в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 29.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ И ПОДГОТОВКЕ К НАЛИВУ ЦИСТЕРН ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ВАГОНОВ БУНКЕРНОГО ТИПА ДЛЯ НЕФТЕБИТУМА. ПОТ РО-32-ЦВ-406-96" (утв. МПС РФ 21.11.96)
действует Редакция от 21.11.1996 Подробная информация
"ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ И ПОДГОТОВКЕ К НАЛИВУ ЦИСТЕРН ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ВАГОНОВ БУНКЕРНОГО ТИПА ДЛЯ НЕФТЕБИТУМА. ПОТ РО-32-ЦВ-406-96" (утв. МПС РФ 21.11.96)

2. Требования к технологическим процессам

2.1. Требования безопасности при приеме, осмотре и техническом обслуживании цистерн и вагонов-бункеров.

2.1.1. Все виды работ на ППС должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002, настоящими Правилами и местным технологическим процессом, согласованным с центром санэпиднадзора железной дороги.

2.1.2. Мастер и бригадир ППС должны осуществлять контроль за безопасным производством работ при:

передвижении и ограждении групп вагонов на путях ППС;

выполнении на ППС всех видов обработки цистерн;

выполнении ремонта цистерн и вагонов-бункеров на путях текущего ремонта.

2.1.3. Для прохода работников к местам выполнения работ и обратно должны быть определены маршруты движения, обозначенные указателями "Служебный проход". В ночное время маршруты движения должны освещаться. Схемы маршрутов проходов должны быть вывешены на видных местах.

2.1.4. Все работы по осмотру и определению вида обработки прибывающих на станцию цистерн и вагонов-бункеров должны производиться только после ограждения состава или группы цистерн в установленном порядке и принятия мер, исключающих их перемещение.

2.1.5. Пути ППС, на которых производится осмотр, обработка и текущий ремонт, должны быть оборудованы системами централизованного ограждения.

2.1.6. При отсутствии централизованного ограждения переносные сигналы ограждения должны устанавливаться на оси пути на расстоянии 50 м от крайних вагонов. Если расстояние от вагона до предельного столбика менее 50 м, то переносной сигнал ограждения с этой стороны устанавливают на оси пути против предельного столбика.

Стрелочные переводы на путях запираются на замок, ключи от которого должны храниться у лица, ответственного за производство работ.

2.1.7. Вагон или группу вагонов, ремонтируемых на специально выделенных путях, помимо постоянных переносных сигналов, ограждают дополнительно спаренными тормозными башмаками, которые располагают на обоих рельсах на расстоянии не менее 25 м от крайнего вагона или против предельного столбика, если расстояние до него меньше 25 м.

2.1.8. Ограждение места работ осуществляется на период их выполнения и снимается после их окончания по указанию лица, ответственного за производство работ.

Порядок постановки и снятия ограждения, а также закрепления вагонов должен быть разработан применительно к местным условиям, отражен в местном технологическом процессе или стандарте предприятия и утвержден в установленном порядке. Маневровые работы должны производиться согласно технологическому процессу и технико-распорядительному акту работы станции по согласованному графику.

Снятие сигналов ограждения должно производиться только после окончания работ и удаления руководителем работ всех работников от состава (вагона) на безопасное расстояние.

2.1.9. К осмотру и заправке сливных клапанов цистерн на путях станции примыкания к ППС разрешается приступать только после получения разрешения оператора, которое он должен дать по двухсторонней парковой связи после включения системы централизованного ограждения состава или получения информации об ограждении переносными сигналами.

Осмотрщики вагонов по двухсторонней парковой связи или переносной радиосвязи обязаны повторить полученное разрешение, подтвердив этим, что сообщение оператора понято правильно.

2.1.10. Цистерны и вагоны-бункеры должны обрабатываться на путях станции и ППС только после определения вида ранее перевозимого груза и соответствия его списку грузов, после перевозки которых разрешается их обработка на ППС.

2.1.11. При невозможности установления вида ранее перевозимого груза или возникших сомнениях необходимо провести лабораторный химический анализ на ППС.

Замер вредных и агрессивных веществ должен осуществляться с помощью специальных устройств и приборов.

При необходимости отбора проб эта операция должна производиться безопасными способами, исключающими по возможности выделение в рабочую зону газов, паров и жидких продуктов.

Пробоотборное оборудование должно быть оснащено предохранительными зонтами, исключающими попадание вредных веществ на работников. Емкость для проб должна быть герметичной.

2.1.12. При обнаружении в прибывшем на станцию примыкания к ППС составе цистерн и вагонов-бункеров с признаками течи необходимо отметить мелом или краской места утечки, а на цистерны из-под этилированного бензина, кроме такой отметки, нанести надпись "Течь котла. Этилированный бензин".

2.1.13. Внутренний осмотр котлов цистерн на парковых путях ПТО должна проводить бригада промывальщиков-пропарщиков в составе не менее двух человек, на одного из которых возлагаются обязанности старшего по бригаде.

Требования безопасности при работе внутри котла цистерны изложены в пункте 2.4 настоящих Правил.

Старший по бригаде (бригадир, мастер) является ответственным за выполнение правил охраны труда всеми членами бригады и обязан поддерживать постоянную связь с работниками ПТО.

2.1.14. При отборе цистерн под налив, определении вида обработки цистерны на ППС и исправности крышек люков, внутренних лестниц, сливных приборов и другого оборудования промывальщики-пропарщики должны сообщать приемосдатчику сведения о цистернах, требующих дополнительной обработки на ППС. Старший по бригаде несет полную ответственность за правильность отбора цистерн под налив.

2.1.15. Внутренний осмотр котлов цистерн, заправка клапанов, текущий ремонт верхних площадок и деталей крышек люков на электрифицированных путях станции не допускается. Как исключение на электрифицированных путях станции, осмотр цистерн для определения вида обработки допускается только на специализированных участках, контактная сеть которого отсекционирована от контактной сети других путей, и при условии снятия напряжения секционным разъединителем с заземляющим ножом. Данные работы следует выполнять в соответствии с требованиями Правил техники безопасности при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки, местной инструкцией по охране труда и местного техпроцесса, согласованного с центром санэпиднадзора железной дороги.

2.1.16. При заправке клапанов необходимо использовать только аккумуляторные фонари и неискрообразующий инструмент.

2.1.17. Об окончании обработки цистерн на путях станции ответственный за производство работ должен поставить в известность оператора, который объявляет по двухсторонней парковой связи о снятии ограждения.

2.1.18. При пользовании двухсторонней парковой связью необходимо соблюдать регламент переговоров, не допуская излишнего воздействия шума на жителей ближайших жилых районов.

2.2. Требования безопасности при холодной обработке цистерн под налив.

2.2.1. К месту обработки на ППС цистерны должны подаваться только тепловозами (мотовозами), оборудованными искрогасителями. При подаче цистерн необходимо обеспечить прикрытие, состоящее из двух и более четырехосных вагонов.

Приближение тепловозов к месту очистки на расстояние менее 20 м не допускается. Место, запрещающее дальнейшее движение тепловоза, должно быть обозначено соответствующим знаком.

2.2.2. Сливные приборы, крышки колпаков и загрузочных люков цистерн, подаваемых на ППС, должны быть закрытыми.

2.2.3. При холодной обработке остаток нефтепродукта из котла цистерны должен удаляться через сливной прибор механизированным способом или самотеком, а при необходимости при помощи специального скребка в сливной лоток. Требования безопасности при работе внутри котла цистерны изложены в пункте 2.4 настоящих Правил.

2.2.4. Порядок и последовательность проведения операций по холодной обработке цистерн должен быть приведен в местном технологическом процессе.

2.2.5. Остатки светлых нефтепродуктов, удаляемые механизированным способом, должны направляться в специальные резервуары, устанавливаемые по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора.

2.2.6. Остатки темных нефтепродуктов, вытекаемые через сливной прибор, а также промывочные воды, удаляемые механизированным способом или самотеком, должны направляться в межрельсовые сточные лотки и очистные сооружения.

2.2.7. Слив продуктов из цистерн и емкостей должен по возможности исключать попадание нефтепродуктов на открытые части тела и органы дыхания.

2.2.8. На ППС должен вестись отдельный номерной учет поступающих цистерн из-под этилированного бензина. Обработка цистерн из-под этилированного бензина должна производиться на специально выделенных и оборудованных эстакадах, сооружениях и путях ППС. При обработке цистерны из-под этилированного бензина его остаток необходимо удалять вакуумной установкой.

2.2.9. При извлечении шлангов из цистерн и резервуаров, предназначенных для этилированного бензина, работники должны следить, чтобы бензин, стекающий из шлангов, не выливался на поверхность цистерн и резервуаров. Под вынимаемые шланги должны подставляться емкости с откидными крышками, из которых собранный бензин должен немедленно выливаться в резервуар.

2.3. Требования безопасности при горячей обработке цистерн под налив и ремонт.

2.3.1. При необходимости горячей обработки цистерн сменный мастер должен определить вид обработки.

2.3.2. Порядок и последовательность проведения операций по горячей обработке цистерн и вагонов бункеров должны быть приведены в местном технологическом процессе.

2.3.3. Для размягчения остатков вязких нефтепродуктов, не поддающихся удалению самотеком, котлы цистерн следует промывать горячей водой с моющими средствами или горячей водой под давлением 1,2 - 1,3 МПа (12 - 13 кгс/кв. см), измеренным непосредственно на эстакаде перед подачей в цистерну. Промывочные приборы, паровые и водяные рукава, а также другое оборудование и приспособления на эстакаде должны размещаться в установленных местах, не загромождать проход и не создавать помех в работе.

2.3.4. Перед обработкой для каждой порции моечного раствора должно быть определено содержание в нем кислоты и щелочи. Применяемый реагент для нейтрализации должен иметь разрешение на применение от Врачебно-санитарного управления МПС.

2.3.5. При температуре воздуха ниже минус 20 градусов С, а также при необходимости удаления из котлов цистерн остатков нефтепродуктов высокой вязкости или остатков толщиной более 20 мм перед промывкой должна быть проведена пропарка. После пропарки котлы цистерн должны быть промыты.

2.3.6. После пропарки и промывки котел цистерны должен быть провентилирован. В процессе вентиляции котел цистерны должен быть охлажден.

2.3.7. Сушка и вентилирование котла цистерны после пропарки и промывки на эстакадах, расположенных в крытых помещениях и открытых эстакадах, должны производиться с использованием приточно-вытяжной вентиляции от вентиляционных установок с подачей воздуха в котел цистерны в пределах 1,0 - 1,4 куб. м/с из расчета на четырехосную цистерну.

Подачу воздуха в цистерну, наряду с применяемыми способами вентиляции, рекомендуется производить через открытое сливное отверстие, а для вытяжки устанавливать зонты над загрузочным люком.

2.3.8. Работа внутри котла цистерны после горячей обработки разрешается после охлаждения и дегазации.

Требования безопасности при работе внутри котла цистерны изложены в пункте 2.4 настоящих Правил.

2.3.9. Удаление остатков нефтебитума из вагонов бункеров должно проводиться после разогревания в тепловой камере. Контроль за температурой в камере должен быть дистанционным.

2.3.10. Остатки нефтебитума должны собираться в специальные емкости самотеком или механизированным способом, исключающим контакт работников с горячим битумом. Сточные лотки должны быть закрыты съемными металлическими решетками или щитами, обеспечивающими безопасность работников.

2.4. Требования безопасности при работе внутри котлов цистерн.

2.4.1. Очистка котла цистерны от остатков перевозимого груза должна по возможности производиться механизированным способом, исключающим пребывание людей внутри котла.

При необходимости работ внутри котла спуск работников для технического обслуживания и ремонта должен производиться по лестницам, находящимся внутри котла. Допускается использовать переносные деревянные лестницы длиной не менее 3,3 м, имеющие резиновые наконечники.

Работа промывальщиков-пропарщиков внутри цистерн при температуре выше 35 градусов С не допускается (при использовании пневмокостюмов разрешается работать внутри котлов цистерн при температуре до плюс 60 градусов С).

2.4.2. При работе промывальщика-пропарщика в котле цистерны необходимо пользоваться шланговым дыхательным прибором, шланговым противогазом.

Спецодежда и предохранительный пояс не должны сниматься в течение всего рабочего времени.

Предохранительный пояс должен иметь исправное, без надрывов и других повреждений полотно пояса и наплечных ремней, исправную с фиксирующими стержнями пряжку и кольцо для крепления шланга дыхательного прибора. Ремни должны быть плотно пригнаны, не провисать и в то же время не стеснять движение.

Страховочный канат должен быть без надрывов и других механических повреждений, иметь длину не менее 12 м при обработке четырехосных и 17 м при обработке восьмиосных цистерн с узлами, расстояние между которыми должно быть не более 0,5 м. Один конец каната должен крепиться к предохранительному поясу промывальщика-пропарщика, а свободный его конец должен быть привязан к перилам площадки колпака или поручню наружной лестницы цистерны.

2.4.3. При принудительной подаче воздуха в дыхательные приборы воздух должен быть предварительно профильтрован, а в зимнее время подогрет до температуры плюс 18 - 22 градуса С.

2.4.4. Давление воздуха перед поступлением в маску шлангового дыхательного прибора не должно превышать 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см), при этом количество подаваемого воздуха должно быть в пределах 200 л/мин.

2.4.5. Спуск людей в котел цистерны, не прошедшей дегазации, и в котел после пропарки, но с наличием остатка груза, допускается только по оформленному наряду-допуску.

2.4.7. При обработке цистерны спуск в котел разрешается только одному промывальщику-пропарщику. С момента спуска промывальщика-пропарщика в котел и до выхода из него у загрузочного люка цистерны должен безотлучно находиться второй промывальщик-пропарщик. Он должен быть одет в спецодежду и спецобувь, иметь на себе предохранительный пояс со страховочным канатом, наготове дыхательный прибор и стоять у люка котла цистерны с наветренной стороны, держа привязанный страховочный канат в руках.

: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

2.4.8. Промывальщик-пропарщик, находящийся у люка, должен следить:

за работой промывальщика-пропарщика в котле цистерны;

за положением страховочного каната, дыхательного шланга, через который поступает воздух под маску промывальщика-пропарщика, работающего внутри цистерны;

за сигналами промывальщика-пропарщика, работающего в котле, и по его сигналу опускать или вытягивать шланг, канат, контейнер с инструментом, а в случае необходимости оказывать помощь.

2.4.9. Для связи промывальщиков-пропарщиков между собой с помощью страховочного каната устанавливаются следующие сигналы:

один рывок снизу (из котла) - "подтянуть шланг и канат", при этом подтягивать их нужно после повторения сигнала промывальщика-пропарщика, находящегося у люка котла, и получения такого же ответного сигнала из котла;

два рывка подряд - "отпусти шланг и канат". Такой сигнал дается промывальщиком-пропарщиком, работающим в котле, для возможности перемещения вдоль котла к днищу;

два рывка с перерывами между ними - "опусти контейнер" или "подними контейнер" (в зависимости от того, где он находится в данный момент);

многократные рывки, поданные промывальщиком-пропарщиком, находящимся у люка котла, - находящийся в котле обязан подойти к люку или подняться наверх. Тот же сигнал, поданный промывальщиком-пропарщиком, работающим в котле (сигнал о помощи), означает требование немедленного принятия мер к извлечению его из котла.

В случае, если ответа на рывки каната, поданные промывальщиком-пропарщиком, находящимся у люка котла, не последовало, он должен поднять тревогу звуковой, световой сигнализацией, радиосвязью или двухсторонней связью с целью вызова бригадира, других работников и медицинского работника для оказания помощи пострадавшему.

Допускается использовать в качестве двухсторонней связи между промывальщиками-пропарщиками звуковую, световую сигнализацию и радиосвязь, конструкция которых исключает искрообразование. При этих видах связи использование троса должно оставаться в качестве запасного варианта.

2.4.10. Находящийся у люка и работающий в котле цистерны промывальщики-пропарщики могут, при необходимости, меняться местами, при этом находящийся у люка может опускаться в котел цистерны только после того, как работающий в котле поднялся из котла и встал у люка.

Одновременное нахождение обоих промывальщиков-пропарщиков в котле цистерны без присутствующего у люка третьего работника запрещается.

2.4.11. При поступлении сигнала о помощи от промывальщика-пропарщика, находящегося внутри цистерны, или при подозрении на возникшую опасность находящийся у люка должен немедленно вызвать к месту происшествия бригадира или рядом работающих работников (подать сигнал тревоги), надеть шланговый дыхательный прибор, подготовиться к спуску в котел, а по прибытии бригадира или других работников немедленно опуститься в котел для оказания помощи пострадавшему.

2.4.12. Работники, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в извлечении пострадавшего из котла цистерны и оказании ему первой доврачебной помощи.

Опускание одного или двух промывальщиков-пропарщиков внутрь котла для извлечения пострадавшего должно производиться с надетыми на них средствами защиты органов дыхания и соответствующей спецодежды.

2.4.13. Во время спуска в котел и выхода из него промывальщику-пропарщику запрещается держать в руках какие-либо предметы. Необходимые для работы внутри котла инструмент, фонарь и материалы должны быть опущены в контейнере из искронеобразующего материала.

2.4.14. Освещение внутри котлов цистерн допускается только аккумуляторными фонарями напряжением не более 12 В. Включать и выключать фонарь следует только вне цистерны.

2.4.15. Обнаруженные внутри котла крупные посторонние неметаллические предметы извлекаются наружу, металлические предметы до полной очистки и дегазации котла перемещать и извлекать из котла запрещается.

2.5. Требования безопасности при наружной обмывке и очистке цистерн и вагонов бункеров.

2.5.1. Наружная очистка и обмывка цистерн должна производиться механизированным способом в специально оборудованных ангарах с устройством приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением. Камеры и ангары для наружной обмывки цистерн должны иметь емкости для сбора и повторного использования промывочной жидкости.

2.5.2. Контрольно-измерительные приборы, установленные непосредственно на обмывочной арматуре, должны быть удобны для наблюдения и обслуживания.

2.5.3. Очистка вагонов бункеров должна производиться в специально оборудованных нагревательных камерах. Контроль за температурным режимом в камерах должен производиться при помощи дистанционных приборов.

2.5.4. При использовании дробеструйных установок необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в инструкции по эксплуатации установки данного типа.

2.6. Требования безопасности при текущем ремонте цистерн и вагонов-бункеров.

2.6.1. Цистерны и вагоны-бункеры перед текущим ремонтом должны быть пропарены, промыты, очищены и обмыты снаружи. Приступая к ремонту сливных приборов необходимо убедиться в надежном креплении всех деталей и узлов цистерны.

2.6.2. Приступать к ремонту предохранительных клапанов и крышек загрузочных люков и их деталей при неисправных переходных мостках и лестницах запрещается.

2.6.3. Замену крышек загрузочных люков должны производить не менее 2-х человек, при этом крышка люка должна быть надежно закреплена.

2.6.4. Производство клепальных, сварочных и других огневых работ, связанных с ремонтом котла цистерны, допускается только после его дегазации, что подтверждается актом ВУ-19, с обязательной проверкой газовоздушной среды внутри котла на взрывобезопасность руководителем работ только на специально выделенных для этих работ участках (путях).

2.6.5. При производстве сварочных работ по ремонту сливных приборов в котле клапан сливного прибора и крышка колпака должны быть открыты, а у люка колпака должен находиться работник-наблюдатель, который в случае необходимости должен оказать помощь сварщику, находящемуся внутри котла.

2.6.6. При обварке шайб валиков крышек загрузочных люков сварщик должен пользоваться предохранительным поясом, который должен крепиться с помощью страховочного каната к перилам площадки колпака или поручню наружной лестницы цистерны.

2.6.7. В местах установки сварочных агрегатов территория должна быть очищена от мусора, горючих материалов и нефтепродуктов. Места, загрязненные нефтепродуктами, должны быть засыпаны слоем песка или землей толщиной не менее 5 см.

По окончании огневых и сварочных работ место их проведения должно быть тщательно проверено и очищено от раскаленных огарков, окалины, тлеющих предметов, а при необходимости полито водой.

  • Главная
  • "ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ И ПОДГОТОВКЕ К НАЛИВУ ЦИСТЕРН ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ВАГОНОВ БУНКЕРНОГО ТИПА ДЛЯ НЕФТЕБИТУМА. ПОТ РО-32-ЦВ-406-96" (утв. МПС РФ 21.11.96)