ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.07.2008 N 568 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ"



Постановление

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2009-2013 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 июля 2008 г. N 568

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ
ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы
Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер акта) - поручения Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N Пр-1321 и от 16 января 2008 г. N Пр-78; распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 440-р
Государственный заказчик - Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственные заказчики - Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям
Основной разработчик - Министерство образования и науки Российской Федерации
Цель Программы - создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании
Задачи Программы - создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда; создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере; создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - доля исследователей в возрасте 30-39 лет в общей численности исследователей - 13,8 - 14,5 процента; доля исследователей в возрасте 30-39 лет в общей численности исследователей в секторе высшего образования - 21-22 процента; доля профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности профессорско-преподавательского состава - 40-41 процент; доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) - 13,5 - 14,5 процента; доля профессорско-преподавательского состава высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений - 63-64 процента; доля аспирантов и докторантов - участников Программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом) - 80 процентов; количество студентов, аспирантов, докторантов и иных молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом), - 60-65 тыс. человек; количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетической, авиационно-космической, атомной и иных приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом), - 9-12 тыс. человек; доля исследователей в области естественных и технических наук - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах (нарастающим итогом), - 40-45 процентов
Сроки реализации - 2009-2013 годы
Объемы и источники финансирования Программы - всего на 2009-2013 годы (в ценах соответствующих лет) - 90,454 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 80,39 млрд. рублей, из них: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 43,92 млрд. рублей; прочие нужды - 9,47 млрд. рублей; капитальные вложения - 27 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 10,064 млрд. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, включая снижение среднего возраста исследователей на 3-4 года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2-4 процента, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4-6 процентов; создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий; повышение качества научных публикаций, увеличение доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 процента общего уровня; увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года основу государственного сектора науки и высшего образования в перспективе составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и образовательные организации.

В этот период предусматриваются реформирование системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, трансформация организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров. В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных организаций науки и их взаимодействия с организациями частного сектора государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях.

Указанные преобразования будут осуществлены в течение переходного периода и потребуют активного участия современных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, подготовку и закрепление которых в государственном секторе науки и высшего образования необходимо осуществлять одновременно со структурными преобразованиями.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N Пр-2197 предлагается принять меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе.

Отсутствие программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров со стороны государства в создавшихся условиях может привести к снижению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации, к неиспользованию научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.

Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей во всех государственных секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ.

Двадцать первый век станет веком экономики, одним из основных ресурсов которой является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации даже при благоприятных экономических условиях нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения. Типичный пример - наука в Китайской Народной Республике, в которой прогресс уже в течение десятилетий лимитируется не финансовыми ресурсами, а наличием квалифицированных ученых.

За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 58 процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.

Сокращение кадров в науке происходило за счет интенсивного перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие отрасли экономики и области занятости в России ("внутренняя миграция"), эмиграции исследователей за рубеж ("утечка умов") и естественной убыли ученых старших поколений.

Процесс перехода научных кадров в другие сферы деятельности определялся как развитием кризисных процессов в самой науке, так и изменением потребностей этих сфер в квалифицированных кадрах. Поэтому сокращение научного персонала происходило в течение последнего десятилетия очень неравномерно.

По данным исследований, резкий спад численности персонала, занятого в секторе исследований и разработок, пришелся на 1992-1998 годы, причем за период 1992-1994 годов численность исследователей сократилась на 40 процентов по сравнению с уровнем 1991 года. Эти процессы были вызваны резким сокращением государственных расходов на исследования и разработки, а также бурным развитием банковского финансового бизнеса, телекоммуникационного сектора экономики, предлагавших существенно лучшие условия оплаты труда для квалифицированного персонала.

В 1995-1998 годах значительная часть ученых попыталась адаптироваться к новым условиям жизни. Возросли масштабы скрытой формы "внутренней миграции" кадров. Не только переход в другие сферы, а часто и совместительство, занимающее основную часть рабочего времени, неизбежно приводят к снижению квалификации ученого или ее утрате.

Несмотря на то что "утечка умов" имеет по сравнению с "внутренней миграцией" кадров относительно небольшие объемы, этому каналу сокращения кадрового потенциала науки справедливо уделяется особое внимание. Как отмечают исследователи, специализация российских ученых, работающих за рубежом, относится к передовым и наиболее технологичным областям - математике, физике, биофизике, вирусологии, генетике и биохимии, от которых во многом зависит социальный и технологический прорыв.

Начиная с 2002 года возобновился отток кадров из науки. На этом фоне отмечается незначительный рост удельного веса молодых ученых (возрастная категория до 29 лет) и существенное сокращение исследователей среднего возраста (возрастные категории 30-39 лет и 40-49 лет).

Отток молодежи из науки происходит прежде всего потому, что она оказывается группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек зрения.

Через 10 лет ситуация может оказаться катастрофической, поскольку указанные процессы будут усугублены очередным и очень глубоким демографическим кризисом.

В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. Ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук.

В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи. Этот проект предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад, призеры всероссийских олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 30 тыс. рублей.

Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества школьников в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых других регионах Российской Федерации, а также грантовые программы бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.

В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы выполнялось мероприятие по подготовке кадров для национальной технологической базы. Однако в федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы решение вопросов подготовки кадров не предусмотрено.

На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы намечались мероприятия по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, образования и высоких технологий, по развитию системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах, развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, развитию системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно реализовывать в рамках отдельной программы.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.

Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим элементом является привлекательность для молодежи карьеры исследователя. Необходимо осуществлять поддержку ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров.

В настоящее время невозможно комплексно и эффективно решить проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне в приемлемые сроки за счет использования рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава этой сферы в установленные сроки реализации Программы.

Вариантами решения проблемы являются:

реализация в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп;

создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.

Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.

Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.

Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.

Основные риски второго варианта связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания нового комплексного механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, высшего образования и высоких технологий.

Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы.

II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

Цели и задачи Программы формировались с учетом мнений молодых людей о том, что может способствовать привлечению молодежи в российскую науку. Опрос выпускников Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, а они уже в студенческие годы получают реальные представления о научной деятельности, зафиксировал определенную иерархию приоритетов. К числу наиболее значимых приоритетов относятся увеличение заработной платы в научной сфере (92,5 процента), оснащение современными приборами и оборудованием (47,5 процента), возможность профессионального и должностного роста (41,4 процента), условия для полноценной реализации научных амбиций (37,8 процента).

Поскольку системная проблема повышения уровня заработной платы не может решаться за счет средств федеральных целевых программ, речь может идти о создании системы мотивации научного труда, включающей возможности выполнения научно-исследовательских работ, обновления основных средств проведения таких исследований, предоставления возможностей для повышения уровня внутрироссийской мобильности научно-педагогических кадров.

Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности) и закрепления ее в этой сфере;

создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Реализация Программы осуществляется в 2009-2013 годах в один этап.

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.

Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

III. Мероприятия Программы

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые формируются Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом следующих положений:

повышение привлекательности научной деятельности для студентов, аспирантов, молодых ученых, в том числе путем создания стимулов для их участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы;

выполнение мероприятий, стимулирующих расширение связей между субъектами научной и образовательной деятельности, а также между секторами науки, образования и высоких технологий, активное использование механизмов интеграции науки и образования;

доведение до широкой общественности результатов успешной реализации мероприятий Программы;

использование научного и образовательного потенциала российской диаспоры за рубежом;

реализация непрерывного цикла воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.

При формировании мероприятий Программы учтены наметившиеся определенные отраслевые изменения в подготовке кадров на базе аспирантуры. По международной классификации наук, используемой ЮНЕСКО, за период с 1992 года примерно вдвое вырос удельный вес аспирантов, обучающихся в области права, социальных и экономических наук. Соответствующим образом существенно снизилась доля аспирантов, изучающих проблемы инженерных (технических) и естественных наук.

Система мероприятий Программы построена на сочетании целевого финансового обеспечения в рамках конкретных мероприятий, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала государственного научно-технического сектора, и адресного финансового обеспечения исследований и разработок, осуществляемых молодыми учеными, аспирантами и студентами как самостоятельно, так и под руководством ведущих ученых России.

Объемы финансирования мероприятий Программы приведены в приложении N 2.

Мероприятия Программы сгруппированы по 4 направлениям.

Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий
Мероприятие 1.1. Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров

В Программе под научно-образовательным центром понимается структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научно-образовательном центре, утвержденного руководителем организации. Важнейшими квалификационными характеристиками научно-образовательного центра являются в том числе высокий научный уровень выполняемых исследований, не уступающий мировому уровню, высокая результативность подготовки научных кадров высшей квалификации, участие в подготовке студентов по научному профилю научно-образовательного центра, использование результатов научных исследований в образовательном процессе.

Целью мероприятия является достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с наиболее результативными исследователями старших поколений.

В рамках мероприятия в 2009-2011 годах будет производиться ежегодный отбор около 450 научно-исследовательских проектов (в области естественных наук - около 40 процентов работ, в области технических наук - около 40 процентов работ, в области гуманитарных наук - около 10 процентов работ и не менее 10 процентов работ - в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики), продолжительностью 3 года каждый. При этом государственный заказчик Программы имеет право по итогам конкурсного отбора научно-исследовательских проектов и для финансового обеспечения наиболее результативных научно-исследовательских проектов перераспределять до 15 процентов средств, предусмотренных на реализацию мероприятия, между дисциплинарными направлениями. Предусматривается обязательное условие привлечения внебюджетных средств в размере не менее 20 процентов объема средств федерального бюджета на реализацию научно-исследовательских проектов.

Научно-образовательные центры рассматриваются как основные инфраструктурные элементы Программы, обеспечивающие закрепление научных и научно-педагогических кадров в сфере науки и образования. Предполагается наиболее эффективное использование научной, кадровой, опытно-экспериментальной и приборной базы в исследовательском и учебном процессах. Важнейшей задачей научно-образовательного центра является создание условий развития внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров. Механизм закрепления в науке посредством участия в научно-образовательных центрах, а также путем проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой, предполагает достижение молодыми исследователями такого уровня квалификации, который позволит им впоследствии быть конкурентоспособными на рынке научных исследований.

В рамках реализации проектов научных исследований каждого научно-образовательного центра необходимо одновременное участие в течение всего научно-исследовательского проекта не менее 2 докторов наук, 3 молодых кандидатов наук (как правило, соискателей ученой степени доктора наук), 3 аспирантов и 4 студентов.

Стоимость одного научно-исследовательского проекта составляет до 5 млн. рублей в год.

Затраты на оплату труда молодых кандидатов наук, аспирантов, студентов в коллективе научно-образовательного центра не могут быть менее 50 процентов общего объема фонда оплаты труда по научно-исследовательскому проекту.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 20,25 млрд. рублей.

Мероприятие 1.2. Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук

В рамках мероприятия в 2009-2011 годах производится ежегодный отбор около 500 научно-исследовательских проектов научных групп, руководимых докторами наук (в области естественных наук - около 40 процентов работ, в области технических наук - около 40 процентов работ, в области гуманитарных наук - около 10 процентов работ и не менее 10 процентов работ - в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики), продолжительностью 3 года каждый, при этом государственный заказчик Программы имеет право по итогам конкурсного отбора научно-исследовательских проектов и для финансового обеспечения наиболее результативных научно-исследовательских проектов перераспределять до 15 процентов средств, предусмотренных на реализацию мероприятия между дисциплинарными направлениями.

В выполнении научно-исследовательских проектов необходимо одновременное участие в течение всего научно-исследовательского проекта не менее 1 молодого кандидата наук (как правило, соискателя ученой степени доктора наук), 2 аспирантов и 2 студентов. Стоимость одного научно-исследовательского проекта составляет до 2 млн. рублей в год.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 9 млрд. рублей.

Мероприятие 1.3. Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах

В рамках мероприятия в 2009-2011 годах производится ежегодный отбор около 300 научно-исследовательских проектов (в области естественных наук - около 40 процентов работ, в области технических наук - около 40 процентов работ, в области гуманитарных наук - около 10 процентов работ и не менее 10 процентов работ в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики), выполняемых молодыми учеными - кандидатами наук в научно-образовательных центрах, при условии, что срок начала выполнения научно-исследовательского проекта не должен превышать 2 года с даты защиты диссертации молодого ученого. Продолжительность выполнения научно-исследовательского проекта составляет 3 года. Государственный заказчик Программы имеет право по итогам конкурсного отбора научно-исследовательских проектов и для финансового обеспечения наиболее результативных научно-исследовательских проектов перераспределять до 15 процентов средств, предусмотренных на реализацию мероприятия, между дисциплинарными направлениями.

Заявка организации на выполнение научно-исследовательского проекта должна в том числе содержать подтверждение согласия молодого ученого - кандидата наук на выполнение научно-исследовательского проекта. Стоимость одного научно-исследовательского проекта составляет до 1 млн. рублей в год. В смету на выполнение научно-исследовательского проекта могут включаться расходы по оплате труда привлекаемых для выполнения проекта третьих лиц в объеме не более 30 процентов общего объема фонда оплаты труда по научно-исследовательскому проекту. Расходы научно-образовательного центра не могут составлять более 10 процентов стоимости научно-исследовательского проекта.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 2,7 млрд. рублей.

Мероприятие 1.4. Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах

Целью мероприятия является повышение уровня квалификации научных и научно-педагогических кадров за счет выполнения краткосрочных научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах.

В рамках мероприятия ежегодно проводится отбор около 500 научно-исследовательских проектов (стоимостью до 0,3 млн. рублей каждый) по выполнению научных исследований на условиях командирования молодых ученых и преподавателей в научно-образовательные центры на срок до 6 месяцев.

Заявка организации на выполнение научно-исследовательского проекта должна в том числе содержать подтверждение согласия командирующей организации на реализацию научно-исследовательского проекта.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 0,75 млрд. рублей.

Мероприятие 1.5. Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей

Анализ положения дел в кадровой сфере подтверждает, что цикл воспроизводства научных кадров носит долгосрочный характер, а источники пополнения кадрового потенциала в его наиболее квалифицированной части немногочисленны. Ситуация, сложившаяся в российской науке, не дает оснований надеяться на возвращение в нее подавляющего большинства ученых, выехавших за рубеж.

Вместе с тем опыт и знания российской научной диаспоры могут быть использованы в виде приглашений известным российским ученым, проживающим за рубежом, возглавить научные исследования российских научных коллективов, а также организовать проведение в России научных семинаров для интенсивного повышения научного кругозора, освоения новых научных методик российскими исследователями.

Целью мероприятия является развитие устойчивого и эффективного взаимодействия с российскими учеными, работающими за рубежом, на постоянной и временной основе, закрепление их в российской науке и образовании, использование их опыта, навыков и знаний для развития отечественной системы науки, образования и высоких технологий.

В рамках мероприятия в 2009-2012 годах производится ежегодный отбор около 100 проектов научных исследований коллективами под руководством российских ученых, проживающих за рубежом, с объемом финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета до 2 млн. рублей в год каждый. Продолжительность выполнения научно-исследовательского проекта составляет 2 года. Обязательным является также очное участие таких ученых в исследованиях на территории Российской Федерации в течение не менее чем 2 месяцев в календарном году.

В выполнении научно-исследовательского проекта необходимо одновременное участие в течение всего научно-исследовательского проекта не менее 1 молодого кандидата наук, 1 аспиранта и 2 студентов. Фонд оплаты труда российских ученых, проживающих за рубежом, не может быть более 50 процентов общего объема фонда оплаты труда по проекту.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 1,6 млрд. рублей.

Мероприятие 1.6. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров

Целью мероприятия является выполнение научных исследований по обоснованию проектов нормативных и методических документов в части:

разработки мер, призванных обеспечить функционирование оптимальной и сбалансированной системы кадрового резерва и обновления кадров;

оптимизации конкурсных процедур на замещение вакантных должностей научных работников и профессорско-преподавательского персонала и процедур аттестации с целью содействия росту и полноценному использованию творческого и организаторского потенциала талантливой молодежи при оптимальном использовании опыта старших поколений;

разработки предложений по укреплению кадрового потенциала отраслевой науки;

разработки мер, стимулирующих переход специалистов, занимающих средние и высшие должности в научных и образовательных организациях, на должности научных консультантов, советников, научных экспертов с целью обеспечения ротации кадров, с сохранением их участия в научной и образовательной деятельности;

разработки методов и процедур, позволяющих объективно оценивать эффективность работы научных и образовательных организаций, исследовательских групп, отдельных ученых по подготовке научных и научно-педагогических кадров;

решения иных вопросов эффективного воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.

В рамках мероприятия производится ежегодный отбор одно- и двухлетних научно-исследовательских проектов с объемом финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета до 3 млн. рублей в год каждый. Результаты выполнения научно-исследовательских проектов должны, как правило, быть востребованными и после завершения Программы.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 0,5 млрд. рублей.

Направление 2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры
Мероприятие 2.1. Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ

Целью мероприятия является эффективное освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений.

В рамках мероприятия ежегодно проводится отбор около 100 проектов (стоимостью до 2 млн. рублей каждый) по проведению всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ с привлечением известных российских и зарубежных ученых. Срок выполнения проекта составляет 1 год.

Источником финансирования мероприятия наряду со средствами федерального бюджета являются привлекаемые внебюджетные средства в объеме не менее 20 процентов объема средств федерального бюджета.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 1 млрд. рублей.

Мероприятие 2.2. Организация и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов

Целью мероприятия является выявление талантов и способностей студентов, аспирантов и молодых исследователей к научной деятельности.

В рамках мероприятия производится ежегодный отбор однолетних проектов по организации и проведению всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов (в том числе в очной и очно-заочной формах) с объемом финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета до 5 млн. рублей каждый.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 0,5 млрд. рублей.

Мероприятие 2.3. Развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров

Целью мероприятия является создание специализированных интернет-порталов и баз данных о состоянии кадрового потенциала в сфере науки, образования и высоких технологий, подготовке научных и научно-педагогических кадров, в том числе с целью формирования кадрового резерва для указанной сферы, а также о мероприятиях по поддержке молодых исследователей, студентов, аспирантов.

В рамках мероприятия производится ежегодный отбор одно- и двухлетних проектов с объемом финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета до 5 млн. рублей в год каждый.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 0,5 млрд. рублей.

Мероприятие 2.4. Обеспечение развития системы научно-технического творчества молодежи

Целью мероприятия является содействие активизации традиционной системы выявления, поощрения и поддержки научно-технического творчества талантливой учащейся молодежи.

В рамках мероприятия производится ежегодный отбор одно- и двухлетних проектов (с объемом финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета до 2 млн. рублей в год каждый) по разработке и реализации программ развития домов (центров, секций, кружков) детского (юношеского) творчества, центров научно-технического творчества молодежи, клубов юных техников, студенческих конструкторских бюро и аналогичных некоммерческих организаций или их структурных подразделений, целью деятельности которых являются развитие технического творчества учащейся молодежи, профессиональная ориентация и трудовая адаптация подростков и студенчества.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 1,6 млрд. рублей.

Мероприятие 2.5. Оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательские комплексы), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе

Целью мероприятия является приведение учебно-исследовательской базы российских вузов в соответствие с современными требованиями подготовки ученых и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса и предприятий высокотехнологичных секторов экономики.

В рамках мероприятия закупается дорогостоящее современное специальное измерительное, аналитическое и технологическое оборудование для оснащения научных лабораторий ведущих российских вузов. Вычислительная техника и программное обеспечение могут приобретаться только в том случае, если они являются неотъемлемой частью указанного оборудования. Перечень получателей оборудования определяется на конкурсной основе, номенклатура закупаемого оборудования - совокупностью заявок вузов-победителей конкурсного отбора.

Источником финансирования мероприятия наряду со средствами федерального бюджета являются привлекаемые внебюджетные средства в размере не менее 25 процентов средств федерального бюджета.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 4,96 млрд. рублей.

Мероприятие 2.6. Информационное обеспечение реализации Программы

Целью мероприятия является повышение качества и объема научно-популярной информации о современных проблемах науки и сферы высоких технологий в средствах массовой информации и сети Интернет, профессиональная ориентация подростков и студенчества в указанных областях.

В рамках мероприятия производится ежегодный отбор одно- и двухлетних проектов с объемом финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета до 5 млн. рублей в год каждый. Проекты должны обеспечивать разработку и реализацию в средствах массовой информации серии научно-популярных публикаций, фильмов и программ при участии известных ученых и педагогов, освещение в этих публикациях и программах работ и достижений молодых ученых, в том числе пропаганду инновационной деятельности молодых ученых и результатов научно-технического творчества студентов и школьников.

Источником финансирования мероприятия наряду со средствами федерального бюджета являются привлекаемые внебюджетные средства в размере не менее 20 процентов средств федерального бюджета.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 0,37 млрд. рублей.

Направление 3. Инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров
Мероприятие 3.1. Строительство общежитий

Целью мероприятия является создание в ряде государственных учреждений высшего профессионального образования, участвующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров, для предприятий высокотехнологичных секторов экономики, в том числе оборонно-промышленного комплекса, инфраструктуры путем строительства жилищного фонда (общежитий) для временного проживания студентов и молодых ученых, а также преподавателей и ученых, приглашенных для проведения работ в научно-образовательных центрах, что позволит поддерживать их мобильность.

Источником финансирования мероприятия наряду со средствами федерального бюджета являются привлекаемые внебюджетные средства в размере, как правило, не менее 30 процентов средств федерального бюджета. Объемы инвестиций, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении N 3.

Перечень строек и объектов Программы приведен в приложении N 4. В его основе заложен принцип обеспечения общежитиями вузов, успешно реализующих инновационные образовательные программы и располагающих внебюджетными средствами для софинансирования строительства, в том числе федеральных университетов. Задание на проектирование объектов жилищного строительства представляется государственным заказчиком в установленном порядке после утверждения Программы.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 27 млрд. рублей.

Направление 4. Обеспечение управления реализацией Программы

Направление включает в себя проведение работ, связанных с обеспечением конкурсов по Программе, сбором, систематизацией и анализом статистической и текущей информации о реализации мероприятий Программы, проведением социологических исследований и прогнозированием динамики кадровой ситуации в сфере образования, науки и высоких технологий, мониторингом хода и результатов реализации мероприятий Программы.

Мероприятие 4.1. Организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур и реализации государственного заказа

Мероприятие предусматривает финансирование в установленном порядке сопровождения процедур размещения и реализации государственного заказа по Программе, включая информационное обеспечение государственных заказчиков и поддержку специализированного сайта в сети Интернет.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 0,54 млрд. рублей.

Мероприятие 4.2. Аналитическое обеспечение реализации Программы

Мероприятие предусматривает выполнение проектов научно-технической направленности по обеспечению мониторинга реализации Программы, оценке уровня достижения цели и решения задач Программы, иных научно-исследовательских проектов в целях подготовки аналитических материалов для органов управления Программой в соответствии с их компетенцией.

На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 0,37 млрд. рублей.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 90,454 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 80,39 млрд. рублей. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников приведены в приложении N 5.

Финансирование работ для государственных нужд осуществляется по результатам конкурсного отбора в установленном порядке.

Общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета определен исходя из необходимости реализации различных категорий проектов Программы, в том числе параметров этих проектов (стоимость проекта, планируемое число проектов, срок реализации).

Уровень внебюджетного софинансирования Программы, составляющий примерно 11 процентов общего объема ее финансового обеспечения, определяется тем обстоятельством, что мероприятия Программы ориентированы в основном на решение кадровой проблемы государственного сектора науки, образования и высоких технологий, поскольку в частном секторе экономики данная проблема решается путем обеспечения конкурентоспособного на рынке уровня заработной платы и социального обеспечения.

Оснащение вузов современным специальным научно-технологическим оборудованием осуществляется путем централизованных закупок такого оборудования.

Для устойчивого финансирования Программы за счет внебюджетных средств государственные заказчики включают в конкурсную документацию и заключаемые государственные контракты с исполнителями мероприятий Программы необходимые требования.

При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.

V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления реализацией Программы и механизм взаимодействия государственных заказчиков

Механизм реализации Программы заключается в выполнении всеми государственными заказчиками Программы показателей и ресурсов цикла "планирование - реализация - анализ" для осуществления мероприятий по каждому государственному контракту. В этой связи формируется детализированный организационно-финансовый план по реализации Программы, который при необходимости уточняется не чаще 2 раз в год на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для финансирования, проводить объективную экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, обладающих наиболее высокой квалификацией и предложивших лучшие условия исполнения контрактов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов.

Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми государственные заказчики заключают государственные контракты (договоры) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на сайтах государственных заказчиков Программы в сети Интернет.

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Министерство образования и науки Российской Федерации в ходе выполнения Программы:

осуществляет контроль в части реализации Программы за деятельностью государственных заказчиков Программы;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;

разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

составляет детализированный организационно-финансовый план по реализации Программы с учетом предложений государственных заказчиков Программы;

подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;

представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;

представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах (договорах) на финансовое обеспечение мероприятий Программы из внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;

представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств;

инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;

вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о досрочном прекращении ее реализации (при необходимости);

по завершении Программы представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Государственные заказчики Программы (Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям):

представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана по реализации Программы;

в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения работ по Программе разрабатывают дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке;

вносят предложения по уточнению целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы, а также по совершенствованию механизма реализации Программы;

разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;

обеспечивают эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы;

организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;

организуют экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы;

осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения мероприятий Программы;

осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, заключение государственных контрактов (договоров);

организуют применение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения ее мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы;

согласуют с государственным заказчиком - координатором Программы и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансового обеспечения;

представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

при необходимости представляют государственному заказчику - координатору Программы предложения о продлении срока либо о досрочном прекращении реализации Программы;

представляют ежегодно, до 15 января, государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклад о ходе выполнения работ в рамках Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.

В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается научно-координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков, иных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете осуществляется на общественных началах.

Научно-координационный совет возглавляет председатель - Министр образования и науки Российской Федерации. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министра образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Научно-координационный совет осуществляет следующие функции:

выработка предложений по тематике и объемам финансового обеспечения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;

рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;

организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств;

подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;

выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы;

рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном году.

До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:

порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;

механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации;

процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации мероприятий Программы и условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы

Социальная эффективность Программы определяется достижением значений целевых индикаторов. Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении N 6.

По прогнозным оценкам, к концу 2013 года реализация мероприятий Программы обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:

повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, включая снижение среднего возраста научных исследователей на 3-4 года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2-4 процента (на 8-16 процентов современного уровня), увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4-6 процентов;

создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;

повышение качества научных публикаций, увеличение доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 процента общего уровня;

увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.

Эффективность расходования финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, определяется тем, что ее реализация обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности, привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепление ее в этой сфере, что позволит создать необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического прогресса, улучшения структуры российской экономики и рынка наукоемкой продукции.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 1. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ

Единица измерения 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
1. Доля исследователей в возрасте 30-39 лет (включительно) в общей численности исследователей <*> процентов 12,2 - 12,4 12,5 - 12,9 13 - 13,4 13,2 - 13,8 13,8 - 14,5
2. Доля исследователей в возрасте 30-39 лет (включительно) в общей численности исследователей в секторе высшего образования <*> -"-17-18 8-19 9-20 0-21 1-22
3. Доля профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений в возрасте до 39 лет (включительно) <*> -"-35-36 6-37 8-39 9-40 0-41
4. Доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) <*> -"-11,5 - 12 2 - 12,5 2,5 - 13 3 - 13,5 3,5 - 14,5
5. Доля профессорско-преподавательского состава высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений <*> -"-58-59 9-60 1-62 2-63 3-64
6. Доля аспирантов и докторантов - участников Программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом) -"--0 5 0 0
7. Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом) тыс. человек 15-17 0-34 5-51 3-58 0-65
8. Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетической, авиационно-космической, атомной отраслей и иных приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом) -"---3 -5 -9 -12
9. Доля исследователей в области естественных и технических наук - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах (нарастающим итогом) процентов -0-12 5-30 5-40 0-45


<*> Измеряется 1 раз в год на выборке организаций - участников Программы, впоследствии верифицируется данными государственного статистического наблюдения.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 2. ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ И СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Мероприятия Программы, государственные заказчики 2009-2013 годы 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
всего средства федерального бюджета внебюджетные средства всего средства федерального бюджета внебюджетные средства всего средства федерального бюджета внебюджетные средства всего средства федерального бюджета внебюджетные средства всего средства федерального бюджета внебюджетные средства всего средства федерального бюджета внебюджетные средства
НИОКР прочие нужды НИОКР прочие нужды НИОКР прочие нужды НИОКР прочие нужды НИОКР прочие нужды НИОКР прочие нужды
Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий
1.1. Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров 24300 20250 -4050 2700 2250 -450 5400 4500 -900 8100 6750 -1350 5400 4500 -900 2700 2250 -450
Роснаука
1.2.1. Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук 9000 9000 --1000 1000 --2000 2000 --3000 3000 --2000 2000 --1000 1000 --
Рособразование
1.2.2. Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук 6750 6750 --750 750 --1500 1500 --2250 2250 --1500 1500 --750 750 --
Рособразование
1.3.1. Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук 2700 2700 --300 300 --600 600 --900 900 --600 600 --300 300 --
Рособразование
1.3.2. Проведение научных исследований целевыми аспирантами 2000 2000 --250 250 --500 500 --500 500 --500 500 --250 250 --
Рособразование
1.4. Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах 750 750 --150 150 --150 150 --150 150 --150 150 --150 150 --
Рособразование
1.5. Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей 1600 1600 --200 200 --400 400 --400 400 --400 400 --200 200 --
Роснаука
1.6. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров 500 500 --100 100 --100 100 --100 100 --100 100 --100 100 --
Рособразование
50 Всего по направлению 1 47600 43550 -4050 5450 5000 -450 10650 9750 -900 15400 14050 -1350 10650 9750 -900 5450 5000 -4
в том числе:
50 Роснаука 25900 21850 -4050 2900 2450 -450 5800 4900 -900 8500 7150 -1350 5800 4900 -900 2900 2450 -4
Рособразование 21700 21700 --2550 2550 --4850 4850 --6900 6900 --4850 4850 --2550 2550 --
Направление 2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры
2.1. Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ 1200 -1000 200 240 -200 40 240 -200 40 240 -200 40 240 -200 40 240 -200 40
Роснаука
2.2. Организация и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов 500 -500 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -
Рособразование
2.3. Развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров 500 -500 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -100 -
Рособразование
2.4. Обеспечение развития системы научно-технического творчества молодежи 1600 -1600 -200 -200 -400 -400 -400 -400 -400 -400 -200 -200 -
Рособразование
2.5. Оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательские комплексы), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе 6200 -4960 1240 1000 -800 200 1625 -1300 325 1425 -1140 285 1225 -980 245 925 -740 185
Рособразование
2.6. Информационное обеспечение реализации Программы 444 -370 74 72 -60 12 84 -70 14 96 -80 16 96 -80 16 96 -80 16
Рособразование
41 Всего по направлению 2 10444 -8930 1514 1712 -1460 252 2549 -2170 379 2361 -2020 341 2161 -1860 301 1661 -1420 2
в том числе:
0 Роснаука 1200 -1000 200 240 -200 40 240 -200 40 240 -200 40 240 -200 40 240 -200 4
01 Рособразование 9244 -7930 1314 1472 -1260 212 2309 -1970 339 2121 -1820 301 1921 -1660 261 1421 -1220 2
Направление 4. Обеспечение управления реализацией Программы
4.1. Организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур и реализации государственного заказа 540 -540 -110 -110 -110 -110 -115 -115 -105 -105 -100 -100 -
в том числе:
Рособразование 405 -405 -80 -80 -80 -80 -80 -80 -85 -85 -80 -80 -
Роснаука 135 -135 -30 -30 -30 -30 -35 -35 -20 -20 -20 -20 -
4.2. Аналитическое обеспечение реализации Программы 370 370 --60 60 --70 70 --80 80 --80 80 --80 80 --
в том числе:
Рособразование 235 235 --40 40 --45 45 --50 50 --50 50 --50 50 --
Роснаука 135 135 --20 20 --25 25 --30 30 --30 30 --30 30 --
Всего по направлению 4 910 370 540 -170 60 110 -180 70 110 -195 80 115 -185 80 105 -180 80 100 -
в том числе:
Роснаука 270 135 135 -50 20 30 -55 25 30 -65 30 35 -50 30 20 -50 30 20 -
Рособразование 640 235 405 -120 40 80 -125 45 80 -130 50 80 -135 50 85 -130 50 80 -

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 3. ОБЪЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Мероприятия Программы, государственные заказчики2009-2013 годы 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения) всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения) всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения) всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения) всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения) всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения)
капитальные вложения прочие нужды капитальные вложения прочие нужды капитальные вложения прочие нужды капитальные вложения прочие нужды капитальные вложения прочие нужды капитальные вложения прочие нужды
Направление 3. Инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров
3.1. Строительство общежитий 31500 27000 -4500 3900 3000 -900 5900 5000 -900 7600 6700 -900 7700 6800 -900 6400 5500 -900
Рособразование
Всего по направлению 3 31500 27000 -4500 3900 3000 -900 5900 5000 -900 7600 6700 -900 7700 6800 -900 6400 5500 -900

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 4. ПЕРЕЧЕНЬ СТРОЕК И ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

2009-2013 годы 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
всего в том числе федеральный бюджет внебюджетные средства федеральный бюджет внебюджетные средства федеральный бюджет внебюджетные средства федеральный бюджет внебюджетные средства федеральный бюджет внебюджетные средства
федеральный бюджет внебюджетные средства
1. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Белгородский государственный университет", г. Белгород - всего 398 305 93 170 56 85 27 50 10
в том числе проектно-изыскательские работы 26 20 6 20 6
2. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Владимирский государственный университет", г. Владимир - всего 291 220 71 20 6 40 12 60 18 100 35
в том числе проектно-изыскательские работы 26 20 6 20 6
3. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)", г. Москва - всего 519 420 99 170 27 60 15 70 21 120 36
в том числе проектно-изыскательские работы 59 50 9 50 9
4. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина", г. Тамбов - всего 323,5 247 76,5 22 7,5 85 27 70 21 70 21
в том числе проектно-изыскательские работы 29,5 22 7,5 22 7,5
5. Общежитие государственного учреждения "Дорогомилово" (Студгородок)", г. Москва - всего 2300 1746 554 520 190 600 200 626 164
в том числе проектно-изыскательские работы 120 120 120
6. Общежитие федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет имени Иммануила Канта", г. Калининград -всего 304,1 236 68,1 22 6,6 80 21,5 60 18 74 22
в том числе проектно-изыскательские работы 28,6 22 6,6 22 6,6
7. Общежитие государственного учреждения "Управление Межвузовского студенческого городка в Санкт-Петербурге", г. Санкт-Петербург - всего 2500 1946 554 100 620 190 600 200 626 164
в том числе проектно-изыскательские работы 220 220 100 120
8. Студенческий городок федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет", г. Ростов-на-Дону -всего 7480,5 7157,5 323 347,5 107 1150 15 1840 40 1920 36 1900 125
в том числе проектно-изыскательские работы 519,5 397,5 122 347,5 107 50 15
9. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уфимский государственный авиационный технический университет", г. Уфа, Республика Башкортостан -всего 174,5 135 39,5 15 4,5 70 20 50 15
в том числе проектно-изыскательские работы 19,5 15 4,5 15 4,5
10. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева", г. Казань, Республика Татарстан - всего 461,5 350 111,5 180 59 120 42,5 50 10
в том числе проектно-изыскательские работы 39 30 9 30 9
11. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский государственный технический университет", г. Пермь, Пермский край - всего 299 230 69 20 6 80 24 60 18 70 21
в том числе проектно-изыскательские работы 26 20 6 20 6
12. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский государственный университет", г. Пермь, Пермский край - всего 312 240 72 20 6 80 24 70 21 70 21
в том числе проектно-изыскательские работы 26 20 6 20 6
13. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный университет", г. Киров - всего 486 370 116 30 9 90 27 250 80
в том числе проектно-изыскательские работы 39 30 9 30 9
14. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского", г. Нижний Новгород - всего 214,5 165 49,5 15 4,5 80 24 70 21
в том числе проектно-изыскательские работы 19,5 15 4,5 15 4,5
15. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева", г. Самара - всего 473 360 113 210 63 100 40 50 10
в том числе проектно-изыскательские работы 39 30 9 30 9
16. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского", г. Саратов - всего 645 495 150 245 75 200 60 50 15
в том числе проектно-изыскательские работы 60 45 15 45 15
17. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный технический университет - УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", г. Екатеринбург -всего 416 320 96 30 9 70 21 70 21 150 45
в том числе проектно-изыскательские работы 39 30 9 30 9
18. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет имени А.М.Горького", г. Екатеринбург -всего 357,5 275 82,5 25 7,5 80 24 70 21 100 30
в том числе проектно-изыскательские работы 32,5 25 7,5 25 7,5
19. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет", г. Тюмень - всего 413,4 318 95,4 178 53,4 70 21 70 21
в том числе проектно-изыскательские работы 36,4 28 8,4 28 8,4
20. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет", г. Челябинск - всего 429 330 99 180 54 150 45
в том числе проектно-изыскательские работы 39 30 9 30 9
21. Студенческий городок федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет", г. Красноярск -всего 7615 7212,5 402,5 382,5 118,5 1200 90 2180 57 2100 30 1350 107
в том числе проектно-изыскательские работы 596 432,5 163,5 382,5 118,5 50 45
22. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский государственный технический университет", г. Новосибирск -всего 712 550 162 50 15 100 30 400 117
в том числе проектно-изыскательские работы 65 50 15 50 15
23. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский государственный университет", г. Новосибирск - всего 1110 880 230 230 69 150 38 200 33 300 90
в том числе проектно-изыскательские работы 104 80 24 80 24
24. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет", г. Томск - всего 668 513 155 313 105 100 30 100 20
в том числе проектно-изыскательские работы 65 50 15 50 15
25. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский политехнический университет", г. Томск - всего 689 530 159 50 15 80 24 100 30 300 90
в том числе проектно-изыскательские работы 65 50 15 50 15
26. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники", г. Томск - всего 663 510 153 50 15 60 18 150 45 250 75
в том числе проектно-изыскательские работы 65 50 15 50 15
27. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В.Куйбышева)", г. Владивосток, Приморский край - всего 604 454 150 100 30 150 49 204 71
в том числе проектно-изыскательские работы 65 50 15 50 15
28. Общежитие государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова", г. Якутск, Республика Саха (Якутия) - всего 641,5 485 156,5 295 88,5 140 53 50 15
в том числе проектно-изыскательские работы 58,5 45 13,5 45 13,5
ИТОГО 31500 27000 4500 3000 900 5000 900 6700 900 6800 900 5500 900

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 5. ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

2009-2013 годы - всего В том числе
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Всего 90454 11232 19279 25556 20696 13691
в том числе:
средства федерального бюджета 80390 9630 17100 22965 18595 12100
из них:
НИОКР 43920 5060 9820 14130 9830 5080
прочие нужды 9470 1570 2280 2135 1965 1520
капитальные вложения 27000 3000 5000 6700 6800 5500
средства внебюджетных источников - всего 10064 1602 2179 2591 2101 1591
в том числе:
НИОКР 4050 450 900 1350 900 450
прочие нужды 1514 252 379 341 301 241
капитальные вложения 4500 900 900 900 900 900

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 6. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ

Эффективность федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы оценивается на основании фактических количественных оценок целевых индикаторов (приложение N 1 к Программе) ежегодно в процентах по следующей формуле:

Э = [1 - 1n(x_i - x_фактi)
сумма] x 100%,
nx_i
i=1

где:

n - количество целевых индикаторов;

x_i - планируемое значение i-го целевого индикатора (приложение N 1 к Программе);

x_фактi - фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.