в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2008 N 440-р
действует Редакция от 07.04.2008 Подробная информация

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2008 N 440-р

РАСПОРЯЖЕНИЕ

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы (далее - Программа) - Минобрнауки России;

государственными заказчиками Программы - Рособразование и Роснауку.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 68390 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 апреля 2008 г. N 440-р

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ

Концепция федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N Пр-1321, от 16 января 2008 г. N Пр-78 и поручений Правительства Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N МФ-П7-3875, от 22 января 2008 г. N ВЗ-П13-266, а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 93).

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года государственный сектор науки и высшего образования должен в перспективе приобрести облик, основу которого составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.

В этот период произойдет реформирование системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, формирование организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров. В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных научных организаций и их взаимодействия с организациями частного сектора государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающую построение экономики, основанной на знаниях.

Указанные преобразования произойдут в течение переходного периода и потребуют активного участия современных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, подготовку и закрепление которых в государственном секторе науки и высшего образования необходимо осуществлять одновременно со структурными преобразованиями.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N Пр-2197 предлагается принять меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление научных работников и квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе.

В период реструктуризации государственного сектора науки и высшего образования, перевода экономики на инновационный путь развития необходимо усилить роль государства в привлечении современных научных и научно-педагогических кадров в сферу науки, образования и высоких технологий, а также в закреплении их в этой сфере как основы для осуществления преобразований.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

В настоящее время невозможно эффективно решить проблему привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, проблему эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, развития инновационного сектора экономики на федеральном уровне только за счет использования действующих рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить решение проблемы и рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава в установленные сроки реализации Программы.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Отсутствие программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров со стороны государства в создавшихся условиях может привести к снижению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации.

Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования научной сферы в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей в государственном секторе науки и высшего образования, особенно в секторе оборонно-промышленного комплекса, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ.

Двадцать первый век станет веком экономики, основанной на знаниях, одним из основных ресурсов которой является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях, нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения.

За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, сократилась на 58 процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.

Отток молодежи из сферы науки происходит прежде всего потому, что она является группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек зрения. Старшее поколение ученых решает сегодня материальные проблемы, маневрируя на традиционном поприще науки и высшей школы, а для молодежи гораздо проще адаптироваться к неакадемическому рынку труда, нежели искать способы выживания в науке.

В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 120 и 121 ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук.

В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.

В рамках национального приоритетного проекта "Образование" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. N 283) осуществляется поддержка талантливой молодежи. Этот проект предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад и призеры всероссийских олимпиад) получают премии в размере 30 тыс. рублей.

Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества школьников в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых других регионах Российской Федерации, а также грантовые программы бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.

В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы выполнялось мероприятие "Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы". Однако в федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы не предусмотрено решение вопросов подготовки кадров.

На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы предусматривались мероприятия по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, высоких технологий и образования, по развитию системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах, развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, развитию системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно реализовывать в рамках отдельной программы.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.

Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим элементом является элемент привлекательности карьеры исследователя для молодых, начиная со школьной скамьи. Необходимо осуществлять поддержку ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Вариантами решения проблемы являются:

реализация в рамках действующих федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп;

создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.

Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.

Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.

Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.

Основные риски второго варианта связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания нового комплексного механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, высшего образования и высоких технологий.

Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2009-2013 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.

Предполагаемый срок получения значимых результатов по привлечению молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закреплению ее в этой сфере, эффективному воспроизводству научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования, - 2013 год.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в указанной сфере.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

создание системы стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности);

создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 1.

VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Финансирование реализации мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников.

Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен в ценах соответствующих лет исходя из необходимости выполнения различных проектов в рамках Программы, в том числе исходя из параметров этих проектов (стоимость проекта, планируемое число проектов и срок реализации).

Основной объем средств федерального бюджета планируется направить на реализацию мероприятия по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это связано с необходимостью создания эффективной системы мотивации научного труда, стимулирования выполнения государственного заказа жизнеспособными научными коллективами, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с исследователями старших поколений, имеющими наиболее высокие результаты научного труда.

Уровень внебюджетного обеспечения Программы, составляющий примерно 13 процентов общего объема ее финансового обеспечения, определяется тем обстоятельством, что мероприятия Программы ориентированы в основном на решение кадровой проблемы государственного сектора науки, образования и высоких технологий, поскольку в частном секторе экономики указанная проблема решается путем обеспечения конкурентоспособного на рынке уровня заработной платы и социального обеспечения.

Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 2.

Реализация Программы осуществляется в установленном порядке на основе государственных контрактов.

При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Предварительная оценка ожидаемой эффективности Программы основывается на системе целевых индикаторов и показателей реализации Программы, приведенной в приложении N 1 к настоящей Концепции.

По прогнозным оценкам, к концу 2013 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:

а) повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала в сфере науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей путем:

снижения среднего возраста исследователей на 3-4 года;

увеличения доли исследователей высшей квалификации на 2-4 процента;

увеличения доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4-6 процентов;

б) создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;

в) повышение качества научных публикаций путем увеличения доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 процента;

г) увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.

Реализация Программы обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности, привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепление ее в этой сфере.

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.

XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения мероприятий Программы, распределяемых по следующим направлениям:

стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий;

обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры;

осуществление инвестиций, обеспечивающих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров;

обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции Программы.

Объемы финансирования по направлениям и срокам реализации Программы приведены в приложении N 3. Объемы инвестиций, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении N 4.

XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы

Мероприятия Программы, формируемые Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, распределяются по 4 направлениям с учетом следующих положений:

повышение привлекательности научной деятельности для студентов, аспирантов и молодых ученых в том числе путем создания стимулов для их участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы;

выполнение мероприятий, стимулирующих расширение связей между субъектами научной и образовательной деятельности, а также между секторами науки, образования и высоких технологий, активное использование механизмов интеграции науки и образования;

доведение до сведения широкой общественности результатов успешной реализации мероприятий Программы;

использование научного и образовательного потенциала российской диаспоры за рубежом;

реализация непрерывного цикла воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.

Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий. В рамках этого направления предусматриваются:

проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров;

проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук;

проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах;

развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах;

проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей;

научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.

Под научно-образовательным центром в настоящей Концепции понимается структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научно-образовательном центре, утвержденного руководителем указанной организации.

При формировании государственного заказа на проведение исследований предполагается направление части средств федерального бюджета на исследования гражданского назначения в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики.

Направление 2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры. В рамках этого направления предусматриваются:

организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ;

организация и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов;

развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров;

обеспечение развития системы научно-технического творчества молодежи;

оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательскими комплексами), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе, ориентированном на потребности указанных организаций в ученых и специалистах;

информационное обеспечение реализации Программы.

Направление 3. Осуществление инвестиций, обеспечивающих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров. В рамках этого направления предусматривается создание в ряде государственных учреждений высшего профессионального образования, участвующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для организаций высокотехнологичных секторов экономики, в том числе для оборонно-промышленного комплекса, необходимого жилищного фонда (общежитий) для временного проживания студентов и молодых ученых, преподавателей и ученых, приглашенных для проведения работ в научно-образовательных центрах, что позволит поддерживать их мобильность.

Направление 4. Обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции Программы. В рамках этого направления предусматриваются:

организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур;

аналитическое обеспечение реализации Программы;

содержание дирекции Программы.

Реализация мероприятий Программы должна быть скоординирована с системой выделения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых. Оснащение вузов современным специальным научно-технологическим оборудованием осуществляется путем централизованных закупок такого оборудования Федеральным агентством по образованию.

XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.

Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы средств, определяет формы и методы управления ее реализацией.

Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе выполнения Программы:

осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и другие необходимые для выполнения Программы документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;

разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

уточняет ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств в установленном порядке целевые показатели Программы и необходимые затраты, механизм реализации Программы и состав исполнителей;

составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы с учетом предложений государственных заказчиков Программы;

подготавливает с учетом реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;

представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;

представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах (договорах) на финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;

представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о выполнении работ, предусмотренных Программой, результатах и эффективности использования средств;

инициирует при необходимости экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы;

вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о прекращении ее выполнения (при необходимости);

представляет по завершении Программы в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования средств за весь период ее реализации.

Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям как государственные заказчики Программы:

представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;

в случае сокращения средств федерального бюджета на финансирование работ, предусмотренных Программой, разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке;

вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов реализации Программы и расходов на реализацию ее мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;

разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;

обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;

организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;

осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения ее мероприятий;

осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг) и поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, заключение государственных контрактов;

организуют применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также других материалов, связанных с Программой;

согласуют с государственным заказчиком - координатором Программы и основными ее участниками возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;

представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

при необходимости представляют государственному заказчику - координатору Программы предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;

представляют ежегодно, до 15 января, государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклад о ходе выполнения работ, предусмотренных Программой, результатах и эффективности использования средств.

В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается научно-координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете осуществляется на общественных началах.

Научно-координационный совет возглавляет председатель - Министр образования и науки Российской Федерации или один из его заместителей. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министра образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Научно-координационный совет осуществляет следующие функции:

выработка предложений по тематике мероприятий Программы и объемам финансового обеспечения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;

рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;

организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств;

подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;

выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы;

рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году.

Оперативное управление реализацией Программы осуществляется дирекцией Программы.

Дирекция Программы выполняет следующие основные функции:

собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

организует по поручению государственных заказчиков Программы экспертизу выполняемых проектов;

организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;

внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, а также осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет.

Финансирование деятельности дирекции Программы осуществляется Федеральным агентством по образованию на основе бюджетной сметы за счет средств, предусмотренных для реализации Программы.

До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:

порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;

механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;

процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Концепции федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 1. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ
Единица измерения 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
1. Доля исследователей в возрасте 30-39 лет (включительно) в общей численности исследователей процентов 12,2 - 12,4 12,5 - 12,9 13 - 13,4 13,2 - 13,8 13,8 - 14,5
2. Доля исследователей в возрасте 30-39 лет (включительно) в общей численности исследователей в секторе высшего образования процентов 17-18 18-19 19-20 20-21 21-22
3. Доля профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности профессорско-преподавательского состава процентов 35-36 36-37 38-39 39-40 40-41
4. Доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) процентов 11,5 - 12 12 - 12,5 12,5 - 13 13 - 13,5 13,5 - 14,5
5. Доля профессорско-преподавательского состава высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений процентов 58-59 59-60 61-62 62-63 63-64
6. Доля аспирантов и докторантов - участников Программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом) процентов -30 45 60 80
7. Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом) тыс. человек 15-17 30-34 45-51 53-58 60-65
8. Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетической, авиационно-космической, атомной и иных приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом) тыс. человек -2-3 4-5 6-9 9-12
9. Доля исследователей в области естественных и технических наук - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в высоко-рейтинговых российских и зарубежных журналах (нарастающим итогом) процентов -10-12 25-30 35-40 40-45

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Концепции федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 2. ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

2009-2013 годы - всего В том числе
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Всего 78454 11232 17279 21856 16896 11191
в том числе:
средства федерального бюджета 68390 9630 15100 19265 14795 9600
из них:
НИОКР 43920 5060 9820 14130 9830 5080
прочие нужды 9470 1570 2280 2135 1965 1520
капитальные вложения 15000 3000 3000 3000 3000 3000
средства внебюджетных источников 10064 1602 2179 2591 2101 1591
из них:
НИОКР 4050 450 900 1350 900 450
прочие нужды 1514 252 379 341 301 241
капитальные вложения 4500 900 900 900 900 900

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Концепции федеральной целевой
программы "Научные и научно-педагогические
кадры инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 3. ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И СРОКАМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Направления 2009-2013 годы 2009 год 2010 год
всего средства федерального бюджета внебюджетные средства всего средства федерального бюджета внебюджетные средства всего средства федерального бюджета внебюджетные средства
НИОКР прочие нужды НИОКР прочие нужды НИОКР прочие нужды
Направление 1 47600 43550 -4050 5450 5000 -450 10650 9750 -900
Направление 2 10444 -8930 1514 1712 -1460 252 2549 -2170 379
Направление 4 910 370 540 -170 60 110 -180 70 110 -
Направления 2011 год 2012 год 2013 год
всего средства федерального бюджета внебюджетные средства всего средства федерального бюджета внебюджетные средства всего средства федерального бюджета внебюджетные средства
НИОКР прочие нужды НИОКР прочие нужды НИОКР прочие нужды
Направление 1 15400 14050 -1350 10650 9750 -900 5450 5000 -450
Направление 2 2361 -2020 341 2161 -1860 301 1661 -1420 241
Направление 4 195 80 115 -185 80 105 -180 80 100 -

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Концепции федеральной целевой
программы "Научные и научно-педагогические
кадры инновационной России" на 2009-2013 годы

Приложение N 4. ОБЪЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Направление 2009-2013 годы 2009 год
всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения) всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения)
капитальные вложения прочие нужды капитальные вложения прочие нужды
Направление 3 19500 15000 -4500 3900 3000 -900
Направление 2010 год 2011 год
всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения) всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения)
капитальные вложения прочие нужды капитальные вложения прочие нужды
Направление 3 3900 3000 -900 3900 3000 -900
Направление 2012 год 2013 год
всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения) всего средства федерального бюджета внебюджетные средства (капитальные вложения)
капитальные вложения прочие нужды капитальные вложения прочие нужды
Направление 3 3900 3000 -900 3900 3000 -900

На сайте «Zakonbase» представлен РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2008 N 440-р в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2008 N 440-р в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2008 N 440-р можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2008 N 440-р