в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "СП 2.4.990-00. 2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000)
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
"СП 2.4.990-00. 2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000)

2.2. Требования к зданию

2.2.1. Гигиенические требования к планировочной структуре здания исходят из содержания воспитательной работы с детьми и типа интернатного учреждения - традиционного воспитания и обучения детей в детских домах и школах-интернатах и нетрадиционного воспитания.

2.2.2. Интернатные учреждения традиционного типа:

2.2.2.1. Вместимость интернатных учреждений традиционного типа не должна превышать 300 мест, оптимальная вместимость детских домов - 60 мест.

Планировочное решение здания интернатного учреждения должно обеспечивать четкое деление на основные функциональные группы помещений: жилые, общевоспитательного назначения, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные и бытовые с пищеблоком и постирочной. Для детей школьного возраста в детских домах, помимо перечисленных, выделяется группа помещений для внеучебных занятий: приготовления уроков, музыкальных и физкультурных занятий, трудовой деятельности и др.

Взаимное расположение отдельных групп помещений предусматривает удобные и короткие связи.

2.2.2.2. Интернатные учреждения размещают в отдельно стоящих зданиях, детские дома для детей дошкольного возраста - в двухэтажных зданиях, детские дома и школы-интернаты для детей школьного возраста и смешанного типа - в зданиях не более 3 этажей.

В детских домах смешанного типа допускается размещение дошкольных групп только ниже 3 этажа зданий.

2.2.2.3. В здании необходимо строго соблюдать принцип изоляции жилых помещений от административно-хозяйственных и помещений общего назначения, дошкольных групп от школьных, а также между группами детей дошкольного возраста.

2.2.2.4. В детских домах смешанного типа входы в здание для детей дошкольного и школьного возраста необходимо предусматривать раздельными.

В дошкольных детских домах одним входом могут пользоваться не более 4 дошкольных групп.

При небольшой вместимости (до 60 человек) допускается пользоваться общим входом детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также централизованным гардеробом с помещением для сушки одежды и обуви.

Наружные входы в здания оборудуются тамбурами: одним - в IIIБ климатическом подрайоне, двойным - в IВ, IД, II и III климатических районах, тройным тамбуром под углом - в IА, IБ и IГ климатических подрайонах (наружная дверь должна открываться вовнутрь).

2.2.2.5. При входе в здание интернатного учреждения располагаются гардероб для персонала и посетителей и гостиная для встречи детей с родственниками (площадь не менее 12 кв. м), санитарный узел с умывальником.

2.2.2.6. Комплекс помещений, необходимый для проживания группы детей, проектируется по принципу жилой ячейки.

Необходимый состав и площади помещений, входящих в жилые ячейки для детей разного возраста в интернатных учреждениях, приведены в табл. 2.1.

Площади помещений спальных, раздевальных и гардеробных в интернатных учреждениях, размещаемых в IА, IБ и IГ климатических подрайонах, следует увеличивать на 10%.

Спальни для детей от 3 до 7 лет проектируются на группу из расчета 3,0 кв. м на одного ребенка. Норма площади на одного воспитанника школьного возраста должна быть не менее 6 кв. м.

Для детей школьного возраста спальни для мальчиков и девочек предусматриваются раздельными и рассчитаны: для школьников до 11 лет - не более чем на 3 места, для школьников 11 - 15 лет - не более чем на 2 - 3 места, для школьников 16 - 18 лет - не более чем на 2 места, а для детей - родственников - на 2 - 3 места.

В IА, IБ и IГ климатических подрайонах для детей дошкольного возраста следует предусматривать отапливаемые прогулочные веранды из расчета 2,5 кв. м на одно место.

Таблица 2.1

СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛОЙ ЯЧЕЙКИ НА 1 ГРУППУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наименование помещений в жилых ячейках Площадь (кв. м) на 1 группу детей (10 человек)
дошкольники школьники
Раздевальная 16 18
Комната для сушки одежды и обуви 4 4
Игровая 50
Буфетная 5
Комната для индивидуальных занятий со специалистами (логопед, психолог) 9 9
Комната отдыха 9 36
Комната для приготовления уроков 36
Спальные 3,0 кв. м/чел. 6,0 кв. м/чел.
Санитарный узел 0,8 кв. м/чел. 0,35 кв. м/чел.
Комната для стирки и сушки мелких вещей 6
Комната для глажения и чистки одежды 5
Комната для хранения колясок, санок 6 6
Комната для хранения личных и сезонных вещей 6 9
Комната дежурного воспитателя 9 9
Комната гигиены девочек 4

Раздевальные помещения оборудуются встроенными шкафами для раздельного хранения одежды и обуви.

Вблизи раздевалок предусматриваются комнаты для сушки одежды и обуви, оборудованные подводкой горячей воды, вентиляцией, стеллажами и приспособлениями для сушки одежды.

Санитарные узлы на группу детей дошкольного возраста оборудуются из расчета: 5 детских умывальников, 4 детских унитаза в открытых кабинах с перегородками-экранами, 1 взрослый унитаз в закрытой кабине, 2 душевых поддона с душевой сеткой на гибком шланге, 1 полотенцесушитель, 4 ногомойки.

Высота установки детских санитарных приборов от пола до борта прибора составляет: умывальников для детей младшего дошкольного возраста - 0,4 м, умывальников для детей среднего и старшего дошкольного возраста - 0,5 м, ванн на постаментах - 0,6 м, глубокого душевого поддона для детей первой младшей группы (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) - 0,6 м, мелкого душевого поддона для детей дошкольного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 0,3 м. Душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Для детей старшего дошкольного возраста и школьного возраста туалетные комнаты проектируются раздельными для мальчиков и девочек и оборудуются: 1 умывальником на 4 человека, 3 ногомойками на 10 человек.

Туалетные оборудуются 2 унитазами на 5 девочек и 2 - на 5 мальчиков, 1 писсуаром на 5 мальчиков. Туалетные кабины оборудуются дверью.

Душевые кабины (с раздевальными) оборудуются из расчета 1 рожок не более чем на 5 человек.

Комнаты личной гигиены девочек оборудуются из расчета не менее 2-х кабин на 15 девочек, оборудованных биде или поддоном с гибким шлангом, умывальником и унитазом.

Необходимо предусмотреть помещения для уборочного инвентаря (площадью 3 кв. м), оборудованные подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой (для тряпок).

На каждом этаже предусматривается санитарный узел для персонала, оборудованный унитазом и умывальником в шлюзе.

2.2.2.7. Состав и площади помещений общевоспитательного назначения приведены в Прилож. 1.

2.2.2.8. В детских домах для детей дошкольного возраста вместимостью 100 мест следует предусматривать один зал для музыкальных и гимнастических занятий, при увеличении вместимости детского дома более 100 мест - 2 зала. Залы для музыкальных и гимнастических занятий детей не должны быть проходными.

Для воспитанников школьного возраста в школах-интернатах площадь учебно-спортивного зала составляет не менее 288 кв. м, в детских домах - не менее 162 кв. м.

Необходимо выделить тренажерный зал и оборудовать его тренажерами: (например, типа "Здоровье", "Стенка здоровья", "Горка для бега", "Беговая дорожка" и др.), велотренажерами и велоэргометрами, гребными тренажерами (например, "Гребля", "Кавказец" и др.), переносимыми тренажерами (эспандеры, диски вращения) и другие.

2.2.2.9. Примерный состав и площади административно-хозяйственных и бытовых помещений детских домов приведены в Прилож. 2.

2.2.2.10. Помещения для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными и иметь отдельные входы (окна). Шлюз с окном для сдачи грязного белья должен открываться в сторону постирочной.

Не устраивают вход в постирочную против входов в помещения групповых ячеек и пищеблока.

В интернатных учреждениях, полностью обслуживаемых фабрикой-прачечной, следует предусматривать помещение площадью 4 - 6 кв. м в зависимости от количества мест в учреждении с отдельным наружным выходом для сортировки и сдачи грязного белья.

2.2.2.11. Состав и площади учебных помещений школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны соответствовать требованиям по проектированию школ и школ-интернатов общего типа и гигиеническим требованиям к общеобразовательным учебным заведениям.

2.2.2.12. Медицинские помещения размещаются на первом этаже в изолированном блоке. Медицинский блок состоит из приемно-карантинного отделения, изолятора и врачебно-процедурных кабинетов (табл. 2.2).

Изолятор отделяют от остальных помещений медицинского блока шлюзом с умывальником и он имеет самостоятельный выход на участок. Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета не менее 2% вместимости учреждения и рассчитано не менее чем на 3 инфекции.

Комната дежурной медицинской сестры размещается рядом с палатами изолятора и имеет отдельный вход из коридора.

Посудомоечная при буфетной-раздаточной оборудуется тремя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды. Примерный состав и площади группы медицинских помещений приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И РАЗМЕРЫ ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Наименование помещений Площадь (кв. м)
Приемно-карантинное отделение:
приемно-смотровая 6
изоляционные палаты: на 2 койки - 1 12
на 1 койку - 1 6
буфетная 4
Кабинет врача 21(3 x 7)
Кабинет медсестры 9
Процедурная со стерилизационной 8
Физиотерапевтический кабинет 18
Стоматологический кабинет 12
Изолятор: палаты на 3 места - 1 18
на 2 места - 2 24
на 1 место - 1 6
- палата типа "бокс" на 1 место с санитарным узлом и отдельным входом 15
- комната дежурной медсестры 9
- буфетная-раздаточная с помещением для мытья посуды 3 + 5
- ванная 3
- туалет и комната для дезинфицирующих средств и хранения инвентаря 6
- веранда 2,5 кв. м/чел.
Кабинет психологической разгрузки 15
Санитарный узел персонала 3
Кабинет ЛФК 50

2.2.2.13. Помещения столовой (обеденный зал, производственные и бытовые помещения) следует размещать на первом этаже с отдельным выходом на участок. Производственные цеха ориентируются на север и северо-восток, обеденные залы - на юг и юго-восток.

2.2.2.14. Набор и площади производственных помещений столовой рассчитаны для работы пищеблока на сырье (Прилож. 3).

В производственных помещениях устанавливается технологическое оборудование, работающее на электричестве. В интернатных учреждениях небольшой вместимости (до 50 мест) с учетом местных условий допускается применение кухонных плит, работающих на газе или твердом топливе. В этих условиях топку кухонных плит необходимо вынести в отдельное помещение с выходом наружу.

2.2.2.15. Обеденные залы предусматривают одновременную посадку 100% воспитанников из расчета 1,5 кв. м на одно место для школьников и 1,0 кв. м - для дошкольников.

2.2.2.16. Для разгрузки продуктовых машин оборудуются эстакады с возможностью использования малой механизации.

2.2.3. Интернатные учреждения (детские дома) по семейному типу:

2.2.3.1. Организация работы детского дома по семейному типу, организованного непосредственно в детском доме, строится по принципу проживания воспитанников по семейному типу (в семейной ячейке дети школьного и дошкольного возраста).

Семья состоит из детей разного возраста и пола при постоянном присутствии "мамы" - педагога-воспитателя.

Вместимость такого учреждения не превышает 100 человек, из которых 25% - дети дошкольного возраста.

2.2.3.2. Жилая ячейка рассчитана на проживание не более 7 детей, из которых 2 - 3 ребенка дошкольного возраста.

2.2.3.3. Жилая ячейка на 7 человек детей и одного воспитателя состоит:

- из жилой комнаты для детей дошкольного возраста (количество - 3 человека) площадью 18 кв. м (из расчета 6 кв. м на одного ребенка). В жилой комнате выделяются функциональные зоны для сна и игровой деятельности;

- жилые комнаты для мальчиков и девочек школьного возраста (на 2 человека) предусматриваются отдельными, площадью 12 кв. м (из расчета 6 кв. м на одного ребенка). В жилой комнате предусматривается место для сна и для индивидуальных занятий, оборудованное секретерами и мягкой мебелью;

- комната воспитателя площадью 8 кв. м располагается рядом с жилой комнатой для дошкольников.

В связи с особенностями проживания детей "по семейному типу" приготовление пищи проводится на пищеблоке детского дома, а необходимость в общих обеденных залах отпадает, т.к. режимные моменты питания переносятся в жилые ячейки. С этой целью необходимо выделить помещение для столовой, площадью не менее 20 кв. м, которая может быть использована для совместного досуга всех членов семьи. При столовой оборудуется буфетная, площадью не менее 9 кв. м, с 2-гнездной мойкой для мытья посуды и плитой.

В жилую ячейку входят:

- раздевальная с сушильными шкафами площадью 10 кв. м;

- кладовые для хранения детских личных и сезонных вещей (2 помещения по 6 кв. м);

- кладовая для хранения уборочного инвентаря площадью 3 кв. м;

- 2 санитарных блока при жилых комнатах для девочек и мальчиков (площади в табл. 2.1). Каждый санитарный блок должен состоять из изолированной уборной с умывальником в шлюзе и ванной комнаты, оборудованной ванной с душем и ножной ванной.

2.2.3.4. В детских домах по семейному типу административно-хозяйственные, бытовые помещения, медицинский блок, пищеблок и общевоспитательные помещения для школьников должны соответствовать требованиям для детских домов традиционного типа (Прилож. 1, 2, 3 и табл. 2.1).

Для детей дошкольного возраста взамен специальных залов для музыкальных и гимнастических занятий и кабинета ручного труда, указанных в Приложении 2, в детских домах по семейному типу необходимо выделить 2 помещения площадью по 50 кв. м для учебно-воспитательной и трудовой деятельности, музыкальных и спортивных занятий.

  • Главная
  • "СП 2.4.990-00. 2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000)