ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 27.05.99 N 134 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ФЛОТА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



3. Предотвращение загрязнения нефтью с судов, не являющихся нефтяными танкерами


3.1. Сброс нефтесодержащих смесей с судов, не являющихся нефтяными танкерами, а также из льял машинных помещений танкеров

3.1.1. Согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78 с судна валовой вместимостью 400 и более, не являющегося нефтяным танкером, а также из льял машинного отделения нефтяного танкера, за исключением льял отделения грузовых насосов, если только стоки машинных льял не смешаны с остатками нефтяного груза, запрещается любой сброс в море нефти или нефтесодержащих смесей, кроме случаев, когда соблюдаются одновременно все следующие условия:

1) судно находится за пределами особого района;

2) судно находится в пути;

3) содержание нефти в стоке без его разбавления не превышает

-1 15 млн ;

4) на судне находится оборудование для фильтрации нефти.

3.1.2. Суда, не имеющие фильтрующего оборудования, должны сохранять все нефтесодержащие смеси на борту и сдавать их на береговые или плавучие приемные сооружения.

3.1.3. В особом районе запрещен любой сброс в море нефти или нефтесодержащей смеси с любого нефтяного танкера или любого судна валовой вместимостью 400 и более, не являющегося нефтяным танкером. В районе Антарктики запрещен любой сброс в море нефти или нефтесодержащей смеси с любого судна.

3.1.4. Приведенное выше не распространяется на сброс льяльных вод из машинных помещений при соблюдении следующих условий:

1) льяльные воды не смешиваются с льяльными водами грузовых насосных отделений;

2) льяльные воды не смешиваются с остатками нефтяного груза;

3) судно находится в движении;

4) содержание нефти в стоке без разбавления не превышает 15

-1 млн ;

5) нефтефильтрующее оборудование одобрено администрацией и имеет исправное устройство сигнализации и автоматического прекращения любого сброса нефтесодержащей смеси, когда содержание

-1 нефти в стоке превышает 15 млн .

3.1.5. В особом районе запрещен любой сброс в море нефти или нефтесодержащей смеси с судов, не являющихся танкерами, валовой вместимостью менее 400, за исключением случаев, когда содержание

-1 нефти в стоке без разбавления не превышает 15 млн .

3.1.6. Нефтесодержащие льяльные воды образуются в льялах машинных помещений судов в результате:

- протечек топлива и масла через неплотности соединений топливо- и маслопроводов и через сальники установленной на этих трубопроводах арматуры;

- утечек топлива и масла, возникающих при нормальной эксплуатации различных машин, механизмов и устройств;

- спуска отстоявшейся воды из цистерн топлива и масла.

3.1.7. Объем нефтесодержащих льяльных вод увеличивается за счет смешения с ними воды, попадающей в машинные помещения в результате:

- протечек воды через неплотности в соединениях трубопроводов и арматуры;

- фильтрации забортной воды через неплотности в корпусе судна;

- конденсации водяных паров на внутренних поверхностях корпуса;

- протечек забортной воды через дейдвудное устройство;

- промывки водой масляной и топливной арматуры, фильтров и грязевых коробок;

- стока в льяла воды, используемой для мытья настилов.

3.1.8. Следует сводить к минимуму количество воды и нефти, попадающих в льяла машинных помещений, для чего необходимо:

1) не допускать течи во фланцевых и других соединениях топливо- и маслопроводов, сальниках арматуры, уплотнениях валов и штоков насосов, уплотнениях картерных крышек двигателей и т.п.;

2) в случае возникновения течи и невозможности ее немедленного устранения под или вокруг места течи установить поддон или другие сборники нефти и принять меры к скорейшему устранению неисправности;

3) своевременно удалять из поддонов накопившуюся в них нефть и очищать их от осадков и грязи;

4) своевременно очищать сточные трубы, идущие от воронок и поддонов, установленных под пробными, спускными и другими кранами системы топлива и масла, обеспечивая тем самым условия для свободного стока нефти в сборные цистерны;

5) сброс топлива и масла из действующих или ремонтируемых машин, механизмов и устройств или от продувания их систем, в которых находится или может накапливаться топливо или масло, производить в специально для этого предназначенные стационарные или переносные емкости;

6) не допускать переполнения емкостей топлива и масла, емкостей для сбора отстоя, утечек топлива и масла, а также емкостей для сбора различных нефтесодержащих остатков;

7) держать в исправности систему сигнализации верхнего уровня заполнения емкостей, из которых возможен перелив топлива, масла или нефтесодержащих остатков;

8) окрашивать светлой краской механизмы, устройства и трубопроводы топливной и масляной систем, что способствует своевременному обнаружению протечек и их ликвидации;

9) сократить спуск воды в льяла машинных помещений из систем двигателей и других механизмов как во время ремонта, так и в период эксплуатации;

10) выкачку льяльных вод, содержащих и не содержащих нефть, производить раздельно.

3.2. Подготовка к бункеровочным операциям

3.2.1. Любая бункеровочная операция (прием наливом топлива и масла): подготовка, проведение и окончание ее, а также меры, направленные на исключение загрязнения моря в период бункеровочной операции, должны выполняться под непосредственным руководством ответственного лица за ведение приема топлива и масла в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.

3.2.2. По получении задания на предстоящий рейс лицо, ответственное за прием топлива и масла, составляет технологическую карту бункеровки, которая утверждается капитаном.

3.2.3. На каждом судне должна быть инструкция по проведению бункеровочных операций с указанием обязанностей участвующих в этих операциях членов экипажа.

3.2.4. Инструкция по проведению бункеровочных операций должна содержать:

1) описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения на судне бункеровочных операций, с указанием:

- схемы трубопроводов и расположения клапанов, насосов, приборов и устройств управления и контроля, вентиляционных, газоотводных, переливных труб и т.д.;

- местонахождение клапана или другого устройства для экстренного прекращения операции или разобщения различных частей трубопровода;

- порядок действия использования клапанов;

2) обязанности ответственного лица;

3) состав и обязанности вахтенных членов экипажа во время выполнения операций;

4) обязанности каждого члена экипажа, привлекаемого помимо вахтенных к работам по выполнению операций;

5) порядок подготовки судна, его систем, оборудования и устройств к предстоящим бункеровочным операциям с учетом мероприятий по предотвращению загрязнения с судов;

6) порядок начала, проведения и окончания операций;

7) описание и порядок применения средств для локализации разлива, который может произойти во время бункеровочной операции;

8) порядок оповещения о загрязнении топливом или маслом портовых вод;

9) другие информационные материалы, указания, рекомендации, способствующие предотвращению загрязнения моря в период бункеровочных операций.

3.2.5. При подготовке и в период бункеровочных операций необходимо выполнить следующее:

3.2.5.1. Надежно закрепить и постоянно удерживать судно у причала швартовными концами так, чтобы исключить его чрезмерное перемещение относительно причала или бункеровщика, а следовательно, исключить возможное повреждение шлангов или других соединительных устройств.

3.2.5.2. В операции с участием плавучего бункеровщика обеспечить надежную его ошвартовку к бункеруемому судну.

3.2.5.3. Во избежание возможных разливов нефти не допускать бункеровочные операции на рейде при неблагоприятной погоде (волнении и ветре). В любом случае на проведение бункеровочных операций на рейде должно быть получено разрешение от администрации порта. Возможность проведения бункеровочных операций в зависимости от фактического состояния погоды определяют капитаны бункерующего и бункеруемого судна.

3.2.5.4. На время бункеровочной операции заглушить все шпигаты, через которые пролитая на судне нефть может вытечь за борт. Плотность закрытия должна исключать даже просачивание нефти за борт. Скапливающуюся по различным причинам на палубе воду (дождь, таяние снега) нужно периодически удалять через шпигаты или любым другим способом. Если для этой цели открывался шпигат, то после спуска воды его следует немедленно вновь плотно закрыть.

3.2.5.5. Под устройствами, с помощью которых производится присоединение шлангов к судовому трубопроводу приема топлива, а также под воздушными трубами топливных танков, в которые принимается топливо, установить стационарные, а при их отсутствии - переносные поддоны достаточной вместимости, предназначенные для сбора в них возможных утечек нефти; по мере необходимости поддоны осушать, не допуская их переполнения и разлива нефти и нефтесодержащих смесей на палубу.

3.2.5.6. До начала бункеровочной операции проверить средства связи между бункерующим и бункеруемым судами; эти средства связи в течение всего периода бункеровочной операции держать в постоянной готовности.

Все сигналы, которые могут быть использованы для управления ходом бункеровочной операции, должны быть одинаково понятны персоналу судов, вовлеченных в бункеровочную операцию. Для обеспечения связи следует назначить конкретных лиц.

3.2.5.7. Убедиться, что весь персонал, участвующий в бункеровочных операциях судна, хорошо ознакомлен с топливной системой судна, включая расположение переливных, воздушных труб и измерительных труб и устройств для замера уровня топлива.

3.2.5.8. Предусмотреть и согласовать с персоналом бункерующего объекта (плавучий бункеровщик, береговая база):

1) сверку судовых и береговых часов;

2) последовательность наполнения топливных цистерн;

3) максимально допустимую подачу, а также интенсивность бункеровки в начале и при окончании операций, при переходе с одной цистерны на другую;

4) время, потребное для пуска, остановки насосов или изменения интенсивности бункеровки;

5) количество и тип насосов, работающих на бункеровку судна;

6) число цистерн, одновременно наполняемых топливом;

7) время закрытия береговой задвижки и количество топлива, поступающего на судно, за время ее закрытия.

3.2.5.9. Четкое взаимодействие судового персонала и персонала бункеровщика в процессе бункеровочных операций - одна из наиболее эффективных мер против разливов топлива при бункеровке.

3.2.5.10. На судах, имеющих объединенную систему переливных труб, включить и держать в рабочем состоянии сигнализацию о переливе. В этом случае поддоны или переносные емкости должны быть установлены только у отверстия воздушной трубы из переливной цистерны и у приемного патрубка трубопровода приема топлива (масла).

3.2.5.11. Организовать непрерывное наблюдение за состоянием шланга с момента приема его на судно до момента отдачи, не допуская его заломов и чрезмерного натяжения. Наблюдение за состоянием шланга возлагать на специально выделенных для этой цели членов экипажа.

3.2.5.12. Выполнить все операции, указанные в п. 4.2.3, применительно к данной бункеровочной операции.

3.2.5.13. Убедиться, что имеющиеся емкости позволяют принять требуемое количество топлива (масла); результаты замеров емкостей записать в машинном журнале.

3.2.5.14. Подготовить пост по ликвидации разлива: иметь в наличии впитывающий материал, совки и ведра на случай пролива нефти на палубу судна.

3.3. Проведение бункеровочных операций

3.3.1. Прием топлива (масла) необходимо начинать при минимальной интенсивности подачи. После проверки поступления топлива (масла) в намеченные цистерны и отсутствия пропусков в шланговых соединениях интенсивность бункеровки может быть доведена до номинальной.

3.3.2. В процессе приема топлива необходимо постоянно контролировать уровень топлива в заполняемых цистернах.

3.3.3. Нефть, пролитую на палубу во время бункеровочной операции, необходимо немедленно собрать и слить в судовые или береговые сборные емкости, а палубу протереть ветошью или опилками, собирая их в отдельную тару вместе с замазученной ветошью.

3.3.4. Категорически запрещается смыв за борт разлитой нефти, а также сброс за борт пропитанных нефтью обтирочных материалов.

3.3.5. Перед окончанием заполнения каждой цистерны интенсивность заполнения необходимо снизить открытием клапанов в другие цистерны. Закрывать клапаны заполненной цистерны можно только после открывания клапанов следующих цистерн.

3.3.6. Примерно через 15 мин. после окончания заполнения цистерны и перекрытия клапанов необходимо проверить уровень топлива (масла) в ней. Повышение уровня означает, что в цистерну, несмотря на закрытые клапаны, продолжает поступать топливо (масло), и поэтому необходимо принять соответствующие меры для предотвращения перелива.

3.3.7. При бункеровке крупных судов, принимающих в портах топливо (масло) с большой интенсивностью, рекомендуется ограждать бункеруемое судно и бункеровщик боковым заграждением, предоставляемым портом по заявке капитана бункеруемого судна.

3.4. Окончание бункеровочных операций

3.4.1. Перед окончанием приема топлива (масла) необходимо уменьшить интенсивность подачи, о чем следует заранее уведомить персонал бункеровщика (плавбункеровщика, береговой нефтебазы).

3.4.2. Цистерны двойного дна следует по возможности доливать из диптанков.

3.4.3. Концевые палубные клапаны на трубопроводе приема топлива следует закрывать только после остановки подающего насоса и осушения шлангов.

3.4.4. После того как прием топлива (масла) окончен, произведены контрольные замеры в цистернах топлива (масла), клапаны на приеме топлива (масла) закрыты, поддоны или емкости под приемными патрубками бункеровочных магистралей топлива (масла) осушены, можно отсоединять шланги.

3.4.5. О времени начала и окончания приема топлива (масла) необходимо сделать запись в ЖНО, часть I.

3.5. Перекачка топлива в пределах судна

3.5.1. При перекачке топлива в пределах судна (например, из цистерны основного запаса левого борта в цистерны основного запаса правого борта) необходимо принять меры предосторожности для предотвращения перелива и обеспечить, чтобы вся запорная арматура на трубопроводе перекачки топлива, идущего от топливоперекачивающего насоса к топливным цистернам, не включенным в операцию по перекачке топлива, и к трубопроводу выдачи топлива, была закрыта.

3.5.2. Перед началом перекачки необходимо проверить состояние воздушных труб. Лицо, ответственное за операцию по перекачке топлива, обязано удостовериться, что переливной трубопровод, сигнализация о переливе и указатели уровня в цистерне в рабочем состоянии, а переливная цистерна не заполнена.

3.5.3. При перекачке топлива необходимо производить постоянные контрольные замеры уровня топлива в цистернах. В конце перекачки интенсивность подачи топлива уменьшить во избежание перелива топлива из заполняемой емкости.

3.5.4. Всякая перекачка топлива или масла в пределах судна должна производиться только после уведомления вахтенного помощника капитана и получения его разрешения. Вахтенный помощник капитана на это время должен организовать усиленное наблюдение за водной поверхностью вокруг судна.

3.5.5. Время начала и окончания перекачки топлива (масла) фиксируется в ЖНО, часть I.

3.6. Предотвращение загрязнения нефтью при использовании под балласт топливно-балластных цистерн

3.6.1. На новых судах валовой вместимостью 400 и более, не являющихся нефтяными танкерами, прием водяного балласта в цистерны нефтяного топлива не допускается, за исключением того, когда неблагоприятные погодные условия вынуждают принимать водяной балласт в некоторые топливные цистерны. Цистерны, в которых находится балласт, необходимо отсоединить от топливной системы.

3.6.2. Прием и слив водяного балласта в или из топливно-балластных цистерн необходимо производить под руководством и наблюдением ответственного лица, специально назначенного капитаном.

3.6.3. При приеме балласта в топливные цистерны должны быть приняты следующие меры предосторожности против утечек топлива из трубопроводов за борт:

1) центробежный насос, используемый для заполнения топливно-балластных цистерн, запускается до открытия приемной арматуры забортной воды; при этом вся арматура на напорной линии балластной магистрали, включая приемный клапан цистерны, держится открытой;

2) проверяется поступление воды в цистерны, предназначенные для приема балласта;

3) запорная арматура цистерны после заполнения ее водой закрывается до остановки центробежного насоса, чтобы предупредить обратное вытекание загрязненной воды за борт.

3.6.4. Для исключения загрязнения моря нефтью при переливе балласта из топливных или топливно-балластных цистерн необходимо выполнять требования, указанные в п. 5.2.

3.6.5. Записи о приеме балласта в топливно-балластные цистерны и его сливе в море или на приемное сооружение производятся в ЖНО, часть I.

3.6.6. Записи о сливе чистого балласта (из чистых топливно-балластных цистерн) независимо от того, производится слив за борт или на приемное сооружение, необходимо вносить в судовой журнал.