показателей их результативности.

Объемы и источники финансирования Программы приводятся в приложении N 4.

V. Механизм реализации Программы

Текущее управление и контроль за ходом выполнения Программы осуществляются государственным заказчиком-координатором Программы и ее государственными заказчиками, функции которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с государственными заказчиками Программы разрабатывает и направляет в Министерство финансов Российской Федерации сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год, уточняет мероприятия, промежуточные сроки реализации и объемы их финансирования.

Мероприятия Программы реализуются посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий Программы, определяемыми в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также на основе порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Государственные заказчики Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на мероприятия Программы.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с государственными заказчиками Программы ежегодно при формировании федеральной адресной инвестиционной программы определяет перечень конкретных объектов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета на соответствующий год, организует экспертные проверки хода реализации Программы с участием государственных заказчиков Программы, а также осуществляет ежегодный (1 раз в год) мониторинг для определения социальной эффективности реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств, а также на результаты реализации Программы.

VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы будут созданы условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня исполнения судебных и иных исполнительных документов.

Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы приводятся в приложении N 5.

Количество автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции достигнет 75 тыс. мест, в арбитражных судах - 14 тыс. мест. Создание системы электронного документооборота будет способствовать повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов.

Создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информация об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе их рассмотрения).

Будет пересмотрена подсудность дел между мировыми судьями и районными судами общей юрисдикции. В арбитражных судах будут определены категории дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается, а по другим категориям дел будет исключена возможность обжалования решений суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, что позволит оптимизировать судебную нагрузку, повлияет на улучшение качества работы судов и выносимых судебных решений.

Введение внесудебного порядка урегулирования споров повлечет снижение судебной нагрузки и также скажется на повышении качества судебных актов.

Закрепление обязательного порядка оглашения судьей до начала слушания всех неформальных обращений по этому делу обеспечит независимость и объективность принимаемых решений, предотвратит условия, способствующие коррупции в работе судов.

Установление запрета на участие в рассмотрении дел адвокатов - супругов, родственников или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда также повлияет на устранение условий, способствующих коррупции в работе судов.

Осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний.

Создание приемных во всех районных судах общей юрисдикции обеспечит доступность правосудия для граждан, сократит очереди в судах, даст возможность подавать заявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устранит общение судей со сторонами до рассмотрения дела, исключит условия, способствующие коррупции в работе судов.

Установление обязательного декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств (с учетом положений главы 7 Семейного кодекса Российской Федерации) повысит доверие к органам правосудия.

В целях обеспечения независимости судей и с учетом статьи 124 Конституции Российской Федерации будут обеспечены жильем 1713 судей и 1020 работников аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, 200 судей и 195 работников аппаратов арбитражных судов.

Площадь служебных помещений в расчете на одного судью в судах общей юрисдикции будет увеличена со 117,8 кв. метров до 129,6 кв. метров общей площади, в арбитражных судах - с 85,4 кв. метров до 111,5 кв. метров общей площади. В арбитражных судах будут созданы "офисы судьи" исходя из потребности, составляющей 160 кв. метров общей площади на одного судью.

Будут внедрены необходимые средства охраны зданий судов.

Объем исполнения судебных актов возрастет с 52 до 80 процентов.

Таким образом, реализация мероприятий Программы будет в значительной степени способствовать улучшению качества осуществления правосудия, а также повышению уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе
"Развитие судебной системы России"
на 2007-2011 годы

Приложение N 1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ

(млн. рублей)

Направление научно-исследовательской работы 2007-2011 годы - всего В том числе Результаты
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Минюст России
Анализ международного опыта правового регулирования негосударственных форм исполнения юрисдикционных актов в целях совершенствования исполнительного производства и изучения возможности создания системы частных судебных приставов в России 5,5 5,5 проекты нормативных правовых актов
Минэкономразвития России
Определение порядка и осуществление мониторинга реализации Программы и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами 10,5 2,5 2 2 2 2 результаты социологических исследований деятельности судебных органов России
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Всего 12,5 8,5 4
в том числе:
проведение исследований в целях определения порядка обязательного декларирования судьями, а также их супругами своих доходов, имущества и имущественных обязательств, установление форм и условий инвестирования судьями денежных средств 2 2 проекты нормативных правовых актов
выработка мер, направленных на запрет участия адвоката - супруга, родственника или свойственника судьи в судебном процессе в пределах юрисдикции суда 0,5 0,5 проект нормативного правового акта
проведение исследований в области правового регулирования досудебных и внесудебных процедур регулирования споров, в том числе возникающих из административных правоотношений 4,5 4,5 проекты нормативных правовых актов
выработка предложений по активизации последующего судебного контроля арбитражных судов посредством частных определений 0,5 0,5 проект нормативного правового акта
разработка предложений о порядке обязательного использования аудиозаписи судебного процесса 1 1 проекты нормативных правовых актов
проведение исследований в целях определения мер, связанных с изменением законодательства в части исключения возможности обжалования решений по делам, рассматриваемым судами первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования 2 2 проект нормативного правового акта
проведение исследований в целях определения перечня категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается 2 2 проект нормативного правового акта
Верховный Суд Российской Федерации
Всего 6,5 3,5 3
в том числе:
разработка механизмов по обеспечению правовой определенности судебных актов в соответствии с Промежуточной резолюцией ResDH (2006)1 Комитета министров Совета Европы 3 3 проект нормативного правового акта
выработка предложений по изменению порядка приема граждан и предварительного рассмотрения их заявлений 2 2 проект федерального закона
проведение исследований, направленных на оптимизацию подсудности дел между мировыми судьями и районными судами общей юрисдикции 1,5 1,5 проекты нормативных правовых актов
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
Исследование вопросов, связанных с определением служебной нагрузки на судей и работников аппаратов судов, а также с географическим размещением судов в целях обеспечения доступности правосудия 1,5 1,5 проекты нормативных правовых актов
Всего 36,5 20 9 2 3,5 2

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе
"Развитие судебной системы России"
на 2007-2011 годы

Приложение N 2. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ

2006 год (базовый) 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Целевые индикаторы
Доля граждан, доверяющих органам правосудия (1) (процентов) <*> 19 27 37 42 45 50
Доля граждан, не доверяющих органам правосудия (2) (процентов) <*> 33 25 15 10 6 6
Доля граждан, считающих информацию о деятельности судов недостаточной (3) (процентов) <*> 42 30 15 10 5 5
Доля граждан, считающих организацию работы судов неудовлетворительной (4) (процентов) <*> 27 15 10 7 5 3
Доля граждан, отмечающих невнимательность и грубость персонала судов (5) (процентов) <*> 22 17 12 9 5 2
Количество дел, рассмотренных судами с нарушением процессуальных сроков (6) (процентов) 12,8 11 10 9 7 5
Доля исполненных судебных актов (7) (процентов) 52 56 63 72 75 80
Целевые показатели
Количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационную систему (единиц, нарастающим итогом):
в судах общей юрисдикции 35400 45400 55000 65000 70000 75000
в арбитражных судах 10600 11300 12000 12700 13400 14000
Количество судов, имеющих веб-сайт (единиц, нарастающим итогом):
в судах общей юрисдикции 600 1500 2000 2500 2800 2800
в арбитражных судах 100 113 113 113 113 113
Размер общей площади служебных помещений, приходящихся на одного федерального судью (кв. метров, нарастающим итогом):
в судах общей юрисдикции 117,8 119,1 121,7 124,6 127,7 129,6
в арбитражных судах 85,4 90,2 94,6 95,1 105,2 111,5
Обеспечение жильем судей и работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в том числе:
в судах общей юрисдикции:
судьи (человек) 160 564 431 270 288
государственные служащие - работники аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (человек) 97 326 301 94 202
площадь жилья (кв. метров):
судьи 8386 29446,8 22784 14100 15009
государственные служащие - работники аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 3489 11100 10275 3444 7008
в арбитражных судах:
судьи (человек) 53 60 50 20 17
государственные служащие - работники аппаратов судов (человек) 32 60 40 30 33
площадь жилья (кв. метров):
судьи 3975 3450 3630 1500 1275
государственные служащие - работники аппаратов судов 2400 2310 2418 2250 2475
Внедрение технических средств охраны зданий:
в судах общей юрисдикции 700 75 105 200 576 544
в арбитражных судах 17 9 27 1 6 13


<*> Разбивка по кварталам не предусматривается.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к федеральной целевой программе
"Развитие судебной системы России"
на 2007-2011 годы

Приложение N 3. МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ

(млн. рублей)

Исполнитель Объем финансирования
20072011 годы - всего в том числе
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
I. Обеспечение открытости и прозрачности правосудия
Всего 6273,3 944,5 920,3 995,2 1604,1 1809,2
в том числе:
Конституционный Суд Российской Федерации 224 34,8 44,8 54,8 44,8 44,8
Верховный Суд Российской Федерации 200 60 50 30 30 30
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 3649,3 379,7 405,5 490,4 1014,3 1359,4
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации 2200 470 420 420 515 375
Информатизация Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации 224 34,8 44,8 54,8 44,8 44,8
Информатизация Верховного Суда Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации 200 60 50 30 30 30
Информатизационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - всего 2200 470 420 420 515 375
в том числе:
а) информатизация судов общей юрисдикции 1140 250 220 220 275 175
б) поддержка и обслуживание информационной системы "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие" 1060 220 200 200 240 200
Информатизационное обеспечение деятельности арбитражных судов
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - всего 3649,3 379,7 405,5 490,4 1014,3 1359,4
в том числе:
а) оснащение арбитражных судов техническими средствами информатизации 1722,1 150,9 167,3 224,4 461,9 717,6
б) электронное администрирование 508,6 48,6 44,1 79,8 126,1 210
в) защита информации 204,7 27,8 30,7 21,6 70,6 54
г) электронное представление информации 96 17,7 23,1 22,2 11,8 21,2
д) приобретение лицензионного программного обеспечения 378,5 45,4 51,9 53,9 102,2 125,1
е) информационное обеспечение судопроизводства 589,6 78,7 81 81,3 178,5 170,1
ж) система дистанционного обучения 149,8 10,6 7,4 7,2 63,2 61,4
II. Повышение эффективности рассмотрения дел и доверия к органам правосудия (НИОКР)
Всего 36,5 20 9 2 3,5 2
в том числе:
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации 1,5 1,5
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 12,5 8,5 4
Верховный Суд Российской Федерации 6,5 3,5 3
Минюст России 5,5 5,5
Минэкономразвития России 10,5 2,5 2 2 2 2
III. Создание необходимых условий для осуществления правосудия
Всего 37763,9 4421,3 6937,7 7668,1 9553,5 9183,3
в том числе государственные капитальные вложения 35738,9 4326,6 6680,1 7415 8823,5 8493,7
из них:
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации 25874,2 2729 4800 6000 6292,9 6052,3
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 8568,4 1369,6 1632,2 1167,1 2258 2141,5
Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации 1296,3 228 247,9 247,9 272,6 299,9
Государственные капитальные вложения на строительство, реконструкцию или приобретение зданий
Всего 35738,9 4326,6 6680,1 7415 8823,5 8493,7
в том числе:
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - всего 25874,2 2729 4800 6000 6292,9 6052,3
в том числе:
а) для судов общей юрисдикции 25270 2608 4679 5878,9 6172,8 5931,3
б) для Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных управлений 604,2 121 121 121,1 120,1 121
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (для арбитражных судов) - всего 8568,4 1369,6 1632,2 1167,1 2258 2141,5
в том числе:
а) строительство, реконструкция, приобретение зданий судов 6955,1 1068,2 1328,7 997,3 1828,5 1732,4
б) создание комплекса автоматизированных инженерных систем зданий 1613,3 301,4 303,5 169,8 429,5 409,1
Федеральная служба судебных приставов - всего 1296,3 228 247,9 247,9 272,6 299,9
Обеспечение безопасности и охрана зданий судов
Всего 2025 94,7 257,6 253,1 730 689,6
в том числе:
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - всего 1900 94,7 132,6 253,1 730 689,6
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - всего 125 125
IV. Строительство и приобретение жилья для судей и обеспечение жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации работников аппаратов судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных управлений
Всего 2672 356,9 786,1 636,6 410,5 481,9
в том числе:
Верховный Суд Российской Федерации (для судей Верховного Суда Российской Федерации) - всего 110,7 22,1 22,1 22,1 22,2 22,2
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - всего 2047 234,1 629,9 506,4 302,2 374,4
в том числе:
а) для судей судов общей юрисдикции 1435,5 168,6 468,6 354,1 215,4 228,8
б) для военных судей 117,2 7,3 27,3 27,3 27,3 28
в) для работников аппаратов судов общей юрисдикции 355,1 35 105 96 30,5 88,6
г) для работников аппарата Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов 139,2 23,2 29 29 29 29
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - всего 514,3 100,7 134,1 108,1 86,1 85,3
в том числе:
а) для судей арбитражных судов 309,2 60,4 80,8 64,9 52,1 51
б) для работников аппаратов арбитражных судов 205,1 40,3 53,3 43,2 34 34,3
V. Информатизация Федеральной службы судебных приставов
Всего 1665,6 247 284 327 375,6 432
в том числе:
проектирование и разработка автоматизированной системы 96 96
создание информационно-технической инфраструктуры АИС ФССП России 1134,6 327 375,6 432
установка ЛВС, пусконаладочные работы 435 151 284
Всего по Программе 48411,3 5989,7 8937,1 9628,9 11947,2 11908,4
в том числе:
капитальные вложения 40076,5 4930,5 7750,2 8378,6 9609,6 9407,6
НИОКР 36,5 20 9 2 3,5 2
прочие расходы 8298,3 1039,2 1177,9 1248,3 2334,1 2498,8

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к федеральной целевой программе
"Развитие судебной системы России"
на 2007-2011 годы

Приложение N 4. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ

(млн. рублей, в ценах 2006 года)

2007-2011 годы - всего 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Всего 48411,3 5989,7 8937,1 9628,9 11947,2 11908,4
из них:
Конституционный Суд Российской Федерации 224 34,8 44,8 54,8 44,8 44,8
Верховный Суд Российской Федерации 317,2 85,6 75,1 52,1 52,2 52,2
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 12869,5 1858,5 2300,8 1765,6 3358,4 3586,2
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации 32022,7 3527,8 5982,5 7179,5 7841,6 7491,3
Минэкономразвития России 10,5 2,5 2 2 2 2
Минюст России 5,5 5,5
ФССП России 2961,9 475 531,9 574,9 648,2 731,9
Государственные капитальные вложения - всего 40076,5 4930,5 7750,2 8378,6 9609,6 9407,6
из них:
Верховный Суд Российской Федерации 110,7 22,1 22,1 22,1 22,2 22,2
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 9082,7 1470,3 1766,3 1275,2 2344,1 2226,8
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации 27921,2 2963,1 5429,9 6506,4 6595,1 6426,7
ФССП России 2961,9 475 531,9 574,9 648,2 731,9
НИОКР - всего 36,5 20 9 2 3,5 2
из них:
Минэкономразвития России 10,5 2,5 2 2 2 2
Минюст России 5,5 5,5
Верховный Суд Российской Федерации 6,5 3,5 3
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 12,5 8,5 4
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации 1,5 1,5
Прочие расходы - всего 8298,3 1039,2 1177,9 1248,3 2334,1 2498,8
Конституционный Суд Российской Федерации 224 34,8 44,8 54,8 44,8 44,8
Верховный Суд Российской Федерации 200 60 50 30 30 30
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 3774,3 379,7 530,5 490,4 1014,3 1359,4
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации 4100 564,7 552,6 673,1 1245 1064,6

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к федеральной целевой программе
"Развитие судебной системы России"
на 2007-2011 годы

Приложение N 5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" НА 2007-2011 ГОДЫ

Степень достижения запланированных результатов измеряется на основании сопоставления фактически достигнутых значений с плановыми и целевыми значениями.

Сопоставление значений производится по каждому расчетному и базовому показателям.

На плановый период указываются плановые значения по годам, а также целевое значение на среднесрочную перспективу с указанием года достижения этого значения.

Плановая общественная эффективность рассчитывается на плановый период, фактическая - на отчетный.

Эффективность реализации отдельного мероприятия Программы, за исключением целевых индикаторов 2-6 (E1, процентов), определяется на основе расчетов по следующей формуле:

Е1 =T_fх 100;
T_N

при расчете планового значения общественной эффективности для целевых индикаторов 2-6 (Е2, процентов) используется следующая формула:

Е2 =T_Nх 100;
T_f

где:

T_f - фактическое значение целевого индикатора, достигнутое в ходе реализации Программы;

T_N - нормативное значение целевого индикатора, утвержденное Программой.

Эффективность реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:

где:

Е - эффективность реализации Программы (процентов);

n - номер целевого индикатора Программы;

Т_fn - фактическое значение целевого индикатора (2-6), достигнутое в ходе реализации Программы;

Т_Nn - нормативное значение целевого индикатора (2-6), утвержденное Программой;

Т_f1, Т_f7 - фактическое значение целевого индикатора Программы 1 и 7 соответственно;

Т_N1, Т_N7 - нормативное значение целевого индикатора Программы 1 и 7 соответственно;

М - количество целевых индикаторов Программы.