ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.10.2008 N 791 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2013 ГОДЫ)"
Постановление
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)".
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать указанную в пункте 1 настоящего постановления Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2009-2013 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 октября 2008 г. N 791
Паспорт федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)"
Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 74-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное медико-биологическое агентство |
Основные разработчики Программы | - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное медико-биологическое агентство |
Цель и задачи Программы | - целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему. |
Основными задачами Программы являются: | |
предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга опасных химических и биологических факторов; | |
совершенствование законодательства Российской Федерации и нормативных документов в области химической и биологической безопасности, а также контроля за их исполнением; | |
уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности; | |
повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов, снижение уровня их воздействия путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - эффективность реализации Программы оценивается с использованием групп целевых индикаторов и показателей, включающих в себя: |
площадь территории, освобожденной от потенциального воздействия опасных объектов (снижение масштабов потенциальных очагов поражения); | |
доля опасных объектов и территорий, в зоне влияния которых будет обеспечен мониторинг состояния окружающей среды и здоровья населения, в общем количестве опасных объектов и территорий; | |
доля разработанных и внедренных современных методов, средств защиты и технологий производства для обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативных влияний и угроз, вызванных факторами химического и биологического характера, в требуемом количестве указанных методов, средств и технологий; | |
количество модернизированных и технически перевооруженных опасных химических и биологических объектов (в рамках пилотных проектов); | |
количество ликвидированных (обезвреженных) источников химической и биологической опасности; | |
доля опасных химических и биологических объектов, имеющих паспорта и декларации промышленной безопасности, в общем количестве опасных химических и биологических объектов; | |
количество организаций, находящихся в ведении уполномоченных надзорных (контрольных) органов, оснащенных средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами для обеспечения химической и биологической безопасности; | |
количество центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, созданных на базе организаций, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации; | |
количество коллекций патогенных микроорганизмов, которым будет обеспечена сохранность; | |
количество модернизированных объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности; | |
количество средств защиты и разведки нового поколения; | |
количество обеспеченных современным оборудованием центров подготовки специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности; | |
доля подготовленных специалистов, в должностные обязанности которых входит обеспечение химической и биологической безопасности, в общем количестве подготовленных специалистов | |
Сроки и этапы реализации Программы | - Программа будет реализована в 2009-2013 годах в I этап. В течение 5 лет будет осуществлен ряд мероприятий, в том числе совершенствование государственного регулирования, контроля и координации взаимодействия на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработка современных технологий и реализация пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. |
В рамках Программы предусмотрено проведение на территории Российской Федерации мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, а также разработка предложений по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации | |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы составляет: |
за счет средств федерального бюджета - 28744,7 млн. рублей; | |
из них: | |
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 6816,19 млн. рублей; | |
на капитальные вложения - 16942,41 млн. рублей; | |
на прочие нужды - 4986,1 млн. рублей; | |
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 4786,03 млн. рублей; | |
за счет средств иных источников - 339,08 млн. рублей | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - в результате реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: |
освобождение территории общей площадью 1100 кв. километров от потенциального воздействия опасных объектов (снижение масштабов потенциальных очагов поражения); | |
создание условий для обеспечения мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения в зоне влияния опасных объектов и территорий (до 90 процентов их общего количества); | |
разработка и внедрение современных методов, средств защиты и технологий производства для обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативных влияний и угроз, вызванных факторами химического и биологического характера (до 80 процентов требуемого количества); | |
осуществление модернизации и технического перевооружения 30 опасных химических и биологических объектов; | |
сокращение количества источников химической опасности на 17 единиц; | |
создание условий для обеспечения паспортами не менее 90 процентов общего количества опасных биологических объектов; | |
укрепление материально-технической базы не менее 211 организаций, находящихся в ведении уполномоченных надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности; | |
обеспечение условий для осуществления деятельности 15 центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального медико-биологического агентства; | |
обеспечение сохранности и защищенности 9 коллекций патогенных микроорганизмов; | |
осуществление модернизации не менее 51 объекта научно-промышленной базы, специализирующегося на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности; | |
увеличение производственных мощностей по выпуску средств защиты и разведки нового поколения до 265 тыс. штук; | |
обеспечение условий для осуществления деятельности 12 центров подготовки специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности, что позволит увеличить долю подготовленных специалистов, в должностные обязанности которых входит обеспечение химической и биологической безопасности (до 90 процентов общего количества подготовленных специалистов). | |
Ожидаемая величина социально-экономической эффективности за счет предотвращения социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах составит от 340 млрд. рублей до 470 млрд. рублей. |
Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N Пр-2194) и перечнем поручений Президента Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации от 29 марта 2006 г. N Пр-502 предусмотрены разработка и утверждение федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации".
Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Российской Федерации может быть достигнуто в результате своевременного и эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организационных, санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами и направленных на нейтрализацию (парирование) негативного влияния вредных и опасных химических и биологических факторов и (или) уменьшение их воздействия на население и окружающую среду.
Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и окружающей среды на территории Российской Федерации от воздействия опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения им вреда. На фоне значительного ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации, а также упадка биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы для национальной безопасности страны. Стало очевидным, что опасность могут представлять следующие факторы:
трансграничные заносы на территорию Российской Федерации известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;
несанкционированное использование потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующих испытаний и неизвестны специализированным службам государственного надзора Российской Федерации;
применение на территории Российской Федерации опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях;
применение против Российской Федерации различных видов химического и биологического оружия, предназначенного для смертельного поражения или причинения иного вреда, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии.
Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.
Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение системы химической и биологической безопасности в Российской Федерации.
Реализацию государственной политики по обеспечению химической и биологической безопасности планируется осуществить путем создания единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической природы, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды.
В Российской Федерации в настоящее время функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 процентов из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек).
Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет назад. При нормативном сроке эксплуатации до 15 лет химико-технологическое оборудование к настоящему времени многократно выработало свои ресурсы, морально устарело и физически изношено.
На территории Российской Федерации в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать около 20 млн. тонн химических веществ, а накопленные токсичные отходы составили более 84 млн. тонн. По данным международных организаций, 75 процентов всех смертельных случаев, возникающих в результате аварий, связаны с воздействием химических факторов. Тем не менее число потенциально опасных химических объектов, выработавших свой ресурс, неуклонно растет. Объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации могут достигать 7 процентов валового внутреннего продукта. Следует учесть, что затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10-15 раз выше затрат, необходимых для осуществления превентивных мер.
Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться. Без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 процентов ежегодно.
Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема обеспечения химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения.
Необходимо отметить, что к числу наиболее значимых загрязнителей среды обитания человека (взвешенные вещества, оксиды азота, углерода, серы, полиароматические углеводороды и тяжелые металлы), за которыми ведется наблюдение, следует также отнести устойчивые экотоксиканты, например, полихлорированные бифенилы, бензофураны и диоксины. Несмотря на то что при проведении специальных исследований указанные стойкие органические загрязнители определяются в объектах внешней среды практически повсеместно, до сих пор в стране не создана необходимая методическая и материально-техническая база для их количественного определения и мониторинга.
Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время в Российской Федерации не разработаны единые для всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти критерии и методическая база по определению и категорированию уровней химической опасности объектов, территорий и природных явлений, на основе которых должны быть проведены инвентаризация химически опасных объектов, в том числе оценка их состояния, степень оснащенности, а также определение потребности в замене или обновлении запасов средств защиты от воздействия опасных химических факторов. В связи с этим требуют уточнения федеральные и региональные перечни опасных химических объектов.
Крупномасштабные аварии на зарубежных химических предприятиях, которые унесли жизни сотен тысяч человек (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава, Севезо) заставили изменить взгляды на место химической опасности в ряду других видов техногенных угроз и приступить к формированию новых подходов к обеспечению химической безопасности в Российской Федерации.
Нормативные правовые акты в области обеспечения химической безопасности, в том числе отраслевого уровня, подлежат гармонизации с международными актами в этой области.
Население страны недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ. Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах).
Обеспечение химической безопасности нацелено прежде всего на решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и окружающую среду. Основной подход к снижению химической опасности многочисленных объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам. Определены 4 стратегии обеспечения химической безопасности:
уменьшение объемов опасных веществ;
замена веществ менее опасными;
использование веществ в менее опасном состоянии;
проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям.
Требуются повышение уровня и интенсификация проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и материалов, усовершенствованию существующих и созданию новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач, связанных с обеспечением химической безопасности.
В течение длительного времени не проводились мероприятия по снижению вредного воздействия опасных химических объектов, расположенных в регионах Российской Федерации.
Так, в последние десятилетия у южных границ г. Волгограда сложилась неблагополучная экологическая ситуация, связанная с прудами-накопителями и испарителями сточных вод, принадлежащими открытым акционерным обществам "Химпром" и "Каустик". При площади прудов-накопителей 160 кв. километров общая зона загрязнения атмосферного воздуха, почвы и подземных вод составляет 720 кв. километров. В этой зоне идентифицировано более 50 химических соединений (хлор, фторорганические соединения, фенолы, мышьяк, свинец, хлористый винил и др.), в том числе 8 соединений первого класса опасности. В результате жители многих населенных пунктов Светлоярского района Волгоградской области лишились собственных источников питьевой воды и пользуются привозной водой, что может привести к социальной напряженности.
Определенную угрозу представляют собой бывшие производства взрывчатых веществ и порохов в г. Кемерове, г. Каменск-Шахтинском (Ростовская область), г. Красноярске, г. Красноуральске (Свердловская область), подлежит ликвидации производство на промышленной площадке г. Яровое (Алтайский край).
В настоящее время на территории Российской Федерации накоплено около 2 млрд. тонн токсичных отходов. Особую опасность загрязнения окружающей среды представляют отходы гальванических производств, а также отходы, содержащие ртуть и хлорорганику. Больше всего отходов накоплено в Приволжском федеральном округе (в среднем более 400 тонн на кв. километр). Высок уровень загрязнения токсичными отходами в Южном (267 тонн на кв. километр) и Центральном (211 тонн на кв. километр) федеральных округах. В Уральском федеральном округе он составляет 190 тонн на кв. километр, в Сибирском - 139 тонн на кв. километр, Северо-Западном - 70 тонн на кв. километр, Дальневосточном - 16 тонн на кв. километр.
Действуют несколько полигонов по хранению и переработке опасных промышленных отходов: полигон "Красный Бор" в Ленинградской области, где хранится более 1,8 млн. тонн ядовитых отходов, полигон по утилизации и захоронению опасных промышленных отходов 1-го и 2-го классов опасности под г. Красноярском общим объемом 12 тыс. кубометров, полигон промышленных отходов "Зубчаниновка" в Самарской области общей площадью 3,5 га, 3 полигона промышленных отходов в Ростовской области и другие. При этом отсутствуют эффективные технические решения по утилизации и обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Технологии переработки опасных отходов часто базируются на методе термической деструкции, использование которого связано с дополнительным загрязнением атмосферного воздуха.
Отдельная проблема - отходы нефтеперерабатывающей промышленности, представляющие собой нефтесодержащие шламы 2-го и 3-го классов опасности. Так, в результате деятельности только государственных предприятий газового комплекса образуется более 10 тыс. тонн нефтесодержащих шламов в год.
Кроме того, в стране накоплено более 35 тыс. тонн полихлорированных бифенилов, применявшихся в качестве трансформаторного масла и растворителя в лакокрасочной промышленности.
Требует решения проблема утилизации запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов. Среди них присутствуют такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенилтрихлорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами. На территории Российской Федерации хранится более 40 тыс. тонн таких пестицидов, из них только в Алтайском крае - более 4 тыс. тонн.
В промышленности интенсивно применяются технологии галогенирования с использованием элементного хлора и брома, представляющие высокую химическую опасность для персонала и окружающей природной среды, что связано с отсутствием альтернативных технологий, исключающих применение этих опасных реагентов.
Важной задачей также является проведение рекультивации земель, зараженных экотоксикантами различной природы.
Кроме того, особое внимание должно уделяться обеспечению превентивной защиты персонала объектов и населения и прежде всего созданию эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты человека, в том числе в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", направленного на предупреждение и предотвращение террористических проявлений, связанных с применением или угрозой применения химических, токсических, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ.
Необходимость решения проблемы, касающейся обеспечения биологической безопасности, обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире (по данным Всемирной организации здравоохранения, в течение 2 последних лет зарегистрировано более 70 непредвиденных крупных вспышек инфекционных болезней), наличием стойких природных очагов особо опасных инфекций на территории Российской Федерации и сопредельных государств, функционированием разветвленной сети биологически опасных объектов, возникновением угроз совершения террористических актов с применением биологических поражающих агентов.
С 1980 года во всем мире прекращена вакцинация против оспы. На сегодня вся популяция человечества моложе 27 лет не защищена от природной вспышки оспоподобных заболеваний, а также от террористического применения этого агента. Особенно драматично то, что широко использовавшаяся ранее вакцина против оспы непригодна для массовой вакцинации в связи с возможностью появления осложнений у людей с иммунодефицитными состояниями. В 1996-1997 годы произошли многочисленные вспышки заболеваний оспой обезьян (Республика Конго) и оспой буйволов (Индия). Это можно объяснить наличием значительной прослойки людей, не вакцинированных в прошлом против оспы. Поэтому ортопоксвирусные заболевания в настоящее время перенесены в разряд возобновляющихся опасных инфекций. Существует серьезная опасность появления нового оспоподобного заболевания человека. В связи с этим необходима разработка безопасных вакцин против оспы и средств лечения инфекции, вызываемой вирусом оспы, а также методов диагностики и индикации всех ортопоксвирусов.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно умирает от инфекционных болезней, вызванных патогенами, свыше 16 млн. человек. Эпидемиологи подсчитали, что за последние 50 лет в военных конфликтах на земном шаре погибло около 25 млн. человек, в то время как только от 5 инфекций (синдром приобретенного иммунодефицита, малярия, туберкулез и гепатиты В и С) умерло свыше 200 млн. человек.
В Российской Федерации ежегодно регистрируется около 40 млн. случаев инфекционных заболеваний. При этом экономический ущерб, наносимый инфекционными болезнями, составляет свыше 18 млрд. рублей в год.
В Российской Федерации остается напряженной ситуация, связанная с заболеваемостью клещевым вирусным энцефалитом. В 2007 году зарегистрировано свыше 3 тыс. случаев заболевания этой инфекцией, отмечено свыше 7,2 тыс. случаев заболевания клещевым боррелиозом. При этом ареал распространения этих инфекций расширяется.
За последние 7 лет отмечается резкая активизация природных очагов Крымской геморрагической лихорадки в субъектах Российской Федерации, которые входят в Южный федеральный округ и в которых в 2006 году переболело этим заболеванием более 200 человек (на 30 процентов больше чем в 2005 году). В 2007 году в 2 раза по сравнению с 2006 годом увеличилось количество заболеваний лихорадкой Западного Нила. В последние годы отмечается высокий уровень заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в связи с активизацией природных очагов преимущественно на территориях Приволжского и Уральского федеральных округов, где находятся самые активные природные очаги этой инфекции. Так, только за первые 3 месяца 2007 года на территории 4 субъектов Центрального федерального округа было зарегистрировано 587 случаев заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом.
Не исключается возможность заноса из-за рубежа таких экзотических вирусных геморрагических лихорадок, как Боливийская геморрагическая лихорадка, лихорадки Ласса, Марбург, Эбола, вспышки которых характеризуются крайне тяжелым течением заболевания и высокой смертностью.
Кроме того, ежегодно в Российской Федерации регистрируется до 500 случаев заболевания впервые выявленным бруцеллезом, вновь стали регистрироваться случаи заболеваний тропической малярией и холерой.
На территории Российской Федерации зарегистрировано более 100 тыс. сибиреязвенных скотомогильников. Способность спор возбудителя сибирской язвы длительно сохраняться в почве (более 50 лет) приводит к образованию стойких почвенных очагов, что создает реальную угрозу возникновения эпизоотий и эпидемий. Этот возбудитель рассматривается как основной биологический поражающий агент биотерроризма, что было продемонстрировано в США в 2001 году.
Сохраняются стойкие природные очаги чумы на территории Южного и Сибирского федеральных округов (Республика Алтай, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Астраханская область), в которых ежегодно регистрируются эпизоотии чумы среди грызунов.
Сохраняется неблагоприятная эпизоотическая ситуация, связанная с заболеванием ящуром сельскохозяйственных животных (Амурская область, Хабаровский и Приморский края). При этом отмечены случаи заражения вирусом ящура типа Азия-1, ранее не зарегистрированным на территории Российской Федерации.
Сохраняется сложная ситуация, связанная с бешенством. В 2007 году участились случаи заболевания бешенством животных и людей.
Значительно ухудшилась ситуация, связанная с болезнью Ньюкасла птиц, продолжается регистрация населенных пунктов, где выявлены случаи классической чумы свиней. При этом необходимо отметить, что затраты на ликвидацию вспышки классической чумы свиней только в 1 свиноводческом комплексе составляют в среднем не менее 10 млн. рублей.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляют эпидемические и эпизоотические вспышки новых и вновь возникающих инфекционных болезней (тяжелый острый респираторный синдром, грипп птиц и др.), большинство которых характеризуется внезапностью возникновения, высокой смертностью, отсутствием методов диагностики и лечения, а также значительным уровнем затрат на проведение противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий.
В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с массовым падежом дикой и домашней птицы в результате заболевания, вызванного высокопатогенным вирусом гриппа типа А (H5N1), штаммы которого явились причиной заболевания людей в странах Юго-Восточной и Западной Азии (умерли более 50 процентов заболевших).
Для обеспечения профилактических мероприятий с учетом периодичности возникновения энзоотичных процессов в природных очагах и снижения заболеваемости необходима разработка современных средств диагностики и более эффективных препаратов для вакцинации.
В условиях чрезвычайно высокой зависимости отечественного рынка лекарственных препаратов от импортных поставок субстанций и готовых средств требуется создание в Российской Федерации собственной государственной системы разработки и производства лечебно-профилактических препаратов против возбудителей опасных и особо опасных инфекционных заболеваний, а также современных антибактериальных средств.
Поддержание производственных мощностей федеральных государственных учреждений по выпуску медицинских иммунобиологических препаратов, их надежного и устойчивого функционирования позволит обеспечить защиту населения России в условиях сохраняющейся высокой вероятности применения террористами биологических средств, а также биологическую безопасность работ, производимых с микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности в организациях, занимающихся разработкой таких защитных препаратов.
Вместе с тем более половины технологического оборудования, используемого на основных стадиях производства иммунобиологических препаратов для приготовления питательных сред, культивирования, фильтрации, сушки и фасовки, отслужило установленные сроки эксплуатации и подлежит замене.
Особое внимание должно быть уделено потенциально опасным биологическим объектам, то есть организациям, в которых проводятся работы с опасными биологическими материалами и агентами. На территории Российской Федерации свыше 160 организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляют деятельность, связанную с возбудителями инфекционных заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности. В целях предупреждения несанкционированного доступа к биологическим материалам и агентам, поражения ими работающего персонала и населения требуется совершенствование систем обеспечения биологической безопасности на указанных объектах, включая разработку современных средств защиты. Особого внимания требуют вопросы, связанные с обеспечением сохранности коллекций, депонирующих патогенные микроорганизмы (возбудители опасных и особо опасных инфекционных заболеваний человека, животных и растений), прежде всего имеющих статус национальных коллекций микроорганизмов.
Вместе с тем инженерные системы обеспечения безопасности работ с микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности (вентиляция, водоснабжение, кабельные линии, трансформаторные подстанции) на биологически опасных объектах, введенных в эксплуатацию более 20 лет назад, морально устарели. Их физический износ составляет более 80 процентов.
Необходимо отметить, что последние научные достижения в области биологии, генной инженерии и биотехнологии сделали более доступными технологии культивирования возбудителей инфекционных болезней, получения опасных продуктов их жизнедеятельности (токсинов), а также создания генно-инженерно-модифицированных организмов. В связи с тем что данные технологии крайне несовершенны, существует потенциальная опасность получения их форм, которые представляют угрозу для здоровья человека и животных, а также для биологического разнообразия растений. Например, пока еще плохо изучены последствия потребления продуктов питания и кормов для животных, в состав которых входят белки и другие биологически активные вещества генно-инженерно-модифицированных организмов.
Вследствие широкой доступности технологий культивирования патогенных микроорганизмов, отсутствия механизма контроля за соблюдением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года возрастает опасность изготовления биологических поражающих средств различными террористическими и экстремистскими организациями и осуществления ими актов биологического терроризма.
Необходима скорейшая разработка и внедрение в практику высокочувствительных препаратов, основанных на генетических и иммунохимических методах и обеспечивающих экспрессный анализ, эффективных пробоотбирающих устройств, способных выявить патогены во внешней среде и диагностировать вызываемые ими заболевания.
Требует совершенствования сеть центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации.
Кроме того, необходима разработка и внедрение в практику интенсивных технологий плазменно-оптической и аэрозольной дезобработки объектов (транспорта, зданий и сооружений и др.), экологически безопасных дезинфицирующих средств, эффективных в отношении широкого спектра патогенов, в том числе спорообразующих микроорганизмов, действующих как при положительных, так и при отрицательных температурах. Это особенно важно для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате крупномасштабных аварий на биологически опасных объектах и террористических актов с применением биологических поражающих средств.
Таким образом, вследствие усиливающегося негативного влияния химических и биологических факторов на население и окружающую среду, увеличения риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных химических и биологических объектах возрастают угрозы для жизнедеятельности человека, национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время решение проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий. Однако в связи с масштабностью, сложностью и многообразием указанных проблем необходима выработка единой методологии создания национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации, представленной в настоящее время разрозненными организациями и службами надзора.
Следует отметить, что Соединенные Штаты Америки и другие развитые зарубежные страны практически завершили переход к созданию государственных систем химической и биологической безопасности, которые являются составными элементами общей системы безопасности.
Прогнозируется, что без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет увеличиваться на 10 процентов ежегодно. Следует отметить, что, по данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, в настоящее время в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов функционирует более 3,6 тыс. опасных химических объектов. В результате возникновения аварий на этих объектах может быть заражена территория площадью 300 тыс. кв. километров (с населением 54 млн. человек). Растет вероятность возникновения аварий и катастроф, связанных с широкомасштабным использованием несовершенных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности технологий, используемых в таких сферах экономики, как промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом разброс обеспеченности населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, различными средствами индивидуальной защиты (большинство из которых не соответствует современным требованиям) составляет от 8 до 74 процентов в зависимости от региона.
Для реконструкции или вывода из эксплуатации большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности.
Значительное количество химически опасных объектов в Российской Федерации представляют организации, производящие хлорорганические продукты, в особенности поливинилхлорид. В наиболее крупной из них - открытом акционерном обществе "Саянскхимпласт" (г. Саянск, Иркутская область) ежегодно образуется 6-7 тыс. тонн опасных хлорсодержащих отходов. Из-за отсутствия соответствующих мощностей из них утилизируется не более одной трети. При этом за счет возможного попадания данных отходов в грунтовые и подземные воды вероятно заражение питьевой воды населенных пунктов, находящихся даже на значительном расстоянии от объекта. Именно поэтому химическая безопасность этих организаций целиком зависит от наличия безопасных установок по утилизации образующихся отходов.
Отсутствие целевого финансирования будет способствовать необратимому выводу из промышленной цепочки основных производственных фондов и прежде всего критически важных для национальной экономики объектов, в том числе функционирующих в особый период, а также разрушению уникальной научно-исследовательской, приборно-стендовой базы организаций по разработке и производству средств защиты и другой высокотехнологичной продукции. Так, значительный ущерб безопасности страны может нанести несоответствие защитных возможностей индивидуальных и коллективных средств защиты реально существующим и возможным опасностям, обусловленным появлением в качестве потенциальных трансграничных поражающих факторов суперэкотоксикантов нового поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ и материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ, отличающихся направленностью действия и требующих одновременного применения различных технологий для их нейтрализации.
Отсутствие системного подхода к созданию многоуровневой комплексной системы защиты человека от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы, а также действенных мер по ее повсеместному внедрению способствует сохранению высокого уровня негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека.
Нуждаются в оснащении средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами 211 организаций, находящихся в ведении надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности.
Используемые в настоящее время методы диагностики особо опасных инфекций требуют жестких стационарных условий для проведения исследований и существенных затрат времени для получения результата. В этой связи в планируемом будущем для эффективной и быстрой диагностики особо опасных инфекций требуется создать автономные, высокопроизводительные, гибкие информационно-аналитические системы, базирующиеся на сканировании наследственного материала (геномов) патогенов и других опасных биоагентов. Одновременное развитие комплементарных аналитических методов позволит не только проводить быструю индикацию и дифференцированную детекцию возбудителей особо опасных инфекций и их токсинов, но и определять устойчивость возбудителей особо опасных инфекций к лечебным средствам.
Для своевременного реагирования в случае возникновения массовых отравлений и инфекционных болезней с целью недопущения их распространения на территории Российской Федерации необходимо обеспечение деятельности сети центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральному медико-биологическому агентству, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации (всего 15 центров).
Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала может стать одной из ключевых причин нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты опасных объектов, хранения, обращения и утилизации опасных материалов.
Решение всего спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, невозможно осуществить только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Отсутствие должной координации и дублирование отдельных направлений деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности ведет к нерациональному и неэффективному расходованию средств федерального бюджета.
Следует обратить особое внимание на то, что отсутствие в стране интегрированных автоматизированных банков данных, характеризующих химические и биологические угрозы, не позволяет обеспечить эффективное планирование комплексных мер противодействия им. Это снижает эффективность государственного управления и регулирования в области обеспечения безопасности населения, других объектов биосферы и техносферы в условиях нарастания угроз химического и биологического характера.
Для управления такой сложной системой, как национальная система химической и биологической безопасности, в настоящее время недостаточно информации и материальных ресурсов. Для ее формирования необходимо разработать и осуществить комплекс программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, привлеченным из различных отраслей знаний.
Таким образом, в случае неиспользования программно-целевого метода с высокой вероятностью прогнозируется развитие ситуации, характеризующейся:
санитарно-эпидемиологическим и экологическим неблагополучием;
потерями человеческого капитала и валового внутреннего продукта;
неэффективным использованием средств бюджетов различного уровня и хозяйствующих субъектов для решения приоритетных задач по обеспечению химической и биологической безопасности;
затруднением исполнения международных обязательств из-за отсутствия гармонизированных подходов к обеспечению химической и биологической безопасности;
снижением инвестиционной привлекательности страны и отдельных ее регионов.
Дальнейшее развитие рассматриваемой ситуации без использования программно-целевого метода и отсутствие государственных мер по преодолению сложившихся негативных тенденций приведут к снижению уровня национальной безопасности России в целом.
II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателейЦелью федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)" (далее - Программа) является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга опасных химических и биологических факторов, контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области химической и биологической безопасности при использовании следующих целевых индикаторов и показателей реализации Программы:
создание условий для обеспечения мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения в зоне влияния опасных объектов и территорий (до 90 процентов их общего количества);
осуществление модернизации и технического перевооружения 30 опасных химических и биологических объектов;
создание условий для обеспечения паспортами не менее 90 процентов общего количества опасных биологических объектов;
укрепление материально-технической базы не менее 211 организаций, находящихся в ведении уполномоченных надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности;
обеспечение условий для осуществления деятельности 15 центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального медико-биологического агентства;
обеспечение условий для осуществления деятельности 12 центров подготовки специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности, что позволит увеличить долю подготовленных специалистов, в должностные обязанности которых входит обеспечение химической и биологической безопасности (до 90 процентов общего количества подготовленных специалистов);
уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности при использовании следующих целевых индикаторов и показателей реализации Программы:
освобождение территории общей площадью 1100 кв. километров от потенциального воздействия опасных объектов (снижение масштабов потенциальных очагов поражения);
сокращение количества источников химической опасности на 17 единиц;
обеспечение сохранности и защищенности 9 коллекций патогенных микроорганизмов;
повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов, уровня их воздействия путем внедрения современных средств защиты при использовании следующих целевых индикаторов и показателей реализации Программы:
разработка и внедрение современных методов, средств защиты и технологий производства для обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативных влияний и угроз, вызванных факторами химического и биологического характера (до 80 процентов требуемого количества);
осуществление модернизации не менее 51 объекта научно-промышленной базы, специализирующегося на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;
увеличение производственных мощностей по выпуску средств защиты и разведки нового поколения до 265 тыс. штук.
Программа будет реализована в 2009-2013 годах в I этап. В течение 5 лет будет осуществлен ряд мероприятий, в том числе совершенствование государственного регулирования, контроль и координация взаимодействия на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработка современных технологий и реализация пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. В рамках Программы предусмотрены проведение на территории Российской Федерации мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, а также разработка предложений по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1.
III. Перечень мероприятий ПрограммыПеречень мероприятий Программы, финансируемых за счет средств федерального бюджета, приведен в приложении N 2. Их реализация будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
первое приоритетное направление предполагает проведение комплексного анализа ситуации, сложившейся в области химической и биологической безопасности, обеспечение координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и организаций, эксплуатирующих эти объекты, а также укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом установившейся практики осуществления контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации;
второе приоритетное направление предполагает проведение анализа нормативно-методической базы Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности и научное обоснование предложений по ее совершенствованию;
третье приоритетное направление предполагает снижение степени опасности, угроза которой здоровью населения, животным, растениям и другим организмам биосферы исходит от опасных химических и биологических объектов, путем модернизации и технического перевооружения этих объектов, а также модернизации и технического перевооружения объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;
четвертое приоритетное направление предполагает развитие научных основ и разработку единых научно-методических подходов в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также технологий и средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов;
пятое приоритетное направление предполагает повышение уровня информированности и просвещения населения, обеспечение условий для образования и подготовки кадров, а также для внедрения органами государственной власти инструментов управления рисками негативного воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды на биосферу и техносферу.
По каждому приоритетному направлению будет осуществлен комплекс мероприятий.
В рамках первого приоритетного направления предусматривается на основе проведенного комплексного анализа сложившейся ситуации в области химической и биологической безопасности Российской Федерации осуществление следующих мероприятий:
разработка моделей управления и взаимодействия, а также алгоритмов принятия управленческих решений на объектовом, местном, региональном и федеральном уровнях (включая разработку и внедрение отечественных программно-аппаратных средств для автоматизированных систем управления опасных объектов, исключающих несанкционированный доступ к использующимся на этих объектах информационным ресурсам);
создание базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности на примере одного субъекта Российской Федерации для последующего тиражирования полученных результатов в отношении других регионов Российской Федерации;
совершенствование и развитие системы контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации (включая контроль за состоянием информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование опасных химических и биологических объектов);
создание системы частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также разработка действенных механизмов привлечения для этих целей негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов;
совершенствование системы страхования рисков, в том числе формирование и внедрение механизма оптимизации страховых тарифов с учетом возможности нарушения прав и законных интересов третьих лиц в сфере обеспечения химической и биологической безопасности;
защита имущественных интересов государства, инвесторов, собственников (балансодержателей) опасных объектов и других участников инновационно-инвестиционного процесса в области обеспечения химической и биологической безопасности;
строительство и реконструкция объектов, а также повышение готовности и оснащение новыми сенсорными и плазменно-оптическими системами оперативного обнаружения и обезвреживания, современным оборудованием и расходными материалами организаций (всего 211 объектов и организаций), находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального медико-биологического агентства, деятельность которых направлена на обеспечение химической и биологической безопасности;
обеспечение деятельности 15 центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, формируемых на базе организаций, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (2 центра), Министерства обороны Российской Федерации (2 центра), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (8 центров) и Федерального медико-биологического агентства (3 центра), дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации и на отдельных территориях, путем реконструкции объектов научно-производственной базы и оснащения их современным оборудованием;
проведение межведомственных учений по отработке мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера на территории Российской Федерации, в результате которых будут подготовлены документы, регламентирующие проведение совместных действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера;
повышение готовности к развертыванию химико-токсикологических и противоэпидемических бригад экстренного реагирования Федерального медико-биологического агентства.
В рамках второго приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
разработка и утверждение единых критериев и методической базы для определения и категорирования уровней химической и биологической опасности объектов и территорий;
разработка федерального и региональных перечней опасных химических и биологических объектов на основе проведения инвентаризации опасных объектов, в том числе оценка их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степени оснащенности, а также определение потребностей в замене и освежении запасов российских средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов;
обоснование и подготовка методом сравнительного анализа предложений по совершенствованию нормативно-методической базы в области обеспечения химической и биологической безопасности;
усовершенствование системы сертификации работ по охране труда на опасных объектах;
разработка не менее 10 гигиенических нормативов содержания высокотоксичных химических веществ в объектах внешней среды.
В рамках третьего приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
разработка технологий, материалов, комплектующих и других видов продукции, снижающих риск опасного воздействия химических и биологических факторов;
разработка не менее 50 государственных стандартных образцов и банка данных химически опасных загрязнителей, а также методик их анализа;
разработка технологий и мероприятий по санации и реабилитации химически и биологически зараженных объектов и территорий, а также по ликвидации химически и биологически опасных накопителей, свалок и захоронений, в том числе бесхозных или не отвечающих требованиям безопасности;
разработка и создание технических средств и систем для осуществления мониторинга и контроля потенциально опасных объектов в целях обеспечения защиты персонала и населения, проживающего в зоне их воздействия;
эколого-гигиеническая оценка последствий сбросов опасных химических веществ на примере открытого акционерного общества "Химпром" (г. Волгоград) (пилотный проект);
разработка технологий уничтожения (утилизации) запасов полихлорбифенилов и агропромышленных ядохимикатов, не востребованных в промышленности и сельском хозяйстве;
разработка системы управления медицинскими отходами с использованием современных технологий обезвреживания на основе анализа ситуации по обращению с медицинскими отходами в Российской Федерации и реализация пилотного проекта по управлению медицинскими отходами на примере субъекта Российской Федерации (г. Москва);
обоснование и разработка мероприятий, направленных на предупреждение химических аварий на объектах промышленности и транспорта;
разработка методов поддержки принятия решений по техническому перевооружению химически опасных производств и объектов организаций;
реконструкция опасных химических и биологических производств и строительство объектов в соответствии с современными требованиями обеспечения химической и биологической безопасности (не менее 22 объектов, в том числе 3 объекта, в которых размещены коллекции патогенных микроорганизмов);
строительство промышленной установки для термического обезвреживания химически опасных хлорорганических отходов, образующихся на крупнейшем в Российской Федерации производстве поливинилхлорида;
модернизация научно-промышленной базы объектов, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе обеспечение условий для осуществления деятельности центров в области материаловедческих проблем и разработки безопасных технологий ликвидации химически опасных отходов (всего 51 объект);
создание запасов иммунобиологических препаратов для защиты лиц, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, поддержание производственных мощностей 3 организаций, обеспечивающих их выпуск;
ликвидация не менее 17 объектов - источников химической опасности, в том числе 5 производств порохов и взрывчатых веществ, находящихся на федеральных государственных унитарных предприятиях "Производственное объединение "Прогресс" (г. Кемерово, 1-й пусковой комплекс) и "Кемеровский завод "Коммунар" (г. Кемерово), объекта "Г", относящегося к федеральной собственности, находящегося на промышленной площадке открытого акционерного общества "Алтайхимпром" (г. Яровое, Алтайский край), а также проведение проектно-изыскательских работ и разработка проектной документации по ликвидации производств федеральных государственных унитарных предприятий "Каменскхимкомбинат" (г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область), "Производственное объединение Красноярский химический комбинат "Енисей" (г. Красноярск), "Красноуральский химический завод" (г. Красноуральск, Свердловская область);
обеспечение сохранности и защищенности 9 коллекций патогенных микроорганизмов;
обеспечение безопасных условий эксплуатации объектов, осуществляющих сложные химико- и биотехнологические процессы;
создание и внедрение новых региональных систем предупреждения и оповещения населения.
В рамках четвертого приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
разработка методов и средств индикации и идентификации биологических агентов и химических веществ в биологических средах и объектах внешней среды;
разработка современных средств профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также технологий их производства;
разработка протоколов диагностики болезней, возникновение которых связано с воздействием химических и биологических факторов, а также медико-экономических стандартов их лечения;
создание конкурентоспособных средств и систем индивидуальной и коллективной защиты, химической и биологической разведки на основе сорбционных, защитных и композиционных материалов нового поколения и продуктов повышенной химической и биологической активности и избирательности в отношении опасных химических веществ и биологических агентов и внедрение их в производство;
создание единой базы данных научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации для решения проблем, связанных с обеспечением химической безопасности;
создание информационных и прогнозно-аналитических систем, в том числе геоинформационных экспертных систем, экономико-математических моделей и методик управления риском, а также модулей программного обеспечения;
разработка критериев и алгоритмов оценки эффективности мероприятий, направленных на обеспечение химической и биологической безопасности.
В рамках пятого приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий:
разработка, создание и опытно-экспериментальная апробация к 2013 году государственной информационной системы в области обеспечения химической и биологической безопасности;
создание информационного портала "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации";
разработка и внедрение учебных программ, программ тематического усовершенствования, учебных, инструктивно-методических, практических пособий и руководств для подготовки специалистов, в должностные обязанности которых входит обеспечение химической и биологической безопасности, а также создание учебно-тренировочных комплексов;
обеспечение условий для подготовки специалистов по направлениям деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности на базе федеральных государственных учреждений (в том числе военных образовательных учреждений);
подготовка и выпуск специализированных изданий, в том числе подготовка и выпуск издательских серий "Химическая безопасность" и "Биологическая безопасность", учебных пособий, информационно-аналитических и методических сборников по вопросам, связанным с обеспечением химической и биологической безопасности;
подготовка и распространение информационных материалов среди населения в зонах защитных мероприятий, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, на территории которых планируется реализация пилотных проектов;
создание координационно-аналитического центра по обеспечению химической и биологической безопасности.
Проведение мероприятий, включающих в себя проекты, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, осуществляется после получения на них положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, приведен в приложении N 3.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения ПрограммыПрограмму предусматривается реализовать за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников.
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывалась ситуация в финансово-бюджетной сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы, связанной с обеспечением химической и биологической безопасности, а также возможность ее решения за счет средств федерального бюджета.
Объемы и источники финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников приведены в приложении N 4.
Объемы финансирования мероприятий Программы по ее приоритетным направлениям за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников приведены в приложении N 5.
Распределение объемов финансирования Программы, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, между государственными заказчиками приведено в приложении N 6.
Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях различных форм собственности, определяются по согласованию с этими организациями.
Недофинансирование работ, выполняемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников, не влечет за собой дополнительных требований к федеральному бюджету.
V. Механизм реализации ПрограммыТекущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы и государственными заказчиками Программы.
Функции государственного заказчика - координатора Программы возлагаются на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а функции государственных заказчиков Программы - на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное медико-биологическое агентство.
Механизм реализации Программы базируется на принципах паритетности финансирования мероприятий Программы, направленных на обеспечение химической и биологической безопасности, партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и разграничения полномочий, предметов ведения и ответственности всех участников Программы.
Распределение функций и взаимодействие органов управления реализацией Программы осуществляется в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Ежегодно Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год и ежеквартально в установленном порядке отчитывается о ходе ее выполнения.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет общее руководство Программой и координирует деятельность государственных заказчиков Программы, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию ее финансовых ресурсов.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Текущее управление реализацией мероприятий Программы осуществляется государственными заказчиками Программы.
Рассмотрение и утверждение предложений по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, планируемым к выполнению в рамках Программы, в реализации мероприятий которой принимают участие 2 и более государственных заказчика Программы, осуществляется научно-координационным советом Программы, создаваемым государственным заказчиком - координатором Программы, и его экспертными группами (секциями) в области химической безопасности и биологической безопасности.
Реализация мероприятий Программы в субъектах Российской Федерации осуществляется в рамках региональных целевых программ по обеспечению химической и биологической безопасности или отдельных мероприятий (в случае отсутствия таких программ).
Перечень мероприятий, реализуемых в рамках Программы в субъектах Российской Федерации, ежегодно корректируется и при необходимости дополняется. Государственный заказчик - координатор Программы до начала реализации Программы утверждает и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
процедуры обеспечения открытости информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых торгах и критериях определения победителей.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности ПрограммыРеализация планируемых в рамках Программы мероприятий обеспечит модернизацию базовых элементов национальной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации.
Для оценки ожидаемой эффективности реализации Программы используется величина предотвращенного социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах и экономический эффект, который получит государство от реализации Программы.
Экономический эффект от реализации Программы оценивается путем сравнения затрат, необходимых для ликвидации возможного ущерба, с затратами, осуществляемыми на профилактические (превентивные) мероприятия. Таким образом, экономическая эффективность реализации Программы в основном зависит от степени достижения показателей реализации Программы.
Исходя из практики экономически развитых государств отношение средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций, к средствам, необходимым для предотвращения ущерба, составляет 7-10 процентов, что соответствует экономическому эффекту от 10 до 14,28 рубля на каждый вложенный рубль.
Согласно планируемым на реализацию Программы объемам финансирования, которые составляют 33869,8 млн. рублей, величина предотвращенного социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах составит от 340 млрд. до 470 млрд. рублей.
Реализация Программы нацелена в первую очередь на достижение целей, определенных Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, утвержденными поручением Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N Пр-2194.
Предварительная оценка ожидаемой эффективности реализации Программы проведена по критериям социальной, экономической и государственной значимости планируемых результатов.
К числу ожидаемых показателей эффективности реализации Программы по критериям социальной значимости ее результатов относятся следующие показатели:
снижение социальной напряженности в обществе, обусловленной наличием либо возможностью появления поражающих факторов химической и биологической природы, негативно воздействующих на население страны;
создание дополнительных условий для оздоровления нации, снижения уровня смертности и заболеваемости населения, сохранения генофонда страны и поддержания его на необходимом для нормального развития общества уровне;
повышение жизненного уровня населения Российской Федерации.
К числу ожидаемых показателей эффективности реализации Программы по критериям экономической значимости ее результатов относятся следующие показатели:
прирост внутреннего валового продукта за счет снижения экономического ущерба от последствий аварий и катастроф на опасных химических и биологических объектах;
повышение эффективности производственной деятельности опасных химических и биологических объектов за счет модернизации химико-технологических и биотехнологических процессов в рамках реализации программных мероприятий;
увеличение выпуска для внутреннего и внешнего рынков конкурентоспособной продукции, обеспечивающей защиту людей от опасных факторов химического и биологического характера.
К числу ожидаемых показателей эффективности Программы по критериям государственной значимости ее результатов относятся следующие показатели:
выявление и анализ существующих и вновь возникающих угроз химической и биологической направленности, а также способов их парирования;
повышение уровня национальной безопасности Российской Федерации в рассматриваемой области;
обновление технологической базы потенциально опасных химических и биологических объектов, повышение уровня их экологической безопасности;
подготовка высококвалифицированных научных и производственных кадров в профильных областях;
восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота по причине их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами.
ПриложенияПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе
"Национальная система химической и
биологической безопасности
Российской Федерации (2009-2013 годы)"
(нарастающим итогом)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе
"Национальная система химической и
биологической безопасности
Российской Федерации (2009-2013 годы)"
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к федеральной целевой программе
"Национальная система химической и
биологической безопасности
Российской Федерации (2009-2013 годы)"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к федеральной целевой программе
"Национальная система химической и
биологической безопасности
Российской Федерации (2009-2013 годы)"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к федеральной целевой программе
"Национальная система химической и
биологической безопасности
Российской Федерации (2009-2013 годы)"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к федеральной целевой программе
"Национальная система химической и
биологической безопасности
Российской Федерации (2009-2013 годы)"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)