"ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ. РД 31.11.21.23-96" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.96 N 44)



Приложения


Приложение 1

Приложение 1. УДЕЛЬНЫЙ ПОГРУЗОЧНЫЙ ОБЪЕМ СТАЛЬНЫХ ТРУБ

Определение удельного погрузочного объема мю, куб. м/т, стальных труб должно производиться по формуле:

мю = 0,0356 d(2), (П.1.1)
(d - S) x S

где:

d - наружный диаметр трубы, м;

S - толщина стенки трубы, м, или по графикам на рис. П.1.1.

Приложение 2

Приложение 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термин Определение
1. Укрупненное грузовое место (УГМ)Грузовое место, формируемое с целью механизации процесса погрузки - выгрузки из отдельных грузовых единиц путем наложения инвентарных стропов
2. Инвентарный строп. СтропСредство для формирования УГМ, являющееся принадлежностью транспортного средства
3. Штивующий строп Строп, используемый для подачи УГМ в подпалубные пространства

Приложение 4

Приложение 4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ И НЕОБХОДИМОГО ЧИСЛА НАЙТОВОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КРЕПЛЕНИЯ

Критерий несмещаемости груза (см. приложение 5 РД 31.11.21.16-96):

лямбда s = ТЭТАs >= 1,0, (П.4.1)
ТЭТАdin

где:

ТЭТАs - угол динамической устойчивости груза, град, ТЭТАs = f(хи, T, района плавания);

T - период бортовой качки судна с грузом, с;

ТЭТАdin - угол динамического крена при бортовой качке судна без хода лагом к резонансному волнению, град, ТЭТАdin = f(h0, района плавания);

h0 - начальная метацентрическая высота судна с грузом, м.

Если приведенное в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости не удовлетворяет условиям безопасного плавания, то это указывает на необходимость дополнительного крепления, т.е. если критерий несмещаемости:

лямбда s = ТЭТАs < 1,0,
ТЭТАdin

то необходимо определить меры по дополнительному креплению груза.

Прочность необходимого крепления определяется нагрузкой Q, возникающей от превышения угла динамического крена над углом динамической устойчивости груза, и рассчитывается по формуле:

Q = n x p x (tg ТЭТАdin - tg ТЭТАs), (П.4.2)

где, например:

n = 11 - число рулонов в верхнем ярусе каждого ряда, не имеющих опоры на борт;

p = 7,5 т - средняя масса рулона;

ТЭТАdin = 31,3°;

ТЭТАs = 20,9°.

Количество рулонов N, нуждающихся в креплении, определяется безопасной (максимальной) рабочей нагрузкой SWL используемых средств крепления.

В случае выполнения крепления стальной лентой "TITAN" с SWL = 4,7 тс:

Q = 11 x 7,5 - (tg 31,3° - tg 20,9°) = 18,46 тс;

N = Q = 18,66 = 3,97 = 4 (рулона),
SWL4,7

т.е. необходимо и достаточно закрепить 4 рулона из 11 (каждый третий) к нижележащим в каждом ряду, не имеющем опоры на борта.

Критерий несмещаемости рулонов, имеющих опору на борта:

лямбда s = ТЭТАs>= 1 = 38,1° = 1,2 > 1,
ТЭТАdin31,3°

т.е. лямбда > 1, следовательно они в креплении не нуждаются.

Приложение 5

Приложение 5. СПОСОБЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ШТАБЕЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ДЛИННОМЕРНОГО ПРОКАТА

Исходные данные и условные обозначения:

R - разрывная прочность каната, кгс (кН);

p - масса одной связки (пакета), кг;

m - число связок в группе, шт.

Разрывная прочность каната, применяемого для крепления поверхностного яруса, должна быть не менее определяемой по формуле:

R >= 0,24 x m x p, (П.5.1)

Число связок пакетов в группе допускается не более 10 шт., тогда при m = 10R = 2,4p.

Минимальный диаметр каната, допустимого для производства крепления, определяется в зависимости от массы связки по следующей таблице.

Масса связки, кг Разрывное усиление каната по формуле П.5.1, кгс (кН) Подходящее разрывное усилие каната, кгс (кН) Временное сопротивление разрыву материала каната, МПа
1400 1600
диаметр каната, мм
1000 2400 (24) 2650 (26,5) 7,6
2000 4800 (48) 5750 (57,5) 11,5
3000 7200 (72) 8240 (82,4) 13,5
4000 9600 (96) 9840 (98,4) 15,0
5000 12000 (120) 12800 (128) 18,0

Если отсутствуют канаты необходимой прочности, то нужно уменьшить число связок в группе, определив его обратным расчетом от разрывной прочности имеющихся канатов по формуле:

m = R (П.5.2)
0,24p

Приложение 6

Приложение 6. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ УПРУГОДЕФОРМИРУЕМОГО ГРУЗА ПРОВОЛОКИ - КАТАНКИ В МОТКАХ, ПОГРУЖЕННОГО НАВАЛОМ

1. При перевозке на однопалубных судах применяется устройство (рис. П.6.1), содержащее покрытие в виде изготовленной из троса, с разрывным усилием не менее 5 тс, сетки (или набранной из отдельных грузовых пятитонных сеток), уложенной на свободную поверхность груза и закрепленной краями по периметру трюма, прижатой сверху через каждые 4 м поперечными найтовами из стального троса диаметром не менее 18 мм, прикрепленными к бортам судна. Найтов в двух точках по своей длине соединяется с днищем трюма вертикальными тягами, пропущенными сквозь массу груза. При ширине судна более 18 м должно быть 3 вертикальные тяги на каждом найтове.

1.1. Устройство может быть собрано следующим образом. До начала погрузки на днище трюма в намеченных точках устанавливают рымы (обухи) соответствующей прочности. В каждый рым заводят тягу в виде стального троса диаметром не менее 18 мм с огоном. Оба конца закрепляют на верхней палубе до окончания погрузки. По окончании погрузки поверхность груза покрывают сплетенной из троса сеткой, углы и края которой крепят к рымам (обухам) по периметру трюма. В процессе укладывания сетки тяги выводят сквозь соответствующие ячейки и оставляют на поверхности сетки. Затем поперечные найтовы пропускают сквозь огоны тяг и крепят к рымам (обухам) на бортах судна (рис. П.6.1, "а").

1.2. Для приведения устройства в походное состояние с помощью судовых или береговых перегрузочных средств, тяги набивают втугую и тросовыми зажимами крепят к огонам самих тяг или к рымам (обухам) на бортах судна (рис. П.6.1, "б").

2. При перевозках на двух-, трехпалубных судах с перекрытием твиндечных люков может применяться устройство по типу "стропинг - метода" (рис. П.6.2), выполняемое нижеследующим образом.

2.1. Перед погрузкой металлическая палуба грузового помещения выстилается достаточным количеством досок, исключающим возможность прямого контакта мотков катанки с палубой.

2.2. Погрузка мотков производится навалом с равномерным распределением груза по всей площади грузового помещения.

2.3. После окончания загрузки грузового помещения производится выравнивание поверхности штабеля путем укладки отдельных выпирающих мотков в пустоты.

2.4. На выровненную поверхность груза параллельно диаметральной плоскости судна укладываются доски толщиной не менее 25 мм с расстоянием между ними не более 1/3 диаметра мотка.

2.5. Поверх досок с шагом 2 м заводятся найтовы из стального каната диаметром не менее 18 мм. Для крепления их к бортам судна используются рымы или отверстия в шпангоутах, расположенные не менее чем на 1000 мм ниже предполагаемого уровня поверхности штабеля. Найтовы обтягивают втугую с помощью лебедок (через систему канифас - блоков) с последующим взятием ветвей найтовов в средней их части на винтовые талрепы.

Приложение 7

Приложение 7. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ ШТАБЕЛЕЙ СЛИТКОВ

1. При укладке первого яруса под слитки, расположенные на расстоянии 2,0 - 2,5 м друг от друга, следует уложить стропы из стального каната диаметром 15 - 16 мм; длина каждой ветки стропа должна быть на 2,0 м более высоты штабеля.

Последующие ярусы укладывают поднимая концы стропов так, чтобы они проходили между двумя слитками; для защиты стропов между слитками необходимо устанавливать вертикальные деревянные прокладки;

поверх последнего яруса поперек слитков уложить под стропами деревянные брусья сечением не менее 100 x 100 мм;

плотно притянуть и закрепить брусья к штабелю, соединив между собой концы соседних стропов;

слитки верхнего яруса расклинить от бортов, переборок и между собой (рис. П.7.1).

2. Если слитки размещаются на значительном расстоянии от бортов, например, в просвете люка (рис. П.7.2), их укладка должна производиться пирамидой со смещением слитков каждого яруса по отношению к предыдущему либо на половину ширины, либо на половину ширины и длины слитка. Крайние слитки по периметру каждого яруса и все слитки верхнего яруса должны скрепляться между собой приварными планками. Количество приварных планок сечением 10 x 50 x 100 мм должно быть не менее 2 шт., на каждые 5 т массы слитка. Весь штабель слитков должен быть закреплен к бортам найтовами, заведенными "в обхват" под слитки каждого яруса. Количество и диаметр найтовов определяются расчетом в соответствии с РД 31.11.21.16-96.

Тяжелые слитки, удельное давление которых на перекрытие превышает допустимое, должны укладываться в 1 ярус на специальные деревянные настилы или подушки из толстых брусьев. Размеры настила или подушек должны выбираться так, чтобы удельное давление груза на перекрытие не превышало допустимого и нагрузка передавалась на рамный (прочный) набор перекрытия.

Для предотвращения смещения по бокам под слиток должны быть уложены и закреплены к настилу деревянные клинья или брусья, а сами слитки должны быть закреплены "в обхват" найтовами к прочному набору корпуса.

Приложение 8

Приложение 8. СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ИЗЛОЖНИЦ

Изложницы, размещенные на всю ширину грузового помещения, крепятся деревянными брусьями, досками, клиньями от бортов, переборок и между собой.

Изложницы массой свыше 5 т, укладка которых в подпалубные пространства затруднена, размещаются в горизонтальном (рис. П.8.1) или вертикальном (рис. П.8.2) положении в 1 ярус в просвете грузовых люков. Если давление изложниц на палубу превышает допустимое, то они должны ставиться или укладываться на специальные деревянные настилы и подушки из толстых брусьев. Размеры площади настилов и подушек, а также сечение брусьев должны выбираться так, чтобы удельное давление груза на перекрытие не превышало допустимого и нагрузка передавалась на прочные связи перекрытия.

Крепление изложниц может быть индивидуальным или групповым.

При индивидуальном креплении каждая изложница крепится стальными канатами к прочному набору корпуса.

При групповом креплении несколько изложниц скрепляются между собой стяжками и крепятся стальными канатами к прочному набору корпуса судна.

Изложницы в группе должны быть установлены или уложены плотно друг к другу и тщательно закреплены деревянными клиньями, досками или брусьями.

Прочные размеры найтовов и стяжек определяются расчетами в соответствии с общими требованиями РД 31.11.21.16-96.

Приложение 9

Приложение 9. МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ ЧУГУНА В ЧУШКАХ УДЛИНЕННОЙ ФОРМЫ НАВАЛОМ НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ НАСТИЛЕ

1. В соответствии с приложением 5 РД 31.11.21.16-96 безопасность перевозки структурообразующего груза, каким является чугун в чушках удлиненной формы, оценивается критерием несмещаемости в виде:

лямбда s = ТЭТАs >= 1, (П.9.1)
ТЭТАdin

где:

ТЭТАs - угол динамической устойчивости груза, град;

ТЭТАdin - амплитуда бортовой качки судна с грузом в трюмах, град, определяемая по п. 2.2.2 приложения 5 РД 31.11.21.16-96 в соответствии с районом предстоящего плавания.

2. При размещении чугуна в трюме судна, когда поверхность штабеля располагается ниже центра тяжести загруженного судна, угол динамической устойчивости ТЭТАs чугуна в чушках удлиненной формы зависит только от высоты опирания штабеля на борта судна H, м, и определяется по графику на рис. П.9.1.

3. При размещении чугуна в твиндеке судна или в трюме, когда поверхность штабеля располагается выше центра тяжести загруженного судна, угол динамической устойчивости чугуна зависит также от периода бортовой качки судна Тк, с, и возвышения поверхности груза над центром тяжести загруженного судна z, м, и определяется по одному из графиков на рис. П.9.2 ("а", "б", "в", "г") в зависимости от высоты опирания штабеля H, м, на борта судна.

Приложение 10

Приложение 10. ПЕРЕЧЕНЬ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ФОРМ ИХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ

1. Алюминий и сплавы (плиты, Т-образные слитки, отливки, блоки, сплошные и фасонные профили, прутки, проволока, проволока - катанка, ленты, полосы, листы в пакетах и рулонах, катоды, чушки, чушки в пакетах).

2. Бабиты кольцевые (ящики).

3. Биметалл (сталь + томпак - ленты и полосы в рулонах и пакетах).

4. Бронза (чушки в пакетах, прутки, проволока, полосы и ленты в ящиках, пачках и рулонах).

5. Висмут (ящики).

6. Вольфрам (трубы, стержни, прутки, проволока, пластины, лента, фольга в пакетах, связках в ящиках, порошок).

7. Золото (аноды в полосах в ящиках).

8. Кадмий (листы и плиты в ящиках, анодные пластины, чушки, барабаны).

9. Кобальт (мешки, бочонки, деревянные контейнеры).

10. Латунь (плиты, чушки, полосы, прутки, трубы в ящиках, пучках, бухтах).

11. Магний (прутки, чушки в пакетах).

12. Марганец (куски в барабанах и ящиках).

13. Медь и сплавы (листы, плиты, полосы, профили, катоды, лента, отливки, слитки, слитки в пакетах, вайербарсы, трубы в пачках, бухтах, пакетах, проволока, провода на катушках, чушки, чушки в пакетах).

14. Мельхиор, Нейзильбер и Монель (лента в рулонах, трубы в ящиках).

15. Молибден (полосы в пачках, в пакетах, проволока).

16. Монель - металл (прутки в ящиках).

17. Натрий металлический (бочки).

18. Никель и сплавы (гранулы в спецконтейнерах, порошок в бочках, катоды, проволока, трубки в пучках в ящиках, листы и полосы в ящиках).

19. Олово и оловяно - свинцовые сплавы (чушки, слитки, в виде прутков, блоков).

20. Осмий (порошок в ампулах в ящиках).

21. Платина, палладий, иридий и родий и их сплавы (слитки, полосы в пакетах и ящиках, порошок).

22. Припои оловяно - свинцовые (чушки).

23. Ртуть (бидоны).

24. Свинец и сплавы (листы, чушки, чушки в пакетах, порошок в мешках или ящиках, трубы на барабанах, в бухтах, ящиках).

25. Силумин (отливки, Т-образные слитки, чушки, чушки в пакетах, отливки в пакетах).

26. Титан и сплавы (прутки, трубки, слитки).

27. Файнштейн (в слитках - в контейнерах СК-30-Д или в изложницах, колотый - в спецконтейнерах).

28. Хром (ящики).

29. Цинк и сплавы (чушки, чушки в пакетах, блоки, порошок в барабанах и флягах).

30. Лом и отходы цветных металлов (в пакетах, пачках, стопках, в бухтах, разделанный, без упаковки) размеры не должны превышать: пакетов 400 x 400 x 700 мм, связок, бухт 400 x 700 мм. Максимальные размеры отдельных кусков в одном из измерений - не более 1000 мм. Максимальные размеры отдельных кусков низкокачественного лома и прочих отходов - не более 1000 x 1000 x 2000 мм.