в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
действует Редакция от 31.03.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"

5.7. Антимонопольная политика, демонополизация и развитие конкуренции

В ходе экономических реформ в результате воздействия множества внутренних и внешних факторов (включая приватизационные процессы, либерализацию цен, открытие внутреннего рынка для международной конкуренции, формирование механизмов регулирования естественных монополий, применение процедур банкротства и санации убыточных предприятий, развитие частного финансового сектора) происходит существенное изменение структуры товарных рынков, характера и уровня монополизации российской экономики.

Развитие конкуренции на отдельных товарных рынках (рынки большинства потребительских товаров, рынки торговых, бытовых, медицинских, строительных услуг, услуг связи, автомобильного транспорта и др.) свидетельствует о снижении уровня монополизма, а также о смене стратегии поведения хозяйствующих субъектов.

Такая предпосылка монопольного поведения субъектов рынка, как высокий уровень концентрации российской промышленности, все меньше используется в качестве рычага давления на конкурента. Наличие достаточно крупных предприятий и развитие процессов экономической концентрации, как показывает практика, еще не означает обязательного злоупотребления доминирующим положением на рынке, а в определенной степени отражает неравномерность развития в ходе структурной перестройки, тенденции возрождения экономической активности вокруг отдельных точек роста. Кроме того, в условиях сохранения спросовых ограничений и недостаточности ресурсов для развития производства монополистическая деятельность со стороны крупных предприятий не всегда возможна.

Вместе с тем достижение программных целей экономического развития и переход к стадии экономического роста могут быть эффективными только при обеспечении развития полноценной конкурентной среды, создающей предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального использования производственных мощностей, перелива капиталов, развития деловой активности.

В этой связи необходимо обеспечить снижение уровня монополизации экономики и развитие конкурентной среды путем ограничения и устранения барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарные рынки с высоким уровнем экономической концентрации, реализации мер по демонополизации, содействия развитию малого предпринимательства и товаропроводящей сети.

Устойчивыми тенденциями в развитии конкурентных отношений можно считать:

- рост числа хозяйствующих субъектов (возросло число малых предприятий);

- уменьшение степени монополизированности экономики (сократилось число крупных и средних предприятий);

- снижение концентрации производства (в медицинской и легкой промышленностях, промышленности строительных материалов), хотя в ряде отраслей уровень концентрации несколько повысился (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная);

- расширение конкурентной среды на региональных и местных рынках во многих субъектах Российской Федерации по целому ряду продовольственных и промышленных товаров, снятие барьеров для входа на рынок, прежде всего административных (но сохраняются информационные барьеры);

- расширение географических границ рынков.

В целях формирования и поддержания добросовестной конкуренции с учетом исчерпания ряда эффективных возможностей (например, приватизации) акцент должен сместиться со снижения концентрации производства на снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков.

В среднесрочной перспективе меры по развитию конкуренции и реализации антимонопольной политики будут сосредоточены на нескольких основных направлениях.

1) Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции, пропаганда правовых знаний об антимонопольном законодательстве.

Предстоит внести изменения и дополнения в Закон О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках с целью усиления действенности превентивных мер и санкций за нарушение законодательства, обеспечения его транспарентности, распространения принципов антимонопольного регулирования на ряд новых объектов контроля. В частности предполагается:

- для получения информации о соглашениях между хозяйствующими субъектами, направленных на раздел рынка, ценовой сговор, создание препятствий для входа на рынок конкурентов, ввести процедуру нотификации соглашений (согласованных действий);

- обеспечить применение установленных законодательством принципов антимонопольного контроля при проведении конкурсов, торгов и аукционов, в том числе при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд;

- усилить контроль за действиями органов власти, направленными на ограничение свободы перемещения товаров и капитала на всей территории Российской Федерации;

- в целях обеспечения гласности и публичности правоприменительной практики и защиты интересов хозяйствующих субъектов и граждан усовершенствовать процедуру рассмотрения дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства;

- скоординировать деятельность органов исполнительной власти в части реализации государственной конкурентной политики и регулирования естественных монополий.

2) Противодействие созданию новых монопольных структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов: усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией, в том числе при приватизации государственных предприятий и осуществлении имущественных сделок, формировании финансово-промышленных групп.

В целях профилактики возможных проявлений монополизма наряду с нормами запрета злоупотребления монопольным положением как серьезного препятствия развитию экономики, будет предусмотрено:

- осуществление соответствующими органами государственной власти предварительного контроля за созданием новых интегрированных структур монопольного характера в результате слияния, присоединения коммерческих организаций, создания объединений коммерческих организаций, в том числе финансово-промышленных групп, а также приобретением крупных пакетов акций (долей, вкладов) хозяйственных обществ и товариществ;

- обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации требований антимонопольного законодательства, в том числе в процессе приватизации, при осуществлении процедур банкротства и санации убыточных предприятий, при регистрации операций на вторичном рынке корпоративных ценных бумаг, рассмотрении учредительных документов коммерческих организаций и их объединений, в том числе финансово-промышленных групп.

3) Обеспечение равных возможностей хозяйствования на товарных рынках, в том числе путем правовой регламентации вопросов порядка и процедуры предоставления лицензий в сфере природопользования, предоставления государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов и регионов, развития конкурсных принципов и соблюдения антимонопольных требований при размещении государственных заказов и поставках продукции для государственных нужд.

Поддержка со стороны государства отдельных предприятий, отраслей и регионов является неотъемлемым элементом государственной экономической политики. Однако предоставление государственных средств, исключительных прав и привилегий может существенно влиять на состояние конкуренции, структуру издержек производства, может привести к нерациональному использованию ограниченных государственных ресурсов, сдерживанию необходимых структурных изменений в экономике за счет искусственного поддержания неконкурентоспособных и нежизнеспособных производств. Поэтому будет осуществлена четкая правовая регламентация всех вопросов, связанных с предоставлением и использованием государственной помощи, и в первую очередь - государственных финансовых средств.

4) Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субъектов.

Реализация этих задач будет осуществляться в соответствии с концепцией и основными направлениями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации" (основные направления и первоочередные меры), в рамках отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции, а также мероприятий по деконцентрации отдельных товарных рынков и снижению уровня ведомственного монополизма.

Правительство Российской Федерации будет стимулировать развитие инфраструктуры товарных рынков, в том числе развитие альтернативных потребительской кооперации видов торговли в сельской местности, фирменной торговли и сервисной сети товаропроизводителей, муниципальной торговли товарами повседневного спроса.

Правительство Российской Федерации будет создавать условия для осуществления эффективного антимонопольного контроля за действиями предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в целях недопущения применения монопольно-высоких цен, а также осуществлять контроль за влиянием импорта на развитие конкуренции на внутренних товарных рынках и предпринимать меры по защите внутреннего рынка от демпинга.

Новый этап демонополизации экономики будет связан в первую очередь с расширением товарообмена и преодолением региональной обособленности товарных рынков. Эта задача будет решаться путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, а также развития системы предупреждения принятия антирыночных административных решений.

В целях расширения географических границ товарных рынков, повышения уровня спроса на производимую продукцию и восстановления единого экономического пространства Российской Федерации будут реализованы меры по упорядочению расчетов, ликвидации бартера и существенному снижению тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Правительство Российской Федерации будет проводить последовательную политику по демонополизации (снижению концентрации) отдельных монополизированных товарных рынков на территории Российской Федерации с применением методов и средств, определенных в результате анализа условий конкуренции на этих рынках. Приоритетно во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна быть обеспечена демонополизация социально значимых товарных рынков.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции тесно связаны с повышением конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутренних рынках. Для решения этой задачи Правительство Российской Федерации будет всемерно содействовать усилиям предприятий по техническому перевооружению и развитию производства продукции, пользующейся спросом на территории Российской Федерации, определяющей конкурентоспособность национальной экономики в целом, а также отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, и ориентированных на экспорт отраслей.

В условиях дальнейшей либерализации внешнеторгового режима и поэтапного присоединения России к ВТО важнейшее значение имеет проведение государством рациональной политики в области применения защитных мер во внешней торговле и поддержке отечественных товаропроизводителей.

5) Согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию конкуренции на товарных рынках СНГ, гармонизация антимонопольного законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптация конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.

Одной из важнейших задач для дальнейшего совершенствования и углубления интеграционных процессов стран СНГ и создания единого экономического пространства является проведение странами СНГ согласованной антимонопольной политики и защиты прав потребителей. На базе Договора о проведении согласованной антимонопольной политики стран СНГ по инициативе Российской Федерации создан и функционирует Межгосударственный Совет по антимонопольной политике государств-участников СНГ.

Для дальнейшего проведения согласованной конкурентной политики в рамках СНГ и углубления интеграционных процессов будет укрепляться договорно-правовая база, предусматривающая применение норм прямого действия к нарушителям законодательства в сфере антимонопольной политики и защиты прав потребителей на территории СНГ.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.03.97 N 360 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"