в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 01.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.10.96 N 1161 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА" НА 1997 - 2010 ГОДЫ"
отменен/утратил силу Редакция от 03.10.1996 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.10.96 N 1161 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА" НА 1997 - 2010 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА" НА 1997 - 2010 ГОДЫ

Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца" на 1997 - 2010 годы
Основание для разработки Программы - Постановление Правительства Российско Федерации от 25 апреля 1995 г. N 412 "О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки в г. Череповце Вологодской области в 1996 - 1998 годах"
Государственный заказчик Программы - Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды
Основные разработчики Программы - администрация Вологодской области, администрация г. Череповца, Российская академия наук
Цели и задачи Программы - снижение уровня загрязнения окружающей среды и негативного воздействия предприятий металлургической и химической отраслей промышленности на окружающую среду и на здоровье населения;
улучшение состояния атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов;
улучшение экологической обстановки и уменьшение заболеваемости городского населения;
достижение нормативных требований к качеству окружающей среды с учетом перспективных изменений, обусловленные развитием производства и демографическими сдвигами
Сроки и этапы реализации Программы - 1997 - 2010 годы I этап - 1997 - 2000 годы
II этап - 2001 - 2005 годы III этап - 2006 - 2010 годы
Перечень подпрограмм и основных мероприятий - природоохранные мероприятия в производственной сфере; природоохранные мероприятия в коммунальном хозяйстве; санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия; экологическое образование
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий - промышленные предприятия и муниципальные учреждения г. Череповца
Объемы и источники финансирования - общий объем финансирования - 13294,63 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет:
средств федерального бюджета - 1470,96 млрд. рублей;
средств бюджета области - 2458,1 млрд. рублей;
средств городского бюджета - 2378,43 млрд. рублей;
собственных средств предприятий - 5807,43 млрд. рублей;
средств внебюджетных источников - 1179,71 млрд. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - улучшение показателей состояния здоровья населения, включая снижение уровня заболеваемости и числа часто болеющих детей;
снижение объема выбросов вредных веществ на 241,33 тыс. тонн в год;
снижение сбросов загрязненных сточных вод на 122,39 млн. куб. м в год;
улучшение качества питьевой воды по большинству оценочных показателей;
снижение ущерба от загрязнения окружающей природной среды на 2 трлн. рублей в год;
переселение жителей из санитарно - защитных зон промышленных предприятий
Система контроля за исполнением Программы - контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Город Череповец с населением 320 тыс. человек является крупным промышленным центром с многоотраслевой промышленностью. В городе насчитывается более 50 промышленных предприятий, в том числе металлургический комбинат с полным циклом металлургического производства, сталепрокатный завод, химические предприятия по производству минеральных удобрений, фанерно-мебельный комбинат, спичечная фабрика, судоремонтный завод, предприятия стройиндустрии и другие.

В жилых районах города концентрация некоторых загрязняющих веществ превышает предельно допустимые нормы в 20 - 50 раз. Многие вредные вещества содержатся одновременно в воздухе, воде и почве, обуславливая их комплексное поступление в организм человека. Особенно тяжелая ситуация сложилась в примыкающих к промышленной зоне жилых районах города, в которых проживают более 150 тыс. человек.

Главным источником загрязнения атмосферы г. Череповца являются выбросы вредных веществ предприятий промышленности. На предприятиях города образуется около 2 млн. тонн вредных веществ, из которых более половины улавливается и свыше 400 тыс. тонн в год выбрасывается в атмосферу.

Наибольший "вклад" в загрязнение атмосферы вносит открытое акционерное общество "Северсталь", на долю которого приходится 96 процентов общего количества выбросов. В жилых районах, непосредственно примыкающих к его промышленной площадке, отмечается наибольший уровень загрязнения воздуха.

Основными причинами выбросов вредных веществ в атмосферу являются применение устаревших и экологически опасных технологий и оборудования металлургического и других производств, а также низкая эффективность либо отсутствие газоочистных установок. Положение усугубляется практически полным соединением селитебной и промышленной частей города, отсутствием разрывов между ними в виде санитарно-защитных зон. Недостаточное озеленение как селитебной части города, так и санитарно-защитных зон промышленных предприятий также способствует повышенному уровню загрязнения приземных слоев атмосферы.

Природные водные объекты в акватории г. Череповца загрязняются промышленными и атмосферными сточными водами. Атмосферные сточные воды смывают с территорий промышленных площадок, улиц и площадей города вредные вещества, образующиеся при работе технологического оборудования и автотранспорта, складировании сырья и отходов производства. Кроме того, атмосферные сточные воды загрязняются также в результате сорбирования из атмосферного воздуха вредных веществ. Очистные сооружения городской канализации не обеспечивают нормативную очистку сточных вод от вредных веществ с 16 предприятий. Не подвергаются очистке атмосферные сточные воды.

В городе сложилась неблагополучная ситуация с переработкой промышленных и бытовых отходов. Ежегодно образуется 660 тыс. куб. м в год твердых бытовых отходов, которые вывозятся на необустроенный полигон. Полигон является источником загрязнения поверхностных и подземных вод, а также почвы.

Наибольшие объемы промышленных отходов образуются в акционерных обществах "Аммофос" (1,6 млн. тонн в год) и "Северсталь" (700 тыс. тонн в год). Площадь земли, занимаемой отвалами и шламохранилищами, составляет около 1350 гектаров.

Загрязненность воды на отдельных участках водных объектов в г. Череповце является весьма высокой и превышает предельно допустимую концентрацию нефтепродуктов в 6 - 20 раз, цинка в 4 - 16 раз, железа в 5 - 12 раз, азотных соединений в 1,5 - 22 раза, полиароматических углеводородов в 3 - 18 раз, полихлорированных бифенилов в 50 - 100 раз. Поверхностные воды в районе г. Череповца загрязнены также тяжелыми металлами.

В г. Череповце сложилась неблагоприятная ситуация с питьевой водой: дефицит ее в целом по городу составляет 120 тыс. куб. м в сутки, а качество не соответствует требованиям стандарта на питьевую воду.

Сложившаяся в городе экологическая обстановка ведет к постоянному ухудшению здоровья населения. Так, за последние 5 лет количество детей с болезнями органов дыхания возросло с 345 до 954 случаев на 1000 человек, болезнями крови и кроветворных органов - с 3,4 до 11 случаев, болезнями кожи и подкожной клетчатки - с 33,3 до 101,1 случая, болезнями органов пищеварения - с 36,8 до 45,6 случая. Число детей с врожденными пороками развития возросло с 24,2 до 36,7 случая. Почти 40 процентов детей школьного возраста имеют отклонения в физическом развитии.

Среди взрослого населения за тот же период отмечено увеличение количества лиц, имеющих болезни крови и кроветворных органов, системы кровообращения, органов дыхания, мочеполовой системы. Отмечается также рост смертности от онкологических заболеваний.

Основное место среди заболеваний занимают болезни органов дыхания (40 процентов), что объясняется высокой загрязненностью атмосферного воздуха. Заболевания органов пищеварения и кроветворения связаны с высокой загрязненностью как воздуха, так и воды.

Рождаемость за последние 15 лет снизилась в 2 раза, а общая смертность возросла почти в 2 раза, что обусловлено не только экологической обстановкой, но и общим снижением уровня жизни значительной части населения.

Оздоровление экологической обстановки в г. Череповце является крупной социально-экономической и научно-технической проблемой, которая требует решения в рамках Федеральной целевой программы "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца" на 1997 - 2010 годы (далее именуется - Программа).

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основной целью Программы является снижение негативного воздействия предприятий промышленности на окружающую природную среду и здоровье людей.

Ущерб от загрязнения окружающей среды в 1995 году в г. Череповце составил более 6 трлн. рублей. С учетом роста объемов производства к 2010 году на 30 - 40 процентов от уровня 1995 года установлена расчетная величина годового ущерба от загрязнения - 7,9 трлн. рублей. Реализация программных мероприятий позволит снизить величину ущерба на 2 трлн. рублей, или 25,4 процента (в ценах 1996 года).

Реализацию Программы намечено осуществить в 1997 - 2010 годах.

Программа ориентирована на решение двух задач:

предотвращение наносимого загрязнением природной среды ущерба посредством снижения выбросов и сбросов вредных веществ;

ликвидация последствий ущерба, нанесенного здоровью людей и окружающей среде в результате загрязнения природной среды вредными веществами.

Для достижения программных целей осуществляются реконструкция и техническое перевооружение действующих промышленных предприятий с внедрением экологически безопасных, малоотходных технологий, вывод из эксплуатации устаревшего оборудования и установок, природоохранные мероприятия и меры по оздоровлению населения.

При разработке Программы учитывались мероприятия других федеральных программ, предусматривающих решение экологических проблем, в том числе федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии России, Федеральной целевой программы "Возрождение Волги".

Реализацию мероприятий Программы намечено осуществить в три этапа: 1997 - 2000 годы; 2001 - 2005 годы; 2006 - 2010 годы.

3. Система программных мероприятий

Природоохранные мероприятия Программы разработаны на основе предложений хозяйствующих субъектов, областных природоохранных органов, администрации Вологодской области, органов местного самоуправления, а также исследований и разработок научных и проектных организаций.

Устойчивое снижение чрезмерной техногенной нагрузки на окружающую природную среду г. Череповца может быть достигнуто прежде всего путем сокращения объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, и в первую очередь открытым акционерным обществом "Северсталь".

Мероприятия производственной сферы подразделены на технологические - обеспечивающие снижение объемов образования вредных веществ и отходов, и природоохранные - направленные на их улавливание, обезвреживание и утилизацию.

Программой предусмотрены мероприятия по модернизации и совершенствованию технологических процессов, повышению эффективности работы очистных и обезвреживающих установок и оснащению ими всех производств, очистке атмосферных сточных вод.

Блок общегородских мероприятий включает в себя переселение 18,9 тыс. жителей из санитарно-защитной зоны производственных объектов открытого акционерного общества "Северсталь", реконструкцию и модернизацию объектов водного хозяйства с увеличением производительности городских водоочистных сооружений в целях устранения дефицита питьевой воды, строительство мусоросжигательного завода и полигона токсичных отходов, строительство и реконструкцию автодорожных мостов, модернизацию транспортного хозяйства, а также озеленение городской территории.

Для уменьшения загрязнения воздуха, шума от автотранспорта планируются строительство окружной дороги и линии троллейбусного движения для соединения двух городских районов, реконструкция подъездов к городу, строительство подземных переходов на автомагистралях. Кроме того, улучшение экологической обстановки будет достигнуто за счет выноса за пределы жилых массивов и благоустройства автозаправочных станций, строительства городских моечных пунктов для автотранспорта.

Планируется развитие системы экологического мониторинга с целью улучшения контроля и анализа загрязнения территории города и сельскохозяйственных земель пригородной зоны.

Санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия направлены на улучшение лечебно-оздоровительной работы, рационализацию питания и профилактику заболеваний.

Предусмотрен вынос из санитарно-защитной зоны производственных объектов открытого акционерного общества "Северсталь" в экологически более благоприятные районы города женской гимназии, детских садов, детской поликлиники, детского психоневрологического диспансера, кожно-венерологического диспансера и других медицинских учреждений.

Строительство озонаторной установки позволит снизить применение хлора на 30 процентов на очистных сооружениях городского водопровода и повысить качество питьевой воды до установленных санитарных норм.

С целью повышения иммунитета детей необходимо провести их витаминизацию и обеспечить специальными продуктами питания (40000 человек). Для детей с хроническими заболеваниями планируется организация лечебно-профилактического питания.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы обеспечивается за счет средств бюджетов области и города, внебюджетных источников, включая Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, экологические фонды, собственных средств предприятий, а также за счет средств федерального бюджета. С целью привлечения дополнительных финансовых средств намечается создание в области регионального фонда поддержки Программы.

Общие затраты на осуществление мероприятий Программы составляют 13294,63 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 1470,96 млрд. рублей, средств бюджета области - 2458,1 млрд. рублей, средств городского бюджета - 2378,43 млрд. рублей, средств предприятий - 5807,43 млрд. рублей и внебюджетных источников - 1179,71 млрд. рублей.

После утверждения Программы государственный заказчик и администрация Вологодской области на основе средств, выделенных из федерального и областного бюджетов, заключают соглашения (контракты) с соответствующими организациями - подрядчиками преимущественно на конкурсной основе.

Собственные средства предприятий, предназначенные для финансирования Программы, аккумулируются на их счетах и расходуются ими под контролем государственного заказчика и администрации Вологодской области.

Средства прочих источников аккумулируются в региональном фонде поддержки Программы, откуда производится прямое финансирование соответствующих природоохранных мероприятий.

Объемы финансирования мероприятий Программы приведены в Приложениях N 1 и 2.

5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, который в установленном порядке передает часть функций государственного заказчика администрации Вологодской области. Для организации управления и контроля за реализацией Программы государственным заказчиком и администрацией Вологодской области образуется исполнительная дирекция, которая с привлечением независимых экспертов определяет очередность выполнения мероприятий с учетом реального финансирования.

Мероприятия Программы по строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению объектов хозяйственной деятельности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду, реализуются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях посредством заключения государственных контрактов на конкурсной основе. Открытые конкурсы проводятся в целях привлечения средств частных инвесторов для выполнения работ по отдельным объектам и проектам Программы.

Финансирование Программы из федерального бюджета предусматривает главным образом прямое инвестирование мероприятий. Однако в процессе реализации Программы могут быть использованы и другие формы централизованного финансирования, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Финансирование отдельных мероприятий, например, строительство автодорожного моста через р. Шексну, строительство мусоросжигательного завода и других объектов может быть осуществлено за счет средств юридических и физических лиц путем образования акционерных обществ.

Исполнительная дирекция Программы может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти с ходатайством о предоставлении инвестиционных кредитов, целевых дотаций или субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки Программы.

Механизм реализации Программы предусматривает использование экономических рычагов, включая предоставление законодательно установленных налоговых льгот по прибыли предприятий, направляемой на природоохранные мероприятия и инвестиции, ассигнования из бюджетов области и города, средства предприятий, в том числе инвестиционные кредиты на льготных условиях, а также привлечение иностранных инвесторов.

Контроль за ходом работ по выполнению Программы осуществляется государственным заказчиком совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Государственный заказчик и администрация Вологодской области периодически рассматривают материалы о ходе реализации Программы, заслушивают отчеты исполнительной дирекции, проводят проверку выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств.

Государственный заказчик и администрация Вологодской области по формам Государственного комитета Российской Федерации по статистике организуют ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации мероприятий Программы и направляют в Государственный комитет Российской Федерации по статистике и Министерство экономики Российской Федерации отчетные данные и иную необходимую информацию о выполнении Программы.

6. Оценка ожидаемой эффективности экологических и социально-экономических последствий реализации Программы

Экологическая эффективность Программы определяется значительным снижением действия негативных факторов на окружающую природную среду, улучшением здоровья населения. В результате реализации Программы будет достигнуто значительное уменьшение объемов валовых выбросов вредных веществ, загрязненных сточных вод и отходов производства на основных предприятиях г. Череповца. Так, на производственных объектах открытого акционерного общества "Северсталь" объем выбросов сократится на 30 процентов, сточных загрязненных вод - на 43,7 процента, твердых отходов - на 85,4 процента; на производственных объектах акционерного общества открытого типа "Аммофос" объем выбросов сократится на 27,6 процента, сточных загрязненных вод - на 92,4 процента, твердых отходов - на 32,1 процента; на муниципальном предприятии "Водоканал" будет практически устранено загрязнение воды. В целом по Программе достигается сокращение объемов выбросов вредных веществ в атмосферу на 241,33 тыс. тонн в год, загрязненных сточных вод - на 122,39 млн. куб. м в год, бытовых и промышленных твердых отходов - на 651,5 тыс. тонн в год. Будет обеспечено соблюдение санитарно-гигиенических нормативов питьевой воды и водной среды в г. Череповце. За счет переселения жителей города из санитарно-защитных зон в экологически безопасные районы будет достигнуто оздоровление условий их проживания. Реализация мероприятий Программы позволит улучшить здоровье населения, повысить иммунитет детей к наиболее распространенным в городе заболеваниям, и прежде всего к заболеваниям крови и кроветворных органов, а также органов дыхания и пищеварения.

Расчеты показали высокую экономическую эффективность Программы, срок окупаемости которой составит 9,5 года.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.10.96 N 1161 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА" НА 1997 - 2010 ГОДЫ"