"ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И ПРИЕМКУ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13.02.69 N 53)
Глава XVII. РАЗНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИФТАМ
1. Технические указания на производство и приемку работ по переоборудованию лифтов для двустороннего движения пассажиров
XVII.1.1. Лифты старых конструкций (выпуска до 1957 г.), а также лифты иностранных марок могут быть переоборудованы для вызова пустой кабины на любой этаж и последующего движения пассажиров также на любой этаж.
XVII.1.2. Для переоборудования лифтов на двустороннее движение в схему и аппаратуру лифта вносятся следующие изменения и дополнения:
а) каждая шахтная дверь, где имеется вызов, должна быть оборудована не менее чем тремя контактами безопасности;
б) на неавтоматическом замке разрешается устанавливать ручки для открывания дверей с площадок;
в) вблизи каждой двери должен быть установлен вызывной аппарат с сигнальной лампочкой "занято";
г) при движении кабины отводка должна обеспечивать открытие двери шахты только того этажа, на который была направлена кабина; для этой цели отводка должна быть подвижной, управляемой электромагнитом;
д) на панели управления должно находиться устройство, позволяющее при передвижении кабины выключать действие отводки на всех этажах;
е) для обеспечения возможности входа и выхода пассажиров, вызвавших кабину, создается выдержка времени установки кабины 4 - 6 с после прихода ее на этаж, с тем чтобы в это время не было возможности вызвать кабину с другого этажа.
XVII.1.3. Дополнительные аппараты, обеспечивающие двустороннее движение, могут устанавливаться на общей панели управления или на специальной дополнительной панели.
XVII.1.4. Проверке выполненных работ по переводу на двустороннее движение пассажиров подвергаются:
а) правильность монтажа в соответствии с электрической схемой лифта;
б) действие оборудования и аппаратуры с точки зрения удовлетворения его требованиям ПУБЭЛ;
в) прочность изоляции вновь установленной электропроводки и аппаратов.
2. Технические указания по проверке состояния изоляции и заземленияXVII.2.1. В процессе монтажа перед вводом в эксплуатацию периодически в условиях эксплуатации и после ремонта на лифтах различных назначений должны выполняться работы по проверке состояния изоляции и заземления электрических сетей и оборудования.
Объем, сроки и нормы электротехнических измерений определяются:
а) правилами устройства электроустановок (ПУЭ);
б) правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий (ПТЭиБ);
в) правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов Госгортехнадзора и производственными инструкциями.
XVII.2.2. Электроизмерительные работы на лифтах должны производиться не менее чем двумя лицами, технически достаточно подготовленными, знающими в требуемом для данной работы объеме все перечисленные выше Правила и имеющими квалификационную группу по технике безопасности не ниже III.
По каждому виду электроизмерительных работ составляется протокол.
XVII.2.3. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования и сетей лифта производится на вновь монтируемых и модернизируемых лифтах, при капитальном ремонте лифтов и их техническом освидетельствовании, а также не реже одного раза в год в условиях эксплуатации.
XVII.2.4. Перечень электрооборудования и участков электроцепей, где производится проверка сопротивления изоляции, приводится ниже:
а) участок электроцепи от вводного устройства до предохранителей;
б) участок электроцепи от предохранителей до концевого рубильника;
в) участок электроцепи от концевого рубильника до контакторной панели;
г) участок электроцепи от линейного контактора до электродвигателя;
д) подводка к электромагнитному тормозу;
е) обмотка электродвигателя;
ж) обмотка электромагнитного тормоза;
з) участок электроцепи от трансформатора до выпрямительного устройства и выпрямительное устройство (камеры относительно "земли");
и) участок электроцепи от выпрямительного устройства до магнитной отводки кабины;
к) обмотка магнитной отводки;
л) участок электроцепи от предохранителей до трансформатора 380/220 В;
м) обмотка трансформатора 380/220 В;
н) участок электроцепи от предохранителей до трансформатора 220/24/36 В;
о) обмотка трансформатора 220/24/36 В;
п) участок электроцепи от предохранителей до штепсельной розетки в шахте;
р) электротехнические цепи сигнализации и освещения (замеры относительно земли);
с) участок электроцепи от этажного реле на каждом этаже до этажного переключателя каждого этажа относительно начального участка контрактной цепи;
т) контактная линия цепи управления;
у) участок электроцепи от ротора электродвигателя до пускового реостата;
ф) пусковой реостат;
х) участок между цепями управления, освещения и сигнализации (подвесник).
XVII.2.5. Для испытания изоляции применяют два метода: измерение сопротивления изоляции и испытание изоляции повышенным напряжением. Первый метод применяется при всех проверках, второй - в случае если сопротивление изоляции испытываемого участка окажется менее величины, предусмотренной нормами.
Измерение сопротивления изоляции производится с помощью переносного магнитоэлектрического мегомметра М-1101 с рабочим напряжением 500 и 1000 В.
Испытание изоляции повышенным напряжением на лифтах наиболее удобно производить мегомметром МС-05 на 2500 В.
XVII.2.6. У электрических двигателей в холодном состоянии сопротивление изоляции обмоток должно быть не менее 1 МОм, при температуре свыше 60 °С - не менее 0,5 МОм.
Сопротивление изоляции электроаппаратуры и проводки должно быть не менее 0,5 МОм.
XVII.2.7. Изоляция обмоток статора электродвигателей, катушек, тормозного магнита, силовых и осветительных цепей проверяется между фазами и относительно "земли" (корпуса).
Изоляция цепей управления и ротора электродвигателей проверяется относительно "земли".
У трансформаторов напряжения производится измерение сопротивления изоляции каждой обмотки относительно "земли" и между первичной и вторичной обмотками.
При проверке изоляции обмоток трансформатора (220/36/24 В) производится замер первичной обмотки относительно "земли" и между первичной и вторичной обмотками. В данном случае необходимо произвести отсоединение обмотки низкого напряжения от "земли".
XVII.2.8. При измерении сопротивления изоляции в силовых цепях должны быть отключены электроприемники, а также аппараты, приборы, пусковая аппаратура и т.п.
При измерении сопротивления изоляции в осветительных цепях лампы должны быть вывинчены, а штепсельные розетки, выключатели и групповые щитки - присоединены.
Во всех случаях измерение сопротивления изоляции производится при снятых плавких вставках.
XVII.2.9. Электродвигатели, трансформаторы, тормозные магниты, магнитная отводка и другое оборудование, а также участки силовой сети, ограниченные с обеих сторон предохранителями, пусковой аппаратурой, приборами, аппаратами и т.п. (от вводного устройства до рубильника или автомата, от предохранителей до концевого рубильника, от концевого рубильника до контакторной панели, от контакторной панели до линейного контактора, от линейного контактора до электродвигателя и т.п.), подвергаются индивидуальной проверке сопротивления изоляции. Индивидуальная проверка производится независимо от количества и длины проводов на каждом участке.
XVII.2.10. При испытании изоляции повышенным напряжением напряжение должно быть приложено в течение 1 мин.
XVII.2.11. Участок цепи или обмотка электроприемника считаются выдержавшими испытание на электрическую прочность изоляции и могут быть допущены к дальнейшей эксплуатации, если при испытании не произошло пробоя и не было выделений дыма.
XVII.2.12. Все металлические части лифта, которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции, должны быть надежно заземлены.
XVII.2.13. В условиях эксплуатации не реже одного раза в год производится проверка наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами оборудования (проверка переходного сопротивления в контактах) и измерение сопротивления растеканию заземляющего устройства лифта. На лифтах, вводимых в эксплуатацию, кроме того, должно измеряться сопротивление петли фаза - нуль.
Работы по проверке заземляющих устройств выполняются с целью исключить возможность поражений людей электрическим током.
XVII.2.14. Измерение сопротивления переходных контактов производится омметром М-372 со шкалой 0 - 50 Ом.
Измерение сопротивления растеканию заземляющего устройства лифта наиболее удобно производить измерителем заземления МС-08.
XVII.2.15. Сопротивление защитного заземления на лифте не должно превышать 4 Ом.
XVII.2.16. Испытание заземляющих устройств рекомендуется производить поочередно в периоды наибольшего просыхания и промерзания почвы. Производство измерений сопротивления растеканию в сырую погоду не допускается.
XVII.2.17. Удовлетворительным считается переходный контакт с сопротивлением не более 0,05 Ом.
XVII.2.18. Одновременно с проверкой приборами должен производиться визуальный осмотр заземляющей проводки с целью определения правильности ее конструктивного выполнения.
XVII.2.19. Медные голые заземляющие проводники при открытой прокладке должны иметь сечение не менее 4 кв. мм, а изолированные медные провода, используемые для заземления, - не менее 1,5 кв. мм. Заземляющие проводники, выполненные из алюминия, должны иметь сечение соответственно 6 и 2,5 кв. мм.
Стальные заземляющие проводники должны иметь диаметр не менее 5 мм или сечение не менее 24 кв. мм при толщине не менее 3 мм.
Заземляющим проводником переносных (передвижных) электроприемников должна быть отдельная жила в общей оболочке с фазными проводами одинакового с ними сечения, но не менее 1,5 кв. мм. Проводник должен быть медным, гибким.
XVII.2.20. Соединения заземляющих проводников между собой должны выполняться сваркой, а с заземляемыми элементами оборудования - сваркой или креплением болтом.
XVII.2.21. Перечень элементов оборудования лифта, где должна производиться индивидуальная проверка сопротивления переходных контактов заземляемых элементов, приводится ниже:
а) каркас шахты (металлоконструкций шахты);
б) станина лебедки;
в) корпус электродвигателя;
г) корпус электромагнитного тормоза;
д) кронштейн концевого рубильника;
е) корпус концевого рубильника;
ж) каркас контакторной панели;
з) каркас вводного рубильника;
и) каркас приставки панели;
к) кожух вводного рубильника;
л) кожух предохранителей;
м) кронштейн трансформатора-выпрямителя;
н) корпус трансформатора-выпрямителя;
о) кронштейн трансформатора 220/24/36 В;
п) корпус трансформатора 220/24/36 В;
р) обмотка низкой стороны трансформатора 220/24/36 В;
с) корпус трансформатора 380/220 В;
т) каркас центрального копираппарата;
у) корпусы вызывных аппаратов каждого этажа;
ф) корпусы электрических замков шахтных дверей всех этажей;
х) корпусы дополнительных дверных контактов всех этажей;
ц) корпус кнопочного аппарата кабины;
ч) порталы всех этажей;
ш) этажные переключатели всех этажей;
щ) каркас кабины.
3. Технические указания на окраску узлов и деталей лифтовXVII.3.1. Окраске подвергаются все металлические поверхности лифтов, за исключением:
а) обработанных поверхностей и резьб;
б) поверхностей цепей и стальных канатов;
в) поверхностей с гальваническим покрытием;
г) пластмассовых деталей.
XVII.3.2. Все операции по окраске производятся при температуре не ниже +10 °С. Окраска при более низкой температуре допускается при применении окрасочных материалов и способов их нанесения, обеспечивающих надлежащее качество окраски в этих условиях.
XVII.3.3. Перед окраской окрашиваемые поверхности должны быть полностью очищены от окалины, ржавчины, грязи и обезжирены.
Окраска наружных поверхностей литых деталей, за исключением грузов противовеса, производится нанесением трех слоев покрытия: грунта, шпаклевки и краски. Наружные поверхности прочих деталей окрашиваются нанесением двух слоев покрытия: грунта и краски.
XVII.3.4. Для грунтового покрытия применяются:
а) железный сурик по ГОСТ 8135-62, разведенный на олифе оксоль по ОСТ НКТП 7474/581;
б) грунтовка ГФ-020 по ГОСТ 4056-63; в зависимости от метода нанесения грунтовки на поверхность (кистью, пульверизатором) могут быть применены разбавители: скипидар по ГОСТ 1571-66, уайт-спирит по ГОСТ 3134-52 или растворитель N 545 по ГОСТ 18188-72.
XVII.3.5. Слой грунтовой краски должен быть полностью просушен и лежать ровным слоем без просветов, подтеков, пузырей и не давать отлипов при надавливании на него пальцем.
XVII.3.6. Шпаклевка производится после грунтовки окраской одной из следующих шпаклевок:
а) шпаклевка ЛШ-1 по ТУ МХП 1805-48;
б) нитрошпаклевка АШ-30 по ТУ МХП 953-42 (только по грунтовке 138).
XVII.3.7. Подготовленные поверхности окрашиваются одной из следующих красок:
а) нитроэмалевой N 624-С по ГОСТ 7462-73, разведенной на одном из растворителей РДВ по ГОСТ 18188-72, или N 649 по ТУ МХП 1812-48 (только по грунту ГФ-020 и нитрошпаклевке АШ-30);
б) эмалью серой 1425 по ГОСТ 5971-66, разведенной на уайт-спирите по ГОСТ 3134-52 или ксилоле по ГОСТ 9943-62;
в) эмалью пентафталевой марки ПФ-64 по ГОСТ 6465-63, разведенной на уайт-спирите по ГОСТ 3134-52 или сольвенте каменноугольном по ГОСТ 1928-67.
XVII.3.8. Краска должна лежать ровным слоем без просветов, пузырей, подтеков, пятен и не давать после высыхания отлипов при нажатии на нее пальцем.
XVII.3.9. Внутренние поверхности корпусов редукторов до сборки должны быть подготовлены к окраске согласно п. 409 и окрашены два раза свинцовым суриком по ГОСТ 1787-50, разведенным на бакелитовом покрывном лаке по ГОСТ 901-71 или автонитроэмалью N 624а по ГОСТ 7462-73. Перед вторичной окраской первый слой краски или грунтовки должен быть полностью просушен. Шпаклевка внутренних поверхностей редукторов не допускается.
XVII.3.10. Масленки колпачковые и прессмасленки, сливные пробки и краны, головки игл маслоуказателей, боковые (торцевые) поверхности вращающихся деталей привода и ограничителя скорости должны быть окрашены по подготовленной поверхности в красный цвет эмалью НКО-21 по ГОСТ 6631-65 или эмалью 624а по ГОСТ 7462-73.
XVII.3.11. Все пружины, наружные и внутренние поверхности неоцинкованных труб разводок проводов должны быть окрашены черным лаком Ч-2 по ГОСТ 2347-69 или черным лаком N 177 по ГОСТ 5631-70. Перед установкой клеммных реек внутренние поверхности клеммных коробок окрашиваются нитроэмалевой краской N 624-С и полностью просушиваются.
XVII.3.12. Части, не доступные и труднодоступные для окраски, следует окрашивать до монтажа. Элементы свариваемых конструкций не грунтуются вдоль сварных швов на ширину 50 - 60 мм.