в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.10.2008 N 791 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2013 ГОДЫ)"
действует Редакция от 27.10.2008 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.10.2008 N 791 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2013 ГОДЫ)"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N Пр-2194) и перечнем поручений Президента Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации от 29 марта 2006 г. N Пр-502 предусмотрены разработка и утверждение федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации".

Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Российской Федерации может быть достигнуто в результате своевременного и эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организационных, санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами и направленных на нейтрализацию (парирование) негативного влияния вредных и опасных химических и биологических факторов и (или) уменьшение их воздействия на население и окружающую среду.

Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и окружающей среды на территории Российской Федерации от воздействия опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения им вреда. На фоне значительного ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации, а также упадка биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы для национальной безопасности страны. Стало очевидным, что опасность могут представлять следующие факторы:

трансграничные заносы на территорию Российской Федерации известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;

несанкционированное использование потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующих испытаний и неизвестны специализированным службам государственного надзора Российской Федерации;

применение на территории Российской Федерации опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях;

применение против Российской Федерации различных видов химического и биологического оружия, предназначенного для смертельного поражения или причинения иного вреда, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии.

Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.

Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение системы химической и биологической безопасности в Российской Федерации.

Реализацию государственной политики по обеспечению химической и биологической безопасности планируется осуществить путем создания единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической природы, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды.

В Российской Федерации в настоящее время функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 процентов из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек).

Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет назад. При нормативном сроке эксплуатации до 15 лет химико-технологическое оборудование к настоящему времени многократно выработало свои ресурсы, морально устарело и физически изношено.

На территории Российской Федерации в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать около 20 млн. тонн химических веществ, а накопленные токсичные отходы составили более 84 млн. тонн. По данным международных организаций, 75 процентов всех смертельных случаев, возникающих в результате аварий, связаны с воздействием химических факторов. Тем не менее число потенциально опасных химических объектов, выработавших свой ресурс, неуклонно растет. Объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации могут достигать 7 процентов валового внутреннего продукта. Следует учесть, что затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10-15 раз выше затрат, необходимых для осуществления превентивных мер.

Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться. Без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 процентов ежегодно.

Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема обеспечения химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения.

Необходимо отметить, что к числу наиболее значимых загрязнителей среды обитания человека (взвешенные вещества, оксиды азота, углерода, серы, полиароматические углеводороды и тяжелые металлы), за которыми ведется наблюдение, следует также отнести устойчивые экотоксиканты, например, полихлорированные бифенилы, бензофураны и диоксины. Несмотря на то что при проведении специальных исследований указанные стойкие органические загрязнители определяются в объектах внешней среды практически повсеместно, до сих пор в стране не создана необходимая методическая и материально-техническая база для их количественного определения и мониторинга.

Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время в Российской Федерации не разработаны единые для всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти критерии и методическая база по определению и категорированию уровней химической опасности объектов, территорий и природных явлений, на основе которых должны быть проведены инвентаризация химически опасных объектов, в том числе оценка их состояния, степень оснащенности, а также определение потребности в замене или обновлении запасов средств защиты от воздействия опасных химических факторов. В связи с этим требуют уточнения федеральные и региональные перечни опасных химических объектов.

Крупномасштабные аварии на зарубежных химических предприятиях, которые унесли жизни сотен тысяч человек (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава, Севезо) заставили изменить взгляды на место химической опасности в ряду других видов техногенных угроз и приступить к формированию новых подходов к обеспечению химической безопасности в Российской Федерации.

Нормативные правовые акты в области обеспечения химической безопасности, в том числе отраслевого уровня, подлежат гармонизации с международными актами в этой области.

Население страны недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ. Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах).

Обеспечение химической безопасности нацелено прежде всего на решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и окружающую среду. Основной подход к снижению химической опасности многочисленных объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам. Определены 4 стратегии обеспечения химической безопасности:

уменьшение объемов опасных веществ;

замена веществ менее опасными;

использование веществ в менее опасном состоянии;

проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям.

Требуются повышение уровня и интенсификация проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и материалов, усовершенствованию существующих и созданию новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач, связанных с обеспечением химической безопасности.

В течение длительного времени не проводились мероприятия по снижению вредного воздействия опасных химических объектов, расположенных в регионах Российской Федерации.

Так, в последние десятилетия у южных границ г. Волгограда сложилась неблагополучная экологическая ситуация, связанная с прудами-накопителями и испарителями сточных вод, принадлежащими открытым акционерным обществам "Химпром" и "Каустик". При площади прудов-накопителей 160 кв. километров общая зона загрязнения атмосферного воздуха, почвы и подземных вод составляет 720 кв. километров. В этой зоне идентифицировано более 50 химических соединений (хлор, фторорганические соединения, фенолы, мышьяк, свинец, хлористый винил и др.), в том числе 8 соединений первого класса опасности. В результате жители многих населенных пунктов Светлоярского района Волгоградской области лишились собственных источников питьевой воды и пользуются привозной водой, что может привести к социальной напряженности.

Определенную угрозу представляют собой бывшие производства взрывчатых веществ и порохов в г. Кемерове, г. Каменск-Шахтинском (Ростовская область), г. Красноярске, г. Красноуральске (Свердловская область), подлежит ликвидации производство на промышленной площадке г. Яровое (Алтайский край).

В настоящее время на территории Российской Федерации накоплено около 2 млрд. тонн токсичных отходов. Особую опасность загрязнения окружающей среды представляют отходы гальванических производств, а также отходы, содержащие ртуть и хлорорганику. Больше всего отходов накоплено в Приволжском федеральном округе (в среднем более 400 тонн на кв. километр). Высок уровень загрязнения токсичными отходами в Южном (267 тонн на кв. километр) и Центральном (211 тонн на кв. километр) федеральных округах. В Уральском федеральном округе он составляет 190 тонн на кв. километр, в Сибирском - 139 тонн на кв. километр, Северо-Западном - 70 тонн на кв. километр, Дальневосточном - 16 тонн на кв. километр.

Действуют несколько полигонов по хранению и переработке опасных промышленных отходов: полигон "Красный Бор" в Ленинградской области, где хранится более 1,8 млн. тонн ядовитых отходов, полигон по утилизации и захоронению опасных промышленных отходов 1-го и 2-го классов опасности под г. Красноярском общим объемом 12 тыс. кубометров, полигон промышленных отходов "Зубчаниновка" в Самарской области общей площадью 3,5 га, 3 полигона промышленных отходов в Ростовской области и другие. При этом отсутствуют эффективные технические решения по утилизации и обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Технологии переработки опасных отходов часто базируются на методе термической деструкции, использование которого связано с дополнительным загрязнением атмосферного воздуха.

Отдельная проблема - отходы нефтеперерабатывающей промышленности, представляющие собой нефтесодержащие шламы 2-го и 3-го классов опасности. Так, в результате деятельности только государственных предприятий газового комплекса образуется более 10 тыс. тонн нефтесодержащих шламов в год.

Кроме того, в стране накоплено более 35 тыс. тонн полихлорированных бифенилов, применявшихся в качестве трансформаторного масла и растворителя в лакокрасочной промышленности.

Требует решения проблема утилизации запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов. Среди них присутствуют такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенилтрихлорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами. На территории Российской Федерации хранится более 40 тыс. тонн таких пестицидов, из них только в Алтайском крае - более 4 тыс. тонн.

В промышленности интенсивно применяются технологии галогенирования с использованием элементного хлора и брома, представляющие высокую химическую опасность для персонала и окружающей природной среды, что связано с отсутствием альтернативных технологий, исключающих применение этих опасных реагентов.

Важной задачей также является проведение рекультивации земель, зараженных экотоксикантами различной природы.

Кроме того, особое внимание должно уделяться обеспечению превентивной защиты персонала объектов и населения и прежде всего созданию эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты человека, в том числе в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", направленного на предупреждение и предотвращение террористических проявлений, связанных с применением или угрозой применения химических, токсических, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Необходимость решения проблемы, касающейся обеспечения биологической безопасности, обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире (по данным Всемирной организации здравоохранения, в течение 2 последних лет зарегистрировано более 70 непредвиденных крупных вспышек инфекционных болезней), наличием стойких природных очагов особо опасных инфекций на территории Российской Федерации и сопредельных государств, функционированием разветвленной сети биологически опасных объектов, возникновением угроз совершения террористических актов с применением биологических поражающих агентов.

С 1980 года во всем мире прекращена вакцинация против оспы. На сегодня вся популяция человечества моложе 27 лет не защищена от природной вспышки оспоподобных заболеваний, а также от террористического применения этого агента. Особенно драматично то, что широко использовавшаяся ранее вакцина против оспы непригодна для массовой вакцинации в связи с возможностью появления осложнений у людей с иммунодефицитными состояниями. В 1996-1997 годы произошли многочисленные вспышки заболеваний оспой обезьян (Республика Конго) и оспой буйволов (Индия). Это можно объяснить наличием значительной прослойки людей, не вакцинированных в прошлом против оспы. Поэтому ортопоксвирусные заболевания в настоящее время перенесены в разряд возобновляющихся опасных инфекций. Существует серьезная опасность появления нового оспоподобного заболевания человека. В связи с этим необходима разработка безопасных вакцин против оспы и средств лечения инфекции, вызываемой вирусом оспы, а также методов диагностики и индикации всех ортопоксвирусов.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно умирает от инфекционных болезней, вызванных патогенами, свыше 16 млн. человек. Эпидемиологи подсчитали, что за последние 50 лет в военных конфликтах на земном шаре погибло около 25 млн. человек, в то время как только от 5 инфекций (синдром приобретенного иммунодефицита, малярия, туберкулез и гепатиты В и С) умерло свыше 200 млн. человек.

В Российской Федерации ежегодно регистрируется около 40 млн. случаев инфекционных заболеваний. При этом экономический ущерб, наносимый инфекционными болезнями, составляет свыше 18 млрд. рублей в год.

В Российской Федерации остается напряженной ситуация, связанная с заболеваемостью клещевым вирусным энцефалитом. В 2007 году зарегистрировано свыше 3 тыс. случаев заболевания этой инфекцией, отмечено свыше 7,2 тыс. случаев заболевания клещевым боррелиозом. При этом ареал распространения этих инфекций расширяется.

За последние 7 лет отмечается резкая активизация природных очагов Крымской геморрагической лихорадки в субъектах Российской Федерации, которые входят в Южный федеральный округ и в которых в 2006 году переболело этим заболеванием более 200 человек (на 30 процентов больше чем в 2005 году). В 2007 году в 2 раза по сравнению с 2006 годом увеличилось количество заболеваний лихорадкой Западного Нила. В последние годы отмечается высокий уровень заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в связи с активизацией природных очагов преимущественно на территориях Приволжского и Уральского федеральных округов, где находятся самые активные природные очаги этой инфекции. Так, только за первые 3 месяца 2007 года на территории 4 субъектов Центрального федерального округа было зарегистрировано 587 случаев заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом.

Не исключается возможность заноса из-за рубежа таких экзотических вирусных геморрагических лихорадок, как Боливийская геморрагическая лихорадка, лихорадки Ласса, Марбург, Эбола, вспышки которых характеризуются крайне тяжелым течением заболевания и высокой смертностью.

Кроме того, ежегодно в Российской Федерации регистрируется до 500 случаев заболевания впервые выявленным бруцеллезом, вновь стали регистрироваться случаи заболеваний тропической малярией и холерой.

На территории Российской Федерации зарегистрировано более 100 тыс. сибиреязвенных скотомогильников. Способность спор возбудителя сибирской язвы длительно сохраняться в почве (более 50 лет) приводит к образованию стойких почвенных очагов, что создает реальную угрозу возникновения эпизоотий и эпидемий. Этот возбудитель рассматривается как основной биологический поражающий агент биотерроризма, что было продемонстрировано в США в 2001 году.

Сохраняются стойкие природные очаги чумы на территории Южного и Сибирского федеральных округов (Республика Алтай, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Астраханская область), в которых ежегодно регистрируются эпизоотии чумы среди грызунов.

Сохраняется неблагоприятная эпизоотическая ситуация, связанная с заболеванием ящуром сельскохозяйственных животных (Амурская область, Хабаровский и Приморский края). При этом отмечены случаи заражения вирусом ящура типа Азия-1, ранее не зарегистрированным на территории Российской Федерации.

Сохраняется сложная ситуация, связанная с бешенством. В 2007 году участились случаи заболевания бешенством животных и людей.

Значительно ухудшилась ситуация, связанная с болезнью Ньюкасла птиц, продолжается регистрация населенных пунктов, где выявлены случаи классической чумы свиней. При этом необходимо отметить, что затраты на ликвидацию вспышки классической чумы свиней только в 1 свиноводческом комплексе составляют в среднем не менее 10 млн. рублей.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляют эпидемические и эпизоотические вспышки новых и вновь возникающих инфекционных болезней (тяжелый острый респираторный синдром, грипп птиц и др.), большинство которых характеризуется внезапностью возникновения, высокой смертностью, отсутствием методов диагностики и лечения, а также значительным уровнем затрат на проведение противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий.

В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с массовым падежом дикой и домашней птицы в результате заболевания, вызванного высокопатогенным вирусом гриппа типа А (H5N1), штаммы которого явились причиной заболевания людей в странах Юго-Восточной и Западной Азии (умерли более 50 процентов заболевших).

Для обеспечения профилактических мероприятий с учетом периодичности возникновения энзоотичных процессов в природных очагах и снижения заболеваемости необходима разработка современных средств диагностики и более эффективных препаратов для вакцинации.

В условиях чрезвычайно высокой зависимости отечественного рынка лекарственных препаратов от импортных поставок субстанций и готовых средств требуется создание в Российской Федерации собственной государственной системы разработки и производства лечебно-профилактических препаратов против возбудителей опасных и особо опасных инфекционных заболеваний, а также современных антибактериальных средств.

Поддержание производственных мощностей федеральных государственных учреждений по выпуску медицинских иммунобиологических препаратов, их надежного и устойчивого функционирования позволит обеспечить защиту населения России в условиях сохраняющейся высокой вероятности применения террористами биологических средств, а также биологическую безопасность работ, производимых с микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности в организациях, занимающихся разработкой таких защитных препаратов.

Вместе с тем более половины технологического оборудования, используемого на основных стадиях производства иммунобиологических препаратов для приготовления питательных сред, культивирования, фильтрации, сушки и фасовки, отслужило установленные сроки эксплуатации и подлежит замене.

Особое внимание должно быть уделено потенциально опасным биологическим объектам, то есть организациям, в которых проводятся работы с опасными биологическими материалами и агентами. На территории Российской Федерации свыше 160 организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляют деятельность, связанную с возбудителями инфекционных заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности. В целях предупреждения несанкционированного доступа к биологическим материалам и агентам, поражения ими работающего персонала и населения требуется совершенствование систем обеспечения биологической безопасности на указанных объектах, включая разработку современных средств защиты. Особого внимания требуют вопросы, связанные с обеспечением сохранности коллекций, депонирующих патогенные микроорганизмы (возбудители опасных и особо опасных инфекционных заболеваний человека, животных и растений), прежде всего имеющих статус национальных коллекций микроорганизмов.

Вместе с тем инженерные системы обеспечения безопасности работ с микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности (вентиляция, водоснабжение, кабельные линии, трансформаторные подстанции) на биологически опасных объектах, введенных в эксплуатацию более 20 лет назад, морально устарели. Их физический износ составляет более 80 процентов.

Необходимо отметить, что последние научные достижения в области биологии, генной инженерии и биотехнологии сделали более доступными технологии культивирования возбудителей инфекционных болезней, получения опасных продуктов их жизнедеятельности (токсинов), а также создания генно-инженерно-модифицированных организмов. В связи с тем что данные технологии крайне несовершенны, существует потенциальная опасность получения их форм, которые представляют угрозу для здоровья человека и животных, а также для биологического разнообразия растений. Например, пока еще плохо изучены последствия потребления продуктов питания и кормов для животных, в состав которых входят белки и другие биологически активные вещества генно-инженерно-модифицированных организмов.

Вследствие широкой доступности технологий культивирования патогенных микроорганизмов, отсутствия механизма контроля за соблюдением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года возрастает опасность изготовления биологических поражающих средств различными террористическими и экстремистскими организациями и осуществления ими актов биологического терроризма.

Необходима скорейшая разработка и внедрение в практику высокочувствительных препаратов, основанных на генетических и иммунохимических методах и обеспечивающих экспрессный анализ, эффективных пробоотбирающих устройств, способных выявить патогены во внешней среде и диагностировать вызываемые ими заболевания.

Требует совершенствования сеть центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации.

Кроме того, необходима разработка и внедрение в практику интенсивных технологий плазменно-оптической и аэрозольной дезобработки объектов (транспорта, зданий и сооружений и др.), экологически безопасных дезинфицирующих средств, эффективных в отношении широкого спектра патогенов, в том числе спорообразующих микроорганизмов, действующих как при положительных, так и при отрицательных температурах. Это особенно важно для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате крупномасштабных аварий на биологически опасных объектах и террористических актов с применением биологических поражающих средств.

Таким образом, вследствие усиливающегося негативного влияния химических и биологических факторов на население и окружающую среду, увеличения риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных химических и биологических объектах возрастают угрозы для жизнедеятельности человека, национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.

В настоящее время решение проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий. Однако в связи с масштабностью, сложностью и многообразием указанных проблем необходима выработка единой методологии создания национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации, представленной в настоящее время разрозненными организациями и службами надзора.

Следует отметить, что Соединенные Штаты Америки и другие развитые зарубежные страны практически завершили переход к созданию государственных систем химической и биологической безопасности, которые являются составными элементами общей системы безопасности.

Прогнозируется, что без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет увеличиваться на 10 процентов ежегодно. Следует отметить, что, по данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, в настоящее время в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов функционирует более 3,6 тыс. опасных химических объектов. В результате возникновения аварий на этих объектах может быть заражена территория площадью 300 тыс. кв. километров (с населением 54 млн. человек). Растет вероятность возникновения аварий и катастроф, связанных с широкомасштабным использованием несовершенных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности технологий, используемых в таких сферах экономики, как промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом разброс обеспеченности населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, различными средствами индивидуальной защиты (большинство из которых не соответствует современным требованиям) составляет от 8 до 74 процентов в зависимости от региона.

Для реконструкции или вывода из эксплуатации большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности.

Значительное количество химически опасных объектов в Российской Федерации представляют организации, производящие хлорорганические продукты, в особенности поливинилхлорид. В наиболее крупной из них - открытом акционерном обществе "Саянскхимпласт" (г. Саянск, Иркутская область) ежегодно образуется 6-7 тыс. тонн опасных хлорсодержащих отходов. Из-за отсутствия соответствующих мощностей из них утилизируется не более одной трети. При этом за счет возможного попадания данных отходов в грунтовые и подземные воды вероятно заражение питьевой воды населенных пунктов, находящихся даже на значительном расстоянии от объекта. Именно поэтому химическая безопасность этих организаций целиком зависит от наличия безопасных установок по утилизации образующихся отходов.

Отсутствие целевого финансирования будет способствовать необратимому выводу из промышленной цепочки основных производственных фондов и прежде всего критически важных для национальной экономики объектов, в том числе функционирующих в особый период, а также разрушению уникальной научно-исследовательской, приборно-стендовой базы организаций по разработке и производству средств защиты и другой высокотехнологичной продукции. Так, значительный ущерб безопасности страны может нанести несоответствие защитных возможностей индивидуальных и коллективных средств защиты реально существующим и возможным опасностям, обусловленным появлением в качестве потенциальных трансграничных поражающих факторов суперэкотоксикантов нового поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ и материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ, отличающихся направленностью действия и требующих одновременного применения различных технологий для их нейтрализации.

Отсутствие системного подхода к созданию многоуровневой комплексной системы защиты человека от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы, а также действенных мер по ее повсеместному внедрению способствует сохранению высокого уровня негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека.

Нуждаются в оснащении средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами 211 организаций, находящихся в ведении надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности.

Используемые в настоящее время методы диагностики особо опасных инфекций требуют жестких стационарных условий для проведения исследований и существенных затрат времени для получения результата. В этой связи в планируемом будущем для эффективной и быстрой диагностики особо опасных инфекций требуется создать автономные, высокопроизводительные, гибкие информационно-аналитические системы, базирующиеся на сканировании наследственного материала (геномов) патогенов и других опасных биоагентов. Одновременное развитие комплементарных аналитических методов позволит не только проводить быструю индикацию и дифференцированную детекцию возбудителей особо опасных инфекций и их токсинов, но и определять устойчивость возбудителей особо опасных инфекций к лечебным средствам.

Для своевременного реагирования в случае возникновения массовых отравлений и инфекционных болезней с целью недопущения их распространения на территории Российской Федерации необходимо обеспечение деятельности сети центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральному медико-биологическому агентству, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации (всего 15 центров).

Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала может стать одной из ключевых причин нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты опасных объектов, хранения, обращения и утилизации опасных материалов.

Решение всего спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, невозможно осуществить только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Отсутствие должной координации и дублирование отдельных направлений деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности ведет к нерациональному и неэффективному расходованию средств федерального бюджета.

Следует обратить особое внимание на то, что отсутствие в стране интегрированных автоматизированных банков данных, характеризующих химические и биологические угрозы, не позволяет обеспечить эффективное планирование комплексных мер противодействия им. Это снижает эффективность государственного управления и регулирования в области обеспечения безопасности населения, других объектов биосферы и техносферы в условиях нарастания угроз химического и биологического характера.

Для управления такой сложной системой, как национальная система химической и биологической безопасности, в настоящее время недостаточно информации и материальных ресурсов. Для ее формирования необходимо разработать и осуществить комплекс программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, привлеченным из различных отраслей знаний.

Таким образом, в случае неиспользования программно-целевого метода с высокой вероятностью прогнозируется развитие ситуации, характеризующейся:

санитарно-эпидемиологическим и экологическим неблагополучием;

потерями человеческого капитала и валового внутреннего продукта;

неэффективным использованием средств бюджетов различного уровня и хозяйствующих субъектов для решения приоритетных задач по обеспечению химической и биологической безопасности;

затруднением исполнения международных обязательств из-за отсутствия гармонизированных подходов к обеспечению химической и биологической безопасности;

снижением инвестиционной привлекательности страны и отдельных ее регионов.

Дальнейшее развитие рассматриваемой ситуации без использования программно-целевого метода и отсутствие государственных мер по преодолению сложившихся негативных тенденций приведут к снижению уровня национальной безопасности России в целом.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.10.2008 N 791 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2013 ГОДЫ)"