Наименование и краткое содержание основных курсов | Количество часов и формы обучения |
1. Введение в медицинскую психологию |
Определение, предмет, содержание, задачи, методы, история медицинской психологии. Место медицинской психологии в системе педагогических и других наук. Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии. Мозг и психика. Проблема развития и распада психики. Социальное и биологическое. Психосоматический подход, психогении и соматогении. Проблема врожденного и приобретенного. Проблема сознательного и бессознательного. Проблема нормы и патологии, концепция предболезни. Личность в медицинской психологии. Психологический стресс и фрустрация. Адаптация и дезадаптация, копинг-поведение, защитные психологические механизмы | 60 часов лекции - 40 семинары - 20 |
2. Личность в медицинской психологии |
Понятие личности. Личностный подход в медицинской психологии. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии. Личность и болезнь (внутренняя картина болезни). Отношение к болезни и лечению. Роль личностных факторов в структуре нарушений познавательной деятельности и личностно - средового взаимодействия. Нарушения межличностных взаимоотношений, поведения и деятельности в различных условиях функционирования. Методы исследования личности в клинике. Методы исследования межличностного взаимодействия и межличностных отношений | 60 часов лекции - 36 семинары - 24 |
3. Патопсихология |
Принципы и методы построения патопсихологического исследования, патопсихологический эксперимент. Мозг, психика, сознание. Соотношение развития и распада психики. Основные виды нарушения психического развития. Нарушение психических процессов (сознания, восприятия, внимания, памяти, мышления). Нарушения интеллекта. Патология эмоционально-волевой сферы. Изменения характера, самооценки и поведения | 100 часов лекции - 52 семинары - 24 практические занятия - 18 |
4. Нейропсихология |
Нейропсихология и ее роль в изучении мозговых механизмов психической деятельности. Системная организация высших психический функций, функциональная специализация полушарий. Основные синдромы нарушений высших психических функций и их топикодиагностическое значение. Методы нейропсихологического исследования. Возрастная и нозологическая специфика нейропсихологического исследования. Нейропсихология и восстановительное обучение больных | 60 часов лекции - 30 семинары - 12 практические занятия - 18 |
5. Методы психологических исследований в клинике |
Теория и методология психодиагностики, клинико - психологический и экспериментально-психологический подходы. Патопсихологические (нестандартизованные) и стандартизованные (тестовые) методики. Проблема валидности и надежности тестов. Конкретные методы психологического исследования в клинике. Методы исследования психических процессов: ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления. Методы исследования интеллекта. Методы исследования личности. Опросники и проективные методы. Методы исследования внутренней картины болезни. Методы исследования межличностного взаимодействия и межличностных отношений (в том числе в процессе лечения). Методы скрининговых и проспективных исследований. Компьютерная психодиагностика | 100 часов лекции - 52 семинары - 16 практические занятия - 32 |
6. Психодиагностика в клинике |
Место и значение психодиагностики в системе общей клинической оценки больного. Цели и задачи психодиагностики в зависимости от нозологических и возрастных особенностей больных. Проведение психологического исследования в клинике: определение целей и задач, выбор адекватного методического аппарата, организация исследования и его обеспечение, установление психологического контакта, сбор психологического анамнеза, проведение обследования, обработка результатов (включая применение электронно-вычислительной техники), психологическая интерпретация и анализ результатов исследования, психологическое заключение. Псикоррекционные аспекты психодиагностики в клинике | 100 часов лекции - 36 семинары - 16 практические занятия - 48 |
7. Психологические основы психотерапии |
Понятие психотерапии. История психотерапии. Классификация методов психотерапии. Симптомо-личностный и социоцентрированные методы. Психотерапевтическое вмешательство. Концепции личности как теоретическая основа психотерапии, ориентированной на личностные (глубинные) изменения. Основные направления психотерапии. Психодинамическое направление: базовая личностная концепция, концепция патологии, концепция психотерапевтического вмешательства, понятие анализа, процедуры анализа, свободные ассоциации, символические проявления бессознательного, сопротивление, перенос, психоанализ и психодинамическая психотерапия. Поведенческое направление: базовая психологическая теория, концепция патологии, концепция психотерапевтического вмешательства, научение, классическое и оперантное обусловливание, социальное моделирование, когнитивный подход, роль и позиция психотерапевта. Разнообразие подходов в рамках основных направлений, конкретные психотерапевтические школы и методы. Интегративное движение в психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия | 60 часов лекции - 32 семинары - 16 практические занятия - 12 |
8. Методы психотерапии |
Теоретические и методологические основы психотерапии. Показания и противопоказания психотерапии. Понятие метода в психотерапии. Индивидуальная психотерапия: инструменты воздействия, механизмы лечебного действия (конфронтация, эмоциональное переживание, научение и др.). Психотерапевтические процесс, роль и позиция психотерапевта, личность психотерапевта, соотношение личностного и профессионального, психотерапевтический контакт. Групповая психотерапия: специфика, инструменты воздействия, понятие групповой динамики, процесс групповой психотерапии и его фазы, механизмы лечебного действия ( конфронтация, эмоциональное переживание, эмоциональная поддержка, научение и др.). Основные методы групповой психотерапии. Роль и позиции группового психотерапевта. Личность психотерапевта, соотношение личностного и профессионального. Семейная психотерапия: понятие, специфика, исследования в области семьи, семейный миф, семейная защита, стадии, методы, роль и позиция психотерапевта, основные варианты, показания. Вербальные и невербальные техники психотерапии. Психодрама и социодрама. Нозологические аспекты психотерапии (цели, задачи, процесс, механизмы, конкретные методы и их сочетание при лечении пациентов с различными нервно-психическими, психосоматическими и соматическими заболеваниями). Возрастные аспекты психотерапии. Психотерапия детей и подростков. Психотерапия лиц пожилого возраста. Социотерапия. Понятие эффективности психотерапии, основные подходы к ее изучению, критерии эффективности. Сочетание психотерапии с другими лечебными методами | 90 часов лекции - 48 семинары - 10 практические занятия - 32 |
9. Неврологические расстройства |
Понятие невроза и психогении. Позитивная и негативная диагностика неврозов. Классификация неврозов. Основные формы неврозов. Основные психопатологические синдромы. Патологические аспекты учения о неврозах. Психоаналитический, поведенческий, экзистенциально-гуманистический подходы в понимании этиопатогенеза, их лечения и профилактики. Понятие невроза в рамках патогенетической концепции В.Н. Мясишева. Понятие невротического конфликта. Психологические особенности больных с неврозами. Психодиагностика в клинике неврозов. Задачи психологического исследования при дифферциальной диагностике. Лечение неврозов. Психотерапия как основной метод лечения невротических расстройств. Цели и задачи психотерапии, процесс, основные методы. Эффективность психотерапии и ее критерии | 100 часов лекции - 40 семинары - 20 практические занятия - 40 |
10. Психологические аспекты соматических заболеваний |
Психосоматические и соматопсихические соотношения. Современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения. Психогении и соматогении. Роль психологического фактора в этиопатогенезе и резистентности к лечению соматических заболеваний. Психологические особенности больных с различными соматическими и психосоматическими расстройствами. Реакция личности на болезнь, понятие алекситимии. Психосоциальные последствия болезни. Задачи психодиагностики в клинической практике, нозологическая специфика, основные методы. Показания к психотерапии, место психотерапии в комплексе лечебных воздействий. Психотерапия при соматических заболеваниях: цели и задачи в связи с нозологической принадлежностью. Индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, конкретные методы и эффективность. Превентивная психотерапия. Психотерапия и фармакотерапия | 100 часов лекции - 40 семинары - 20 практические занятия - 40 |
11. Психологические аспекты психических заболеваний |
Роль психологического фактора в этиопатогенезе психических расстройств. Психологические особенности пациентов с различными психическими заболеваниями (шизофрения, МДП, эпилепсия, психозы при органических поражениях головного мозга, реактивные психозы, алкоголизм, наркомании и другие формы зависимости, непсихотические психические расстройства и пр.). Психодиагностика при психических расстройствах: цели, роль в решении дифферциально-диагностических задач, конкретные направления и методы исследования. Психотерапия при психических расстройствах: цели и задачи при различных заболеваниях, специфика, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, поддерживающая (суппортивная) психотерапия. Социотерапия, терапевтическая среда, терапевтическое сообщество, клубы бывших пациентов, общество анонимных алкоголиков, сочетание психотерапии с другими методами лечения, эффективность психотерапии | 200 часов лекции - 80 семинары - 40 практические занятия - 80 |
12. Участие медицинского психолога в экспертной практике |
Врачебно-трудовая, военно-врачебная, судебно-психиатрическая, судебно-психологическая, судебно - сексологическая и медико-педагогическая экспертиза: цели, задачи, методы. Участие медицинского психолога в трудовой экспертизе больных с психическими и соматическими заболеваниями. Объективизация нарушений, установление степени снижения психических функций и трудоспособности. Участие медицинского психолога в судебно-психиатрической, судебно-психологической и судебно-сексологической экспертизе. Основные сферы применения, цели, задачи, методы. Изучение личностных особенностей в процессе экспертизы, объективизация отклонений, установление уровня снижения психологических функций, выявление неочевидных для следствия мотивов преступления. Экспертиза несовершеннолетних. Экспертиза суицидентов, посмертная экспертиза. Экспертиза свидетельских показаний. Участие психолога в военно-врачебной экспертизе. Основные сферы применения, цели, задачи, методы. Экспертиза в процессе призыва в армию. Экспертиза военнослужащих. Этические и деонтологические проблемы экспертизы. Взаимосвязи различных видов экспертизы | 60 часов лекции - 30 семинары - 12 практические занятия - 18 |
13. Психологическое консультирование |
Психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика. Основные принципы психологического консультирования. Эмпатия, установление контакта. Основные приемы. Продолжительность и завершение. Этические проблемы психологического консультирования. Проблематика здоровых. Межличностные и внутриличностные конфликты. Психологическое консультирование. Анализ обращаемости. Контингенты риска. Личностные факторы риска. Индивидуальное и семейное консультирование. Психологическое консультирование в различных возрастных периодах. Консультирование детей и подростков. Аддиктивное (отклоняющееся) и саморазрушающее поведение. Брак и семья. Консультирование для пожилого возраста. Основные проблемы в консультировании. Уровень индивидуального развития и проблемы обучения. Психологическое консультирование в случаях дезонтогенеза. Медицинская педагогика. Заочное консультирование (телефон доверия). Взаимодействие консультанта с другими службами (учреждениями здравоохранения, образования и др.) | 60 часов лекции - 30 семинары - 16 практические занятия - 34 |