в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 08.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
действует Редакция от 18.06.2013 Подробная информация
ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"

ПРИЛОЖЕНИЯ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ

Приложение N 1
к Рекомендациям по совершенствованию
деятельности организаций
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
в целях создания в них условий
воспитания, приближенных к семейным,
а также привлечению этих организаций
к профилактике социального сиротства,
семейному устройству и постинтернатной
адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ УСЛУГ

Перечень оказываемых организациями для детей-сирот услуг определяется органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находятся указанные организации.

С учетом целей и задач организаций для детей-сирот независимо от их типа и ведомственной принадлежности, определенных нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, в перечень предоставляемых организацией для детей-сирот услуг могут быть включены следующие основные услуги:

1) содержание и воспитание детей-сирот. Данная услуга предусматривает в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, отвечающих установленным требованиям и обеспечивающих безопасность детей.

В качестве показателей объема услуги могут рассматриваться:

количество детей, содержащихся и воспитывающихся в организации;

количество работников организации, осуществляющих деятельность по содержанию и воспитанию детей.

Показателями, характеризующими качество услуги, могут являться:

количество случаев самовольного ухода детей из организации;

количество правонарушений, совершенных детьми;

количество случаев жестокого обращения с детьми;

доля детей, содержание и воспитание которых организовано по семейному типу;

доля детей, совершивших самовольный уход из организации;

доля детей, совершивших правонарушения;

доля детей, в отношении которых выявлены случаи жестокого обращения в организации;

доля детей, жизни и здоровью которых причинен вред;

2) защита прав и законных интересов детей-сирот. Данная услуга предполагает деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей, восстановлению нарушенных прав детей, представлению интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Показатели объема услуги:

количество детей-сирот, помещенных под надзор в организацию;

число обращений детей в различные органы и организации по вопросам нарушения их прав и законных интересов;

количество работников организации, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей.

Показатели качества услуги:

доля детей, в отношении которых организацией приняты необходимые меры по защите их прав и законных интересов;

доля детей, права которых нарушены в результате действий (бездействия) администрации и работников организации;

3) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей-сирот. Данная услуга может предусматривать реализацию мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической), медицинской помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, проведение лечебно-профилактических мероприятий, диспансеризации детей.

Показатели объема услуги:

количество детей, в отношении которых проводится психопрофилактическая и психокоррекционная работа;

количество детей, в отношении которых проводятся лечебно-профилактические мероприятия;

количество работников организации, осуществляющих деятельность по психолого-медико-педагогической реабилитации детей.

Показатели качества услуги:

доля детей, нуждающихся в психологической помощи, которым оказана такая помощь;

доля детей, прошедших диспансеризацию;

доля детей, нуждающихся в медицинской помощи, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную помощь, которым оказана такая помощь;

доля детей, в отношении которых разработаны программы комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения в организации для детей-сирот;

4) реализация программы коррекционной работы. Данная услуга предполагает создание условий для коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и может быть предусмотрена как для организаций для детей-сирот, в которых находятся только дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, так и для организаций для детей-сирот, обеспечивающих совместное содержание и воспитание детей указанных категорий и здоровых детей.

Показатели объема услуги:

количество детей-сирот, являющихся детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами;

количество работников организации, осуществляющих уход, воспитание, обучение, техническую помощь детям-сиротам, являющимся детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.

Показатели качества услуги:

доля детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, для которых в организации создана доступная среда, обеспечивающая специальные условия их содержания, воспитания и развития;

доля детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, имеющих возможность участвовать в учебных, досуговых мероприятиях за пределами организации для детей-сирот;

доля детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, у которых по результатам коррекционно-реабилитационной работы отмечена положительная динамика состояния здоровья и развития.

Для организаций санаторного типа, в которых находятся дети, нуждающиеся в длительном лечении, может быть предусмотрена услуга "Реализация программы лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий для детей, нуждающихся в длительном лечении", показатели объема и качества которых определяются аналогичным образом с учетом соответствующей специфики.

5) реализация образовательных программ дошкольного и общего образования (для организаций для детей-сирот, осуществляющих обучение находящихся в них детей по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).

Показатели объема услуги:

количество детей-сирот, осваивающих соответствующие образовательные программы;

количество педагогических работников организации, осуществляющих обучение детей по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Показатели качества услуги:

доля детей, освоивших образовательную программу соответствующего уровня;

доля детей, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию и поступивших по ее результатам в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования;

6) реализация программ профессиональной подготовки (для организаций для детей-сирот, осуществляющих обучение детей по программам профессиональной подготовки).

Показатели объема услуги:

количество детей, осваивающих программы профессиональной подготовки;

количество педагогических работников организации, осуществляющих обучение детей по программам профессиональной подготовки.

Показатели качества услуги:

доля детей, получивших профессиональную подготовку;

доля детей, трудоустроенных по полученной профессии;

7) социальное (постинтернатное) сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.

Показатели объема услуги:

количество детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, в отношении которых организация осуществляет социальное (постинтернатное) сопровождение;

количество работников организации, осуществляющих социальное (постинтернатное) сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.

Показатели качества услуги:

доля детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, в отношении которых организация осуществляет социальное (постинтернатное) сопровождение, обучающихся в образовательных учреждениях и (или) работающих;

доля детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, в отношении которых организация осуществляет социальное (постинтернатное) сопровождение, совершивших правонарушения, в том числе привлеченных к уголовной ответственности;

доля детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, удовлетворенных условиями и качеством предоставленной им услуги;

8) профилактическая и коррекционно-реабилитационная работа с родителями детей-сирот.

Показатели объема услуг:

количество детей, в отношении родителей которых организация осуществляет работу по профилактике отказа от воспитания детей и (или) коррекционно-реабилитационную работу, направленную на возвращение детей в родную семью;

количество родителей, в отношении которых организация осуществляет работу по профилактике отказа от воспитания детей и (или) коррекционно-реабилитационную работу, направленную на возвращение детей в родную семью;

количество работников организации, осуществляющих профилактическую и коррекционно-реабилитационную работу с родителями детей.

Показатели качества услуги:

доля детей, возвращенных родителям;

доля детей, которых регулярно навещают родители;

доля родителей, восстановленных в родительских правах, родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах;

9) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей (далее - выявление детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства). Данная услуга предусматривается в случае осуществления организацией в установленном порядке полномочия органов опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

Показатели объема услуги:

количество детей, проживающих на территории, обслуживаемой организацией, в том числе находящихся в социально опасном положении;

количество работников организации, осуществляющих деятельность по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

Показатели качества услуги:

количество рассмотренных устных и письменных обращений, поступивших в организацию, содержащих сведения о детях-сиротах;

количество проведенных обследований условий жизни детей и их семей;

количество выявленных детей, в отношении которых организацией было подготовлено заключение о необходимости признания их нуждающимися в установлении над ними опеки или попечительства;

доля выявленных детей, в отношении которых учреждением было подготовлено заключение о необходимости признания их нуждающимися в установлении над ними опеки или попечительства, над которыми были установлены опека или попечительство;

доля детей, которым в результате помощи, оказанной семье в соответствии с подготовленными учреждением рекомендациями о форме защиты прав и законных интересов ребенка, были созданы условия для нормального воспитания и развития в родной семье;

10) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - подготовка приемных родителей). Данная услуга предусматривается в случае осуществления организацией в установленном порядке полномочия органов опеки и попечительства по подбору и подготовке приемных родителей.

Показатели объема услуги:

количество граждан, выразивших желание принять детей-сирот в семью на воспитание, обратившихся в организацию для прохождения подготовки приемных родителей;

количество граждан, обратившихся в организацию, получивших консультации по вопросам семейного устройства детей-сирот;

количество граждан, обратившихся в организацию, прошедших подготовку приемных родителей;

количество работников организации, осуществляющих подготовку приемных родителей.

Показатели качества услуги:

доля граждан, обратившихся в организацию, прошедших подготовку приемных родителей и получивших соответствующий документ о ее прохождении;

доля граждан, обратившихся в организацию и прошедших подготовку приемных родителей, принявших на воспитание в семью ребенка (детей);

доля граждан, обратившихся в организацию и прошедших подготовку приемных родителей, принявших на воспитание в семью ребенка (детей), в отношении которых впоследствии было принято решение о возврате ребенка (детей) по инициативе граждан или органа опеки и попечительства;

доля граждан, обратившихся в организацию, удовлетворенных условиями и качеством предоставленной им услуги;

11) сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот (далее - приемные семьи).

Показатели объема услуги:

количество приемных семей, в отношении которых организация осуществляет сопровождение;

количество работников организации, осуществляющих сопровождение приемных семей.

Показатели качества услуги:

доля приемных семей, в отношении которых принято решение о возврате ребенка (детей) по инициативе граждан или органа опеки и попечительства, в общем количестве приемных семей, в отношении которых организация осуществляет сопровождение;

доля граждан, обратившихся в организацию, удовлетворенных условиями и качеством предоставленной им услуги.

Приложение N 2
к Рекомендациям по совершенствованию
деятельности организаций
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
в целях создания в них условий
воспитания, приближенных к семейным,
а также привлечению этих организаций
к профилактике социального сиротства,
семейному устройству и постинтернатной
адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Приложение 2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ) РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ПЛАНА - МЕРОПРИЯТИЙ) ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СЕТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В качестве показателей (индикаторов) региональной программы (плана мероприятий) по реформированию сети и деятельности организаций для детей-сирот в субъекте Российской Федерации могут рассматриваться:

доля детей-сирот в общей численности детского населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации;

доля детей, воспитывающихся в семьях родителей или усыновителей, в общей численности детского населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации;

доля детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, в общей численности детей-сирот, проживающих на территории субъекта Российской Федерации <1>;


<1> В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, доля детей-сирот, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, к 2017 году должна составлять не менее 90%.

доля организаций для детей-сирот, осуществляющих полномочие органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля организаций для детей-сирот, осуществляющих полномочие органов опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по сопровождению семей, принимающих на воспитание детей-сирот, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по социальной (постинтернатной) адаптации выпускников этих организаций, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля организаций для детей-сирот, осуществляющих временную передачу детей, находящихся в этих организациях, в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля организаций для детей-сирот, условия пребывания детей в которых отвечают установленным требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля организаций для детей-сирот, деятельность которых организована по семейному типу, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля организаций для детей-сирот, обеспечивающих совместное содержание и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов со здоровыми детьми, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля организаций для детей-сирот, полностью укомплектованных кадрами, имеющими необходимую профессиональную квалификацию, в общем количестве организаций для детей-сирот, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля организаций для детей-сирот, уровень средней заработной платы работников которых соответствует уровню средней заработной платы в субъекте Российской Федерации;

доля граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, прошедших подготовку приемных родителей на базе организаций для детей-сирот, получивших заключение о возможности принять ребенка (детей) в свою семью;

доля детей, оставленных матерями в медицинской организации, детей, родители которых отказались взять их из организации для детей-сирот, дали согласие на их усыновление (удочерение);

доля детей-сирот, возвращенных в организацию для детей-сирот, в общей численности детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан из организаций для детей-сирот;

доля детей, находящихся в организациях для детей-сирот, возвращенных родителям, восстановленным в родительских правах, или родителям, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах;

доля детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, охваченных программами отдыха и оздоровления;

доля детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, получивших общее образование;

доля детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, получивших профессиональную подготовку;

доля детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, имеющих право на получение алиментов, получающих алименты;

доля детей-сирот, совершивших самовольные уходы из организаций для детей-сирот, в общей численности детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот;

доля детей-сирот, совершивших правонарушения, в общей численности детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот;

доля детей-сирот, права которых нарушены в результате действий (бездействия) администрации и работников организации для детей-сирот, в общей численности детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот;

доля детей-сирот, жизни и здоровью которых причинен вред в результате действий (бездействия) администрации и работников организации для детей-сирот, в общей численности детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот;

сокращение сроков пребывания детей-сирот в организации для детей-сирот до устройства в семью;

другие соответствующие показатели.

Приложение N 3
к Рекомендациям по совершенствованию
деятельности организаций
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
в целях создания в них условий
воспитания, приближенных к семейным,
а также привлечению этих организаций
к профилактике социального сиротства,
семейному устройству и постинтернатной
адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Приложение 3. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ1. Общие положения

1.1. Настоящее примерное положение регулирует деятельность государственного или муниципального учреждения "Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей" (далее - Центр), создаваемого для организации и обеспечения деятельности по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (далее - замещающие семьи), на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

1.2. На основе настоящего примерного положения государственные или муниципальные учреждения разрабатывают свои уставы, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (правовыми актами муниципальных образований).

2. Правовой статус Центра

2.1. Центр является юридическим лицом.

2.2. Центр находится в ведении субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Учредитель осуществляет следующие функции:

- утверждает учредительные документы по согласованию с органом, осуществляющим управление имуществом;

- назначает на должность и освобождает от должности руководителя Центра в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляет контроль за деятельностью Центра, оказывает организационную и методическую помощь.

2.3. Центр является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (правовыми актами муниципального образования) и учредительными документами Центра.

2.4. Для оказания помощи в деятельности Центра может быть создан попечительский совет.

3. Предмет, задачи и направления деятельности Центра

3.1. Предметом деятельности Центра является предоставление государственных (муниципальных) услуг по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению замещающих семей.

Количество обслуживаемых Центром лиц устанавливается учредителем.

3.2. Основными задачами Центра являются:

содействие развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика утраты детьми родительского попечения;

оказание комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, включая детей, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, гражданам, желающим принять или принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;

организация комплексного сопровождения замещающих семей;

осуществление переданных в установленном порядке полномочий органов опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных законодательством Российской Федерации, формах.

3.3. Направлениями деятельности Центра являются:

поиск и подготовка граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи;

консультирование граждан по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

подбор для детей, оставшихся без попечения родителей, совместимой с ними семьи из числа семей, прошедших подготовку в Центре, и представление органу опеки и попечительства необходимых материалов для рассмотрения вопроса о помещении ребенка (детей) в указанную семью;

психолого-педагогическая подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче на воспитание в семью;

комплексное сопровождение замещающих семей, включая:

проведение периодического комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, переданных на воспитание в семьи, оказание им и их законным представителям, а также иным членам семьи психолого-педагогической, правовой и иной помощи, направленной на обеспечение нормального воспитания и развития детей в замещающей семье;

организацию и проведение обучающих семинаров, тренингов для замещающих семей;

участие в проведении в установленном порядке проверок условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, мониторинга их развития;

подготовка проекта заключения об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, включающего рекомендации о форме защиты его прав и законных интересов;

оказание во взаимодействии с органами опеки и попечительства содействия детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в семьи, их законным представителям в получении детьми образования, медицинской помощи, социальных услуг;

профилактика отказов родителей (законных представителей) от детей, возврата детей из замещающих семей, организация коррекционно-реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, в целях возвращения им детей, предоставление комплексной помощи ребенку и семье с целью обеспечения безопасных условий развития и воспитания ребенка, сохранения его в кровной или замещающей семье;

реабилитация детей, отобранных у родителей, возвращенных из замещающих семей;

оказание во взаимодействии с органами опеки и попечительства содействия в обеспечении защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

взаимодействие с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам устройства находящихся в этих организациях детей на воспитание в семьи граждан, организации временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

взаимодействие с гражданами и организациями в решении вопросов защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, поддержки замещающих семей.

3.4. Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от потребности обслуживаемых категорий лиц на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования в конкретных видах социальной поддержки.

3.5. В целях обеспечения сопровождения замещающих семей и взаимодействия Центра с семьей, принявшей ребенка (детей) на воспитание, Центр заключает договор с законными представителями ребенка (детей).

Указанный договор заключается на основании обращения законных представителей ребенка (детей).

В договоре указываются виды и объем предоставляемых Центром услуг, перечень осуществляемых Центром мероприятий, условия, на которых указанные мероприятия осуществляются, права и обязанности сторон, а также другие условия, определяемые сторонами.

Изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.6. Объем и содержание услуг, предоставляемых Центром замещающей семье, а также перечень осуществляемых Центром мероприятий определяются индивидуально для каждой замещающей семьи исходя из потребностей ребенка (детей) и замещающей семьи, возможностей Центра и других объективных обстоятельств.

3.7. Услуги по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению замещающих семей предоставляются Центром на безвозмездной основе.

4. Структурные подразделения Центра

4.1. В Центре по согласованию с учредителем могут быть созданы структурные подразделения, в том числе служба по подбору, учету и подготовке граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи, служба сопровождения замещающих семей, служба сопровождения детей, проживающих с родителями, стационарные группы, а также иные структурные подразделения, отвечающие предмету, целям, задачам и направлениям деятельности Центра.

4.2. Служба по подбору, учету и подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи:

информирует граждан о возможности семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществляет поиск, подбор и подготовку граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи, оказывает им необходимую помощь;

участвует в проводимом в установленном порядке подборе для каждого ребенка совместимой с ним семьи из числа семей, прошедших подготовку.

4.3. Служба сопровождения замещающих семей:

осуществляет комплексное сопровождение семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), включающее в том числе посещение семьи, оказание ей психолого-медико-педагогической, социальной, правовой помощи, периодическое комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей, переданных на воспитание в семью, мониторинг развития детей в замещающей семье;

содействует развитию общения и взаимопомощи между замещающими семьями.

4.4. Служба сопровождения детей, проживающих с родителями:

организует во взаимодействии с органом опеки и попечительства выявление детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;

проводит комплексную социально-психологическую оценку семьи с целью установления контакта с родителями детей, выявления возможностей для положительных изменений в семье, определения перспектив для восстановления утраченных социальных функций семьи;

осуществляет коррекционно-реабилитационную работу с родителями детей с целью сохранения детей в семье, оказывает содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов детей.

4.5. Стационарные группы создаются с целью реализации программ реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, а также родителей (законных представителей) детей в условиях пребывания в Центре.

5. Управление Центром и организация его деятельности

5.1. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (правовыми актами муниципального образования) и учредительными документами Центра.

5.2. Руководителем Центра является директор, назначаемый на должность учредителем.

Директор осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с условиями договора, заключаемого с ним учредителем.

5.3. Для осуществления деятельности Центра директор утверждает штатное расписание.

В штатном расписании Центра могут быть предусмотрены должности социальных педагогов, специалистов по социальной работе, воспитателей, педагогов-психологов (психологов), юристов, учителей-дефектологов (дефектологов), врачей-специалистов, медицинских и других работников.

Количество работников Центра определяется в зависимости от содержания и основных направлений деятельности Центра, а также количества обслуживаемых лиц, которым Центр предоставляет услуги в стационарных и нестационарных условиях.

Приложение N 4
к Рекомендациям по совершенствованию
деятельности организаций
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
в целях создания в них условий
воспитания, приближенных к семейным,
а также привлечению этих организаций
к профилактике социального сиротства,
семейному устройству и постинтернатной
адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Приложение 4. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ (ПОСТИНТЕРНАТНОЙ) АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ1. Общие положения

1.1. Настоящее примерное положение регулирует деятельность государственного или муниципального учреждения "Центр социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Центр), создаваемого для организации и обеспечения социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

На основе настоящего примерного положения государственные или муниципальные учреждения разрабатывают свои уставы, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (правовыми актами муниципальных образований).

1.2. Центр создается в целях организации и обеспечения социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им социальных услуг, помощи в реализации их законных прав и интересов.

1.3. Центр предоставляет услуги в стационарных и нестационарных условиях.

2. Правовой статус Центра

2.1. Центр является юридическим лицом.

2.2. Центр находится в ведении субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Учредитель осуществляет следующие функции:

утверждает учредительные документы по согласованию с органом, осуществляющим управление имуществом;

назначает на должность и освобождает от должности руководителя Центра в соответствии с действующим законодательством;

осуществляет контроль за деятельностью Центра, оказывает организационную и методическую помощь.

2.3. Центр является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (правовыми актами муниципального образования) и учредительными документами Центра.

2.4. Для оказания помощи в деятельности Центра может быть создан попечительский совет.

3. Предмет, задачи и направления деятельности Центра

3.1. Предметом деятельности Центра является предоставление государственных (муниципальных) услуг по социальной (постинтернатной) адаптации лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Примерного положения, в возрасте, как правило, до 23 лет. В исключительных случаях услуги могут предоставляться лицам указанной категории в возрасте 23 лет и старше.

Количество обслуживаемых Центром лиц устанавливается учредителем.

3.2. Основными задачами Центра являются:

оказание комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и правовой помощи, осуществление индивидуальной и групповой реабилитации и социальной адаптации обслуживаемых лиц;

обеспечение проживания обслуживаемых лиц в стационарном отделении Центра;

определение и периодическое предоставление конкретных видов социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг обслуживаемым лицам;

поддержка обслуживаемых лиц в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации.

3.3. Направлениями деятельности Центра являются:

оказание социальной, психологической, педагогической, правовой, консультативной и иной помощи обслуживаемым лицам в преодолении трудной жизненной ситуации;

предоставление временного или на разовой основе проживания обслуживаемым лицам;

разработка и реализация индивидуальных программ социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации;

участие в работе по профессиональной ориентации и устройстве на работу выпускников организаций для детей-сирот совместно с органами службы занятости;

оказание содействия в обеспечении защиты прав и законных интересов выпускников организаций для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов и организаций (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости и других), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и координация их деятельности в этом направлении.

3.4. Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от потребности обслуживаемых категорий лиц на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования в конкретных видах социальной поддержки.

4. Структурные подразделения Центра

4.1. В Центре по согласованию с учредителем могут быть созданы отделения, в том числе консультативное отделение, отделение социальной и психологической помощи, стационарное отделение и другие, а также иные структурные подразделения, отвечающие предмету, целям, задачам и направлениям деятельности Центра.

4.2. Консультативное отделение Центра:

осуществляет организацию первичного и, при необходимости, последующих приемов обслуживаемых лиц, выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах;

предоставляет консультативную помощь по вопросам защиты прав и интересов обслуживаемых лиц, их адаптации в обществе, а также по вопросам социального обслуживания и профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.

4.3. Отделение социальной и психологической помощи:

оказывает психологическую помощь обслуживаемым лицам;

оказывает обслуживаемым лицам помощь в решении социально-бытовых, правовых и иных вопросов;

осуществляет организацию работы по посещению выпускников организаций для детей-сирот по месту жительства с целью оказания различных видов помощи.

4.4. Стационарное отделение Центра:

осуществляет разработку и реализацию программ социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот в условиях круглосуточного пребывания;

обеспечивает социально-бытовые условия пребывания в Центре, приближенные к домашним и способствующие социальной адаптации обслуживаемых лиц.

5. Порядок обслуживания в Центре

5.1. Обслуживание в Центре производится бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты предоставляемых услуг.

Бесплатно обслуживаются выпускники организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет, а также лица в возрасте 18 лет и старше в случаях, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации (правовыми актами муниципального образования).

5.2. При оказании социальных услуг на условиях оплаты Центр в лице его директора обязан заключать с лицами в возрасте от 18 лет и старше, обратившимися в Центр за помощью, договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть оказаны, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон.

5.3. Средства, получаемые от оплаты социальных услуг, используются на реализацию направлений деятельности Центра.

5.4. Зачисление на обслуживание в стационарное отделение производится приказом администрации Центра на основании следующих документов:

личного заявления;

направления органов опеки и попечительства (для выпускников организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет);

направления государственных, муниципальных и негосударственных органов и организаций (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости и других) (при наличии);

заключения социального педагога (специалиста по социальной работе) Центра;

договора, заключенного между лицом в возрасте от 18 лет и старше, обратившимся в Центр за помощью, и администрацией Центра (при оказании социальных услуг на условиях оплаты).

5.5. Обслуживание лиц в возрасте 18 лет и старше в стационарном отделении Центра осуществляется на условии принципа самообслуживания (самостоятельное приготовление пищи, уборка помещений и иные виды работ по бытовому обслуживанию).

5.6. Контроль за нахождением обслуживаемых лиц в стационарном отделении Центра осуществляют воспитатели, социальные педагоги, специалисты по социальной работе Центра.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями пребывания в стационарном отделении Центра выпускников организаций детей-сирот в возрасте до 18 лет.

5.7. Срок пребывания в Центре устанавливается, исходя из индивидуальных потребностей обслуживаемых лиц.

Решение о пребывании обслуживаемых лиц в возрасте от 18 лет и старше в стационарном отделении Центра на срок более 1 года принимается в исключительных случаях руководством Центра по согласованию с учредителем.

6. Управление Центром и организация его деятельности

6.1. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (правовыми актами муниципального образования) и учредительными документами Центра.

6.2. Руководителем Центра является директор, назначаемый на должность учредителем.

Директор осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с условиями договора, заключаемого с ним учредителем.

6.3. Для осуществления деятельности Центра директор утверждает штатное расписание.

В штатном расписании Центра могут быть предусмотрены должности социальных педагогов, специалистов по социальной работе, воспитателей, педагогов-психологов (психологов), учителей-дефектологов (дефектологов), врачей-специалистов, медицинских и других работников.

Количество работников Центра определяется в зависимости от содержания и основных направлений деятельности Центра, а также количества обслуживаемых лиц, которым Центр предоставляет услуги в стационарных и нестационарных условиях.

  • Главная
  • ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"