Последнее обновление: 22.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ФПС РФ от 18.10.96 N 699 (ред. от 29.04.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫСШЕМ ВОЕННО - УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Б. Учебные занятия
83. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, групповые упражнения и занятия, лабораторные работы и практические занятия, коллоквиумы, тактические (тактико - специальные) занятия и учения, командно - штабные учения, военные (военно - специальные) игры, теоретические (научно - практические) конференции, контрольные работы (занятия), консультации, самостоятельная работа слушателей и курсантов (в том числе под руководством преподавателей), стажировка и практика, летная подготовка, выполнение курсовых и дипломных работ (проектов, задач), разработка магистерских диссертаций. В высшем военно - учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза.
84. Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.
Лекции читаются начальниками (заведующими) кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для потоков. К чтению лекций в порядке исключения приказом начальника вуза могут допускаться наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее трех лет. Лекции по наиболее важным и актуальным проблемам военной теории и практики могут читаться руководящим составом ФПС России, вуза.
Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты из войск, научных учреждений, предприятий оборонных отраслей промышленности.
85. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
86. Групповые упражнения по оперативно - тактическим, тактическим и тактико - специальным дисциплинам имеют целью привить слушателям и курсантам навыки в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении войсками.
Групповые занятия проводятся с целью изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта.
87. Лабораторные занятия имеют целью обучить слушателей и курсантов методам экспериментальных и научных исследований, привить навыки научного анализа и обобщения полученных результатов, навыки работы с лабораторным оборудованием, контрольно - измерительными приборами и вычислительной техникой.
88. Практические занятия проводятся с целью освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта; выработки навыков в решении задач воспитательной и служебно - боевой деятельности командных кадров, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; отработки приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; практического овладения иностранными языками.
Практические занятия могут проводиться методом тренировок (тренажей). Главным их содержанием является практическая работа каждого слушателя и курсанта.
89. Тактические (тактико - специальные) занятия являются основой практического обучения курсантов организации и обеспечению боевых действий подразделений (отделения, взвода, пограничной заставы и им равных) и управлению ими в бою.
Тактические (тактико - специальные) учения имеют целью совершенствование умений и навыков слушателей и курсантов в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, пограничной заставой, батальоном, мотоманевренными группами и им равными) и частями. Слушатели и курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений, частей, офицеров штаба и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.
90. Командно - штабные учения и военные (военно - специальные) игры проводятся по важнейшим темам оперативно - тактических, тактических (тактико - специальных) и военно - специальных дисциплин с целью дать слушателям и курсантам практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении. Руководителями тактических (тактико - специальных), командно - штабных учений и военных (военно - специальных) игр являются, как правило, начальники вузов, их заместители, начальники ведущих кафедр.
91. Теоретические (научно - практические) конференции проводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний, выработки у слушателей и курсантов навыков сбора, анализа и обобщения информации, подготовки докладов и сообщений, приобретения навыков публичных выступлений и ведения научных дискуссий.
92. Обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии является рабочий план его проведения, который составляется преподавателем в соответствии с рекомендациями методической разработки и утверждается начальником (заведующим) кафедры или председателем предметно - методической секции.
Методическая разработка подготовки и проведения занятия готовится наиболее опытными преподавателями, рассматривается на заседании предметно - методической секции или кафедры. В методической разработке определяются рекомендации содержательного и методического характера, которые являются обязательными для преподавателей.
Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно - методические материалы для проведения учебных занятий разрабатываются на кафедре, обсуждаются на заседании кафедры (предметно - методической секции) и утверждаются начальником (заведующим) кафедры или председателем предметно - методической секции.
Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико - специальных), командно - штабных учений и военных (военно - специальных) игр разрабатываются учебные оперативно - тактические (тактические, тактико - специальные) задачи. В вузе на весь период обучения может разрабатываться система учебных задач, охватывающих проведение боевых действий на различной местности, в различных регионах и условиях обстановки.
93. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы или решения задач (выполнения контрольных заданий). Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее проведения устанавливаются кафедрой (предметно - методической секцией).
94. Консультации являются одной из форм руководства учебной работой слушателей и курсантов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер, при необходимости могут проводиться групповые консультации.
95. Самостоятельная работа слушателей и курсантов является важной составной частью учебной работы и имеет целью закрепление, углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении ими знаний.
Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Время для нее отводится распорядком дня из расчета 3 - 4 часа ежедневно. Самостоятельная работа организуется командирами учебных подразделений, обеспечивается кафедрами и контролируется учебно - методическим отделом.
Самостоятельная работа под руководством преподавателей проводится в часы, определенные расписанием занятий, и может предусматривать разработку рефератов, проведение моделирования и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины).
96. Войсковая стажировка (в последующем для краткости будет именоваться стажировка) организуется в целях приобретения и отработки слушателями и курсантами практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению и проводится на соответствующих должностях в органах и войсках ФПС России.
Практика (учебная, производственная и другие) организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика проводится в вузе и его структурных подразделениях, в органах и войсках ФПС России, а также в организациях других министерств и ведомств. Виды практики, продолжительность стажировки и практики определяются учебным планом.
Перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций для прохождения стажировки и практики, организация их проведения определяется директором Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Кафедрой (кафедрами), на которую возложено учебно - методическое руководство стажировкой (практикой), разрабатываются программы ее проведения и индивидуальные задания для каждого слушателя и курсанта. Для руководства и контроля за работой слушателей и курсантов от вуза назначаются руководители стажировки (практики) из числа профессорско - преподавательского состава и командиров учебных подразделений.
Ответственность за создание условий и обстановки, необходимых для наиболее эффективного практического обучения слушателей и курсантов, выполнение ими программ и индивидуальных заданий несут командиры и офицеры воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, в которых она проводится. Использование курсантов и слушателей не по назначению и на должностях, не связанных с выполнением программ стажировки (практики), не допускается.
Слушатели и курсанты по окончании стажировки (практики) представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Защита отчетов проводится в вузе или непосредственно по месту проведения стажировки (практики).
97. Курсовая работа (проект, задача) имеет целью научить слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки проектирования, производства расчетов, самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Количество курсовых работ (проектов, задач) в семестре должно быть не более двух. На курсовую работу (проект, задачу) кафедра разрабатывает задание, для руководства работой слушателей и курсантов назначаются руководители из числа преподавателей и научных работников кафедры. Курсовая работа (проект, задача) по дисциплине выполняется в часы, отведенные для этого. По результатам защиты курсовой работы (проекта, задачи) слушателям и курсантам выставляется оценка. При получении неудовлетворительной оценки они выполняют работу по новой теме или перерабатывают прежнюю в сроки, устанавливаемые начальником вуза (факультета).
98. Дипломная работа (проект, задача) выполняется на заключительном этапе обучения и имеет целью систематизировать и расширить знания и практические навыки слушателей и курсантов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью.
Дипломная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и может выполняться слушателями и курсантами всех специальностей. Результаты работы оформляются в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.
Дипломный проект - это решение конкретной инженерной проблемы с проведением проектно - конструкторских расчетов и разработок, теоретических и экспериментальных исследований. Он состоит из пояснительной записки, чертежей и расчетно - графических материалов. Дипломный проект выполняется слушателями и курсантами инженерных, командно - инженерных и отдельных командных специальностей.
Дипломная задача выполняется слушателями Академии по темам оперативного искусства, тактики, служебно - боевой деятельности органов и войск ФПС России, боевого и других видов обеспечения, а также методики боевой, оперативной и мобилизационной подготовки органов и войск ФПС России.
Она предусматривает разработку организационно - методических документов на применение войск (сил) при проведении боевых действий, для проведения командно - штабных и тактических (тактико - социальных) учений, штабных тренировок, групповых упражнений. Состоит из графической части, оформленной на картах (схемах), и пояснительной записки.
Темы дипломных работ (проектов, задач) разрабатываются кафедрами, согласовываются с заинтересованными структурными подразделениями ФПС, обсуждаются на ученом совете и утверждаются приказом начальника вуза. Темы выбираются слушателями и курсантами самостоятельно не позднее первого месяца последнего года обучения. Каждому слушателю и курсанту назначается руководитель дипломной работы (проекта, задачи) из числа преподавателей, научных работников руководящего состава вуза, при этом за одним руководителем закрепляется не более 5 слушателей или курсантов. Назначение руководителей приказом начальника вуза и выдача слушателям и курсантам заданий на разработку дипломных работ (проектов, задач) производятся не позднее чем за три месяца до начала их разработки.
По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект, задача), в выполнении которой могут участвовать слушатели и курсанты одной или разных специальностей. Для руководства комплексной дипломной работой (проектом, задачей) один из руководителей назначается старшим. В тех случаях, когда дипломная работа (проект, задача) выполняется в воинской части (учреждении, организации ФПС России, других министерств), руководителем может назначаться специалист из соответствующей воинской части (учреждения, организации).
На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8 до 16 недель. Завершенная дипломная работа (проект, задача) с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите и при необходимости обсуждается (проходит предварительную защиту) на кафедре. Дипломная работа (проект, задача), допущенная к защите, представляется на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в Государственную аттестационную комиссию для защиты.
99. Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым слушателем на завершающем этапе обучения в магистратуре под руководством научного руководителя. Разработка магистерской диссертации организуется в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФПС России.
- Главная
- ПРИКАЗ ФПС РФ от 18.10.96 N 699 (ред. от 29.04.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫСШЕМ ВОЕННО - УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
