ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.05.97 N 628 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ (КОНКУРСА) НА РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА НА ПОСТАВКУ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ВОЕННЫХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ СПЕЦПОТРЕБИТЕЛЕЙ"
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ (КОНКУРСА) НА РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА НА ПОСТАВКУ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ВОЕННЫХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ СПЕЦПОТРЕБИТЕЛЕЙ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 6) и Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и определяет правила организации и проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей среди поставщиков (исполнителей), предложивших лучшие условия, с целью обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета.
2. Основными принципами организации и проведения торгов (конкурса) является создание равных конкурентных условий для всех участников - предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей (поставщиков), а также гласность, единство требований и объективность оценки.
3. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке, означают следующее:
"конкурсная комиссия" - комиссия, образованная государственным заказчиком для организации и проведения торгов (конкурса);
"конкурсная документация" - комплект документов, содержащий информацию о проведении торгов (конкурса) и о предмете торгов (конкурса);
"предмет торгов (конкурса)" - государственный оборонный заказ на поставку определенного продовольственного товара или группы товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей;
"претендент" - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, решившие принять участие в торгах (конкурсе), до регистрации заявки на участие в торгах (конкурсе);
"участник торгов (конкурса)" - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, представившие и зарегистрировавшие заявку на участие в торгах (конкурсе);
"заявка" - предложение претендента заключить государственный контракт на условиях, определенных в конкурсной документации;
"государственный контракт" - документ, определяющий права и обязанности сторон по поставке продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей.
4. Государственные заказчики организуют проведение торгов (конкурса).
5. Для участия в процедуре размещения заказов на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее именуются - поставщики) должны удовлетворять квалификационным требованиям, определяемым в настоящем Порядке.
6. Поставщик (исполнитель):
должен иметь необходимые финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения государственного контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды;
не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом).
Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена.
7. Государственный заказчик или юридическое лицо, осуществляющее по договору с государственным заказчиком размещение заказов на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей (далее именуются - заказчики), вправе требовать от поставщиков, участвующих в указанной процедуре, представления документов или иной информации, необходимых для удостоверения квалификации в соответствии с критериями, предусмотренными настоящим Порядком, если это не нарушает прав поставщиков на защиту их интеллектуальной собственности и иных охраняемых законом прав.
Любое требование, предусмотренное настоящим Порядком, должно содержаться в квалификационной документации в случае проведения квалификационного отбора, в конкурсной документации или в иной документации по привлечению заявок на участие в торгах (конкурсе) и должно относиться ко всем поставщикам.
Установление иных критериев, требований или процедур в части определения квалификации поставщиков не допускается.
8. Заказчик вправе проводить квалификационный отбор для выявления поставщиков, соответствующих предъявляемым требованиям, до представления заявок на участие в торгах (конкурсе).
9. Предметом торгов (конкурса) является государственный оборонный заказ на поставку определенного продовольственного товара или группы товаров конкретным потребителям (покупателям) в оговоренные сроки (в определенный временной интервал, равномерно в течение года и т. д.).
В информации о предмете конкурса указываются объем и время поставки продовольственных товаров, уровень договорных цен, наименование потребителя (покупателя), особые условия поставки и другие сведения. Поставляемое продовольствие по качеству должно соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам.
При необходимости общий объем поставок может быть разбит на отдельные партии в зависимости от возможностей товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей).
10. Заказчик осуществляет процедуру по размещению заказов на поставку продовольственных товаров военным и приравненным к ним спецпотребителям путем проведения открытых торгов (открытого конкурса) как наиболее предпочтительного способа закупок.
11. Конкурсный отбор поставщиков (исполнителей) производится конкурсной комиссией, образованной государственным заказчиком. В состав конкурсной комиссии входят не менее 3 должностных лиц заказчика и представители поставщиков.
При проведении торгов (конкурса) на федеральном уровне в состав конкурсной комиссии включаются представители Министерства экономики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и организаций.
В состав конкурсной комиссии, создаваемой государственным заказчиком по месту дислокации военных и приравненных к ним спецпотребителей, включаются представители органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, производителей сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.
12. Для обеспечения работы конкурсной комиссии формируется рабочая группа из специалистов государственных заказчиков. К работе комиссии могут привлекаться представители научно-исследовательских, консультационных и других организаций.
13. Конкурсная комиссия осуществляет следующие функции:
разрабатывает и утверждает регламент своей работы;
публикует объявление о проведении торгов (конкурса) и рассылает приглашения;
организует разработку конкурсной документации, направляет ее претендентам для ознакомления и дает необходимые разъяснения;
осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в торгах (конкурсе) и оценку этих заявок;
определяет в соответствии с настоящим Порядком победителя торгов (конкурса) или принимает иное решение по результатам торгов (конкурса);
составляет и подписывает протокол по итогам торгов (конкурса).
14. Заказчик вправе размещать заказы на поставку продовольственных товаров военным и приравненным к ним спецпотребителям путем проведения закрытых торгов (закрытого конкурса) в случаях, предусмотренных Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305.
II. Порядок проведения торгов (конкурса)15. Заказчик привлекает заявки на участие в торгах (конкурсе) или в квалификационном отборе путем опубликования в печатных средствах массовой информации или рассылки поставщикам (исполнителям) приглашений к участию в торгах (конкурсе) или в квалификационном отборе.
16. Приглашение к участию в торгах (конкурсе) должно содержать следующую информацию:
наименование и адрес заказчика;
спецификация, количество и место поставки продукции;
желательные или требуемые сроки поставки продукции;
критерии и порядок оценки квалификации поставщиков;
не подлежащее впоследствии изменению объявление о возможности участия в поставках продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей поставщиков независимо от их местонахождения или о необходимости ограничиться определенным кругом поставщиков;
способ, порядок и место получения конкурсной документации;
размер платы, взимаемой заказчиком за получение конкурсной документации, в случае установления таковой;
порядок, место и срок представления заявок на участие в торгах (конкурсе).
17. Приглашение к участию в предварительном квалификационном отборе должно содержать информацию, предусмотренную пунктом 16 настоящего Порядка, в случае если такая информация известна, а также следующую информацию:
порядок и место получения квалификационной документации;
размер платы, взимаемой заказчиком за получение квалификационной документации, в случае установления таковой;
место и срок представления заявок на участие в квалификационном отборе.
18. Заказчик предоставляет конкурсную документацию поставщикам, прошедшим квалификационный отбор (в случае проведения такового) и оплатившим документацию (в случае установления платы за нее), в соответствии с правилами и требованиями, установленными в приглашении к участию в торгах (конкурсе). Размер платы, взимаемой заказчиком за предоставление конкурсной документации, не может превышать размера расходов на ее изготовление и доставку поставщикам.
19. Конкурсная документация должна содержать следующую информацию:
инструкции по подготовке заявок на участие в торгах (конкурсе);
критерии и порядок оценки квалификации поставщиков;
требования, предъявляемые к документации или иной информации, представляемой поставщиком в подтверждение своей квалификации;
критерии, учитываемые заказчиком при определении выигравшей заявки, включая предоставление преимуществ и иные факторы (помимо цены);
условия государственного контракта, известные заказчику, и форма государственного контракта в случае установления таковой;
способ расчета или выражения цены государственного контракта, в том числе указание на то, включает ли цена помимо стоимости самой продукции расходы на транспортировку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
порядок, место и срок представления заявок на участие в торгах (конкурсе);
срок действия заявок на участие в торгах (конкурсе);
место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах (конкурсе);
порядок вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в торгах (конкурсе);
имя, должность и адрес одного или нескольких должностных лиц (служащих) заказчика, уполномоченных поддерживать связь непосредственно с поставщиками и получать от них без посредников сведения, относящиеся к закупкам продукции;
разъяснение права на обжалование незаконных действий или решений заказчика либо используемых им процедур;
соответствующее указание, в случае если заказчик оставляет за собой право отклонить все заявки на участие в торгах (конкурсе);
другие требования, установленные заказчиком в соответствии с настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами о закупках в отношении подготовки и представления заявок на участие в торгах (конкурсе), а также по вопросам, связанным с закупками.
20. Поставщик вправе потребовать от заказчика разъяснения конкурсной документации. Заказчик обязан ответить на любой запрос поставщика о разъяснении конкурсной документации, полученный в разумные сроки до истечения срока представления заявок на участие в торгах (конкурсе). Заказчик должен направить ответ в разумные сроки, позволяющие поставщику своевременно представить заявку на участие в торгах (конкурсе), и довести данное разъяснение до сведения всех поставщиков, которым предоставлена конкурсная документация, без указания источника поступления запроса.
В любое время до истечения срока представления заявок на участие в торгах (конкурсе) заказчик вправе по собственной инициативе либо в ответ на запрос какого-либо поставщика изменить конкурсную документацию путем издания дополнения. Дополнение незамедлительно доводится до сведения всех поставщиков, которым заказчик предоставил конкурсную документацию, и имеет для них обязательную силу.
В случае проведения обсуждения с поставщиком заказчик составляет протокол, в который заносятся представленные в ходе этой встречи запросы о разъяснении конкурсной документации без указания источников их поступления и ответы на запросы. Протокол незамедлительно направляется всем поставщикам, которым заказчик предоставил конкурсную документацию, в целях учета содержащейся в протоколе информации при подготовке заявок на участие в торгах (конкурсе).
21. Заказчиком устанавливается место представления заявок на участие в торгах (конкурсе), дата и время окончания приема указанных заявок.
Заказчик по своему усмотрению до истечения срока представления заявок на участие в торгах (конкурсе) вправе продлить срок их представления.
Уведомление о продлении срока представления заявок на участие в торгах (конкурсе) незамедлительно направляется каждому поставщику, которому заказчик предоставил конкурсную документацию.
Заявка на участие в торгах (конкурсе) оформляется в письменном виде, скрепляется подписью и представляется в запечатанном конверте в порядке и способом, которые указаны заказчиком в конкурсной документации. Заказчик по запросу поставщика выдает ему расписку с указанием даты и времени получения заявки.
Конверт с заявкой на участие в торгах (конкурсе), полученной заказчиком по истечении срока приема заявок, не вскрывается и возвращается представившему ее поставщику.
22. Заявки на участие в торгах (конкурсе) признаются действительными в течение срока, установленного конкурсной документацией. До истечения срока действия заявок на участие в торгах (конкурсе) заказчик вправе предложить поставщикам продлить этот срок. Поставщик вправе отклонить такое предложение. В этом случае он не утрачивает права на обеспечение своей заявки, однако ее действие заканчивается в первоначально установленный срок.
Поставщики, которые согласны на продление срока действия заявок на участие в торгах (конкурсе), продлевают или обеспечивают продление срока действия предоставленного ими обеспечения заявок либо предоставляют новое обеспечение для покрытия продленного срока действия этих заявок. Поставщик, срок действия обеспечения заявки которого не продлевается или который не предоставляет новое обеспечение, рассматривается как поставщик, отклонивший предложение о продлении срока действия заявки на участие в торгах (конкурсе).
23. При размещении заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей заказчик должен потребовать от поставщиков предоставления обеспечения заявок на участие в торгах (конкурсе) одновременно с представлением указанной заявки. Это требование распространяется на всех поставщиков.
Обеспечением заявки на участие в торгах (конкурсе) может быть банковская гарантия, залог, а также поручительство.
Конкурсная документация может предусматривать, что лицо, предоставившее обеспечение заявки на участие в торгах (конкурсе), и поручитель обеспечения заявки (при наличии такового), а также форма и условия обеспечения заявки должны быть приемлемыми для заказчика.
До представления заявки на участие в торгах (конкурсе) поставщик может потребовать от заказчика подтверждения приемлемости лица, готового предоставить обеспечение заявки, или предполагаемого поручителя. Заказчик обязан незамедлительно направить ответ на такой запрос.
Подтверждение приемлемости лица, готового предоставить обеспечение заявки на участие в торгах (конкурсе), или поручителя не лишает заказчика права отклонить обеспечение заявки на том основании, что данное лицо или поручитель стали неплатежеспособными или утратили кредитоспособность.
При закупках продукции на сумму менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда заказчик вправе не требовать от поставщика предоставления обеспечения заявки на участие в торгах (конкурсе).
Размер обеспечения заявки на участие в торгах (конкурсе) не должен превышать 3 процентов предполагаемой цены государственного контракта.
24. Заказчикам запрещается осуществлять координацию деятельности поставщиков, которая приведет или может привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов каких-либо поставщиков. Одному или нескольким поставщикам не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе путем доступа к конфиденциальной информации и материальной базе, а также уменьшения размера обеспечения заявки на участие в торгах (конкурсе).
Торги (конкурс), в которых участвовал только один поставщик, признаются несостоявшимися.
Заказчики обязаны хранить коммерческую тайну поставщиков и предоставлять достоверную информацию о торгах (конкурсе) на условиях, предусмотренных настоящим Порядком.
25. Конверты с заявками на участие в торгах (конкурсе) вскрываются по наступлении срока, указанного в конкурсной документации в качестве даты окончания представления заявок (по окончании продленного срока), в соответствии с порядком, предусмотренным конкурсной документацией.
Все поставщики, представившие заявки на участие в торгах (конкурсе), или их представители могут присутствовать при вскрытии конвертов с заявками.
Наименование, адрес и цена заявки каждого поставщика, конверт с заявкой которого вскрывается, объявляются лицам, присутствующим при вскрытии конвертов с заявками, и немедленно заносятся в протокол процедуры закупок. Эти сведения сообщаются отсутствующим или не направившим своих представителей поставщикам, представившим заявки, по их требованию.
26. Для упрощения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в торгах (конкурсе) заказчик вправе потребовать от поставщиков разъяснения положений заявок. Не допускаются требования, направленные на изменение содержания заявки, включая изменение цены.
Заказчик вправе рассматривать заявку на участие в торгах (конкурсе) как отвечающую формальным требованиям только в случае, если она:
соответствует всем требованиям, предусмотренным конкурсной документацией;
содержит незначительные отклонения, которые существенно не меняют характеристик, условий и иных требований, предусмотренных конкурсной документацией, либо если она содержит ошибки или неточности, которые можно устранить, не меняя существа заявки.
27. Заказчик отклоняет заявку на участие в торгах (конкурсе) в случаях, если:
поставщик, представивший заявку, не отвечает квалификационным требованиям;
поставщик, представивший заявку, не соглашается с исправлением выявленной ошибки;
заявка не отвечает формальным требованиям, предусмотренным конкурсной документацией;
выявлены недобросовестные действия поставщика.
28. Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в торгах (конкурсе) для определения победителя торгов (конкурса) в соответствии с порядком и критериями, предусмотренными конкурсной документацией. Использование иных критериев, помимо предусмотренных конкурсной документацией, не допускается.
29. Заказчик вправе потребовать от поставщика, с которым он намерен заключить государственный контракт, подтверждения квалификации в соответствии с критериями, требованиями или процедурами, предусмотренными настоящим Порядком, независимо от проведения заказчиком квалификационного отбора.
В случае если поставщик не подтверждает свою квалификацию по требованию заказчика, заявка на участие в торгах (конкурсе) такого поставщика отклоняется и установление выигравшей заявки осуществляется в соответствии с настоящим Порядком из числа остальных действующих заявок. При этом заказчик вправе отклонить все заявки на основании настоящего Порядка.
30. Информация о рассмотрении, разъяснениях, оценке и сопоставлении заявок на участие в торгах (конкурсе) не подлежит раскрытию поставщикам или иным лицам, официально не участвующим в рассмотрении, разъяснениях, оценке и сопоставлении заявок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
31. Проведение переговоров между заказчиком или конкурсной комиссией и поставщиком относительно его заявки на участие в торгах (конкурсе) не допускается.
32. Конкурсная комиссия выбирает победителем конкурса участника, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям, содержащимся в конкурсной документации.
Оптимальные условия поставки определяются по следующим показателям:
цена за единицу продукции, включая транспортные расходы на доставку потребителю;
качество поставляемой продукции;
объемы и сроки поставки;
размер уставного фонда и финансовая надежность поставщика;
наличие филиалов и отделений, расположенных на территории дислокации военных и приравненных к ним спецпотребителей;
гарантии поставки, включая гарантии по выплате штрафных санкций и возмещению ущерба в случае нарушения условий поставки.
33. Письменное уведомление о признании заявки на участие в торгах (конкурсе) выигравшей немедленно направляется представившему ее поставщику. К этому моменту заказчик должен быть готов предоставить поставщику текст проекта государственного контракта.
Государственный контракт заключается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если государственным контрактом предусмотрена поставка продукции покупателю (покупателям), то такая поставка осуществляется на основе договора поставки продукции для государственных нужд, заключаемого между поставщиком и покупателем (покупателями), определяемым заказчиком. Отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.
34. Заказчик обязан опубликовать информацию о победителе торгов (конкурса) не позднее чем через 10 дней после подведения их итогов. Такая информация должна включать наименование поставщика - победителя торгов (конкурса), предмет и цену (предполагаемую цену) государственного контракта. Порядок опубликования решения о заключении контракта устанавливается Министерством экономики Российской Федерации.
Требование об опубликовании указанной информации не применяется в случае, если цена заключаемого государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.
35. В случае если поставщик, которому направлено письменное уведомление о том, что его заявка выиграла, не подписал государственный контракт в течение установленного срока либо не предоставил в установленные конкурсной документацией сроки надлежащего обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, заказчик отклоняет подобную заявку и выбирает выигравшую заявку из числа остальных действующих заявок. При этом заказчик вправе отклонить все заявки на основании настоящего Порядка.
36. Уведомление о заключении государственного контракта с указанием наименования и адреса поставщика, заключившего контракт, а также цены контракта в течение 10 дней со дня заключения такого контракта доводится до сведения всех иных поставщиков, принимавших участие в торгах (конкурсе).
III. Обжалование37. Любой поставщик, который заявляет, что он понес или может понести убытки в результате нарушения требований настоящего Порядка заказчиком, имеет право на обжалование в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
Предметом обжалования не могут быть:
выбор способа размещения заказов на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей из числа способов, предусмотренных настоящим Порядком;
решение заказчика в соответствии с настоящим Порядком отклонить все заявки на участие в торгах (конкурсе).
38. До заключения государственного контракта жалоба направляется руководителю заказчика в письменной форме. В случае если жалоба основана на действии или решении заказчика либо использованной им процедуре, которые были утверждены уполномоченным территориальным органом в соответствии с настоящим Порядком, она направляется в Министерство экономики Российской Федерации.
Если спор по жалобе не разрешен по взаимному соглашению поставщика и заказчика, заказчик или уполномоченный территориальный орган в течение 30 дней со дня представления жалобы выносит письменное решение, которое должно содержать:
обоснование мотивов принятия решения;
меры, направленные на удовлетворение изложенных требований, в случае полного или частичного удовлетворения жалобы.
39. Поставщик, жалоба которого не была рассмотрена уполномоченным территориальным органом или который не удовлетворен принятым им решением либо решение по жалобе которого не было принято в установленный срок, имеет право на обжалование в Министерство экономики Российской Федерации.
Министерство экономики Российской Федерации в течение 30 дней выносит по жалобе письменное мотивированное решение.
40. Поставщик или любой государственный орган, интересы которого нарушены или могут быть нарушены в результате обжалования, имеет право участвовать в процедуре обжалования. Поставщик, не принявший участия в такой процедуре, впоследствии лишается права подать жалобу.
41. Положения настоящего раздела не могут рассматриваться как ограничение права обращения поставщиков и иных заинтересованных лиц в суд.