"ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРИЕМКУ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13.02.69 N 53)



Глава III. РЕМОНТ И МОНТАЖ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И ВОЗДУШНОГО ОТОПЛЕНИЯ


1. Ремонт, устройство и монтаж системы вентиляции

III.1.1. Шлакогипсовые плиты, используемые для устройства чердачных сборных коробок, должны изготовляться из строительного гипса, хранившегося в сухом помещении не более 3 месяцев, и армироваться полосовой сталью 10 х 2 мм.

III.1.2. Отклонение внутренних размеров шлакогипсовых и шлакобетонных коробов от проектных допускается в пределах +/- 3%.

III.1.3. При использовании несгораемых конструкций зданий в качестве стенок вентиляционных коробов их поверхности, обращенные внутрь короба, должны быть оштукатурены или затерты. Прокладываемые вплотную друг к другу приточные и вытяжные короба должны иметь самостоятельные стенки и не иметь поперечных стыков в толще пересекаемых каналами стен и междуэтажных перекрытий.

III.1.4. Уплотнение раструбных или муфтовых соединений асбестоцементных воздуховодов следует производить пеньковым канатом, смоченным в водном растворе асбеста, цемента и казеинового клея; после законопатки каната в раструбе свободную часть последнего заполняют тем же раствором, но более густой консистенции.

Соединение асбестоцементных воздуховодов без муфт производится встык на том же растворе с закреплением соединения вязальной проволокой и оклейкой стыка полосками ткани, смоченной в казеиновом клее.

III.1.5. При наличии в асбестоцементных воздуховодах трещин или небольших по величине пробоин их заделывают тканевым двухслойным пластырем, пропитанным казеиновым клеем, с последующей оклейкой поврежденного места полосками ткани, смоченной в казеиновом клее.

III.1.6. Винипластовые воздуховоды соединяются сваркой встык (неразъемное соединение) или с помощью винипластовых фланцев, приваренных к воздуховодам. Сварка винипласта производится сварочным винипластовым прутком, который обычно размягчается подогретым до 220 - 240 °С сжатым воздухом, поступающим из специальной горелки. При толщине листа от 2 до 5 мм диаметр прутка должен быть равен 2 мм, а при большей толщине - 3 мм. В последнем случае лист должен иметь фаску под углом 30 - 35°.

III.1.7. Уплотнение фланцевых соединений винипластовых воздуховодов производится с помощью резиновых прокладок толщиной 3 - 5 мм. Расстояние между подвесками, кронштейнами или другими опорами для этих воздуховодов должно быть не более 2,5 м для горизонтальных участков и 3 м для вертикальных, причем воздуховоды должны иметь возможность свободного перемещения. Между воздуховодом и хомутом подвески следует устанавливать резиновую или пластикатовую прокладку толщиной 3 - 4 мм.

III.1.8. Трещины в винипластовых воздуховодах разрешается заваривать с последующей установкой дополнительных средств крепления на расстоянии 0,5 - 0,8 м с каждой стороны отремонтированного участка. Небольшие по величине пробоины воздуховодов возможно устранить путем наложения заплат из листового винипласта, имеющего примерно ту же толщину, что и воздуховод.

Соединение материала заплаты с воздуховодом производится сваркой или с помощью эпоксидного клея. Участки воздуховодов, находящиеся в зоне возможных механических воздействий, следует защищать путем обшивки досками или матами.

III.1.9. Воздуховоды, предназначенные для увлажненного воздуха (в лечебных корпусах, банях, лабораториях и др.), следует размещать так, чтобы в нижней части воздуховодов не было продольных швов, а находящиеся в нижней плоскости поперечные швы должны быть уплотнены пропайкой или сваркой. Такие воздуховоды следует прокладывать с уклоном 0,01 - 0,015 для стока воды (конденсата).

III.1.10. Крепления горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов следует устанавливать на расстоянии не более 4 м один от другого при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны прямоугольного сечения до 375 мм и на расстоянии не более 3 м один от другого при воздуховодах большего размера.

Для вертикальных воздуховодов это расстояние принимается 4 м. Прокладки между фланцами воздуховода, перемещающего воздух обычной влажности, изготовляют из шнурового асбеста или пряди смоляного каната, а при увлажненном воздухе - из резины или пряди каната, пропитанной суриковой замазкой.

III.1.11. Ремонт стальных воздуховодов производят после их разборки на звенья. Имеющиеся свищи, трещины и другие неплотности устраняются запайкой или наложением заплат из кровельной стали, соединяемых с воздуховодом клеевыми составами. Ремонтируемые звенья воздуховодов, выполненные из черной листовой стали, должны быть окрашены за один раз масляной краской внутри и снаружи.

III.1.12. Недостаточная производительность вентиляционной системы устраняется:

а) очисткой вентилятора от грязи;

б) сменой рабочего колеса, если лопатки его изношены или проржавели;

в) уменьшением зазора между кромкой переднего диска рабочего колеса и кромкой патрубка центробежного вентилятора; этот зазор как в осевом, так и в радиальном направлении не должен превышать 1% от диаметра рабочего колеса; уменьшение зазора достигается установкой во всасывающем патрубке плотно входящей обечайки из листовой стали;

г) изменением расположения патрубков у центробежного вентилятора. Выходной диффузор или отвод за вентилятором следует отклонить в сторону направления движения воздуха в кожухе вентилятора, а входной патрубок располагать концентрично по отношению к входному отверстию;

д) изменением направления вращения осевого вентилятора с несимметричными лопатками; вентилятор должен вращаться так, чтобы лопатки вогнутой стороной захватывали воздух;

е) исправлением дефектов, вызывающих повышенное сопротивление воздуховодов по сравнению с проектной величиной;

ж) очисткой калориферов и выправлением погнутых пластин; при сильной загрязненности калориферы промывают в 70-процентном содовом растворе, а затем горячей водой и просушивают;

з) ликвидацией неплотностей в воздуховодах.

III.1.13. Шум от вибрации при работе вентиляционной системы устраняется:

а) установкой гибких брезентовых или резиновых вставок между вентилятором и присоединяемыми к нему воздуховодами;

б) закреплением вибрирующих клапанов и задвижек; установкой вентилятора с колесом большого диаметра, но с меньшим числом оборотов (по расчету);

в) применением только кожаных сшивок для ремней;

г) прокладкой воздуховодов через стены и перекрытия в гильзах из кровельной стали с заполнением кольцевого зазора между гильзой и воздуховодом войлоком или асбестовым шнуром;

д) установкой вентиляторов на вибропоглощающее основание.

2. Ремонт систем воздушного отопления

III.2.1. Для очистки приточного воздуха в системах воздушного отопления применяют масляные бумажные фильтры и секции масляных самоочищающихся фильтров. Масляные фильтры должны комплектоваться приспособлениями для промывки и регенерации, очистки масла, взмучивания и удаления шлама.

III.2.2. Неисправности фильтров-ячеек устраняются:

а) ликвидацией перекосов каркаса, с тем чтобы ячейки плотно прилегали друг к другу и без большого усилия устанавливались на место и снимались;

б) ремонтом клиновых задвижек, зажимов, стен и рамок кассет бумажных фильтров, с тем чтобы фильтрующие прокладки были хорошо натянуты и не имели просветов и морщин;

в) ремонтом коробок и гофрированных сеток в кассетных фильтрах ВНИИСТО, с тем чтобы шаг между всеми сетками был одинаков (7 мм);

г) ремонтом кассеты и заменой битых или ремонтом погнутых колец в ячейках масляных фильтров.

Неисправности секций масляных самоочищающихся фильтров устраняются:

а) ремонтом каркаса фильтра;

б) ремонтом ведущих и натяжных валов для обеспечения непрерывного движения сеток;

в) ремонтом червячного редуктора, подшипников и зубчатой передачи с заменой при этом изношенных деталей и узлов.

III.2.3. Недостаточный нагрев приточного воздуха устраняется:

а) очисткой калориферов от грязи и пыли;

б) ремонтом обводного клапана (устранение перекоса полотна и направляющих, устранение неплотностей и обеспечение возможности вращения втулок);

в) ремонтом или восстановлением теплоизоляции приточных воздуховодов, которая должна состоять из слоев минераловатных матов (50 мм), укрепляемых сеткой вокруг воздуховода и защитного покрытия;

г) регулировкой системы, с тем чтобы устранить перегревы в одних и недогревы в других помещениях.

В случае если эти меры не обеспечат положительных результатов, следует увеличить поверхность нагрева калориферов по сравнению с проектной величиной.

III.2.4. Неисправности системы увлажнения приточного воздуха устраняются:

а) применением прямоточных форсунок, менее загрязняемых взвешенными веществами, находящимися в воде, и легче очищаемых от этих веществ;

б) ремонтом сепараторов или их заменой при износе или коррозии пластин;

в) ремонтом трапа и отводной линии.

III.2.5. Калориферы и отопительные агрегаты перед установкой на место должны быть тщательно очищены от грязи. Все погнутые пластинки должны быть выправлены без нарушения при этом оцинковки. Всасывающие и выхлопные отверстия до пуска агрегатов в эксплуатацию должны быть закрыты.

Присоединение трубопроводов к калориферам должно выполняться на разъемных соединениях (фланцевых или резьбовых).

III.2.6. При монтаже агрегатов должно быть обеспечено прочное крепление всех элементов (вентилятор, калорифер, кожух) между собой и к опорам. Площадки под агрегаты должны быть выверены по уровню.

3. Испытание, регулировка и приемка систем вентиляции и воздушного отопления

III.3.1. Приемка вентиляционных систем и систем воздушного отопления должна производиться после их предпусковых испытаний и регулировки монтажной или строительной организации.

При указанных испытаниях должны производиться:

а) проверка соответствия проектным данным производительности, полного давления и числа оборотов вентиляторов;

б) выявление неплотностей в воздуховодах и других элементах систем;

в) проверка равномерности прогрева калориферов;

г) замер температуры подаваемого воздуха в головном участке воздуховода;

д) проверка соответствия проекту объемов воздуха, подаваемого или отсасываемого общеобменными системами вентиляции по отдельным помещениям;

е) проверка соответствия объемов воздуха, перемещаемого через отдельные воздухоприемные и воздуховыпускные устройства местными системами вентиляции, обслуживающими отдельные производственные посты и технологическое оборудование;

ж) замер относительной влажности воздуха в головном участке воздуховода за камерой для систем, оборудованных увлажнительными устройствами, а также проверка работы насоса увлажнительной установки;

з) регулировка установок с целью достижения проектных показателей по расходу воздуха.

Примечание. Отсутствие теплоносителя в теплое время года не может служить препятствием к общей приемке вентиляционных систем и установок воздушного отопления.

III.3.2. Действие вытяжных вентиляционных систем в жилых зданиях проверяется по наличию тяги в решетках у вентиляционных отверстий.

III.3.3. Отклонения от предусмотренных проектом показателей, выявленные при испытании систем, не должны превышать:

а) по объему воздуха, проходящего через воздуховыпускные и воздухоприемные устройства, а также в головном участке воздуховода +/- 10%;

б) по температуре подаваемого воздуха в холодный период года +/- 2 °С.

III.3.4. Вентиляционные системы и установки воздушного отопления могут быть допущены к приемке в эксплуатацию после их непрерывной и надежной работы в течение 7 ч.

III.3.5. Документация, предъявляемая при приемке вентиляционных систем и установок воздушного отопления, должна содержать:

а) рабочие чертежи с пояснительной запиской и нанесенными на них изменениями, допущенными при монтаже, и документы согласования этих изменений;

б) акты приемки скрытых работ и акты промежуточной приемки конструкций;

в) паспорта на оборудование;

г) акты о результатах предпусковых испытаний и регулировки вентиляционных установок и систем воздушного отопления.

III.3.6. При приемке вентиляционных систем и установок воздушного отопления должны производиться тщательный наружный осмотр и проверка всех смонтированных устройств. При этом должны быть проверены:

а) правильность установки вентиляционного оборудования;

б) равномерность прогрева калориферов и распыливания воды форсунками;

в) правильность изготовления и монтажа воздуховодов, коробов, каналов, регулирующих устройств, вентиляционных камер и шахт;

г) надежность крепления вентиляционного оборудования, воздуховодов и других элементов системы;

д) наличие приспособлений, фиксирующих отрегулированное положение дросселирующих устройств, и легкость управления этими устройствами;

е) выполнение предусмотренных проектом мероприятий по виброзвукоизоляции вентиляционных агрегатов;

ж) выполнение специальных требований противопожарных правил, норм и инструкций.

III.3.7. В акте приемки вентиляционных устройств указываются:

а) отступления от проекта, допущенные при производстве строительно-монтажных работ;

б) характеристики вентиляторов, калориферов, электродвигателей и другого вентиляционного оборудования, надежность их работы;

в) результаты предпусковых испытаний и регулировки систем;

г) качество выполненных работ;

д) перечень выявленных недоделок и дефектов с указанием сроков их устранения и исполнителей.