ПРИКАЗ ФПС РФ от 18.10.96 N 699 (ред. от 29.04.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫСШЕМ ВОЕННО - УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



Раздел IV. УЧЕБНАЯ РАБОТА В ВЫСШИХ ВОЕННО - УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ


67. Учебная работа является частью образовательного (учебно - воспитательного) процесса и основным видом деятельности высшего военно - учебного заведения. Она включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качества подготовки слушателей и курсантов.

А. Организация учебной работы

68. Основными документами, непосредственно регламентирующими учебную работу в высшем военно - учебном заведении при подготовке офицеров по установленным для вуза специальностям, являются учебные планы и учебные программы, разрабатываемые на основе государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.

69. Профессиональная образовательная программа по установленным для вуза военной и гражданской специальностям, включает следующие документы:

государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной гражданской специальности, утверждаемые Министерством общего и профессионального образования;

квалификационные требования к военно - профессиональной подготовке выпускников по конкретной военной специальности в качестве дополнения к образовательному стандарту по соответствующей гражданской специальности;

учебный план и комплект связанных единой целевой установкой учебных программ;

программы (требования), необходимые для проведения итоговой государственной аттестации выпускников.

70. Профессиональная образовательная программа подготовки офицеров с высшим военным образованием в Академии ФПС России включает следующие документы:

квалификационные требования (квалификационные характеристики), разработанные по каждой военной специальности;

учебный план и комплект связанных единой целевой установкой учебных программ;

программы (требования), необходимые для проведения итоговой государственной аттестации выпускников.

71. Нормативными правовыми актами ФПС России определяются компоненты профессионального образования по военным специальностям.

72. Квалификационные требования по военной специальности определяют:

военно - профессиональное предназначение выпускников с учетом перспективы их служебного роста;

требования к уровню их военно - профессиональной подготовки;

перечень и объем военно - профессиональных дисциплин, требования к знаниям и умениям обучающихся по этим дисциплинам.

Квалификационные требования по военной специальности являются составной частью образовательного стандарта по гражданской специальности. Реализация квалификационных требований к военно - профессиональной подготовке выпускников вузов обеспечивается за счет преподавания основных военно - профессиональных дисциплин, путем формирования необходимой военной направленности других дисциплин учебного плана, а также всей организацией образовательного процесса, жизни и быта слушателей и курсантов вузов.

73. Квалификационные требования разрабатываются на специальность (специализацию) структурными подразделениями ФПС России, в интересах которых организуется подготовка офицеров данной специальности (специализации), проходят согласование с заинтересованными управлениями, экспертную оценку в Управлении вузов ФПС России и утверждаются директором Федеральной пограничной службы Российской Федерации. До высших военно - учебных заведений они доводятся не позднее чем за 1,5 года до начала подготовки специалистов.

74. Учебные планы и учебные программы определяют содержание образования и организацию обучения слушателей и курсантов. Учебные планы и учебные программы разрабатываются непосредственно вузами. Учебный план разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта и ведомственного компонента военно - профессионального образования. Учебные планы согласовываются со структурными подразделениями ФПС России, в интересах которых организуется подготовка офицеров данной специальности (специализации), проходят экспертную оценку в Управлении вузов ФПС России и утверждаются начальником вуза не позднее чем за 1 год до начала обучения по ним.

75. Учебный план разрабатывается на каждую специальность. Учебные дисциплины специализаций отражаются в учебном плане соответствующей специальности, или на специализацию разрабатывается отдельный учебный план. Дисциплины специализаций не должны превышать по объему 30 процентов бюджета времени учебных занятий. На специальность, по которой ведется подготовка офицеров в двух и более вузах, может разрабатываться и утверждаться в установленном порядке типовой учебный план.

76. При разработке учебного плана и организации учебной работы в вузе необходимо руководствоваться следующим:

учебный год в высших военно - учебных заведениях начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. На втором и последующем курсах вузов, где войсковая стажировка и практика, летная подготовка связана с сезонностью, допускается перенос начала учебного года, но не позднее 1 ноября. С курсантами первых курсов, кроме групп, комплектуемых прапорщиками (мичманами), учебный год начинается 1 августа и с ними проводится общевойсковая подготовка продолжительностью не менее одного месяца;

максимальный объем учебной нагрузки слушателей и курсантов, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Загрузка слушателей и курсантов всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 часов в неделю на всех курсах. На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период войсковой стажировки и всех видов практики - более 40 часов в неделю.

77. Для внесения в учебный план изменений и дополнений, связанных с реализацией требований директора ФПС Российской Федерации, а также для оперативного отражения достижений военной науки, техники и передового опыта войск начальнику вуза предоставляется право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, при условии сохранения минимального объема часов, отводимых на дисциплины;

вводить (исключать) в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время между семестрами (курсами), а также по темам и видам занятий в пределах 25 процентов отведенного на нее времени;

определять количество, наименования и объемы факультативных дисциплин и дисциплин (курсов), предлагаемых для выбора обучающимся, с учетом требований профессиональных образовательных программ и бюджета времени учебных занятий.

78. На основе утвержденного учебного плана вузом могут разрабатываться индивидуальные планы обучения слушателей и курсантов. Индивидуальные планы обучения по установленным специальностям рассматриваются ученым советом вуза и утверждаются начальником высшего военно - учебного заведения.

79. Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий. Учебные программы по специальности разрабатываются единые для очного и заочного обучения. По дисциплинам, общим для нескольких вузов, могут разрабатываться типовые учебные программы.

80. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на период действия учебного плана и учебной программы и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Тематический план разрабатывается на основе учебной программы. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов, организационно - методические указания по проведению и материально - техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается кафедрой, подписывается начальником кафедры и утверждается начальником вуза, его заместителем. В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины. Изменения утверждаются (подписываются) лицом, утвердившим тематический план.

81. Расписание учебных занятий составляется учебно - методическим отделом вуза на семестр, согласовывается с начальниками (заведующими) кафедр и командирами учебных подразделений, утверждается начальником вуза и доводится до профессорско - преподавательского состава, учебных подразделений не позднее чем за 10 дней до начала занятий. В исключительных случаях допускается составление расписания на месяц.

Расписанием предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более 6 часов в день. Продолжительность академического часа 45 минут, допускается проведение занятий без перерыва по 90 минут. Тактические, тактико - специальные, командно - штабные учения и военные игры проводятся, как правило, непрерывно. В расписании указываются: учебное подразделение, дисциплина, вид занятия, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие.

82. Высшее военно - учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора видов учебных занятий, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для усвоения учебного материала. При этом запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни и здоровья людей методов обучения.

Запрещается отрывать слушателей и курсантов от всех видов учебных занятий, включая и самостоятельную работу, а также для выполнения обязанностей и работ, не связанных с образовательным процессом. На все мероприятия, не предусмотренные учебными планами, слушатели и курсанты привлекаются только на основании распоряжения директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации или начальника Главного штаба ФПС России.

Б. Учебные занятия

83. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, групповые упражнения и занятия, лабораторные работы и практические занятия, коллоквиумы, тактические (тактико - специальные) занятия и учения, командно - штабные учения, военные (военно - специальные) игры, теоретические (научно - практические) конференции, контрольные работы (занятия), консультации, самостоятельная работа слушателей и курсантов (в том числе под руководством преподавателей), стажировка и практика, летная подготовка, выполнение курсовых и дипломных работ (проектов, задач), разработка магистерских диссертаций. В высшем военно - учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза.

84. Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Лекции читаются начальниками (заведующими) кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для потоков. К чтению лекций в порядке исключения приказом начальника вуза могут допускаться наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее трех лет. Лекции по наиболее важным и актуальным проблемам военной теории и практики могут читаться руководящим составом ФПС России, вуза.

Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты из войск, научных учреждений, предприятий оборонных отраслей промышленности.

85. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

86. Групповые упражнения по оперативно - тактическим, тактическим и тактико - специальным дисциплинам имеют целью привить слушателям и курсантам навыки в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении войсками.

Групповые занятия проводятся с целью изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта.

87. Лабораторные занятия имеют целью обучить слушателей и курсантов методам экспериментальных и научных исследований, привить навыки научного анализа и обобщения полученных результатов, навыки работы с лабораторным оборудованием, контрольно - измерительными приборами и вычислительной техникой.

88. Практические занятия проводятся с целью освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта; выработки навыков в решении задач воспитательной и служебно - боевой деятельности командных кадров, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; отработки приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; практического овладения иностранными языками.

Практические занятия могут проводиться методом тренировок (тренажей). Главным их содержанием является практическая работа каждого слушателя и курсанта.

89. Тактические (тактико - специальные) занятия являются основой практического обучения курсантов организации и обеспечению боевых действий подразделений (отделения, взвода, пограничной заставы и им равных) и управлению ими в бою.

Тактические (тактико - специальные) учения имеют целью совершенствование умений и навыков слушателей и курсантов в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, пограничной заставой, батальоном, мотоманевренными группами и им равными) и частями. Слушатели и курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений, частей, офицеров штаба и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.

90. Командно - штабные учения и военные (военно - специальные) игры проводятся по важнейшим темам оперативно - тактических, тактических (тактико - специальных) и военно - специальных дисциплин с целью дать слушателям и курсантам практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении. Руководителями тактических (тактико - специальных), командно - штабных учений и военных (военно - специальных) игр являются, как правило, начальники вузов, их заместители, начальники ведущих кафедр.

91. Теоретические (научно - практические) конференции проводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний, выработки у слушателей и курсантов навыков сбора, анализа и обобщения информации, подготовки докладов и сообщений, приобретения навыков публичных выступлений и ведения научных дискуссий.

92. Обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии является рабочий план его проведения, который составляется преподавателем в соответствии с рекомендациями методической разработки и утверждается начальником (заведующим) кафедры или председателем предметно - методической секции.

Методическая разработка подготовки и проведения занятия готовится наиболее опытными преподавателями, рассматривается на заседании предметно - методической секции или кафедры. В методической разработке определяются рекомендации содержательного и методического характера, которые являются обязательными для преподавателей.

Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно - методические материалы для проведения учебных занятий разрабатываются на кафедре, обсуждаются на заседании кафедры (предметно - методической секции) и утверждаются начальником (заведующим) кафедры или председателем предметно - методической секции.

Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико - специальных), командно - штабных учений и военных (военно - специальных) игр разрабатываются учебные оперативно - тактические (тактические, тактико - специальные) задачи. В вузе на весь период обучения может разрабатываться система учебных задач, охватывающих проведение боевых действий на различной местности, в различных регионах и условиях обстановки.

93. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы или решения задач (выполнения контрольных заданий). Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее проведения устанавливаются кафедрой (предметно - методической секцией).

94. Консультации являются одной из форм руководства учебной работой слушателей и курсантов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер, при необходимости могут проводиться групповые консультации.

95. Самостоятельная работа слушателей и курсантов является важной составной частью учебной работы и имеет целью закрепление, углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении ими знаний.

Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Время для нее отводится распорядком дня из расчета 3 - 4 часа ежедневно. Самостоятельная работа организуется командирами учебных подразделений, обеспечивается кафедрами и контролируется учебно - методическим отделом.

Самостоятельная работа под руководством преподавателей проводится в часы, определенные расписанием занятий, и может предусматривать разработку рефератов, проведение моделирования и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины).

96. Войсковая стажировка (в последующем для краткости будет именоваться стажировка) организуется в целях приобретения и отработки слушателями и курсантами практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению и проводится на соответствующих должностях в органах и войсках ФПС России.

Практика (учебная, производственная и другие) организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика проводится в вузе и его структурных подразделениях, в органах и войсках ФПС России, а также в организациях других министерств и ведомств. Виды практики, продолжительность стажировки и практики определяются учебным планом.

Перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций для прохождения стажировки и практики, организация их проведения определяется директором Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Кафедрой (кафедрами), на которую возложено учебно - методическое руководство стажировкой (практикой), разрабатываются программы ее проведения и индивидуальные задания для каждого слушателя и курсанта. Для руководства и контроля за работой слушателей и курсантов от вуза назначаются руководители стажировки (практики) из числа профессорско - преподавательского состава и командиров учебных подразделений.

Ответственность за создание условий и обстановки, необходимых для наиболее эффективного практического обучения слушателей и курсантов, выполнение ими программ и индивидуальных заданий несут командиры и офицеры воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, в которых она проводится. Использование курсантов и слушателей не по назначению и на должностях, не связанных с выполнением программ стажировки (практики), не допускается.

Слушатели и курсанты по окончании стажировки (практики) представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Защита отчетов проводится в вузе или непосредственно по месту проведения стажировки (практики).

97. Курсовая работа (проект, задача) имеет целью научить слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки проектирования, производства расчетов, самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Количество курсовых работ (проектов, задач) в семестре должно быть не более двух. На курсовую работу (проект, задачу) кафедра разрабатывает задание, для руководства работой слушателей и курсантов назначаются руководители из числа преподавателей и научных работников кафедры. Курсовая работа (проект, задача) по дисциплине выполняется в часы, отведенные для этого. По результатам защиты курсовой работы (проекта, задачи) слушателям и курсантам выставляется оценка. При получении неудовлетворительной оценки они выполняют работу по новой теме или перерабатывают прежнюю в сроки, устанавливаемые начальником вуза (факультета).

98. Дипломная работа (проект, задача) выполняется на заключительном этапе обучения и имеет целью систематизировать и расширить знания и практические навыки слушателей и курсантов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью.

Дипломная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и может выполняться слушателями и курсантами всех специальностей. Результаты работы оформляются в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.

Дипломный проект - это решение конкретной инженерной проблемы с проведением проектно - конструкторских расчетов и разработок, теоретических и экспериментальных исследований. Он состоит из пояснительной записки, чертежей и расчетно - графических материалов. Дипломный проект выполняется слушателями и курсантами инженерных, командно - инженерных и отдельных командных специальностей.

Дипломная задача выполняется слушателями Академии по темам оперативного искусства, тактики, служебно - боевой деятельности органов и войск ФПС России, боевого и других видов обеспечения, а также методики боевой, оперативной и мобилизационной подготовки органов и войск ФПС России.

Она предусматривает разработку организационно - методических документов на применение войск (сил) при проведении боевых действий, для проведения командно - штабных и тактических (тактико - социальных) учений, штабных тренировок, групповых упражнений. Состоит из графической части, оформленной на картах (схемах), и пояснительной записки.

Темы дипломных работ (проектов, задач) разрабатываются кафедрами, согласовываются с заинтересованными структурными подразделениями ФПС, обсуждаются на ученом совете и утверждаются приказом начальника вуза. Темы выбираются слушателями и курсантами самостоятельно не позднее первого месяца последнего года обучения. Каждому слушателю и курсанту назначается руководитель дипломной работы (проекта, задачи) из числа преподавателей, научных работников руководящего состава вуза, при этом за одним руководителем закрепляется не более 5 слушателей или курсантов. Назначение руководителей приказом начальника вуза и выдача слушателям и курсантам заданий на разработку дипломных работ (проектов, задач) производятся не позднее чем за три месяца до начала их разработки.

По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект, задача), в выполнении которой могут участвовать слушатели и курсанты одной или разных специальностей. Для руководства комплексной дипломной работой (проектом, задачей) один из руководителей назначается старшим. В тех случаях, когда дипломная работа (проект, задача) выполняется в воинской части (учреждении, организации ФПС России, других министерств), руководителем может назначаться специалист из соответствующей воинской части (учреждения, организации).

На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8 до 16 недель. Завершенная дипломная работа (проект, задача) с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите и при необходимости обсуждается (проходит предварительную защиту) на кафедре. Дипломная работа (проект, задача), допущенная к защите, представляется на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в Государственную аттестационную комиссию для защиты.

99. Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым слушателем на завершающем этапе обучения в магистратуре под руководством научного руководителя. Разработка магистерской диссертации организуется в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФПС России.

В. Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей и курсантов

100. Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей и курсантов подразделяется на текущий (промежуточный) и итоговый.

Текущий (промежуточный) контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или установленной кафедрой, а также при проведении контрольных работ (занятий), летучек и других контрольных мероприятий, предусмотренных учебной программой (тематическим планом).

Итоговый контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по дисциплине (группе дисциплин, учебному курсу) или ее разделам и проводится в ходе зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач) и в ходе итоговой Государственной аттестации. Формы итогового контроля устанавливаются учебным планом.

101. Зачеты служат формой проверки выполнения слушателями и курсантами лабораторных и расчетно - графических работ, курсовых работ (проектов, задач), усвоения материала практических занятий, выполнения программы стажировки (практики). В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться по дисциплине в целом или ее разделам. Количество зачетов не должно превышать шести за семестр, не считая зачетов по общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации и физической подготовке.

Зачеты принимаются преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачетов проводится в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующих дисциплин, с выделением не менее одного дня на подготовку.

102. Экзамены (семестровые и курсовые) имеют целью проверить и оценить учебную работу слушателей и курсантов, уровень полученных ими знаний и умение применять их к решению практических задач, овладение практическими навыками и умениями в объеме требований учебных программ.

Изучение каждой учебной дисциплины должно заканчиваться экзаменом, по дисциплинам объемом 100 и менее часов в качестве итогового контроля может предусматриваться зачет. По сложным и объемным дисциплинам, имеющим самостоятельные разделы, может предусматриваться два и более экзаменов. Общее количество экзаменов в семестре должно быть не более пяти, не считая экзаменов по общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации и физической подготовке. Экзамены проводятся, как правило, в период экзаменационных сессий; допускается их проведение в течение семестра по окончании изучения дисциплины.

Расписание экзаменов утверждается начальником вуза (заместителем начальника вуза по учебной и научной работе) и доводится до преподавателей, слушателей и курсантов не позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Расписанием должно предусматриваться на подготовку к каждому экзамену не менее трех дней; на подготовку к экзаменам по общевоинским уставам, на право вождения автомобиля, по физической подготовке свободные дни могут не выделяться.

К экзамену допускаются слушатели и курсанты, выполнившие все требования учебной программы и сдавшие зачет (зачеты) по данной дисциплине, предусмотренный в текущем семестре. Начальник кафедры может освобождать от сдачи экзамена слушателей и курсантов, показавших отличные знания по результатам текущего контроля, с выставлением им оценки "отлично". Экзамен принимается лектором данного потока, в помощь основному экзаменатору решением начальника кафедры назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. Форма проведения экзамена определяется начальником вуза по представлению кафедры.

103. Результаты контроля успеваемости определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "незачтено". Положительная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "зачтено") заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Оценка "неудовлетворительно" или незачтено" проставляется только в экзаменационную ведомость. В учебные карточки слушателей и курсантов вносятся из экзаменационной ведомости все полученные ими оценки. Экзаменационная ведомость подписывается начальником учебно - методического отдела (факультета) и после проведения экзамена (зачета) хранится как документ строгой отчетности. Оценка объявляется слушателю (курсанту) сразу же по окончании им ответа на экзамене (зачете).

104. Итоговая Государственная аттестация слушателей и курсантов проводится после успешного завершения ими программ обучения, выполнения всех требований учебного плана. При проведении итоговой Государственной аттестации проверяется соответствие уровня и качества подготовки слушателей и курсантов квалификационным требованиям, степень усвоения ими программ обучения, при этом проверяются как теоретические знания, так и практические навыки выпускников в соответствии с полученной специальностью и квалификацией.

Для оканчивающих высшие военно - учебные заведения могут предусматриваться следующие виды итоговой государственной аттестации:

государственные выпускные экзамены по отдельным учебным дисциплинам, группам профилирующих дисциплин (комплексные государственные экзамены) или по направлениям подготовки;

государственный квалификационный экзамен по специальности, в том числе в форме выполнения комплексного квалификационного задания;

государственная защита выпускной квалификационной работы (проекта, задачи) или магистерской диссертации.

Виды итоговой Государственной аттестации по каждой специальности устанавливаются учебным планом. В тех случаях, когда учебным планом предусматривается государственный квалификационный экзамен по специальности или государственная защита выпускной квалификационной работы, государственные экзамены по отдельным дисциплинам (группам дисциплин), как правило, не проводятся. Программы государственных экзаменов разрабатываются кафедрами, обсуждаются на ученом совете вуза, утверждаются начальником вуза и доводятся до слушателей и курсантов не позднее чем за семестр до начала итоговой государственной аттестации. Для подготовки и сдачи государственных экзаменов выделяется время из расчета 5 - 6 дней на каждый экзамен. Порядок сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных работ (проектов, задач) определяется инструкцией по организации учебного процесса в высших военно - учебных заведениях Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Г. Заочное обучение

105. Заочное обучение офицеров осуществляется в высших военно - учебных заведениях на факультетах (отделениях) заочного обучения <*> и проводится по рабочим учебным планам, разработанным вузом на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам, единым для очного и заочного обучения. Сроки заочного обучения, как правило, на один год больше сроков очного обучения.


<*> В последующих статьях настоящего Положения факультеты (отделения) заочного обучения для краткости будут именоваться факультетами заочного обучения.

Заочное обучение осуществляется путем проведения учебных сборов в высшем военно - учебном заведении и самостоятельной работы слушателей факультетов заочного обучения <*> в периоды между сборами. Продолжительность сборов - два месяца в году, сроки их проведения определяются рабочими учебными планами. Учебная работа на сборах регламентируется расписанием занятий, при этом учебная загрузка слушателей - заочников всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 часов в неделю на всех курсах. Со слушателями - заочниками, зачисленными на первый курс, учебный сбор проводится непосредственно после окончания вступительных экзаменов.


<*> В последующих статьях настоящего Положения слушатели факультетов заочного обучения для краткости будут именоваться слушателями - заочниками.

Сдача курсовых экзаменов, зачетов и выполнение практических занятий и других видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом, проводится только в высшем военно - учебном заведении, где обучается слушатель - заочник. В период учебных сборов слушателям - заочникам разрешается по мере их готовности сдавать экзамены и зачеты по любой дисциплине, изучаемой на соответствующем курсе.

В конце последнего учебного года проводится итогово - выпускной сбор. На его проведение дополнительно ко времени, установленному на учебный сбор, выделяется от 8 до 16 недель на разработку дипломной работы (проекта, задачи), если она предусмотрена учебным планом, а также время для подготовки и сдачи государственных экзаменов из расчета 5 - 6 дней на каждый экзамен) и защиты дипломных работ (проектов, задач).

106. Учебная работа на факультете заочного обучения проводится преподавателями, которые закрепляются ежегодно за факультетом приказом начальника вуза. Слушатели - заочники учебной группы (отделения) по каждой дисциплине прикрепляются к преподавателю, который ведет с ними все виды учебной работы на сборах и в период между ними до завершения обучения по данной дисциплине.

Высшее военно - учебное заведение обеспечивает слушателей - заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими учебно - методическими материалами. Кафедры вуза в соответствии с учебными программами разрабатывают и выдают слушателям - заочникам контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а также методические указания по их выполнению. Комплектование учебных групп, определение содержания учебных заданий и тематики дипломных работ (проектов, задач) производится с учетом служебной деятельности слушателей - заочников. Задания на дипломные работы (проекты, задачи) выдаются не позднее чем в период предпоследнего учебного сбора.

Высшее военно - учебное заведение предоставляет слушателям - заочникам возможность в свободное от службы время и в период отпуска получать консультации, пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные работы, сдавать зачеты и экзамены.

107. Учебные задания слушателям - заочникам планируются на весь период обучения из расчета не более трех заданий в месяц. Все письменные работы представляются в вуз для рецензирования и предварительной оценки, срок их рецензирования на кафедрах не более семи дней. Заочно учебные задания не засчитываются, окончательная оценка выставляется только после собеседования преподавателя со слушателем - заочником по выполненному заданию. Курсовые работы (проекты, задачи) предварительно оцениваются словами "допускается к защите" или "не допускается к защите". Защита производится на кафедре в установленном порядке. Работы, признанные рецензентом неудовлетворительными, возвращаются для доработки и повторного представления в вуз или выдаются новые учебные задания с указанием срока их выполнения.

Пересылка учебных заданий и других учебно - методических материалов для слушателей - заочников оплачивается вузом за счет денежных средств, выделяемых на учебные расходы. Материалы высылаются по месту службы слушателей - заочников в адрес командиров воинских частей, начальников учреждений, военно - учебных заведений и организаций ФПС России.

Пересылка выполненных слушателями - заочниками учебных заданий в адрес вуза производится: закрытых материалов - воинской частью, учреждением, военно - учебным заведением, организацией Федеральной пограничной службы Российской Федерации по месту службы слушателей - заочников в установленном порядке; не содержащих секретные сведения - за счет средств слушателей - заочников.

108. На учебный сбор вызываются слушатели - заочники, выполнившие ко дню отправления вызова все учебные задания, предусмотренные учебными программами на данный курс. Разрешается вызывать на сборы слушателей - заочников, выполнивших учебные задания только по дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае они обязаны выполнить остальные задания в период учебного сбора до начала экзаменационной сессии.

О времени прибытия на учебный сбор слушатели - заочники извещаются за один месяц до его начала. Вызов направляется на имя командира воинской части, начальника учреждения, военно - учебного заведения, организации Федеральной пограничной службы Российской Федерации и в копии - слушателям - заочникам.

109. Слушатели - заочники, прошедшие учебные сборы, сдавшие все зачеты и экзамены, приказом начальника вуза переводятся на следующий курс. Досрочный перевод на следующий курс, перевод на обучение по индивидуальному плану и сокращение общего срока обучения допускается только в отношении отлично и хорошо успевающих слушателей - заочников по решению ученого совета вуза.

Слушатели - заочники, не сдавшие экзамены по одной или двум дисциплинам, должны ликвидировать учебную задолженность в сроки, установленные начальником факультета заочного обучения, но не позднее очередного учебного сбора. Пересдача экзамена может быть разрешена в период данного сбора.

Слушатели - заочники, систематически не выполняющие учебные задания, не сдавшие в период учебного сбора экзамены по трем и более дисциплинам или не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, отчисляются из высшего военно - учебного заведения.

Слушатели - заочники, не выполнившие задания или не сдавшие зачеты и экзамены по уважительным причинам, ликвидируют учебную задолженность в сроки, устанавливаемые начальником факультета заочного обучения. Решением начальника вуза они могут быть оставлены на повторное обучение на данном курсе, но не более двух раз в течение всего срока обучения, с освобождением от повторного выполнения учебных заведений и повторной сдачи экзаменов и зачетов по тем дисциплинам, по которым получены положительные оценки.

110. Офицеры, обучавшиеся на факультетах заочного обучения и выбывшие по уважительным причинам, по представлению их прямых начальников могут быть решением начальника вуза восстановлены на заочное обучение, если с момента их отчисления прошло не более трех лет.

111. Командиры воинских частей, начальники учреждений, военно - учебных заведений, организаций ФПС России в целях создания необходимых условий для успешной самостоятельной работы подчиненных им слушателей - заочников обязаны:

объявлять своим приказом о поступлении офицеров на заочное обучение в вуз и о переводе их с курса на курс;

слушателей - заочников ежегодно освобождать приказом от плановой командирской подготовки, предоставлять им три свободных дня в месяц, кроме выходных и праздничных дней, а также два вечера в неделю для самостоятельной работы. Предоставлять возможность для работы с секретной литературой в вечернее время и в дни, отведенные для самостоятельной работы. Направлять в служебные командировки и на другие мероприятия с учетом их учебной загрузки и сроков проведения учебных сборов в вузах;

утверждать план самостоятельной работы слушателей - заочников на очередной учебный год, контролировать его выполнение и своевременно по вызову вуза командировать их на учебные сборы. Назначать для слушателей - заочников консультантов из числа наиболее подготовленных и опытных офицеров;

направлять начальнику высшего военно - учебного заведения сведения об изменениях по службе, о случаях вынужденного перерыва в учебе, причинах неявки слушателей - заочников на учебные сборы. Высылать служебные характеристики и служебные карточки на слушателей - заочников при убытии их на итогово - выпускной сбор;

возбуждать ходатайство перед начальником вуза о прекращении заочного обучения подчиненных офицеров, если они не могут совмещать выполнение служебных обязанностей с учебой или допускают грубые нарушения воинской дисциплины.